Топ-10 трендов банковского сектора в текущей ситуации

Немного отвлечемся от политической ситуации и вспомним про тренды банковского сектора. Если есть что дополнить, буду рад почитать (особенно мнения от тех, кто работает в этой сфере или связан с финтехом).

Итак, пандемия стала переломным моментом в эволюции банковского сектора. Сократилось число неустойчивых игроков, при этом конкуренция в сфере диджитализации банковских операций усилилась. Переход в онлайн-мир сделал многих незаметных ранее игроков более видимыми. Безусловно, санкции также сильно повлияли на экономику и заставили банки полностью сменить приоритеты. Итак, какие же тренды в банковском секторе?

1. Стремление стать экосистемой и создать суперапп. Почему бы и не завладеть всеми рынками, правда? Сбербанк запустил свое такси и маркетплейс, X5 Group («Перекресток») открывает свой X5 банк, а Яндекс купил банк «Акрополь» для того, чтобы развивать финтех-направление. Таким образом, и в мобильном приложении появляется гораздо больше функций. Теперь клиенту достаточно одного приложения, чтобы заказать еду, забронировать отель и оплатить счета. Именно наличие экосистемы, в которой объединены функции из области финансов, досуга и лайфстайла, делает обычное приложение супераппом. В России пример такого супераппа – приложение от банка «Тинькофф».

2. Кобейджинговые карты. Российские карты Mastercard и Visa перестали работать за границей и для онлайн-оплаты товаров в иностранных магазинах. И теперь все банки стремятся на выгодных условиях предложить своим клиентам карты с платежными системами «Мир» и Union Pay. Вполне вероятно, что со временем кобейджинговые карты, объединяющие и другие платежные системы, станут привычным для нас решением.

3. Роботы-советники. Они рассчитают, сколько нужно экономить, чтобы купить необходимую вещь. На основе чеков система искусственного интеллекта даст советы, как тратить меньше, и где купить продукты дешевле. Приложения анализируют ваш доход и финансовую цель, которую вы себе наметили, предупреждают, если вы рискуете не уложиться в заданную сумму. Суть подобных приложений не только в помощи клиенту, но и в сборе данных о тратах и накоплениях клиента. На основе этих данных банк предложит вам более персонифицированное предложение о кредите, заранее рассчитав платежи. Также популярны роботы-советники для инвестирования, которые помогут сформировать портфель ценных бумаг и управлять им.

4. Зеленая экономика. Однозначно, что риски климатических изменений могут стать финансовыми рисками. Сокращение потребления электроэнергии, бумажного оборота, воды – эти и другие ESG инициативы внедряются на уровне компаний. Банки постепенно предлагают услугу переработки пластиковых карт – в некоторых банкоматах уже доступна функция утилизации карт. Также в тестовом режиме запускаются скоринговые процессы с точки зрения ESG ценностей клиентов – насколько люди контролируют потребление и управляют собственным углеродным следом. Всё больше предложений зеленой ипотеки - льготные кредитов на энергоэффективные дома.

5. Финансовые маркетплейсы. Банки понимают, что гораздо больше смогут продать через посредников, поэтому всё активнее предлагают свои продукты через маркетплейсы финансовых продуктов. Конечно же, это усиливает конкуренцию. Ведь раньше клиент приходил в ближайший банк или тот, который рекомендовали друзья, а теперь он может сопоставить условия в разных банках и выбрать наиболее выгодные для себя условия.

6. Программа лояльности. Конкуренция порождает сотрудничество с другими компаниями. Банки активно сотрудничают с ритейлерами – например, выпускают кобрендинговые карты совместно с продуктовыми сетями или авиакомпаниями с последующим начислением баллов или миль, которыми можно расплатиться. Также один из набирающих обороты трендов - выгрузка в банковское приложение информации о купленных продуктах с последующим предложением клиентам скидки на них.

7. Забота о клиентах.Вместе с введением многочисленных чат-ботов и телефонных ботов, что делает общение с клиентом обезличенным, компании стремятся быть более заботливыми и стараются не испытывать терпение клиентов. В чат-боте не нужно ждать и более 30 секунд, чтобы ответил человек. Компании максимально быстро реагируют на проблемы и дарят подарки, если что-то пошло не так. Также клиентам платят за выпуск карты, за прохождение опросов – лишь бы он оставался лояльным к компании и проводил транзакции через этот конкретный банк.

8. Выпуск собственного медиа и обучающих курсов.Примерами таких медиа являются Тинькофф журнал и R-Media от Райффайзен банка. Конечно же, изначально была задача – писать статьи и вывести сайт в топ с помощью SEO. Затем стало понятно, что отдельное онлайн-медиа и обучающие курсы с гарантией трудоустройства с более личностным подходом привлечет в разы больше людей и станет отличной площадкой для продажи банковских продуктов.

9. Инвестиции. Кредитные организации запустили свои инвестиционные приложения и стремятся заполучить долю тех, кто решил поиграть в трейдера. На рынке нет большинства акций, на которых можно было бы действительно выиграть. Регулярно случающиеся технические сбои не пугают тех, кто торгует в метро по пути на работу. Но за неимением лучшего варианта торговли на бирже приходится выбирать из того, что имеем.

10. Цифровая валюта. Не за горами то время, когда бумажные деньги полностью исчезнут из нашей жизни. На текущий момент 78 стран мира разрабатывают собственную цифровую валюту. В Китае объем операций в цифровой валюте составляет уже более 9,5 млрд долларов США, а в Швейцарии и Сингапуре цифровая валюта уже используется для трансграничных платежей.

3
Начать дискуссию