База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Всем привет! Меня зовут Айрат Рахимзянов занимаюсь SEO с 2011 года и руковожу агентством интернет-маркетинга relianta.agency. Специализируемся на ссылочном SEO продвижении. Работаем в рунете и в бурже. Также, веду Telegram и YouTube канал, подписывайтесь!

Материал в видеоформате:

Для тех, кому удобнее смотреть или слушать

I. База

В начале будет, так сказать, разогрев общими важными вещами, которые работают в SEO, информация в первую очередь будет полезна для владельцев бизнеса, руководителей агентств, отделов маркетинга и SEO, а затем более плавно перетечем во вторую часть — более плотную, для специалистов.

Немного визуала
Немного визуала

Если обобщить, успех в SEO, сильно зависит от «разных точек воздействия»:

Во-первых — это адекватный бизнес, который функционирует без какого-либо мошенничества. Производит качественный продукт и сервис. В принципе, это все что нужно вашим потенциальным клиентам — просто норма, в идеале, важно чтобы процессы внутри компании постоянно улучшались, учитывая обратную связь от клиентов.

Второй пункт — это удобный сайт, который заточен на вашу целевую аудиторию, чтобы как можно быстрее и приятнее продать им то, за чем они к вам пришли. Важно, отметить общие моменты по юзабилити сайта (чтобы все было просто внутри сайта и интуитивно понятно), адаптивную верстку и быструю загрузку страниц. Далее, когда сайт уже будет функционировать и привлекать достаточное количество трафика, можно будет работать над улучшением показателей конверсии.

Также, важно всегда всё считать. Внутри бизнеса должна быть понятная финансовая модель, чтобы вовремя среагировать, например, на падение чистой прибыли или хотя бы понимать, есть ли, в принципе, бюджет на маркетинг.

В плане маркетинга это касается, в первую очередь, электронной торговлю. Через Google Tag Manager (далее GTM) размечаем все цели с их дальнейшим поступлением в метрику и Google Analytics 4 (далее GA4). По сравнению с Яндекс.Метрикой (далее ЯМ), в GA4 можно проверить цели и события в реальном времени (в ЯМ тоже можно, но нужно отдельно заморачиваться). Важно понимать, что в зависимости от типа проекта, например, услуги, интернет-магазины или порталы — везде цели будут свои. Где-то — это отправка формы, где-то совершённая покупка, или добавление какой-то информации пользователем.

У нас, для проектов с которыми работаем в комплексе, есть веб-аналитик, который может разметить все события и цели через GTM в GA4 и в Яндекс.Метрике, а также, при необходимости, проконтролирует разметку электронной торговли и User ID и, после сбора нужной информации, по лидам. Нужны данные хотя бы за 2-3 месяца и после этого будет заточка на повышение конверсии, собственно, по конверсионным целям.

Вообщем, логика заключается в следующем:

  • за счет проводимых работ в SEO — добываем новый целевой трафик и если есть, то и из других каналов тоже (контекстная реклама, например);
  • параллельно, пытаемся дожимать тот трафик, который уже есть — по воронке целясь в повышение процента конверсии по конверсионным целям, например, отправка какой-то целевой формы или покупка товара в интернет-магазине.

Далее, важно охватить ключи по структуре вашей ЦА. Стандартно по всем возможным источникам находим ключевые фразы, по которым могут искать ваш продукт и пытаемся охватить неочевидные источники. К примеру, в B2B сегменте могут искать по артикулу товара.

Плюс, проверяем ту товарную часть, которая есть у конкурентов. Надо найти её и прийти с этим списком к клиенту на согласование, чтобы он смог увидеть какие-то новые услуги или товары и начать их продавать. Клиент реализует новые товары и получит дополнительную выручку, а мы как специалисты, сможем привести этот целевой трафик на сайт.

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Ещё из обязательного

Все усложняется в плане маркетинга и в 2024 году — это является необходимым для успешного продвижения. После того, как разобрались с бизнесом, сделали удобный сайт, на котором охватили как можно больше целевых запросов и стараемся всё считать, то приступаем к базово-обязательной технической части. Что тут имеется ввиду? Первый момент, по технической части:

  • условно, технические дубли важнее убить сразу, чем настраивать какой-нибудь умный поиск.
  • разобраться с очевидными ошибками, которые нам показывают панели вебмастеров (Google Search Console и Яндекс.Вебмастер).
  • настроить основное зеркало сайта.
  • настроить файлы robots.txt, sitemap.xml и прочее.

Пунктов может быть много, но лучше всего проводить подобные работы под наблюдением опытных специалистов. Есть ребята, которые оказывают услуги разового технического аудита. У нас же разовых работ нет, только абонентка в часах, где по порядку приоритетности охватываем все задачи по блокам.

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Второй момент, коммерческие факторы, в основном, история для Яндекса. Что имеется ввиду? Чаще всего, самые сильно влияющие моменты это:

  • работа с ассортиментом — следим за наличием товаров, их количеством, а также за конкурентными ценами. Вкратце, чем больше товаров, тем лучше.
  • размещаем информацию о компании — банковские и юридические реквизиты, «Как проехать?», «Как пройти?», всяческие инструкции как оплатить на сайте, страницы о гарантиях и доставке.
  • также, наличие телефонов, адресов, онлайн-консультантов, которые быстро отвечают.

Дальше все предельно просто — анализируем отдельные страницы, а также сквозные элементы на сайтах конкурентов, а потом отдельно отмечаем все то, что может приятно сказываться на конверсиях.

Итогом работ является табличка, в которой наглядно показаны те элементы, которые есть у конкурентов, но отсутствуют на нашем продвигаемом сайте. Выделяем функционал, который можно внедрить, чтобы получать больше лидов с текущего трафика и попытаться позитивно повлиять на ранжирование сайта в поисковых системах. И всё, что нужно внедрить, по итогу, само собой описывается в виде ТЗ и далее идет в работу на внедрение.

Количество элементов, которые мы анализируем находится примерно на уровне ~150-200 штук. При этом, внедрится, само собой, лишь небольшая, самая необходимая для бизнеса клиента и его покупателей часть правок, так как ресурсы на внедрение вегда ограничены.

Чаще всего на практике, именно правки по КФ и улучшению юзабилити сайта внедряются дольше и, в принципе, тяжелее всего, так как нужно больше коммуникаций с клиентом.

Пример, как у нас в агентстве выглядит матрица с чек-листом по КФ (<a href="https://disk.yandex.ru/i/f2y1Ina9a-mDzg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">до</a> и <a href="https://disk.yandex.ru/i/5eJjfQ3KNKI6pg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">после</a>).
Пример, как у нас в агентстве выглядит матрица с чек-листом по КФ (до и после).

Далее, факторы доверия. В основном, это история про Google.

В рамках данной задачи, рекомендую придерживаться асессорской инструкции для подрядчиков Google. Перевод этого документа сделала команда Александра Чепукайтиса (агентство Ant-Team).

Если обобщить эту инструкцию, то важно показать людям, которые заходят на ваш сайт:

  • Авторство статьи. Если мы пишем в блоге статью про то, как вылечить какое-то заболевание, мы должны «доказать» посетителям, что можем вообще об этом рассказывать без вреда для них, то есть, эту статью должен написать врач.
  • Создаем страницы авторов. Указываем плашки с короткой информацией о них (как зовут, должность, образование, регалии вкратце).
  • Документы. Показываем все необходимые документы, лицензии, сертификаты от проверяющих органов и т.п. В идеале, все это можно еще совместить с видеоформатом, где эксперты или блогеры, у которых есть опыт в какой-то тематике будут делиться этим контентом и упоминать вашу компанию и сайт.

Далее, важно проработать контент. Что имеется ввиду?

Если на сайте нужны тексты, важно, не переспамить и держать этот контент в актуальном состоянии. Желательно, постоянно его дополнять хотя бы раз в полгода, расширяя новыми смежными темами для охвата все большей семантики.

Очень желательно совмещать и PR-историю, вести некий журнал или блог в проекте, но, опять же, не везде это нужно. Например, это хорошо заходит в автомобильной тематике и для крупных брендовых историй. Вкратце, блогерская составляющая — давим чутка на кликбейт.

Я думаю, многим не интересно тратить время на потребление посредственного контента. Нужно креативить и выделяться, чтобы вас заметили.

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Поведенческие факторы для Яндекса.

Это направление сильно покосило после конца февраля этого года, но есть ребята, которые специализируются на этом деле. Если у вас не какой-то трастовый ресурс, а у многих таковых нет, чаще всего, это малый бизнес, то в Яндексе это будет актуально.

Плавно перетекаем в ссылочную тему. Корреляцию в результатах, где есть ссылочные работы на постоянной основе в динамике в 1-2 года, я вижу лучше всего в Гугле. Чем более конкурентная тематика, тем нужно более агрессивное ссылочное (и в количестве и в типе ссылок). Условно, не просто какой-нибудь крауд, который толком ничего и не дает, а долбить дропами и прочим аутричем. Уловить все ссылочное, при этом, по выдаче не всегда является возможным. Умные ребята, часто всё за собой прикрывают.

II. Как делать ссылочное?

Наконец-то про ссылки!
Наконец-то про ссылки!

Итак, как делать ссылочное? Вообще, у нас должен быть некий ориентир в виде ссылочной стратегии. Это не гарант того, что будет по итогу, а примерный путь куда будем стремиться.

У каждой тематики и у каждого топа есть свои особенности: где-то, все происходит более плавно, а где-то по одному запросу больше спамят, по другому используют дропы и другие методы. И чем более конкурентная тематика, тем веселее работать, но что бы не происходило по ссылкам в Гугле, нужно ориентироваться на базу — это фундамент без которого никак не обойтись.

Я называю разные типы ссылок, которые мы применяем у себя в работе — нетиповым ссылочным. Как можно больше различных вариаций дают больше естественности в ссылочном профиле. Это сказывается напрямую на устойчивость к дальнейшим кор-апам и спам-апдейтам в Гугле.

Например, можем сами оставлять спонсорские ссылки с атрибутами (rel="sponsored") или маркированные (erid). Это делается специально, так скажем, для размеса.

Примеры нетиповых ссылок:

  • ссылки с разных мест на странице (сквозные из меню, из сайдбара);
  • ссылки из документов, например, из PDF или DOC-файлов;
  • ссылки с главных страниц;
  • ссылки с новых страниц, что по сливу алгоритмов Google, оказалось, приоритетнее чем ссылки со старых документов;
  • клеить ссылочное можно по-разному. Традиционно — постраничными редиректами. Можно склеивать сразу на весь раздел или одну страницу. Также можно клеить и тегами canonical.

Нетиповых ссылок довольно много. Не вижу смысла сейчас их все охватывать. Важно понять, что ссылочное нужно замешивать — от этого и будут приятные результаты.

Следующий важный момент — контроль и поддержка. Каждый месяц надо держать под контролем текущее ссылочное (плохое отклоняем в Disavow Links, хорошее держим в индексе).

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Подробнее про GDL в статье (расшифровке моего выступления на SEO Club SPB):

Домашнее задание №1

  • выгрузите ссылочное со своего сайта откуда только можете — панели вебмастеров Яндекс и Google, всех доступных вам сервисов (ahrefs, Semrush и др.);
  • пробейте на индексацию в Rush Analytics (промо со скидкой для новых пользователей «SEOsekretiki» 😉);
  • определяете по своим критериям (или по материалу моего выступления выше) ссылки — хорошие или плохие;
  • все не проиндексированное хорошее ссылочное отправляем и удерживаем в индексе.
  • плохое отклоняете в GDL.

Отпишите в комментариях, все ли получилось и с какими трудностями столкнулись в процессе. Очень интересно узнать.

Ну, и завершая, эту цепочку — мы определились с текущим ссылочным. Далее, добываем или покупаем новое. Какие есть рекомендации по покупке? Отбираем доноров:

  • если донор по нашей теме — смотрим на видимость по вашему ядру;
  • смотрим на ранжирование — есть ли тренд роста по количеству ключевых фраз и органическому трафику, в последнюю очередь смотрим на ссылочное.

Подходы у всех разные, кто-то сразу ориентируется на ссылочное, так как его только это и интересует. Я же считаю, что сначала нужно исключить все те домены, которые вообще никак не могут ранжироваться, т.к. это один из явных признаков того, что домен может быть под санкциями.

Домашнее задание №2

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Еще один вид работ на добычу, для закрепления материала по добыче разных типов ссылок:

  • возьмите ссылочные пересечения у конкурентов по Ahrefs или Semrush;
  • посмотрите, что есть в ссылках у конкурентов, но нет у вас и постарайтесь продублировать хорошие ссылки.

Скорее всего, вы найдете много интересных вариантов и типов ссылок. Попытайтесь не только добыть эти же ссылки, но и с таким же типом. Например, нашли ссылочку с сайта-конструктора, возьмите другие конструкторы и отстройте ссылочное еще и оттуда.

Ценнее всего те ссылки, которые трудно достать.

Нюанс, ссылки, которые труднее всего достать, ценятся больше всего и имеют более приятный результат. Вообще, ссылочный процесс, это постоянная работа:

  • Важно поддерживать все то, что сделали ранее — поддерживаем контентом, уровнями ссылок дропы и новореги.
  • Ставим ссылки на ссылки. Для 3-го и выше уровней ссылок можно использовать полуавтомат, например, Xrumer. Все это ссылочное, ко всему прочему, еще и отлично поддерживает индексацию.

Если обобщить, то в Google, как и раньше, хорошо работают две вещи — это контент и ссылки. Само собой нужен фундамент в виде здорового бизнеса, а также связка всех базовых технических нюансов, про которые я до этого говорил. Это мы говорим, в основном, про коммерцию. Понятно, что в магазинах, часто решает ассортимент и цены.

Что дальше?

В целом, то что практики отмечали в работе до утечки данных из Google, линкбилдинг с аутричем, дропами — это все хорошо отрабатывает. Те, кто работали всё это уже знали, но тем не менее, есть интересности. На моем Ютуб-канале вышел ролик по теме утечке по алгоритмам Google, конкретно, по ссылочной теме, поэтому рекомендую глянуть это видео.

Не забудьте подписаться и поставить лайк.

Фишки

Дальше собрал список из интересных фишек, которыми хотел бы поделиться с вами.

Первая фишка. При работе со ссылочным, можно ориентироваться не только на внешнюю историю, но и на внутреннюю. Каким образом?

Например, отбираем прокаченное внутреннее ссылочное у поднятых дропов, чтобы с них проставиться на ваш проект. В сапе можно закупать ссылки с разных страниц одного и того же донора, если на эти страницы много ссылок внутри их же сайта.

Проще в работе использовать покупное с сапы, но приятнее реализовывать подобное с прокаченных внутренних страниц дроп-доменов. Где найти прокаченные внутренние страницы? Есть готовые решения, например, в Ahrefs — это отчет по внутренним ссылкам любого донора.

Отчет «Internal Links» в Ahrefs
Отчет «Internal Links» в Ahrefs

Вторая фишка. Закупаем ссылочное по поисковой выдаче, иногда, и с ваших же конкурентов. Если вдруг не получилось закупиться, то в аутрич по этим сайтам я не очень верю, так как всё будет сводиться к получению медиакита у крупняков в информационке. Остальным, реальным конкурентам, из коммерции, о вас писать никому не нужно.

В таком случае, мне нравится подход с дропами, чтобы получать ссылки с конкурентов через цепочки: есть ссылки с конкурентов на какие-то дропнутые сайты, вы можете найти эти свободные домены и забрать себе в сетку и оттуда ссылаться на ваш продвигаемый сайт. Как это сделать, я уже рассказывал на конференции Baltic Digital Days:

Почитайте, может быть узнаете что-то новое и интересное для себя.

Фишка №3 — оценка доноров. Обращаем внимание на ранжирование донора — это про ключи в топе и трафик. Отсеиваем все то, что под вирусами. Можно написать свой парсер для проверки по Safe Browsing у Яндекса и у Google или воспользоваться готовым инструментом, например, таким как Checktrust.

У нас еще есть скрипт, который выпаршивает бесплатные данные из ahrefs:

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного
База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Обычная автоматизация через BAS, но не многие залезают в этот источник. Понятно, что эти данные есть в сервисах по подбору дропов (mydrop, например), но дело в том, что список дропов у вас может быть свой.

Далее, про экономию времени. Почему надо считать купленные ссылки и количество дропов в cетках у конкурентов? Это нужно для того, чтобы понимать динамику и объем того, что нам предстоит сделать. Я считаю, что лучше не углубляться в этот процесс. Опять же, умные ребята вам не покажут всего того, что сделали. Лучше, это время посвятить на простановку ссылок, как раз, в рамках ссылочной стратегии, чтобы попытаться скопировать часть успешных ссылок, особенно, у молодых конкурентов.

Фишка №4: ловим разные данные по дропам

В сервисах сбора данных по дропающимся доменам, могут отличаться данные (с другими сервисами), например, в mydrop некоторые данные подтягиваются из Similarweb:

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Но можно перепроверять эту информацию по другим сервисам. При этом, видно, что язык в сервисе указан некорректный (указана страна США, хотя, по факту, трафик идет по русскоязычным запросам):

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Думаю, это хороший намёк для тех, кто охотится на дропы, пытаясь достать домены с трафиком или с приятным для вас ссылочным. Многие ориентируются только на одни данные, когда можно подцепить интересное по другим источникам.

Фишка №5: палим историю домена

Раньше в ахрефсе был отчет по движениям ключей, где можно было глянуть историю, по каким ключам ранжировался сайт ранее.

В кейсо есть похожий отчет, называется «Потерянные фразы»:

Можете отсканить код, <a href="https://www.keys.so/ru/?p=97056" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">зарегистрироваться</a> и воспользоваться промокодом на скидку в 10% при пополнении баланса
Можете отсканить код, зарегистрироваться и воспользоваться промокодом на скидку в 10% при пополнении баланса

Отчет не группирует фразы по месяцам, но в любом случае, уже есть хоть какая-то информация по истории запросов в ранжировании с осени 2023 года.

Полезная функция, когда нет копий в веб-архиве или другой информации о поднятиях домена.

Фишка №6: шаблон Looker Studio

Классный инструмент, найденный на просторах интернета. В бурже кто-то из коллег сделал и выкатил, за что ему большое спасибо. Есть отдельный пост на моем ТГ-канале про старый шаблон и вот этот новый. Можете перейти, почитать и сохранить себе, чтобы далее смогли применить в работе.

Крайне полезная штука, чтобы быстро находить свежие трендовые запросы в вашей текущей семантике проекта. Можно быстро отреагировать на случаи, когда средняя позиция проседает по странице, подправить и получить результаты. Плюс, отличный инструмент, чтобы расширять анкор-лист у страниц новыми запросами. Ну, и банально, расширить ежемесячные отчеты. Мы, например, добавляем отчеты о средней позиции и распределение показов нашего сайта по страницам на поисковой выдаче, так виден тренд — позитивный или негативный.

Здесь, например, отловили приятный запрос, у которого начали резко повышаться показы.
Здесь, например, отловили приятный запрос, у которого начали резко повышаться показы.

Фишка №7: антидетект-браузер

Опять же, все антидетекты работают по-разному и везде нужен баланс, но при работе с дроп-доменами дополнительная приватность не будет лишней. Для дополнительной подстраховки можно использовать браузеры типа «Дельфина» или аналоги. На самом деле, необязательно настолько сильно заморачиваться.

Но, можно задавать все настройки железа, само собой, со сменой прокси:

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Например, Dolphin позволяет использовать до 10 профилей бесплатно. Создаете профиль, задаете настройки и списком прокси и запускаете в работу. Можно работать из одного окна по большому количеству профилей сразу на разных устройствах (фингерпринты). Импортируем готовые куки в онлайне и все готово для работы. Тесты отпечатков проходят проверку нормально.

База SEO + ссылки. Рекомендации по построению ссылочного

Я этот софт использую больше, для распределения аккаунтов, очень удобно получается. Настройки несложные, да и сама программа, тоже простая для освоения.

Бонус: ссылки с ТГ-каналов

Провели отдельное исследование. Мне кажется, будет многим полезно, особенно тем ребятам, которые занимаются ссылочным.

В качестве примера скриншот:

Коллега Доктор Макс, отлично ранжируется по запросу.
Коллега Доктор Макс, отлично ранжируется по запросу.

Вкратце, суть исследования: взяли небольшую выборку и проверили попадание ссылок в GSC, ahrefs и другие анализаторы. Также, изучили трафик из ТГ по Аналитиксу и Метрике. По итогу, было понятно, что это все дело индексируется, попадает в GSC и анализаторы, плюс хорошо ранжируется, особенно, если идет речь о брендовых запросах и информационке, это тоже было очевидно. Было много интересных нюансов, например, по индексации страниц с GET-параметрами, отдельных постов и комментариев под постами, а также, про влияние JavaScript на рендеринг этих страниц.

Итог

Все, что тут расписано может быть полезно не только специалистам, но и владельцам бизнеса, однако, не у всех есть время заниматься подобными вопросами, поэтому, если у вас есть бюджеты на SEO, то можете записаться на бесплатную консультацию со мной. Пишите в личку, пообщаемся, обсудим ваш проект!

Спасибо за то, что прочитали, надеюсь материал был полезен для вас!

2626
3 комментария

ключевые аспекты работы с контентом и техническими элементами, что может быть полезно как новичкам, так и опытным специалистам в сфере маркетинга

1
Ответить

Да, по сути, база и немного фишек для чуть более опытных спецов. 👍🏻

Ответить