Как идея приложения для конспектов превратилась в реальный проект и получила 800 000 на акселерацию

Год назад мне пришла в голову идея, мы попали в акселератор Иннополиса и в итоге делаем продукт. Будет интересно тем, кто вынашивает идеи и не знает, что с ними делать.

Как идея приложения для конспектов превратилась в реальный проект и получила 800 000 на акселерацию

Трудно поверить в то, как быстро всё случилось. Сейчас мы в акселераторе Иннополиса и делаем продукт для записи лекций Conspectus. Запуск совсем скоро. А началось всё с идеи, которую я не забросила, а начала над ней работать.

Как ни странно, я помню день, когда родилась идея. Это было 18 сентября 2022 года, мы ехали в машине с дочками и мечтали о будущем. Какой будет школа через 10-20 лет? Наверное, у всех будут встроенные в парты экраны, дети будут прямо на них выполнять задания, которые проецируются на доску…

А какой будет университет будущего? Конечно, там можно будет записывать все лекции на планшет, там же выполнять практические задания и получать оценку от преподавателя. Там будут все мысли, записи, зарисовки, а к экзаменам можно будет готовиться по ментальным картам и интерактивным квизам…

<i>Чьи-то фантазии о школе будущего. Почему нам всегда представляется что-то светлое?</i> 🤔
Чьи-то фантазии о школе будущего. Почему нам всегда представляется что-то светлое? 🤔

Так мы фантазировали всю дорогу, но идея про университет мне так понравилась, что я начала думать про неё постоянно. Дело в том, что я много лет работаю в вузе, и мне близко всё, что связано с университетской средой. Я знаю, как студенты записывают лекции, как готовятся к экзаменам и как их сдают. Какие моменты я вижу:

  • Единицы студентов записывают конспекты лекций в тетради, большинство пишут краткие заметки в телефоне.
  • Те, кто пишут конспекты, готовятся по ним, но вряд ли открывают потом когда-либо в жизни. Все тетрадки идут в мусорку. Те, кто пишут заметки, готовятся по материалам из интернета, потому что краткие разрозненные записи в телефоне не дают им ни-че-го.
  • Заочники приходят на двухнедельную сессию подготовленными: они включают диктофоны, чтобы не писать, и направляют на преподавателя уверенный взгляд, делая вид, что внимательно слушают и запоминают буквально всё. Вряд ли они когда-либо переслушивают лекции. Максимум – переводят их в текст и используют для подготовки к экзамену. Но больше всего они надеются на то, что их заинтересованный взгляд произведет впечатление на препода, который обязательно повысит им оценку за “работу на парах”.
  • Сколько бы ты ни старался дать студентам важную и полезную информацию, они открывают интернет и учат наизусть первые попавшиеся ресурсы. И на экзамене выдают не то, что ты пытался донести и объяснить на примерах, а то, что написано в википедии. Так ведь легче. И конспекты не надо писать.

Конспекты – вот оно, ключевое. Студенты не пишут конспекты, поэтому не усваивают то, что им дают. Нужно приложение, которое поможет записывать конспекты, работать с ними, готовиться по ним к зачётам и экзаменам, и, может быть, студенты будут запоминать лучше. И, может, даже поймут, что эти знания им пригодятся в практике и на их первой работе.

<i>Ноутбук, телефон, тетради, сканы, распечатки - столько разных форматов учебных материалов...</i>
Ноутбук, телефон, тетради, сканы, распечатки - столько разных форматов учебных материалов...

Помимо того, что я преподаю в вузе, я и сама являюсь студенткой. В прошлом году я решила, что мне срочно нужны знания по Product Management, и купила курс в ProductStar. И вот на платформе мне доступны все материалы: видеолекции, презентации, книги, итоговые тесты… Но я открываю тетрадь и пишу основные тезисы, потому что думаю: как мне потом найти то, что срочно понадобится? Просматривать скачанные презентации? Да и тетрадь не лучший способ, ведь там тоже быстро не найдёшь нужное определение, примеры и тезисы преподавателя.

И вот, будучи преподавателем и студенткой одновременно, мечтая о будущем образования, я придумала идею приложения для записи лекций. И сразу родилось название - Conspectus.

Естественно, оно работает на искусственном интеллекте: записывает лекцию, создает из неё конспект, который удобно читать и легко понимать, а также есть поиск, алфавитный указатель имён и фамилий, дат и глоссарий терминов. Нейросеть обрабатывает всю информацию, убирая лишнее, и предоставляет пользователю лишь то, что легко запомнить. А к экзамену помогает подготовиться созданный искусственным интеллектом квиз, который нещадно гоняет тебя по всему материалу, пока ты не выучишь всё, что нужно. Что может быть лучше в век информации и нейросетей?

<i>Кадр из сериала "Чёрное зеркало", всем мы знаем, о чём он.</i>
Кадр из сериала "Чёрное зеркало", всем мы знаем, о чём он.

Буквально через пару недель я где-то увидела информацию про акселератор для проектов на основе ИИ и подала заявку в Фонд содействия инновациям, чтобы получить 800 000 рублей для прохождения акселератора. Я особо даже не раздумывала. Да, у меня ничего нет – только идея. Даже команды нет. Но если идея классная, значит, её оценят. Фонд содействия инновациям (ФСИ) как раз и занимается финансовой поддержкой учёных и малых предприятий, которые работают над научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации.

Потом была онлайн-встреча, на которой я рассказала о своей идее, и она понравилась. Думаю, тут сыграло роль то, что я преподаватель в вузе, а значит, придуманный продукт основан на понимании студенческой среды. Идея должна быть максимально близка фаундеру, а лучше если он в ней эксперт.

Началась работа над заявкой на акселератор. Я читала статьи на Habr, переводные источники в научных журналах и пыталась понять, как работают нейросети, чтобы они смогли сделать то, что должен делать Conspectus. Нашла зарубежные аналоги, которые вселили в меня веру, что всё возможно.

Параллельно я провела опрос среди студентов: первокурсников, старшекурсников, заочников и своих онлайн-собратьев – будущих продактов. Всего 152 человека прошли мой опрос о записи лекций, и некоторые его результаты на этих скриншотах:

Обучение на продакта давало много новых знаний, и я начала проводить кастдевы со студентами, чтобы подтвердить свою гипотезу. На мой взгляд, гипотеза подтверждалась: большинство говорило, что записывать лекции – большая проблема, готовиться к экзаменам – тоже. Но были и “настоящие” студенты, которые даже не думали что-то записывать и учить, они наслаждались жизнью, готовились в последнюю ночь, экзамены сдавали каким-то чудом и в принципе не планировали работать по специальности. Знания им были не нужны. Что ж, хорошо, что они могли честно сказать об этом.

Потом я нашла дизайнера-новичка и сделала сайт – https://conspectus.su/ Не судите строго, надо же было с чего-то начинать. Я заметила, что молодежь любит тёмную тему, поэтому чёрный цвет стал основным. Лого дизайнер мне тоже сделала, но с тех пор я не могу на него смотреть 😁 Ладно, тут покажу. Ошибки – то, на чем мы учимся 👇🏻

<i>Идея есть, но получилось что-то невнятное ))</i>
Идея есть, но получилось что-то невнятное ))

Декабрь и все новогодние праздники я писала заявку на акселератор. В феврале, наконец, заявка была сдана.

Если интересно, как подготовить заявку на такой грант - пишите в комментариях, напишу отдельную статью ✍🏻

Маленькое отступление. В то время у меня был ещё один проект, которым искренне горжусь, – “Архитектурикс”. Это нейросеть для определения архитектурного стиля здания. Она создана и работает с высокой степенью точности (более 80%). Это проект университетский, и из-за этого там куча (огромная куча!) проблем. Напишу потом отдельно про это. А ещё для меня это пример того, что идею всё-таки можно украсть, хотя многие считают, что это не так.

ATLAS – это новое название “Архитектурикса”. Как вам? “Атлас” лучше?
ATLAS – это новое название “Архитектурикса”. Как вам? “Атлас” лучше?

Это отступление было к тому, что у меня уже были классные знакомые ребята, с которыми мы делали “Архитектурикс” и даже проходили акселератор в нашем вузе. В декабре мы встретились с одним из разработчиков, и я рассказала о новой идее. Его ответ был: “Сделать возможно всё, но это трудно. Надо много изучать”. Не отказались, не просили денег. А главное – их вера, что всё возможно. Конечно, я включила их в заявку на акселератор, надеясь и дальше идти с ними.

Долгое ожидание от подачи заявки до каких-то результатов, и вот на 19 мая 2023 года была назначена онлайн-защита проектов. Несколько дней я делала новую презентацию, готовилась к питчу на 3 минуты – буквально с секундомером, выверяя каждое слово, каждый слайд.

Самое трудное – предугадать вопросы жюри. Эксперты спросили про подтверждение “болей” от целевой аудитории, и я показала результаты своего опроса. Так что изучение ЦА – действительно важная вещь на самом раннем этапе.

И ещё спросили про задел по разработке, и я честно ответила, что мы пока на этапе исследований. Если у вас только идея, этого не надо стесняться.

Потом был ещё месяц ожидания до объявления результатов. Конечно, периодически я обновляла сайт ФСИ, но в целом особо не волновалась. Жизнь текла своим чередом: работа, лекции, сессия, дети… И вот ровно через месяц, 19 июня, мы в отпуске в Пятигорске, сидим на кухне, ужинаем – и вдруг сообщение:

<i>Минут 5 я смотрела на это сообщение</i> 👀
Минут 5 я смотрела на это сообщение 👀

Не верилось совсем. Наверное, я уже не ждала хорошего результата, разум по опыту подсказывал, что раз так долго – значит, отказ. Но это всё уловки нашего ума, чтобы не было так обидно. На самом деле нас ждала радость от того, что отбор мы прошли.

И я даже не представляла какой: из 126 проектов победили только 29! Нас ждал акселератор Иннополиса.

<i>Скриншот с сайта ФСИ</i>
Скриншот с сайта ФСИ

Что происходит на акселераторе в Иннополисе, как удалось собрать команду, как мы проводили проблемные и решенческие интервью, почему идея видоизменялась несколько раз и что мы делаем сейчас – я напишу в следующей статье. А пока если есть вопросы – задавайте!

А если интересен продукт и есть желание первым его потестировать – подписывайтесь на наш телеграм-канал:

1616
49 комментариев

Привет! У меня противоречивые впечатления.

1. Успехов вашему проекту. С точки зрения бизнеса сделали все очень хорошо. Выявили боль, предложили решение.

2. Я из с тех времен, когда чаще учились по учебникам и изредка ходили в "интернет-кафе". Мое опыт из прошлого говорит, что ваше приложение не поможет в обучении. Конспекты сделанные руками повышают качество усвоения знаний. Я предполагаю, что "автоматические конспекты" студент потом просто не поймет. Короче в целях обучения я бы не стал пользоваться подобными решениями. Я бы по старинке обучал(ся) бы.

ОФТОП:
Я почему-то уверен, что учебные заведения будущего будут в качестве инструментов использовать как раньше доску(но может быть не мел, а цифровая умная), парты и ручки и конспекты. Инновации скорее будут внедрены в методологии обучения, чтобы сильнее вовлечь студента/ученика в процесс обучения.

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

То есть вы думаете, что в будущем инновации изменят только методологию, а методики нет? Они останутся «по старинке»?

1
Ответить

Насчет методологий обучения согласна, но в этом тоже может помочь ИИ. Как думаете?

Ответить

Спасибо, ценно ваше мнение! В следующей статье я расскажу, куда мы повернули во время акселератора. Все, действительно, не так просто )

Ответить

Получить бабло под голую идею - это круто. Без мвп говорить об успешности - преждевременно.

3
Ответить

Это точно, впереди еще много работы )

1
Ответить