В России сейчас делают больше корпоративных мессенджеров, чем во всем мире. Мы тоже разрабатываем свой

Привет! Меня зовут Андрей Лучицкий. Полгода назад я присоединился к Webinar Group, чтобы помочь с нуля выпустить новый мессенджер. У нас в команде шутят, что Россия сейчас — лидер по разработке корпоративных мессенджеров. Мы тоже присоединились к тренду, но с другой идеей: сделать мессенджер, который объединит наши продукты, а потом станет основой для единой рабочей платформы.

Рабочее название — We.Teams. Летом мы его поменяем, поэтому в комментариях можете предлагать свои идеи для нейминга.

Как появилась идея мессенджера: мы про звонки или про коммуникацию?

Webinar Group когда-то тоже был стартапом. В 2008 году мы начали с одноименной платформы для онлайн-обучения и вебинаров, и уже через два года ей пользовалось более 500 компаний. Затем объединились с COMDI — платформой для организации гибридных и онлайн-мероприятий. Мы обновляли продукты, привлекали инвестиции, а в 2018 году выпустили платформу для создания онлайн-курсов и организации обучения We.Study.

В России сейчас делают больше корпоративных мессенджеров, чем во всем мире. Мы тоже разрабатываем свой

До пандемии нашим ключевым рынком были большие видеоконференции и онлайн-обучение. В 2020 году мы сместили фокус на сервисы постоянных звонков – у нас как раз запускался Webinar Meetings для групповых встреч. Он начал привлекать всё больше и больше людей. Сейчас этот продукт — ключевой ресурс для развития компании: большинство онлайн-мероприятий пользователи проводят именно с его помощью.

Со временем среди новых пользователей стали появляться клиенты, которые хотели более широкий функционал для обмена текстом, чем просто чат мероприятия. Появилась идея, что нужно переосмыслить позиционирование Webinar Group: мы только про звонки или про коммуникацию, а если про коммуникацию, то какую? Так у нас возникла первая мысль о мессенджере — простом, функциональном, для всех.

Когда мы начинали в 2008 году, то в команде было несколько десятков человек и всего один продукт. Сейчас уже четыре продукта, мы стали частью экосистемы цифровых продуктов МТС, и в компании работает более 450 человек, из которых 70 вовлечены в новый проект — мессенджер We.Teams. Ему предстоит конкурировать не только с другими корпоративными мессенджерами, но еще и с Telegram и почтой.

Что происходит на рынке: Telegram и почта в лидерах

Почти в каждой второй статье про корпоративные мессенджеры можно встретить комментарии в стиле «зачем он нужен, когда есть телеграм?».

Комментарии из статей коллег
Комментарии из статей коллег

Статистика TGStat подтверждает эту мысль: 52% респондентов используют Telegram как корпоративный мессенджер.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftgstat.ru%2Fresearch-2023&postId=720688" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TGStat</a>
Источник: TGStat

На графике видно, что Telegram и WhatsApp — доминирующие мессенджеры для корпоративного общения.

Но исследование искажено двумя факторами:

  • Узкая аудитория. Большая часть респондентов — пользователи среднего возраста из продвинутых ниш и больших городов. Если сдвинуть средний возраст выше, то, вероятнее всего, там появились бы такие игроки, как Skype for Business, Webex и Jabber.
  • Опрос концентрировался на пользователях мессенджера, а не бизнесе. Например, исследование Brand Lovers показало, что на первом месте в коммуникациях почта, затем идут мессенджеры, корпоративные порталы и СМИ, базы данных и, внезапно, листовки.

Я думаю, что почта всё еще главный канал коммуникации в бизнесе. Большая часть рынка продолжает общаться там по привычке. Часто все важные вопросы сотрудники обсуждают в почте, чтобы потом легко было найти информацию. Тот же Microsoft настолько хорошо поняла этот кейс, что в Outlook можно интегрировать Skype for Business и все сообщения из чатов будут сохраняться там.

Так что если учесть почту, то график предположительно может получиться таким:

В России сейчас делают больше корпоративных мессенджеров, чем во всем мире. Мы тоже разрабатываем свой

Что в итоге? Рынок текстовых коммуникаций заполнен бесплатными и устаревшими решениями. Он огромный. Не обязательно конкурировать на уровне Slack и MS Teams, гораздо важнее (и эффективнее) доносить ценность корпоративного мессенджера в сравнении с личными мессенджерами и почтой. К тому же РКН запретил с 1 марта банкам и государственным компаниям передавать платежные данные иностранным мессенджерами – им всем нужна альтернатива.

Если собрать все отечественные мессенджеры и взять их самые лучшие черты, то получится мегасервис, способный конкурировать с MS Teams. Проблема в том, что у каждого игрока на рынке есть только одна суперсильная сторона. Например, у We.Teams есть звонки, а у других — упор на работу с файлами или большие возможности для интеграций.

По нашим подсчетам, сейчас идет разработка примерно 20 корпоративных мессенджеров, и мало кто фокусируется на разработке функционального, но качественного сервиса для коммуникаций. До сих пор нет одного-двух решений, которые крепко заняли бы рынок бизнес-коммуникаций. Значит, есть шанс у нас: в мессенджер уже интегрирована собственная видеоконференцсвязь, а скоро появятся календари, борды, телефония, интеграции с сервисами и другие возможности.

Что мы сделали за полгода и какие фишки мессенджера стали ключевыми?

Во время проработки функционала We.Teams мы опирались прежде всего на запросы бизнеса — как большого, так и малого. Собирали обратную связь от клиентов Webinar Group, проводили исследования и смотрели, что происходит на рынке бизнес-коммуникаций в России и за рубежом.

Так у нас сформировалось концепция: сделать простой, функциональный и легко масштабируемый мессенджер.

Весь базовый функционал We.Teams планируем предоставлять бесплатно, а дополнительные инструменты (календарь, задачи, борды и другие опции) — за плату.

Причина вот в чем. Когда корпоративный мессенджер распространяют по платной лицензии, то его сложно внедрять в большие корпорации. Небольшой стартап протестирует продукт и оплатит его карточкой за пару дней, а вот офис с десятью тысячами сотрудников потратит на согласования и закупки несколько месяцев.

Мы считаем, что у крупных компаний должна быть такая же возможность быстро внедрить мессенджер, как и у небольших. Еще одна из идей — дать возможность подключиться по технологии Active Directory сразу на бесплатном тарифе.

Термин. Active Directory (AD) — это каталог с учетными записями пользователей. В нем можно быстро создать и зарегистрировать любое количество людей, а после легко управлять их учетными записями. Например, если сотрудник уволился, то его учетка закрывается и доступы ко всем сервисам компании прекращаются.

Последние шесть месяцев мы занимались разработкой. Сейчас у нас готовы приложения для iOS и Android, клиенты для Windows и macOS. Пока мы сконцентрировались на проработке базы, и она практически готова. В мессенджере уже есть:

  • групповые и личные чаты с тредами и эмодзи;
  • открытые и закрытые каналы;
  • звонки через Webinar Meetings;
  • базовый функционал для администрирования организаций и каналов;
  • возможность создания рабочих профилей для разных организаций (можно делать свои, присоединяться к другим и переключаться между ними).
В России сейчас делают больше корпоративных мессенджеров, чем во всем мире. Мы тоже разрабатываем свой

Параллельно мы запускаем маркетинговые активности и делаем рассылки на внутреннюю базу Webinar Group. Сейчас у нас появился телеграм-канал (да, это иронично, можно шутить в комментариях) и вот-вот выйдет новый лендинг.

Самым главным в данным момент считаем определиться с позиционированием. Люди привыкли к заголовкам в стиле «всё общение, коммуникации, работа в одном месте», и описывать свой продукт так же мы не хотим. Будем экспериментировать и пробовать разные варианты.

Почему мессенджер — это только начало: что такое унифицированные коммуникации

Мессенджер — это, конечно, хорошо, но мы смотрим чуть дальше. Есть такое понятие на мировом рынке — унифицированные коммуникации (Unified Communications as a Service, UСaaS). Это сервис, где всё общение и работа происходят в одном месте, например, люди совместно редактируют один документ, рисуют макеты в Figma, управляют задачами, созваниваются по телефону и видеосвязи, ведут документооборот.

Потребность в таких решениях стала актуальной, когда удаленная работа стала обыденностью. Пообщавшись с 200+ компаниями, мы узнали, что в РФ на удаленке находится не менее 40% офисных сотрудников. UCaaS в этом плане — это сервис, который решает простую, но комплексную задачу: как сделать так, чтобы команды оставались эффективными. Это реальный запрос — один из респондентов, рассказывал нам, что личные мессенджеры сильно отвлекают, и появление UCaaS-сервиса смогло бы поднять эффективность команды на 30–40%.

Наш долгосрочный план по развитию We.Teams направлен в сторону UCaaS: сделать платформу, которая сможет собрать команду, подрядчиков, клиентов и рабочие инструменты в одном месте. Рынок для нас новый, но заходим на него уже с некоторой опорой: у нас есть совещания, видеоконференцсвязь, вебинары и онлайн-курсы. Кроме этого, — возможность интеграции с корпоративной инфраструктурой, различные элементы безопасности (SSO, логирование пользователей) и поддержка работы через виртуальный рабочий стол.

Теперь появился We.Teams — фундамент этой платформы. На первых порах он будет выполнять исключительно роль мессенджера, но с дальнейшим развитием продукта станет пространством для организации работы команд. Вся логика UcaaS-системы будет завязана именно на работе в мессенджере.

Когда запуск и какие функции появятся у мессенджера в ближайшем будущем?

Сейчас мы находимся на этапе бета-тестирования: в июне крупные компании станут ранними пользователями. Мы хотим получить обратную связь по действующему продукту и погрузиться в пользовательский опыт. Кстати, лист еще не закрыт — вы можете записаться.

По плану осенью выйдет первая открытая версия бесплатного мессенджера, а в следующем году появятся платные UCaaS-опции: задачи, работа в команде, интеграции с календарями, внешними сервисами, чат-боты, телефония и другие.

Мы также будем экспериментировать с новыми подходами вроде ChatGPT в мессенджере — нейросети станут полезными ассистентами для составления краткой выжимки после созвона и проведения базовых исследований.

Что касается vc.ru, то в планах сделать блог, где можно будет проследить за развитием продукта с нуля. Эта статья стала первой, дальше с командой будем делиться новыми идеями, своими исследованиями и рассказывать про внутреннюю работу.

Пожелайте нам удачи и подписывайтесь: будет интересно и честно.

3838
52 комментария

Конкуренция – это прекрасно!

4
Ответить

Конечно! Главное, чтобы была здоровая конкуренция)

7
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

А что, идея хорошая. Назвать можно «Крышка» или «Открывашка». Звучит неплохо)

5
Ответить

Если там будут писать про акции то с радостью будут качать эти мессенджеры

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Есть аргументы почему не будут пользоваться?)

Ответить