История одного стартапа (часть 1)
Спойлер - не взлетевшего.
Всем привет! Меня зовут Лера и я ex-CEO и Founder стартапа Career Track - сервиса, который создает индивидуальные карьерные треки для диджитал-специалистов за 10 секунд и который не взлетел. Но негативный опыт тоже опыт, поэтому я решила написать несколько статей, в которых расскажу о том, как появилась идея Career Track, как мы с командой чуть не пивотнулись в сторону гайдов, прошли в акселератор Ed2 и получили первые продажи.
Короткое содержание статьи:
- Как появилась идея Career Track?
- Первое одобрение со стороны рынка
- Идем в народ, начинаем докапываться до потенциальной ЦА
- Что дальше?
Как появилась идея Career Track?
Идея сервиса появилась еще задолго до того, как наша команда начала работать над ее воплощением, а именно - около года назад. Это был переходный момент в моей карьере, когда из сферы маркетинга и pr я входила в новый мир бизнес-аналитики. В то время мне не хватало какого-то гайда, инструкции, которая помогла бы мне понять, какие именно навыки нужно прокачать и как это сделать. И вместо того, чтобы, например, взять ментора или проанализировать вакансии на Hh, я пошла в один из известных онлайн-университетов и оплатила обучение по профессии “Продуктовый аналитик”. Часть полученных знаний я регулярно использую в работе, но эта часть составляет примерно 10-15% всего обучения.
Первое одобрение со стороны рынка
Первый краш-тест идея прошла во время приемной комиссии на программу Moove в Сколково. Всего 5 минут на презентацию перед комиссией из 7 человек - первый опыт питча, не скажу, что он был удачный, но тем не менее, идею одобрили. И это одобрение стало первым толчком, с которого и началась история Career Track - был дан старт поиску участников команды.
Но несмотря на то, что идею одобрили, на Moove я так и не пошла. Примерно 2 месяца над идеей никто не работал - все застыло на уровне питча, но в какой-то момент я решила, что, наверное, она все же достойна увидеть мир. С этой мыслью начался этап поиска команды, которому будет посвящена отдельная статья.
Идем в народ, начинаем докапываться до потенциальной ЦА
По классике, любой проект начинается с поиска подтверждения наличия проблем у потенциальной ЦА, которые (в теории) этот проект может решить.
Для того, чтобы это проверить мы:
- Провели 30 глубинных интервью
- Запустили онлайн-опрос, собрали ответы со 117 респондентов
Что узнали из глубинных интервью?
Чтобы не вдаваться в подробности всех инсайтов - ниже прикрепила карту эмпатии, которую мы составили по результатам первого этапа кастдева. Эта карта стала первой попыткой систематизировать всю информацию, полученную от потенциальной ЦА. Почему это важно? Как минимум, потому, что на все эти боли, упомянутые респондентами, можно сделать фокус во время подготовки оффера для лендинга.
Сначала несколько слов про получившийся портрет респондентов: 63% женщин и 37% мужчин, 52,9% учатся и работают, 17,6% только учатся, 21,6% только работают и 7,8% находятся в поиске работы, при этом 53% несколько раз за последний месяц приходили мысли о смене работы и у 53% приходили мысли о кардинальной смене работы.
Но самой важной информацией стало для нас понимание того, с какой целью респонденты обращались к карьерным менторам и консультантам - основным конкурентам Career Track. Самый частый вопрос, который мы слышали за это время “Чем вы лучше консультанта, который составит мне ИПР (индивидуальный план развития) и во время личной беседы проанализирует, каких навыков мне не хватает?”. Но не все так просто, ведь 50% респондентов приходят к консультанту за скринингом и помощью в составлении резюме.
А теперь про артефакты
Вместе с развитием продукта меняется и лендинг, и сам карьерный трек, и питчи про сервис, но все эти артефакты нельзя было назвать символами продвижения нашей команды. По-настоящему оценить глубину погружения в тему можно только, посмотрев на изменения описания сегментов ЦА, которое менялось по окончанию каждого этапа исследования - оно становилось все более детальным и проработанным.
Судите сами:
По итогу мы начали строить карьерный трек для продактов, и вот так выглядели сегменты ЦА:
- Те, кто только хочет войти в профессию (студенты и выпускники ВУЗов, профильных онлайн-университетов и школ, а также люди, переквалифицирующиеся в digital сферу) - хотят больше узнать про профессию и понять, какие навыки им нужно прокачивать;
- Те, кто уже в профессии - хотят оценить текущий уровень развития своих навыков, понять, какие из них “проседают” и начать их прокачивать: Junior специалисты, Junior + / Middle специалисты;
- Те, кто не хочет менять профессию, но кому нужны продуктовые скиллы (предприниматели и руководители направлений (например, клиентской поддержки), которые хотят использовать в работе продуктовый подход) - знают, какие именно навыки им нужно прокачать, но хотят понять, как именно это сделать.
Что дальше?
Это был лишь первый этап, с которого началась работа над Career Track, в слудеющей статье напишу о том, как мы пару раз чуть не пивотнулись, ушли в дебри, запустили гайд для дизайнеров на фрилансе и снова вернулись к треку для продактов.
Кстати, почитать про историю стартапа можно в рублике #вне_дневник_стартапа в моем телеграм-канале 🤫