Пожаловаться здесь и сейчас, или бизнес на «чековой книжке»

Web-разработчик из Нижнего Новгорода Артём Ковшарёв предпочитает питаться в ресторанах. И не потому, что настолько богат или невкусно кормят дома. В ресторанах он тестирует инновационное приложение ЧЕКБУК, позволяющее гостю любого заведения общепита отправить мгновенный отзыв о кухне, сервисе, ценах и т.д. О бизнесе на обратной связи – в нашем материале.

Пожаловаться здесь и сейчас, или бизнес на «чековой книжке»

Ножка стула и железная губка

Большой бизнес нередко начинается с мелочей. Однажды шведский предприниматель Ингвар Кампрад увидел, как его подчинённый откручивает ножку у стула, чтобы стул поместился в машину. Пришедшая в голову Кампрада идея плоской упаковки сделала IKEA крупнейшей мебельной компанией в мире. Бизнес-история нижегородца Артёма Ковшарёва началась с железной губки в супе.

«Идея ЧЕКБУКа пришла не от хорошей жизни. Как-то, придя в ресторан с друзьями, я остался недоволен одним недоразумением, - начинает Артём и после некоторого раздумья поясняет. - Мне попалась железная губка в супе... Причём, за это передо мной никто не извинился. Даже администратор заведения сказал, мол, так бывает».

Мне попалась железная губка в супе... Причём, за это передо мной никто не извинился.

Артём Ковшарёв, основатель ЧЕКБУКа

Следующей мыслью пострадавшего было оставить отзыв на каком-нибудь сайте отзывов или в социальных сетях. Но таких сайтов большое количество, и не факт, что написанный там комментарий дойдёт до адресата, до посетителей конкретного плохого ресторана и тем самым принесёт пользу. «А мои друзья представили: как бы здорово было прямо за столом оценить обслуживание на специальном устройстве. И я подумал – а почему нет?» - продолжает Артём.

На тот момент наш герой успел поработать smm-менеджером в Red bull, продавцом в Re:Store, в отделе продаж менее известной студии по производству рекламы, оператором на АЗС. И это со специальностью web-программиста, которая в итоге и позволила ему к 30 годам закрыть свои «непрофильные активы», сосредоточившись на создании приложения ЧЕКБУК.

​Вот так и выглядит "чековая книжка" Фото Артёма Ковшарёва
​Вот так и выглядит "чековая книжка" Фото Артёма Ковшарёва

За 5 минут на 360 градусов

В мае 2018 года был разработан соответствующий софт. «Идея была в том, чтобы раздать наши ЧЕКБУКи максимальному количеству самых популярных ресторанов в Нижнем Новгороде и зарабатывать на размещении в них рекламы сторонних компаний. Ресторан получает отзывы, мы размещаем рекламу и получаем деньги - всё класс. Мы купили 100 планшетов, зашили их в кожу, раздали по ресторанам и стали ждать, что сейчас к нам пойдут топ-менеджеры разных компаний на бизнес-ланчи, увидят наш продукт, полетят заявки… И, как думаете, сколько пришло заявок? Правильно - ни одной! Отзывов куча, рестораны счастливы, гости довольны, у нас всё плохо... Ок, нанимаем отдел продаж, производим агрессивные продажи, проводим много встреч, рассылок, обзвонов. Но результат - слёзы. Думаем - всё, бизнес рухнул, благотворительность для ресторанов…» - вспоминает Ковшарёв первые трудности, которые могли стать фатальными. Если бы не одно «но».

Однажды раздался тот самый звонок...

- Алло, я владелец ресторана, крутые книжки, хочу такие!- У нас больше нет, все раздали.- Как нет? Я куплю.- Я перезвоню...После этого Артём и Ко буквально за пять минут полностью поменяли бизнес-модель, переориентировавшись с показа рекламы на продажу собственно крутого приложения для отзывов.

Дело техники

Однако самым сложным, по признанию Ковшарёва, всё же было создание программного обеспечения. Оно включает облачное хранилище, сенсорный экран, функции отправки уведомлений и отзывов, оплаты чека и чаевых официанту.

«Я по образованию программист, знаю, что и как работает, но всё-таки доверяю написание программного кода профессионалу. Сложность для создания ПО заключалась в высоких затратах, как финансово, так и по времени. Порядка 1,5 млн рублей ушло на разработку ПО и облачных сервисов и ещё 500-600 тысяч на различные доработки.

По времени ушло полтора года, так как постоянно нужны какие-то изменения и улучшения. Параллельно четыре месяца тестировали устройство в одной сети ресторанов, получали рекомендации – как лучше кнопки расположить, какой размер самый оптимальный, что добавить и так далее», - говорит он.

Один из примеров рекомендаций фокус-группы - добавление кнопки перевода на китайский язык. Сегодня это актуально. Также первые пользователи помогли составить анкету для своих последователей, состоящую из 40 вопросов.

​ЧЕКБУК в ресторане Фото Артёма Ковшарёва
​ЧЕКБУК в ресторане Фото Артёма Ковшарёва

Ресторанам хорошо

Артём Ковшарёв, как и многие амбициозные предприниматели, начинающие покорение сначала национального, а потом и международного рынка из провинции, уверен, что аналогов его сервису нет больше нигде в мире. «В какой-то степени можно назвать аналогами сайты и сервисы для отзывов в интернете, некоторые приложения для смартфонов, но такой всеобъемлющей концепция «здесь и сейчас», позволяющей клиенту поделиться всеми впечатлениями сразу же после обслуживания, а владельцу ресторана получить максимальный фидбэк, я больше не встречал», - говорит он.

Эта концепция предусматривает, что через ЧЕКБУК гости ресторана оставляют отзывы сразу же, на свежую голову, при подаче счёта. И если другие приложения для отзывов необходимо скачивать, регистрироваться, искать в них нужный ресторан, приложение Ковшарёва ждёт клиента в самом счёте (владелец ресторана берёт готовое настроенное оборудование в аренду). Третий момент - рассматриваемое приложение охватывает любой вид общепита: рестораны, кафе, бары, столовые.

Около 80% гостей не пользуются сайтами для отзывов и приложениями конкретного ресторана, не любят лично выяснять проблемы с персоналом и оставлять комментарии с личных страниц в социальных сетях, им проще уйти и выбрать другое заведение...

Артём Ковшарёв, основатель ЧЕКБУКа

Главный клиент Артёма - даже не посетитель заведений общепита, а их владелец. ОДна из его основных забот - предотвращение потери информации между ним и гостем. «Около 80% гостей не пользуются сайтами для отзывов и приложениями конкретного ресторана, не любят лично выяснять проблемы с персоналом и оставлять комментарии с личных страниц в социальных сетях, им проще уйти и выбрать другое заведение, - комментирует наш собеседник. - С помощью ЧЕКБУКа, обладающего рядом удобных функций, в том числе анкет с персональными вопросами под любого гостя и решение маркетинговых задач, гости подчеркнут положительные стороны вашей кухни и обслуживания, расскажут, что они хотели бы улучшить или изменить, обратят внимание на существующие проблемы - это бесценная информация для владельца заведения».

Много информации может теряться просто из-за длинной цепочки: гость-официант-администратор-директор. Официант забыл сказать, администратор не записал, потеряли анкету, не нашли результаты опроса. Своеобразный изломанный телефон. Альтернативой которому может стать рассматриваемое приложение.

Гость даже может остаться доволен всем, но при этом не избежать какой-нибудь одной неприятной мелочи – например, неудобного стула. Пойдёт ли посетитель к администратору об этом сообщать? Вряд ли. А, воспользовавшись удобным приложением, об этом можно написать. К тому же, устройство работает быстро: всего за несколько минут клиент может получить ответ от руководства – и репутация ресторана спасена.

В итоге количество отзывов в приложении Ковшарёва уже сейчас превышает цифры из любого другого источника в интернете: в среднем 48 отзывов в одном заведении в день, 1440 отзывов и 750 чётких оценок качества обслуживания в месяц. При этом у ресторанов, кафе, баров и отелей копится база клиентов - сервис не только собирает отзывы, но и контакты каждого гостя.

Основатель ЧЕКБУКа выступает перед аудиторией
Основатель ЧЕКБУКа выступает перед аудиторией

Аренда, вложения, выручка

Основная статья дохода бизнес-империи Артёма Ковшарёва - предоставление оборудования в аренду. За каждый ЧЕКБУК владелец ресторана платит ему в среднем 3 тысячи рублей в месяц. Хотя сумма может варьироваться, в зависимости от количества ресторанов и количества устройств в них - последних бывает от одного до 15-ти в одном заведении. К примеру, за аренду двух «чековых книжек» нужно будет платить не 6 тысяч, а 5. Большинство ресторанов берут по 3-5 устройств, тратя на их аренду до 10 тысяч рублей в месяц. При этом первые 7 дней - бесплатный тест-драйв.

В услугу аренды входит производство ЧЕКБУКа из выбранных владельцем ресторана цветов по индивидуальному дизайну, техническая поддержка, управление и обновление роликов в эфире, бесплатный ремонт и обслуживание устройств. Дополнительно оплачиваются услуги дизайнера, верстальщика, web-программиста, рассылка sms, email-маркетинг и т.д.

5-10
новых ресторанов в месяц "подключаются" сейчас к продукту Артёма Ковшарёва

Второй источник дохода - размещение рекламы сторонних компаний в ресторанах. В этом случае зарабатывает и ресторан, и компания Артёма Ковшарёва. Причём, ресторан может за счёт этого покрывать расходы на аренду ЧЕКБУКа.

На заре этого бизнеса Артём с компаньоном вложили в него каждый по миллиону рублей личных средств. Однако при том росте, что есть сейчас (5-10 новых ресторанов в месяц, а конверсия такова, что из 10 протестировавших продукт восемь оставляют его на постоянной основе) не исключено, что будут брать деньги в банке на покупку нового оборудования. Но пока это не точно.

Выручка в месяц сейчас - около 1,3 млн рублей, прибыль - порядка миллиона. За неполный 2019-й год (были плохие месяцы) выручка - примерно 10 млн рублей, прибыль - в районе 6 млн.

"Чековые книжки" ждут своих новых владельцев Фото Артёма Ковшарёва
"Чековые книжки" ждут своих новых владельцев Фото Артёма Ковшарёва

Маленький офис и вселенские амбиции

И ещё несколько штрихов к портрету ЧЕКБУК...

Команда, которая всем этим занимается, очень небольшая - сам Артём, технический специалист, программист, дизайнер, web-разработчик. У каждого чёткие задачи. Текучки нет, потому что не так давно начали. Управление компанией по всему миру осуществляется из маленького офиса в Нижнем Новгороде.

Рекламируются через РСЯ Яндекс Директ и Instagram, эти каналы приносят подавляющее большинство клиентов. Плюс, рестораторы сами ходят по ресторанам и видят уже работающие ЧЕКБУКи.

Конкурентов не боятся и даже в каком-то смысле ждут, но, по словам Артёма, их сейчас просто нет.

«Если кто-то выпустит подобный продукт, это для нас будет мотивационный сигнал: значит, надо улучшаться. Конкуренция – это замечательно, это двигатель прогресса, и не только в бизнесе. А единственный способ избежать конкуренции – это за короткий срок охватить всё», - поясняет он.

На сегодня разработанное Артёмом устройство используется в трёх десятках самых известных ресторанов Нижнего Новгорода. И благодаря лёгкой масштабируемости и управлению через интернет с 2019 года ЧЕКБУК начал работать по всей стране. Уже запустили устройства в ресторанах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Петрозаводска, Иваново, Екатеринбург, Самары, Ростова-на-Дону, Красногорска, Сочи, Омска, Тюмени, Краснодара, Мурманска. Сейчас ведётся активная работа по выходу на рынок США, запущены первые рестораны и открыта LLC (два ресторана в Техасе, один - в Южной Каролине, ещё один - на Гавайях). «В США большой ресторанный рынок и таких устройств там нет, аналогов тоже нет. Конечно, мы решили сразу занять эту нишу», - комментирует наш собеседник.

Для зарубежной аудитории Артём и Ко создали Checkbookcloud.com - продукт, который уже показал себя востребованным. В ближайшем будущем намечен запуск в Испании, Франции и Германии, партнёры получили тестовые образцы и готовят предложения, адаптируя российский продукт под свои рынки.

Российское государство, по словам Артёма Ковшарёва, не помогало, но и не мешало. По собственной инициативе ни в каких госпрограммах помощи бизнесу он также не участвовал.

Пожаловаться здесь и сейчас, или бизнес на «чековой книжке»
99
4 комментария

Мы делали почти полный аналог этого сервиса. У не взлетело.

1
Ответить

Посмотрим, что получится у этих ребят

Ответить

Молодцы ребята! 

Ответить

а толку

Ответить