(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(61371355, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(61371355, 'hit', window.location.href);

Courseditor — профессиональный конструктор курсов для технарей и гуманитариев

«Лонгрид — это текст с картинками? Спасибо, не интересно». Так много лет отвечали менеджеры по обучению в корпорациях и продолжали заказывать слайдовые курсы, видеолекции и страницы на Тильде. Рассказываем, откуда пошло это мнение и как всё устроено сейчас.

Привет! Я Филипп Чурилов, руководитель разработки контента в Courseditor. Мы 15 лет создавали учебные материалы для корпоративного обучения, а потом разочаровались в существующих платформах и сделали гибкий конструктор лонгридов для методистов и разработчиков. В этой статье делюсь, как мы к этому пришли и чем это полезно для индустрии.

Филипп Чурилов
Автор и редактор в EdTech, Content Lead в Courseditor

B2B- и B2C-обучение — это две большие разницы

Для большинства людей «онлайн-обучение» — это продукты EdTech-компаний и онлайн-школ: лекции онлайн или в записи с конспектами и домашними заданиями в рассрочку на 3-6-12-24 месяца. Обычно в них минимум текста либо он вторичен: например, к видео есть расшифровки и чек-листы.

В B2C-обучении текстовый формат используется сравнительно редко: разве что контент-агентства выбирают его для своих курсов по копирайтингу, на текстах построены продуктовые симуляторы и иногда большие эдтехи пишут себе текстовые лид-магниты.

Корпоративное B2B-обучение устроено совершенно по-другому. Там рулит асинхронный формат: слайдовые курсы-презентации с интерактивными элементами, нелинейные диалоговые тренажёры, видеолекции с тестами, короткие анимированные ролики и так далее — всё то, что можно назначить сотруднику для самостоятельного просмотра в закрытой системе обучения и собрать результаты тестирования.

Очное обучение проходят руководители и топ-менеджеры. А десятки тысяч сотрудников младших и средних должностей можно массово обучать только электронными курсами — с кураторами и домашними заданиями получится очень дорого и долго.

Одно из главных отличий между двумя сегментами — это «что считать успехом проекта онлайн-обучения».

В B2C-обучении успех — это когда много людей купили курс. Отсюда культ «запусков на 🍋🍋🍋», бесконечные прогревы, таймеры обратного отсчёта на сайтах и проверка гипотез через лендинг без продукта. Курс должен окупиться в момент запуска.

В B2B-обучении успех — это когда сотрудники после обучения улучшили целевые метрики: увеличили объём продаж, снизили процент ошибок, сократили период адаптации и т. д. Курс должен измеримо влиять на бизнес-показатели в горизонте нескольких месяцев или даже лет.

B2C-edtech рад, когда добровольное обучение покупают. А B2B-edtech — когда принудительное обучение работает

Эти два мира почти не пересекаются: провайдеры корпоративного обучения не умеют в прогревы и продажи, а эдтех и инфобиз ничего не знают про стандарты передачи данных в LMS.

Корпоративный eLearning живёт в закрытых системах

Корпоративные учебные материалы заказывают крупные компании для массового обязательного обучения своих сотрудников. Из этого следуют три вещи:

  • Материал не может лежать «в облаке». Это должен быть автономный архив для размещения в Learning Management System (LMS) во внутренней сети заказчика.
  • Материал должен передавать статистику. Асинхронный курс должен быть упакован так, чтобы LMS-система получала данные о прогрессе изучения, результатах тестирования, завершении обучения и т. д. Для этого существуют отраслевые стандарты передачи информации из курса в LMS — SCORM и xAPI.
  • Материал должен вовлекать и не отталкивать. Обязательное обучение никому не нравится, поэтому в корпоративном обучении активно развивался сторителлинг, красивая графика, интерактивные элементы, игровые механики и другие методы вовлечения.

Первые два пункта — технические. Они «отметают» облачные сервисы для обучения и онлайн-конструкторы без передачи статистики, потому что корпорация не будет передавать свои материалы и данные сотрудников на внешнюю платформу, а статистика нужна для внутренних процессов.

Третий пункт — содержательный. «Простые» конструкторы не позволяют создавать визуально разнообразные и технически сложные материалы, необходимые для успеха принудительного обучения, поэтому разработчики корпоративного обучения предпочитают продвинутые платформы, которые позволяют создавать графически насыщенный интерактивный контент.

В эпоху расцвета электронных курсов на Flash было две крайности: рисованные курсы с персонажами и сложные интерактивные симуляторы

Идеальное ПО для создания асинхронных курсов должно иметь гибкие настройки графики и интерактивностей и корректно экспортировать разработанные материалы согласно отраслевым стандартам.

Конструкторы слайдовых курсов умеют это десятилетиями. А вот конструкторы лонгридов всегда оставались на обочине этого процесса — именно это мы хотим исправить с помощью Courseditor.

Почему слайды рулят, а лонгриды вторичны

Первыми асинхронными курсами были разрозненные наборы презентаций, текстовых документов, PDF, видеороликов и HTML-страниц, упакованные в единый ZIP-архив по стандарту SCORM.

Со временем в презентациях стало возможно вставлять видео, настраивать анимацию по триггерам и воспроизводить HTML-код — из этого уже можно было делать интерактивные учебные материалы внутри одного файла.

В начале 2000-х появились конвертеры «из PowerPoint во Flash» — из любой презентации можно было получить универсальный SCORM-архив для размещения в LMS и просмотра в любом браузере.

После заката Flash конвертеры быстро переобулись на «из PowerPoint в HTML» и тем самым сохранили для индустрии возможность создавать онлайн-курсы из презентаций. К этому моменту их умели делать практически все методисты и менеджеры по обучению.

С закатом Flash слайдовый формат не умер: у таких курсов остались накопленный опыт, разработчики и потребители. Лонгриды только начали развиваться

Инерция системы, накопленная десятилетиями развития слайдовых курсов, начала меняться сравнительно недавно, когда лонгриды, микрокурсы, чат-боты, интерактивное видео и другие форматы наконец-то стали занимать своё место в корпоративном обучении.

Разработчики слайдовых конструкторов (Articulate, iSpring) вывели на рынок сервисы для создания лонгридов, но они вторичны по отношению к основному продукту: в них меньше функций, они реже обновляются и имеют меньше возможностей кастомизации. Другие продукты для eLearning добавили к своим слайдам адаптивную вёрстку (Elucidat) и опцию «сплошного» листания (Adobe Captivate), став лонгридами лишь формально.

По сути, в индустрии не было «профессионального» конструктора лонгридов, который бы не вырос из слайдового продукта и который бы не ограничивал опытных авторов жёсткими шаблонами.

А потом мы создали Courseditor.

Конструктор для всех, и никто не уйдёт обиженным

Для создания асинхронных учебных материалов нужно закрыть три фронта работ:

  1. Сценарий: сам контент и весь технический «обвес» к нему: описания картинок, текст диктора, тестовые вопросы с вариантами ответа, ТЗ на интерактивные вставки и т. д.;

  2. Дизайн: цветовое решение, шрифты, образы персонажей, иллюстрации, схемы, графика для интерактивных вставок и т. д.;

  3. Вёрстка: итоговая сборка курса по сценарию с учётом дизайна, расстановка контента и графики в нужном порядке, программирование интерактивных элементов и т. д.

Minimal Capable Team для такой работы были трое: автор, художник и сборщик. Двое, если один из них совмещает. Универсальные разработчики 3-в-1 тоже возможны, и даже сегодня их немало, но чаще всего такие уникумы работают в отделах обучения и экономят зарплатный фонд своих работодателей: в заказной разработке курсов лучше и надёжнее работает разделение труда.

В идеальном мире больших бюджетов и долгих сроков асинхронные курсы можно собирать большими командами: писать сценарий могут эксперт, методист и редактор; рисовать графику — UX/UI дизайнер и художник-иллюстратор; собирать вёрстку — специалист по конструктору и frontend-разработчики интерактивных элементов. Ещё и съёмки видео с монтажом можно где-то рядом уместить.

Чаще всего конструкторы лонгридов убирают из уравнения вёрстку: если инструмент достаточно простой в освоении и не имеет сложных функций, электронный курс могут собрать сценарист и дизайнер.

Если автор умеет рисовать, обрабатывать изображения или пользоваться нейросетями, то и дизайнер для создания продукта не обязателен.

В итоге асинхронный электронный курс потенциально может написать, оформить и сверстать один человек — автор-методист с базовыми знаниями дизайна и опытом работы в выбранном конструкторе. И это будет материал приемлемого качества.

Сборка в одно лицо стала возможной, потому что конструкторы лонгридов обычно упрощены настолько, чтобы не требовать никакого «профессионального освоения» — с ними справится любой, кто хоть раз видел Tilda, Notion, Confluence или окно оформления статьи на VC или в Teletype.

Это не недостаток, а тактика: у лидеров отрасли вроде Articulate и iSpring есть более сложные флагманские продукты, которыми пользуется основная аудитория. А лонгриды — это скорее бонус, который не должен переманивать пользователей флагмана.

У такого подхода есть два следствия:

  1. На рынке нет «сложных» конструкторов текстовых материалов для корпоративного обучения. Те, что есть — технически простые (Rise, Page, Scroll). Те, что технически сложные — не предназначены для этой отрасли (Tilda). Те, что технически сложные и для корпоративного обучения, пока дорабатываются на первых клиентах (коллеги с названием на старопортугальском, мы вас не забыли!).
  2. «Простые» конструкторы сводят создание контента до одного специалиста — автора текста. Дизайнер и сборщик не могут привнести в них свои навыки и опыт: их просто негде применить, кроме рисования картинок.

В итоге большой пласт умений команды разработки остаётся невостребованным, а уровень исполнения лонгридов стабилизировался на уровне того, что посильно сделать одному человеку, пусть и с разносторонними знаниями.

Мы всегда разрабатывали курсы командами, и такое разбазаривание опыта считаем неправильным.

Courseditor позволяет методисту собрать разнообразный курс, дизайнеру — профессионально его оформить, а программисту — разработать для него кастомные интерактивные элементы.

Любой состав команды обеспечит результат, а чем больше разных компетенций привнесут разные специалисты, тем разнообразнее и насыщеннее будет итоговый курс.

Как это работает и чем отличается от других

Чтобы не погружаться глубоко в детали, расскажу про основные фичи, которые делают Courseditor профессиональным редактором лонгридов для корпоративного обучения:

Кастомизируемый дизайн

Недостаток многих конструкторов — однообразие. Курсы отличаются цветовой гаммой, шрифтами, отступами, стилем иллюстраций — и всё. Часто в них даже нельзя менять ширину контентных блоков. Tilda, Creatium и другие конструкторы сайтов смотрят на это со смехом: там даже без zero-блоков можно разнообразно оформлять страницы. Сервисы для лонгридов в этом отставали.

В Courseditor можно менять размер любого блока, вставлять фоновые изображения, настраивать внешний вид каждого элемента.

По запросу заказчика можно полностью поменять внешний вид плеера (= области воспроизведения курса), чтобы брендировать материал и дистанцироваться от «вида по умолчанию»:

Первые заказчики индивидуальных плееров недалеко отошли от шаблона, но даже такое изменение обычно недоступно в большинстве конструкторов

Сейчас мы предлагаем корпоративный шаблон плеера как услугу. В будущем мы составим спецификацию, чтобы дизайнеры и разработчики на стороне заказчика могли создавать свои шаблоны самостоятельно.

Вставка автономных веб-объектов

Облачные конструкторы воспроизводят веб-объекты через embed или iframe. Есть множество сервисов для создания и вставки интерактивных элементов: Learning Apps, Wordwall, Quizlet и другие. Они прекрасны, когда есть свободный доступ в интернет, но их нельзя экспортировать в составе SCORM-архива для закрытой корпоративной LMS — для этого нужны автономные папки с кодом.

Слайдовые конструкторы умеют встраивать автономные веб-объекты — например, можно собрать папку с мини-игрой на JS и воспроизвести её на слайде. Из распространённых конструкторов лонгридов что-то подобное умеет делать только Articulate Rise, в который можно вставлять исходные файлы «старшего брата» — слайдового редактора Storyline. И это будет помесь Кощея и матрёшки: веб-объект на слайд, слайд в исходник, исходник в облако, из облака в лонгрид.

В Courseditor можно вставлять автономные веб-объекты и готовые SCORM-архивы, которые при этом корректно передают статистику прохождения в систему обучения через материнский курс:

«Мы вставили SCORM-курс в твой SCORM-курс, чтобы ты мог проходить курсы, пока проходишь курсы!» (с)

Так что если ваша команда умеет собирать HTML-интерактивы или у вас есть библиотека упражнений в SCORM, вы можете без танцев с бубном дополнять ими свои лонгриды.

Quality-of-life функции без костылей

Изначально мы строили Courseditor по принципу «чего нам не хватало в других решениях». Поэтому мы добавляли то, что очевидно для конструкторов сайтов и слайдов, но чего остро недоставало в конструкторах лонгридов.

Например:

Всплывающие окна по нажатию на текст. Простой, но нужный элемент для создания подсказок в тексте. Даже в Tilda для этого нужно связать ссылкой два блока, а в Courseditor это штатная функция в любом текстовом поле:

Вжух — и в любом тексте появляется «всплывашка»

Настраиваемые кнопки. Обычно кнопки открывают внешнюю страницу, другой раздел курса или следующий блок в лонгриде. В Courseditor на них можно дополнительно навесить загрузку файлов и исполнение JavaScript:

Когда мы презентовали эту функцию, мы назвали её «супер-кнопка». В общем, не соврали

Предположим, вы хотите создать курс в виде визуальной новеллы с нелинейным прохождением. Тогда каждый ряд кнопок — это развилка в сюжете с передачей данных о выбранном пути, чтобы в конце курса показать ученику историю его решений.

Глубокая настройка тестов. В лонгридах чаще всего используют два вида тестов: «для рефлексии» (ответ не влияет на итоговый балл, обратная связь закрепляет материал) и «для проверки» (ответ влияет на итоговый балл, обратной связи может вообще не быть):

Типов вопросов у нас тоже больше: мы перенесли механики, которые создавали ещё в эпоху Flash

В Courseditor можно также настроить третий тип: «входное тестирование», которое засчитывает разделы курса как пройденные, если пользователь корректно ответил на вопросы по ним в начале обучения. Тоже простая функция, которой тоже раньше не было.

…И это я ещё не говорю про интеграцию ChatGPT для создания контента, встройку Whisper для транскрибации и функции LMS, которые делают Courseditor самодостаточным инструментом обучения партнёров и сотрудников для малого и среднего бизнеса. Об этом — в другой раз.

Куда дальше

Над Courseditor нам ещё работать и работать: улучшать онбординг, причёсывать интерфейс, пополнять библиотеку шаблонов, добавлять функции для B2B и B2C. Идей и запросов много.

Но главное мы уже сделали — создали профессиональный конструктор учебных материалов, в котором могут одинаково эффективно работать и независимый автор-эксперт, и небольшая контент-студия, и корпоративный отдел разработки электронных курсов.

~~~

Если вам интересно посмотреть на наш конструктор, зарегистрируйтесь на courseditor.ru и получите пробный доступ на 14 дней. Если решите оформить подписку, то вот промокод VC10 на 10% скидку к первой оплате, который будет действовать до конца лета 2024 года.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов

Конструктор курсов для корпов? Прикольно)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов

Их только российских уже десяток наберётся за последние 20 лет :) Два мира, две системы.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов

Если вы хотите высказать автору респект или дизлайк, это можно сделать прямо в этой ветке 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Полярус

автору респект

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Филипп, спасиб.

Как человек со стороны я немного не понял:
1. Чем лонгриды лучше слайдов в обучении?
2. В каких случаях они лучше слайдов выполняют задачу обучения?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов

Добрый день!

Постараюсь ответить, исходя из моего опыта и сложившихся взглядов.

1. Чем лонгриды лучше слайдов в обучении?

Правильный ответ на этот вопрос: "смотря какую задачу вы решаете".

То, что на поверхности:
— статьи и тексты на мобильных устройства можно читать нормально, слайды фиксированных пропорций — уже нет (либо их надо адресно проектировать под мобильные, и тогда они будут отличаться от десктопных)
— формат почти любого контента в сети сейчас — это статья (как это VC, как любой новостной сайт или любой спец.проект) либо видео (длинное, короткое — не важно). Слайды востребованы там, где исторически нужны: в публичных выступлениях онлайн или офлайн.
«Читать тексты» = более нативная форма восприятия цифрового контента, чем «листать слайды»
— асинхронное обучение (без лектора) на слайдах вы не встретите нигде, кроме как раз корпоративного обучения. Вопрос: почему? В т.ч. почему, например, обучение в B2C на открытом рынке, явно конкурентное и более гибкое, чем внутри компаний, от слайдов давно отошло?

При этом можно найти ситуации, когда слайды лучше. Например, если в асинхронном курсе много упражнений, диалогов, встроенных активностей, то правильнее погружать их в изолированный контекст, а не просто «вставлять посреди текста».

И дискуссионный вопрос вкуса: слайды — фиксированного размера, и есть правила их компоновки, которые не позволяют превращать их в «кирпич с буквами». Если у вас смысловой блок меньше или больше слайда, нужно выдумывать, чем заполнить пробелы или как сократить мысль. В итоге формат принудительно влияет на то, что и как автор может доносить. В лонгридах параграфом больше, картинкой меньше никак не влияет на внешний вид и восприятие.

2. В каких случаях они лучше слайдов выполняют задачу обучения?

— любые формы регламентов, памяток, инструкций и чек-листов: когда они "на одном экране с прокруткой и ссылками", с ними удобнее работать и изучать, чем со слайдами, которые предназначены чаще для однократного линейного изучения;
— любое мобильное обучение (выше упоминал). Хотя мобильное обучение лучше обоих будет выполнять формат Stories/Reels 🙂
— "смешанные" уроки из видео, текстовых конспектов, ссылок на доп. материалы и тестирования. В формате лонгрида это единый связанный смысловой блок, а в формате слайдов это "смотри видео отдельно, потом листай 7 слайдов конспекта, потом упражнение, потом тест, и назад только по навигации". Это объективно менее удобно.

Когда лонгриды потенциально хуже — в исторически модном формате "а ля сторителлинг", когда контент подаётся от лица некоего персонажа в фантастической или приближённой к реальности ситуации.

И тут два комментария:
1) насколько автор такой идеи уверен, что его история настолько трансформационная, что после чтения курса у ученика произойдёт катарсис и принятие нового поведения? Это не у всякого режиссёра-визионера получается 🙂
2) элементы сторителлинга, пусть и без картинок на весь экран, давно и часто реализуют в формате лонгридов: персонаж, локации, диалоги, развилки и т.д. там точно так же реализуемы.

Спасибо за вопрос! Надеюсь, ответ был полезен :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Филатов

Лучший конструктор курсов!!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гороненков

Я считаю, офигенно что существуют такие платформы, которые помогают сделать обучение более интересным и эффективным

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда