Как идея приложения для конспектов превратилась в реальный проект и получила 800 000 на акселерацию
Год назад мне пришла в голову идея, мы попали в акселератор Иннополиса и в итоге делаем продукт. Будет интересно тем, кто вынашивает идеи и не знает, что с ними делать.
Трудно поверить в то, как быстро всё случилось. Сейчас мы в акселераторе Иннополиса и делаем продукт для записи лекций Conspectus. Запуск совсем скоро. А началось всё с идеи, которую я не забросила, а начала над ней работать.
Как ни странно, я помню день, когда родилась идея. Это было 18 сентября 2022 года, мы ехали в машине с дочками и мечтали о будущем. Какой будет школа через 10-20 лет? Наверное, у всех будут встроенные в парты экраны, дети будут прямо на них выполнять задания, которые проецируются на доску…
А какой будет университет будущего? Конечно, там можно будет записывать все лекции на планшет, там же выполнять практические задания и получать оценку от преподавателя. Там будут все мысли, записи, зарисовки, а к экзаменам можно будет готовиться по ментальным картам и интерактивным квизам…
Так мы фантазировали всю дорогу, но идея про университет мне так понравилась, что я начала думать про неё постоянно. Дело в том, что я много лет работаю в вузе, и мне близко всё, что связано с университетской средой. Я знаю, как студенты записывают лекции, как готовятся к экзаменам и как их сдают. Какие моменты я вижу:
- Единицы студентов записывают конспекты лекций в тетради, большинство пишут краткие заметки в телефоне.
- Те, кто пишут конспекты, готовятся по ним, но вряд ли открывают потом когда-либо в жизни. Все тетрадки идут в мусорку. Те, кто пишут заметки, готовятся по материалам из интернета, потому что краткие разрозненные записи в телефоне не дают им ни-че-го.
- Заочники приходят на двухнедельную сессию подготовленными: они включают диктофоны, чтобы не писать, и направляют на преподавателя уверенный взгляд, делая вид, что внимательно слушают и запоминают буквально всё. Вряд ли они когда-либо переслушивают лекции. Максимум – переводят их в текст и используют для подготовки к экзамену. Но больше всего они надеются на то, что их заинтересованный взгляд произведет впечатление на препода, который обязательно повысит им оценку за “работу на парах”.
- Сколько бы ты ни старался дать студентам важную и полезную информацию, они открывают интернет и учат наизусть первые попавшиеся ресурсы. И на экзамене выдают не то, что ты пытался донести и объяснить на примерах, а то, что написано в википедии. Так ведь легче. И конспекты не надо писать.
Конспекты – вот оно, ключевое. Студенты не пишут конспекты, поэтому не усваивают то, что им дают. Нужно приложение, которое поможет записывать конспекты, работать с ними, готовиться по ним к зачётам и экзаменам, и, может быть, студенты будут запоминать лучше. И, может, даже поймут, что эти знания им пригодятся в практике и на их первой работе.
Помимо того, что я преподаю в вузе, я и сама являюсь студенткой. В прошлом году я решила, что мне срочно нужны знания по Product Management, и купила курс в ProductStar. И вот на платформе мне доступны все материалы: видеолекции, презентации, книги, итоговые тесты… Но я открываю тетрадь и пишу основные тезисы, потому что думаю: как мне потом найти то, что срочно понадобится? Просматривать скачанные презентации? Да и тетрадь не лучший способ, ведь там тоже быстро не найдёшь нужное определение, примеры и тезисы преподавателя.
Естественно, оно работает на искусственном интеллекте: записывает лекцию, создает из неё конспект, который удобно читать и легко понимать, а также есть поиск, алфавитный указатель имён и фамилий, дат и глоссарий терминов. Нейросеть обрабатывает всю информацию, убирая лишнее, и предоставляет пользователю лишь то, что легко запомнить. А к экзамену помогает подготовиться созданный искусственным интеллектом квиз, который нещадно гоняет тебя по всему материалу, пока ты не выучишь всё, что нужно. Что может быть лучше в век информации и нейросетей?
Буквально через пару недель я где-то увидела информацию про акселератор для проектов на основе ИИ и подала заявку в Фонд содействия инновациям, чтобы получить 800 000 рублей для прохождения акселератора. Я особо даже не раздумывала. Да, у меня ничего нет – только идея. Даже команды нет. Но если идея классная, значит, её оценят. Фонд содействия инновациям (ФСИ) как раз и занимается финансовой поддержкой учёных и малых предприятий, которые работают над научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации.
Началась работа над заявкой на акселератор. Я читала статьи на Habr, переводные источники в научных журналах и пыталась понять, как работают нейросети, чтобы они смогли сделать то, что должен делать Conspectus. Нашла зарубежные аналоги, которые вселили в меня веру, что всё возможно.
Параллельно я провела опрос среди студентов: первокурсников, старшекурсников, заочников и своих онлайн-собратьев – будущих продактов. Всего 152 человека прошли мой опрос о записи лекций, и некоторые его результаты на этих скриншотах:
Обучение на продакта давало много новых знаний, и я начала проводить кастдевы со студентами, чтобы подтвердить свою гипотезу. На мой взгляд, гипотеза подтверждалась: большинство говорило, что записывать лекции – большая проблема, готовиться к экзаменам – тоже. Но были и “настоящие” студенты, которые даже не думали что-то записывать и учить, они наслаждались жизнью, готовились в последнюю ночь, экзамены сдавали каким-то чудом и в принципе не планировали работать по специальности. Знания им были не нужны. Что ж, хорошо, что они могли честно сказать об этом.
Потом я нашла дизайнера-новичка и сделала сайт – https://conspectus.su/ Не судите строго, надо же было с чего-то начинать. Я заметила, что молодежь любит тёмную тему, поэтому чёрный цвет стал основным. Лого дизайнер мне тоже сделала, но с тех пор я не могу на него смотреть 😁 Ладно, тут покажу. Ошибки – то, на чем мы учимся 👇🏻
Декабрь и все новогодние праздники я писала заявку на акселератор. В феврале, наконец, заявка была сдана.
Маленькое отступление. В то время у меня был ещё один проект, которым искренне горжусь, – “Архитектурикс”. Это нейросеть для определения архитектурного стиля здания. Она создана и работает с высокой степенью точности (более 80%). Это проект университетский, и из-за этого там куча (огромная куча!) проблем. Напишу потом отдельно про это. А ещё для меня это пример того, что идею всё-таки можно украсть, хотя многие считают, что это не так.
Это отступление было к тому, что у меня уже были классные знакомые ребята, с которыми мы делали “Архитектурикс” и даже проходили акселератор в нашем вузе. В декабре мы встретились с одним из разработчиков, и я рассказала о новой идее. Его ответ был: “Сделать возможно всё, но это трудно. Надо много изучать”. Не отказались, не просили денег. А главное – их вера, что всё возможно. Конечно, я включила их в заявку на акселератор, надеясь и дальше идти с ними.
Долгое ожидание от подачи заявки до каких-то результатов, и вот на 19 мая 2023 года была назначена онлайн-защита проектов. Несколько дней я делала новую презентацию, готовилась к питчу на 3 минуты – буквально с секундомером, выверяя каждое слово, каждый слайд.
Потом был ещё месяц ожидания до объявления результатов. Конечно, периодически я обновляла сайт ФСИ, но в целом особо не волновалась. Жизнь текла своим чередом: работа, лекции, сессия, дети… И вот ровно через месяц, 19 июня, мы в отпуске в Пятигорске, сидим на кухне, ужинаем – и вдруг сообщение:
Не верилось совсем. Наверное, я уже не ждала хорошего результата, разум по опыту подсказывал, что раз так долго – значит, отказ. Но это всё уловки нашего ума, чтобы не было так обидно. На самом деле нас ждала радость от того, что отбор мы прошли.
И я даже не представляла какой: из 126 проектов победили только 29! Нас ждал акселератор Иннополиса.
Что происходит на акселераторе в Иннополисе, как удалось собрать команду, как мы проводили проблемные и решенческие интервью, почему идея видоизменялась несколько раз и что мы делаем сейчас – я напишу в следующей статье. А пока если есть вопросы – задавайте!
Привет! У меня противоречивые впечатления.
1. Успехов вашему проекту. С точки зрения бизнеса сделали все очень хорошо. Выявили боль, предложили решение.
2. Я из с тех времен, когда чаще учились по учебникам и изредка ходили в "интернет-кафе". Мое опыт из прошлого говорит, что ваше приложение не поможет в обучении. Конспекты сделанные руками повышают качество усвоения знаний. Я предполагаю, что "автоматические конспекты" студент потом просто не поймет. Короче в целях обучения я бы не стал пользоваться подобными решениями. Я бы по старинке обучал(ся) бы.
ОФТОП:
Я почему-то уверен, что учебные заведения будущего будут в качестве инструментов использовать как раньше доску(но может быть не мел, а цифровая умная), парты и ручки и конспекты. Инновации скорее будут внедрены в методологии обучения, чтобы сильнее вовлечь студента/ученика в процесс обучения.
Комментарий недоступен
То есть вы думаете, что в будущем инновации изменят только методологию, а методики нет? Они останутся «по старинке»?
Добрый день, Анастасия!
Я расскажу, как я вижу обучение будущего, а вы ответите что в моих понятиях по старинке, а что уже инновации.
Учебный класс офлайновый. Доска в классе можно сделать и интерактивную. Вместо плакатов будут слайды.
Считаю, что о необходимо сохранить тетради, прописи и конспекты где ученик ведет руками.
Что должно быть изменено(возможно это уже все есть):
1. Введены предметы в которых будут обучать обучаться;
2. Введены предметы улучшающие навыки коммуникации, дискуссий.
3. Думаю, что этот пункт самый главный. Какие-то схемы мотивации учеников/студентов. Возможно, будет много практики, где можно будет соединить академические знания с практикой.
Как я понял в мире психологии проведено множество исследований за последние 50-70 лет. Поэтому я бы хотел, чтобы применялись новые знания для улучшения процесса обучения. Например, когда стоит что-то заучить то ученикам надо дать инструменты заучивания - метод интервальных повторений(понятно, что надо донести как-то иначе это), мнемоническое запоминание. Уверен, что существуют и другие. Чтобы ученик мог взаимодействовать с учителем, его этому тоже надо научить.
Помню, как сложно было учить слова английского языка. Каждый придумывал свои способы, либо не учил и получал двойки. Сейчас ментально я не так гибок, но зазубрить что-либо мне намного проще, потому что умею зубрить эффективно. Почему этому не учили в школах/вузах? Потому что сами учителя этого не знали.
Резюмирую. Мое мнение, что инновации если и нужны, то не в виде гаджетов, онлайн уроков и прочего, а в виде более эффективного управления процесса обучения. Но само обучение - офлайн, группами, с тетрадями, конспектами и прочими механизмами.
В целом да, понятно, согласна с вами. Но почему вы вычеркиваете гаджеты? Ведь они как раз могут помогать эффективно управлять учебным процессом. Те же инструменты для заучивания ввести в активную практику.
Это мое субъективное и предвзятое мнение) Я допускаю, что это мнение может ошибочным.
Выше я говорил, что инновации как раз нужны, чтобы объективно оценить эффективность внедрения таких инструментов. Проводим эксперимент и определяем как лучше - с гаджетами или без. А то вдруг вы также предвзято относитесь с современным гаджетам, как я самописным конспектам? Точно уверены, что упрощение процесса обучение необходимо школьникам и его надо упрощать через "отмену" конспектов?
На счет школьников не могу сказать с уверенностью, там у обучения немного другие задачи. А на счет студентов и взрослых - да. Потому что я за то, чтобы профессиональное обучение было максимально приближено к реальной жизни. А в жизни гаджеты и инновации неотъемлемая часть развития. А вузы, как раз должны быть двигателями прогресса, а не анклавом традиционализма.
Насчет методологий обучения согласна, но в этом тоже может помочь ИИ. Как думаете?
Затрудняюсь ответить. Сохранил вопрос в закладки. Подумаю и вернусь, если придумаю что-нибудь интересное
Буду ждать, тема очень интересная
Добрый день, Ольга Владимировна!
Действительно, думаю что ИИ может помочь в обучении. Вижу ИИ в роли ассистента ученика и(или) учителя.
Учителю помощь в проверке рукописных текстов ученика, выработка рекомендаций персонального для каждого ученика.
Как вариант, например, если в работе значимого количества учеников выявляется пробел знании какой-то области, то возможно нужно рекомендовать учителю подтянуть свои знания или сделать акцент на лекциях.
Я не эксперт в этой области. Даже не представляю, как сейчас происходит обучение в современной школе. Не удивлюсь, что если мои предложение и ведение уже существует в какой-то другой форме.
Артём, спасибо, интересно. Мы когда изучали целевую аудиторию, то тоже это увидели: ИИ может погонять по теме, и ученик не будет стесняться; помочь увидеть пробелы в знаниях и дать нужную информацию. Персонализация - это действительно тренд, в том числе и в обучении.
Спасибо, ценно ваше мнение! В следующей статье я расскажу, куда мы повернули во время акселератора. Все, действительно, не так просто )
Получить бабло под голую идею - это круто. Без мвп говорить об успешности - преждевременно.
Это точно, впереди еще много работы )
Будете релизить - выкладывайте сюда статью. Вам трафик, с сообщества - похвала и критика :)
Чееее, а как же механическая память, пока человек пишет он это лучше запоминает.
Это если пишет)) А если все равно нет
В гипермаркете картошку перебирать будет
Не всегда есть зависимость от того записывает человек лекции или нет и успешности в профессиональной деятельности.
Если убрать внешние факторы, умение обучаться будет превалирующей переменной в уравнении успеха
Умение обучаться и умение конспектировать лекции - это не одно и то же
Как бы да, одно влияет на другое. Усваиваемость информации важный момент. Только если у человека не фотографическая память, тут исключение будет
Как бы да, но фотографическая и механическая память далеко не единственные. И не самые распространенные. Есть много других вариантов. Но в нашем традиционной системе обучения задействованы по факту минимум. А они не исключения, другие даже больше распространены.
Какие варианты вы имеете ввиду?
Ну например, модель обучения через опыт. Цикл Колба, где обучение - это непрерывная практика. Новый опыт (сталкиваемся с проблемой) - Рефлексия (анализируем случившиеся) - Теория (перебираем варианты решений) - Эксперимент (пробуем решить по другому). И так по кругу, точнее по спирали.
Во время всего перечисленного я делаю пометки или небольшие конспекты, чаще на бумаге, реже цифровые. Уверен, вы понимаете к чему я ввиду. Записывать не модель обучения, а инструмент.
Я к тому, что, например, в этой модели лекция отсутствует и конспект не нужен. От этого обучение не становится менее эффективным.
Заметки и подробный конспект - это разные вещи. И задачи у них разные. И хорошо, когда ты можешь сосредоточится на прослушивании лекции (слуховая память), делать заметки (визуализация). А подробный конспект для дальнейшей с ним работы, хорошо, чтобы делал кто-то другой, например ИИ
Идея отличная. Надеюсь попасть к вам в бета-тестеры, балу часто пользоваться. Будете ли вы использовать chatgpt для структуризации текста? Или все сделаете с нуля и сами?
Мы используем готовую gpt-модель 😉
Спасибо! А какой функционал понравился всего больше? Чем бы точно пользовались?
Нет тут ничего естественного.
создает из неё конспект, который удобно читать и легко понимать,Запись стенограмм была доступна ещё лет 15-20, если писать лень. Но, очень часто если писать лень студенту на лекции, то читать - тем более.
Когда студент на паре пишет САМ конспект, у него активизирует память и звуковая, и моторная, я молчу уже про то, что студент Ваш, "перерабатывает" входящий звуковой поток, для оптимизации вывода на лист бумаги.
А к экзамену помогает подготовиться созданный искусственным интеллектом квизВообще , раньше на лекции и половины информации не было, остальное в книгах читали. Сейчас вы предлагаете - переложить часть труда на какой то .py алгоритм + ai с непонятным итогом...
Ваши студенты, будут сами экзамены зачёты сдавать, или это тоже на AI делигируете? И какой смысл в этих записях, если человек сам их не писал, не лучше ли открыть первоисточник/ литературу учебную?
Успехов конечно, но вопросов очень не много к таким инновациям в обучениии)
возьму вышку и физику / первый курс технического вуза
—-
я не сказал, что тебе лекции посещать необязательно(в мое время просто бы ты до сессии не дошел - выкинули бы из института) / я имел ввиду, что если ты средне-статистический студент(периодически пропускавший лекции и слабо писавший свой конспект) = на сессии заполучил отличный конспект - хорошо, при желании тебе обеспечено / а уж удовл. 99,9%
а второй-третий курс = уже зачетка работает на тебя / и сдавать уже легче... особенно если ты не претендуешь на красный диплом или степуху
Как будто только подобные продукты мешают, студентам писать лекции и готовиться к экзаменам, перечитывая рекомендованные книги. Но нет. Большая часть этого не делает и без них. А подобные продукты дают возможность и таким лучше усваивать материал. Новыми способами, да. Это для реального мира, а не для идеального
Успехов висихантерам!
Спасибо, Дмитрий!
Классная история, я сейчас учусь на очном, но платить за такое приложение точно не готова.
лучше наши деньги / налогоплательщиков пойдут на любой проект, который помогает учиться / даже если он не взлетит, он слегка подвинет наше знание об обучаемости.
из своего опыта добавлю / конспекты на лекциях писал только на первом курсе / потом... тяжела жизнь студента = вино, карты, женщины) / думаю за 40 лет ничего не изменилось))
перед экзаменом, главное было одолжить конспект, который писала прилежная девочка, красивым почерком - и как обычно осилить его за ночь
—-
студента, как и любого молодого человека в этом возрасте учеба интересует только из-за страх быть отчисленным, в период сессии = думаю ваша система не приживется для 90% / остальные 10% - и так зубрилы, но скажут вам искреннее спасибо
Почти ничего не изменилось, это точно ))
Вы ставите проблему как "студенты не справляются с материалом потому, что не пишут конспекты" и пытаетесь решить ее тем, что за студента коспект будет писать бот. То есть изначальную проблему того что студент конспект не пишет (а значит не структурирует и не запоминает информацию в процессе) такой подход не решает априори.
Я считаю, что необходимо приложение, в котором будет можно удобно и быстро конспектировать материал, так как бумажные конспекты страдают от привязанности к линейной, страничной структуре, невозможности переписать или перерисовать сделанное без грязи, да и подчерк не у всех хороший, а имеющиеся приложения ничего кроме тех же линейных текстовых редакторов и простеньких майндкарт из текстовых блоков предложить не могут. Собственно, разработкой такого приложения я занимаюсь уже некоторое время, поживем - увидим что получится.
Успехов вашему проекту!
Отличный старт, отличное начало пути.
P.S. Я по-прежнему считаю, что лого на первое время - пойдет))))
Зина, спасибо! Да, вы меня узнали ) Меня вдохновляет ваш проект и опыт, спасибо, что делитесь 😊
Очень приятно слышать!
технологии не стоят на месте, а то приходилось с Фейк тетрадью ходить и делать вид что пишешь :)
А слушать-то удавалось? Или всё равно мысли были о другом? ))
С учетом что диплом давно получен, значит все хорошо, удавалось.
Экзамены просто учил по чужим лекциям и сдавал
Противоречивые ощущения от прочтения статьи, ибо я ратую за написание конспектов от руки, потому что так повышается усвояемость материала за счет работы зрительной памяти и мышц))
Эх, если бы студенты писали! Есть те, кто хотят, любят это дело и пишут - молодцы. Уверена, в их головах что-то остается. Я сама обожаю конспекты. Но на сегодняшний день большинство все-таки не пишут, а потом перед экзаменом пытаются впихнуть в себя кучу разрозненной информации. Что они из этого запомнят? Почти ничего, а то что останется смешается и будет кашей в голове. Заставлять студентов писать под диктовку - иногда полезная вещь, многие так делают. Не знаю, для меня студенты взрослые люди, которых я не хочу силой заставлять что-то делать. Пусть лучше слушают, думают, дискутируют, а конспекты пишутся сами )