Чат бот для оценки б/у товаров
Быстро писал статью. Хотел структурировать и сделать всё «по красоте». Но в итоге получилось очень спонтанно и сумбурно.
Для общего понимания, что тут происходит, надо немного рассказать о себе и о коллегах.
Меня зовут Алексей Владимирович и я работаю в торговле с 2008 года. В комиссионной торговле, если мне не изменяет память, с 2015 года.
Мои коллеги работают в комиссионной торговле гораздо дольше меня. Поэтому, эту информацию опустим.
Последние несколько лет я плотно связан с продажами в интернете: Авито, Яндекс Маркет, Озон и вот это вот всё. Вдаваться в подробности не буду. Занимаюсь автоматизацией остатков, управлением контентным наполнением (копирайтеры, фотографы и прочими профессионалами своего дела) . А так же, слежу за своевременными отгрузками на всех платформах. Иногда не очень удачно.
Есть свой интернет-магазин, который продаёт пару раз в год. Остальное время работает исключительно как агрегатор сервисов (собственно, для этого и создавался) .
Предыстория проекта
Пару лет назад, я задумался о том, что есть несколько площадок для продажи б/у товаров. Но, нет ни одной, где это можно было бы сделать срочно.
Поясню. Если мне срочно нужны деньги, то я вынужден продавать свою вещь дешевле рынка. Для этого не подходят сайты бесплатных объявлений. По той причине, что нет гарантий, что мою вещь купят в день размещения, даже если я её выставлю за 1 рубль.
Логично, что я пойду в скупку, ломбард или комиссионный магазин. И продам её там. Но, никто не хочет расставаться со своими вещами за бесценок. А значит, придётся обойти ножками несколько таких заведений, чтобы найти максимально возможное предложение.
На это может уйти до пары дней. А если этих пары дней нет? То и изучить предложения нет возможности.
И я начал думать. Чтобы такое сделать, чтобы упростить задачу «продавцам по неволе»...
Основные сложности
Первое, с чем я столкнулся – это выбор платформы. На чём делать сервис? Я не обладаю бесконечными денежными ресурсами. Более того, у меня нет капитала на старт грандиозного проекта.
Своё приложение – дорогая разработка и дорогое продвижение.
Сайт – большинство пользователей сети сейчас используют смартфоны. Сайт — не очень удобно.
Вот так, периодически возвращаясь мыслями к этому вопросу, прошёл год.
Следующая сложность, с которой я столкнулся, в процессе мысленных экспериментов – это необходимость создания команды единомышленников. Которые возьмут на себя части процессов. Нужны были: маркетолог, бухгалтер (администратор) , продавец.
Далее, надо было понять, логику процессов внутри программы и написать алгоритм. Это, кстати, было самым простым. Я справился за неделю, где-то.
Итак. Две самых больших сложности: люди и какая платформа?
Как только появились заинтересованные люди – остальные сложности быстро решились.
Создание команды
Так получилось, что летом 2023 года, я оказался в закрытом чате. В этом чате я рассказал о своих мыслях и быстро нашёл единомышленников. Мы скооперировались и создали отдельный чат для обсуждения разработки.
Живём мы в разных странах и в разных часовых поясах. Поэтому, общение в основном текстовое. Иногда, по договорённости, созваниваемся.
На старте проекта нас было четверо.
Мы быстро договорились о том, что хотим видеть в итоге. Как будем делить ответственность и набросали план действий.
Коротко о подготовке
Путём споров и прений, мы выбрали следующую модель разработки: чат-бот в Telegram. Почему? Относительно недорогая стоимость разработки и просто привлекать пользователей не выходя за рамки одной платформы.
- Мы выбрали платформу для разработки;
- Я начал поиски программиста и написал первое ТЗ;
- После первичной разработки мы планировали потестировать системук своими силами;
- Затем отправить на доработку;
- Потом запустить доработанную версию в режиме тестирования в рамках одного локального города;
- Во время тестирования, запустить рекламную компанию, чтобы собрать статистику о стоимости и времени привлечения критически необходимой массы пользователей;
- На тестирование пригласили своих знакомых, у кого есть профильные магазины;
- Договорились о том, когда можно считать первый запуск успешным;
Новые сложности
Кроме того, что мы сталкиваемся с техническими сложностями. Мы столкнулись с тем, что подключённые к системе магазины не проявляют необходимой инициативы. Они просто не отвечают на входящие заявки на оценку. От этого страдает система, поскольку мы хотели, чтобы пользователю приходило, хотя бы 3-5 предложений о выкупе. А приходит 1-2.
На день написания статьи, в чат-боте 180 пользователей. И 23 заявки на оценку (эта информация не полная) . Количество заявок мы стали считать только после одного из обновлений.
Нет полноценной аналитики. Не возможно понять из какого рекламного канала и сколько людей пришло. Приходится разбивать рекламные кампании по времени, чтобы хоть как-то можно было отследить эффективность той или иной кампании.
Реклама в ТГ каналах оказалась менее эффективной, чем предполагалось. А вот Яндекс Директ, неожиданно неплохо отработал. Таргетированная реклама ВКонтакте не принесла вообще никаких результатов. Просто слил бюджет.
Так же, я немного поспамил людям в личные сообщения со своего личного аккаунта на авито и юле. Предлагал попробовать новый сервис. Так же, локально, в пределах одного города. 100 сообщений — принесло 3 живых заявки на оценку.
В общем, главной сложностью оказалось то, что бесплатно подключённые магазины не проявляют должной ответственности и не отвечают на заявки пользователей.
Ещё, мы подумали, что не защищены от спам атак. Люди совершенно беспрепятственно могут отправлять на оценку любые фотографии и писать всё, что в голову придёт. Пока, мы с таким не особо сталкивались. Но, как-то на оценку шаурма пришла.
Одним из вариантов решений – ограничить количество запросов от одного пользователя в сутки.
Пока мы не решили эту сложность, но активно думаем над решением.
Немного о работе системы
Система работает по системе закрытого аукциона. Пользователь, который хочет продать свою вещь, заполняет небольшую форму: название, описание, фотографии.
Магазины, в обезличенной форме, получают заявку на основе заполненной формы. У них есть две кнопки: «Предложить цену" и "Отказаться от предложения". Если магазин выбирает первый сценарий, то он отправляет целое число, которое является предполагаемой стоимостью выкупа предлагаемого пользователем товара. Если магазин "отказывается от предложения», то он должен в свободной форме описать причину отказа. На оценку отводится 60 минут. По истечение этого времени, магазин не может ответить на оценку, поскольку ответ уже сформирован и отправлен пользователю.
Пользователь, заполнив форму, через 60 минут получает ответ списком. В ответе указаны: название магазина, предложение или отказ от предложения, адрес и номер телефона магазина.
Нет опыта
Мы опытные продавцы и владельцы бизнесов. Умеем открывать и раскручивать физические магазины. Но, это первый опыт создания такого проекта. Вероятно, мы ещё столкнёмся с кучей проблем и сложностей на пути развития.
Между тем, я уверен, что проект очень полезный. Мы уже привлекли в него больше людей, чем в телеграм канал моего магазина. И я считаю это хорошим показателем.
В начале пути
Мы собрались вместе и запустили проект с нуля меньше, чем за три месяца. Это только самое начало.
Если у уважаемых читателей есть что сказать по поводу продвижения, технических моментов. Возможно ещё какие-то соображения — жду вас в комментариях.
Приношу извинения за сумбурность повествования. Пока было желание писать – надо было это сделать. Потом времени не будет или настроения.
Успехов!