{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как идея приложения для конспектов превратилась в реальный проект и получила 800 000 на акселерацию

Год назад мне пришла в голову идея, мы попали в акселератор Иннополиса и в итоге делаем продукт. Будет интересно тем, кто вынашивает идеи и не знает, что с ними делать.

Трудно поверить в то, как быстро всё случилось. Сейчас мы в акселераторе Иннополиса и делаем продукт для записи лекций Conspectus. Запуск совсем скоро. А началось всё с идеи, которую я не забросила, а начала над ней работать.

Как ни странно, я помню день, когда родилась идея. Это было 18 сентября 2022 года, мы ехали в машине с дочками и мечтали о будущем. Какой будет школа через 10-20 лет? Наверное, у всех будут встроенные в парты экраны, дети будут прямо на них выполнять задания, которые проецируются на доску…

А какой будет университет будущего? Конечно, там можно будет записывать все лекции на планшет, там же выполнять практические задания и получать оценку от преподавателя. Там будут все мысли, записи, зарисовки, а к экзаменам можно будет готовиться по ментальным картам и интерактивным квизам…

Чьи-то фантазии о школе будущего. Почему нам всегда представляется что-то светлое? 🤔

Так мы фантазировали всю дорогу, но идея про университет мне так понравилась, что я начала думать про неё постоянно. Дело в том, что я много лет работаю в вузе, и мне близко всё, что связано с университетской средой. Я знаю, как студенты записывают лекции, как готовятся к экзаменам и как их сдают. Какие моменты я вижу:

  • Единицы студентов записывают конспекты лекций в тетради, большинство пишут краткие заметки в телефоне.
  • Те, кто пишут конспекты, готовятся по ним, но вряд ли открывают потом когда-либо в жизни. Все тетрадки идут в мусорку. Те, кто пишут заметки, готовятся по материалам из интернета, потому что краткие разрозненные записи в телефоне не дают им ни-че-го.
  • Заочники приходят на двухнедельную сессию подготовленными: они включают диктофоны, чтобы не писать, и направляют на преподавателя уверенный взгляд, делая вид, что внимательно слушают и запоминают буквально всё. Вряд ли они когда-либо переслушивают лекции. Максимум – переводят их в текст и используют для подготовки к экзамену. Но больше всего они надеются на то, что их заинтересованный взгляд произведет впечатление на препода, который обязательно повысит им оценку за “работу на парах”.
  • Сколько бы ты ни старался дать студентам важную и полезную информацию, они открывают интернет и учат наизусть первые попавшиеся ресурсы. И на экзамене выдают не то, что ты пытался донести и объяснить на примерах, а то, что написано в википедии. Так ведь легче. И конспекты не надо писать.

Конспекты – вот оно, ключевое. Студенты не пишут конспекты, поэтому не усваивают то, что им дают. Нужно приложение, которое поможет записывать конспекты, работать с ними, готовиться по ним к зачётам и экзаменам, и, может быть, студенты будут запоминать лучше. И, может, даже поймут, что эти знания им пригодятся в практике и на их первой работе.

Ноутбук, телефон, тетради, сканы, распечатки - столько разных форматов учебных материалов...

Помимо того, что я преподаю в вузе, я и сама являюсь студенткой. В прошлом году я решила, что мне срочно нужны знания по Product Management, и купила курс в ProductStar. И вот на платформе мне доступны все материалы: видеолекции, презентации, книги, итоговые тесты… Но я открываю тетрадь и пишу основные тезисы, потому что думаю: как мне потом найти то, что срочно понадобится? Просматривать скачанные презентации? Да и тетрадь не лучший способ, ведь там тоже быстро не найдёшь нужное определение, примеры и тезисы преподавателя.

И вот, будучи преподавателем и студенткой одновременно, мечтая о будущем образования, я придумала идею приложения для записи лекций. И сразу родилось название - Conspectus.

Естественно, оно работает на искусственном интеллекте: записывает лекцию, создает из неё конспект, который удобно читать и легко понимать, а также есть поиск, алфавитный указатель имён и фамилий, дат и глоссарий терминов. Нейросеть обрабатывает всю информацию, убирая лишнее, и предоставляет пользователю лишь то, что легко запомнить. А к экзамену помогает подготовиться созданный искусственным интеллектом квиз, который нещадно гоняет тебя по всему материалу, пока ты не выучишь всё, что нужно. Что может быть лучше в век информации и нейросетей?

Кадр из сериала "Чёрное зеркало", всем мы знаем, о чём он.

Буквально через пару недель я где-то увидела информацию про акселератор для проектов на основе ИИ и подала заявку в Фонд содействия инновациям, чтобы получить 800 000 рублей для прохождения акселератора. Я особо даже не раздумывала. Да, у меня ничего нет – только идея. Даже команды нет. Но если идея классная, значит, её оценят. Фонд содействия инновациям (ФСИ) как раз и занимается финансовой поддержкой учёных и малых предприятий, которые работают над научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации.

Потом была онлайн-встреча, на которой я рассказала о своей идее, и она понравилась. Думаю, тут сыграло роль то, что я преподаватель в вузе, а значит, придуманный продукт основан на понимании студенческой среды. Идея должна быть максимально близка фаундеру, а лучше если он в ней эксперт.

Началась работа над заявкой на акселератор. Я читала статьи на Habr, переводные источники в научных журналах и пыталась понять, как работают нейросети, чтобы они смогли сделать то, что должен делать Conspectus. Нашла зарубежные аналоги, которые вселили в меня веру, что всё возможно.

Параллельно я провела опрос среди студентов: первокурсников, старшекурсников, заочников и своих онлайн-собратьев – будущих продактов. Всего 152 человека прошли мой опрос о записи лекций, и некоторые его результаты на этих скриншотах:

Обучение на продакта давало много новых знаний, и я начала проводить кастдевы со студентами, чтобы подтвердить свою гипотезу. На мой взгляд, гипотеза подтверждалась: большинство говорило, что записывать лекции – большая проблема, готовиться к экзаменам – тоже. Но были и “настоящие” студенты, которые даже не думали что-то записывать и учить, они наслаждались жизнью, готовились в последнюю ночь, экзамены сдавали каким-то чудом и в принципе не планировали работать по специальности. Знания им были не нужны. Что ж, хорошо, что они могли честно сказать об этом.

Потом я нашла дизайнера-новичка и сделала сайт – https://conspectus.su/ Не судите строго, надо же было с чего-то начинать. Я заметила, что молодежь любит тёмную тему, поэтому чёрный цвет стал основным. Лого дизайнер мне тоже сделала, но с тех пор я не могу на него смотреть 😁 Ладно, тут покажу. Ошибки – то, на чем мы учимся 👇🏻

Идея есть, но получилось что-то невнятное ))

Декабрь и все новогодние праздники я писала заявку на акселератор. В феврале, наконец, заявка была сдана.

Если интересно, как подготовить заявку на такой грант - пишите в комментариях, напишу отдельную статью ✍🏻

Маленькое отступление. В то время у меня был ещё один проект, которым искренне горжусь, – “Архитектурикс”. Это нейросеть для определения архитектурного стиля здания. Она создана и работает с высокой степенью точности (более 80%). Это проект университетский, и из-за этого там куча (огромная куча!) проблем. Напишу потом отдельно про это. А ещё для меня это пример того, что идею всё-таки можно украсть, хотя многие считают, что это не так.

ATLAS – это новое название “Архитектурикса”. Как вам? “Атлас” лучше?

Это отступление было к тому, что у меня уже были классные знакомые ребята, с которыми мы делали “Архитектурикс” и даже проходили акселератор в нашем вузе. В декабре мы встретились с одним из разработчиков, и я рассказала о новой идее. Его ответ был: “Сделать возможно всё, но это трудно. Надо много изучать”. Не отказались, не просили денег. А главное – их вера, что всё возможно. Конечно, я включила их в заявку на акселератор, надеясь и дальше идти с ними.

Долгое ожидание от подачи заявки до каких-то результатов, и вот на 19 мая 2023 года была назначена онлайн-защита проектов. Несколько дней я делала новую презентацию, готовилась к питчу на 3 минуты – буквально с секундомером, выверяя каждое слово, каждый слайд.

Самое трудное – предугадать вопросы жюри. Эксперты спросили про подтверждение “болей” от целевой аудитории, и я показала результаты своего опроса. Так что изучение ЦА – действительно важная вещь на самом раннем этапе.

И ещё спросили про задел по разработке, и я честно ответила, что мы пока на этапе исследований. Если у вас только идея, этого не надо стесняться.

Потом был ещё месяц ожидания до объявления результатов. Конечно, периодически я обновляла сайт ФСИ, но в целом особо не волновалась. Жизнь текла своим чередом: работа, лекции, сессия, дети… И вот ровно через месяц, 19 июня, мы в отпуске в Пятигорске, сидим на кухне, ужинаем – и вдруг сообщение:

Минут 5 я смотрела на это сообщение 👀

Не верилось совсем. Наверное, я уже не ждала хорошего результата, разум по опыту подсказывал, что раз так долго – значит, отказ. Но это всё уловки нашего ума, чтобы не было так обидно. На самом деле нас ждала радость от того, что отбор мы прошли.

И я даже не представляла какой: из 126 проектов победили только 29! Нас ждал акселератор Иннополиса.

Скриншот с сайта ФСИ

Что происходит на акселераторе в Иннополисе, как удалось собрать команду, как мы проводили проблемные и решенческие интервью, почему идея видоизменялась несколько раз и что мы делаем сейчас – я напишу в следующей статье. А пока если есть вопросы – задавайте!

А если интересен продукт и есть желание первым его потестировать – подписывайтесь на наш телеграм-канал:

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Артем Шатов

Привет! У меня противоречивые впечатления.

1. Успехов вашему проекту. С точки зрения бизнеса сделали все очень хорошо. Выявили боль, предложили решение.

2. Я из с тех времен, когда чаще учились по учебникам и изредка ходили в "интернет-кафе". Мое опыт из прошлого говорит, что ваше приложение не поможет в обучении. Конспекты сделанные руками повышают качество усвоения знаний. Я предполагаю, что "автоматические конспекты" студент потом просто не поймет. Короче в целях обучения я бы не стал пользоваться подобными решениями. Я бы по старинке обучал(ся) бы.

ОФТОП:
Я почему-то уверен, что учебные заведения будущего будут в качестве инструментов использовать как раньше доску(но может быть не мел, а цифровая умная), парты и ручки и конспекты. Инновации скорее будут внедрены в методологии обучения, чтобы сильнее вовлечь студента/ученика в процесс обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

То есть вы думаете, что в будущем инновации изменят только методологию, а методики нет? Они останутся «по старинке»?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Добрый день, Анастасия!

Я расскажу, как я вижу обучение будущего, а вы ответите что в моих понятиях по старинке, а что уже инновации.

Учебный класс офлайновый. Доска в классе можно сделать и интерактивную. Вместо плакатов будут слайды.
Считаю, что о необходимо сохранить тетради, прописи и конспекты где ученик ведет руками.

Что должно быть изменено(возможно это уже все есть):
1. Введены предметы в которых будут обучать обучаться;
2. Введены предметы улучшающие навыки коммуникации, дискуссий.
3. Думаю, что этот пункт самый главный. Какие-то схемы мотивации учеников/студентов. Возможно, будет много практики, где можно будет соединить академические знания с практикой.

Как я понял в мире психологии проведено множество исследований за последние 50-70 лет. Поэтому я бы хотел, чтобы применялись новые знания для улучшения процесса обучения. Например, когда стоит что-то заучить то ученикам надо дать инструменты заучивания - метод интервальных повторений(понятно, что надо донести как-то иначе это), мнемоническое запоминание. Уверен, что существуют и другие. Чтобы ученик мог взаимодействовать с учителем, его этому тоже надо научить.

Помню, как сложно было учить слова английского языка. Каждый придумывал свои способы, либо не учил и получал двойки. Сейчас ментально я не так гибок, но зазубрить что-либо мне намного проще, потому что умею зубрить эффективно. Почему этому не учили в школах/вузах? Потому что сами учителя этого не знали.

Резюмирую. Мое мнение, что инновации если и нужны, то не в виде гаджетов, онлайн уроков и прочего, а в виде более эффективного управления процесса обучения. Но само обучение - офлайн, группами, с тетрадями, конспектами и прочими механизмами.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

В целом да, понятно, согласна с вами. Но почему вы вычеркиваете гаджеты? Ведь они как раз могут помогать эффективно управлять учебным процессом. Те же инструменты для заучивания ввести в активную практику.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Это мое субъективное и предвзятое мнение) Я допускаю, что это мнение может ошибочным.

Выше я говорил, что инновации как раз нужны, чтобы объективно оценить эффективность внедрения таких инструментов. Проводим эксперимент и определяем как лучше - с гаджетами или без. А то вдруг вы также предвзято относитесь с современным гаджетам, как я самописным конспектам? Точно уверены, что упрощение процесса обучение необходимо школьникам и его надо упрощать через "отмену" конспектов?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

На счет школьников не могу сказать с уверенностью, там у обучения немного другие задачи. А на счет студентов и взрослых - да. Потому что я за то, чтобы профессиональное обучение было максимально приближено к реальной жизни. А в жизни гаджеты и инновации неотъемлемая часть развития. А вузы, как раз должны быть двигателями прогресса, а не анклавом традиционализма.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Насчет методологий обучения согласна, но в этом тоже может помочь ИИ. Как думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Затрудняюсь ответить. Сохранил вопрос в закладки. Подумаю и вернусь, если придумаю что-нибудь интересное

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Буду ждать, тема очень интересная

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Добрый день, Ольга Владимировна!

Действительно, думаю что ИИ может помочь в обучении. Вижу ИИ в роли ассистента ученика и(или) учителя.
Учителю помощь в проверке рукописных текстов ученика, выработка рекомендаций персонального для каждого ученика.

Как вариант, например, если в работе значимого количества учеников выявляется пробел знании какой-то области, то возможно нужно рекомендовать учителю подтянуть свои знания или сделать акцент на лекциях.

Я не эксперт в этой области. Даже не представляю, как сейчас происходит обучение в современной школе. Не удивлюсь, что если мои предложение и ведение уже существует в какой-то другой форме.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Артём, спасибо, интересно. Мы когда изучали целевую аудиторию, то тоже это увидели: ИИ может погонять по теме, и ученик не будет стесняться; помочь увидеть пробелы в знаниях и дать нужную информацию. Персонализация - это действительно тренд, в том числе и в обучении.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Спасибо, ценно ваше мнение! В следующей статье я расскажу, куда мы повернули во время акселератора. Все, действительно, не так просто )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Получить бабло под голую идею - это круто. Без мвп говорить об успешности - преждевременно.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Это точно, впереди еще много работы )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Будете релизить - выкладывайте сюда статью. Вам трафик, с сообщества - похвала и критика :)

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Pupkin

Чееее, а как же механическая память, пока человек пишет он это лучше запоминает.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Это если пишет)) А если все равно нет

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.
А если все равно нет

В гипермаркете картошку перебирать будет

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Не всегда есть зависимость от того записывает человек лекции или нет и успешности в профессиональной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Если убрать внешние факторы, умение обучаться будет превалирующей переменной в уравнении успеха

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Умение обучаться и умение конспектировать лекции - это не одно и то же

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Как бы да, одно влияет на другое. Усваиваемость информации важный момент. Только если у человека не фотографическая память, тут исключение будет

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Как бы да, но фотографическая и механическая память далеко не единственные. И не самые распространенные. Есть много других вариантов. Но в нашем традиционной системе обучения задействованы по факту минимум. А они не исключения, другие даже больше распространены.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.
Есть много других вариантов.

Какие варианты вы имеете ввиду?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Ну например, модель обучения через опыт. Цикл Колба, где обучение - это непрерывная практика. Новый опыт (сталкиваемся с проблемой) - Рефлексия (анализируем случившиеся) - Теория (перебираем варианты решений) - Эксперимент (пробуем решить по другому). И так по кругу, точнее по спирали.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Во время всего перечисленного я делаю пометки или небольшие конспекты, чаще на бумаге, реже цифровые. Уверен, вы понимаете к чему я ввиду. Записывать не модель обучения, а инструмент.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Я к тому, что, например, в этой модели лекция отсутствует и конспект не нужен. От этого обучение не становится менее эффективным.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Заметки и подробный конспект - это разные вещи. И задачи у них разные. И хорошо, когда ты можешь сосредоточится на прослушивании лекции (слуховая память), делать заметки (визуализация). А подробный конспект для дальнейшей с ним работы, хорошо, чтобы делал кто-то другой, например ИИ

Ответить
Развернуть ветку
Блог Москвича

Идея отличная. Надеюсь попасть к вам в бета-тестеры, балу часто пользоваться. Будете ли вы использовать chatgpt для структуризации текста? Или все сделаете с нуля и сами?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Мы используем готовую gpt-модель 😉

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Спасибо! А какой функционал понравился всего больше? Чем бы точно пользовались?

Ответить
Развернуть ветку
Asf
Естественно, оно работает на искусственном интеллекте

Нет тут ничего естественного.
Запись стенограмм была доступна ещё лет 15-20, если писать лень. Но, очень часто если писать лень студенту на лекции, то читать - тем более.

создает из неё конспект, который удобно читать и легко понимать,

Когда студент на паре пишет САМ конспект, у него активизирует память и звуковая, и моторная, я молчу уже про то, что студент Ваш, "перерабатывает" входящий звуковой поток, для оптимизации вывода на лист бумаги.

А к экзамену помогает подготовиться созданный искусственным интеллектом квиз

Вообще , раньше на лекции и половины информации не было, остальное в книгах читали. Сейчас вы предлагаете - переложить часть труда на какой то .py алгоритм + ai с непонятным итогом...

Ваши студенты, будут сами экзамены зачёты сдавать, или это тоже на AI делигируете? И какой смысл в этих записях, если человек сам их не писал, не лучше ли открыть первоисточник/ литературу учебную?

Успехов конечно, но вопросов очень не много к таким инновациям в обучениии)

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Con

возьму вышку и физику / первый курс технического вуза
—-
я не сказал, что тебе лекции посещать необязательно(в мое время просто бы ты до сессии не дошел - выкинули бы из института) / я имел ввиду, что если ты средне-статистический студент(периодически пропускавший лекции и слабо писавший свой конспект) = на сессии заполучил отличный конспект - хорошо, при желании тебе обеспечено / а уж удовл. 99,9%

а второй-третий курс = уже зачетка работает на тебя / и сдавать уже легче... особенно если ты не претендуешь на красный диплом или степуху

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Как будто только подобные продукты мешают, студентам писать лекции и готовиться к экзаменам, перечитывая рекомендованные книги. Но нет. Большая часть этого не делает и без них. А подобные продукты дают возможность и таким лучше усваивать материал. Новыми способами, да. Это для реального мира, а не для идеального

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Успехов висихантерам!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Спасибо, Дмитрий!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Новикова

Классная история, я сейчас учусь на очном, но платить за такое приложение точно не готова.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Con

лучше наши деньги / налогоплательщиков пойдут на любой проект, который помогает учиться / даже если он не взлетит, он слегка подвинет наше знание об обучаемости.

из своего опыта добавлю / конспекты на лекциях писал только на первом курсе / потом... тяжела жизнь студента = вино, карты, женщины) / думаю за 40 лет ничего не изменилось))

перед экзаменом, главное было одолжить конспект, который писала прилежная девочка, красивым почерком - и как обычно осилить его за ночь
—-
студента, как и любого молодого человека в этом возрасте учеба интересует только из-за страх быть отчисленным, в период сессии = думаю ваша система не приживется для 90% / остальные 10% - и так зубрилы, но скажут вам искреннее спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Почти ничего не изменилось, это точно ))

Ответить
Развернуть ветку
Лесной холод

Вы ставите проблему как "студенты не справляются с материалом потому, что не пишут конспекты" и пытаетесь решить ее тем, что за студента коспект будет писать бот. То есть изначальную проблему того что студент конспект не пишет (а значит не структурирует и не запоминает информацию в процессе) такой подход не решает априори.
Я считаю, что необходимо приложение, в котором будет можно удобно и быстро конспектировать материал, так как бумажные конспекты страдают от привязанности к линейной, страничной структуре, невозможности переписать или перерисовать сделанное без грязи, да и подчерк не у всех хороший, а имеющиеся приложения ничего кроме тех же линейных текстовых редакторов и простеньких майндкарт из текстовых блоков предложить не могут. Собственно, разработкой такого приложения я занимаюсь уже некоторое время, поживем - увидим что получится.

Ответить
Развернуть ветку
Zina Sereb

Успехов вашему проекту!
Отличный старт, отличное начало пути.

P.S. Я по-прежнему считаю, что лого на первое время - пойдет))))

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Зина, спасибо! Да, вы меня узнали ) Меня вдохновляет ваш проект и опыт, спасибо, что делитесь 😊

Ответить
Развернуть ветку
Zina Sereb

Очень приятно слышать!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

технологии не стоят на месте, а то приходилось с Фейк тетрадью ходить и делать вид что пишешь :)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

А слушать-то удавалось? Или всё равно мысли были о другом? ))

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

С учетом что диплом давно получен, значит все хорошо, удавалось.

Экзамены просто учил по чужим лекциям и сдавал

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Противоречивые ощущения от прочтения статьи, ибо я ратую за написание конспектов от руки, потому что так повышается усвояемость материала за счет работы зрительной памяти и мышц))

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Владимирова
Автор

Эх, если бы студенты писали! Есть те, кто хотят, любят это дело и пишут - молодцы. Уверена, в их головах что-то остается. Я сама обожаю конспекты. Но на сегодняшний день большинство все-таки не пишут, а потом перед экзаменом пытаются впихнуть в себя кучу разрозненной информации. Что они из этого запомнят? Почти ничего, а то что останется смешается и будет кашей в голове. Заставлять студентов писать под диктовку - иногда полезная вещь, многие так делают. Не знаю, для меня студенты взрослые люди, которых я не хочу силой заставлять что-то делать. Пусть лучше слушают, думают, дискутируют, а конспекты пишутся сами )

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда