8 шагов найма менеджера продаж с нуля за неделю

Читайте, если впервые создаете Отдел Продаж или нужно быстро делегировать продажи сотруднику

Меня зовут Спартак Иванов
Помогаю выстроить процессы продаж и разработать необходимую документацию

1. Определяем функционал

Что вы хотите получить от менеджера? Постарайтесь не взваливать слишком много на менеджера, ведь он должен в первую очередь - продавать

Выпишите:

  • Какой результат я хочу получить от менеджера в цифрах, качестве, сроках, результатах работы?
  • Какие задачи нужно выполнять каждый день, а какие с определенной периодичностью (неделя, месяц)?
  • Как менеджер взаимодействует с командой и в каких ситуациях?
  • Не требую ли я невозможного?

2. Считаем сколько платить (система мотивации)

Теперь пора определить сколько вы готовы платить за этот объем задач. Учтите: если менеджер не только продает, но и выполняет другие задачи - лучше добавить оклад

Подумайте:

  • Оклад + % или только % с продаж?
  • Одинаковый % с каждой продажи или меняется от оборота и продукта?
  • Сколько продаж должно быть в месяц, на какой чек, с какой конверсией, чтобы работа менеджера окупилась и принесла мне доход?
  • Рыночные ли я даю условия, чтобы заинтересовать нужного кандидата?
  • Как я отслежу какие продажи будут засчитываться менеджеру?

3. Рисуем портрет

Нет, не в прямом смысле. Достаточно сформулировать несколько простых фильтров, которые помогут вам понять, кто из десятков людей подойдет именно вам.

Решите для себя:

  • Какие навыки кандидат должен иметь заранее, а какие сможет получить уже на должности в компании?
  • Нужен ли опыт работы в вашей сфере или выгоднее брать человека "с чистого листа"?
  • Должен ли человек иметь задатки руководителя, чтобы в будущем вырасти до позиции управляющего?

Для формирования отдела продаж развивающей детской платформы KRAFTi я помог определить, что им в команду нужен менеджер с опытом работы в продажах через переписку, который проявляет свою инициативу, но при этом сфокусирован на общей цели, а не на себе

4. Готовим инфраструктуру и рабочее место

Представьте, что сотрудник уже есть. Куда его посадить? Какой доступ потребуется выдать? Пора подготовить рабочее место и необходимые программы для работы.

Приготовьте:

  • Доступ в CRM-систему с ограниченным доступом (для корпоративной безопасности)
  • Таблицы отчетности о продажах
  • Регламент ценообразования и скидок
  • Телефонию, виджеты, доступы к нужным рабочим программам
  • Базу сделок, контактов, чтобы было с чего начать
  • Автоматизацию распределения сделок
  • Доступ Администратора к рабочим программам

5. Пишем книгу продаж и скрипты

Чтобы менеджер начал продавать как можно быстрее и не сливал заявки - пропишите скрипты продаж. Они сэкономят деньги, время, а качество работы отдела продаж будет выше. И продаж будет больше соответственно.

Еще потребуется сделать книгу продаж с подробными рабочими инструкциями, распорядком дня, обучением продукту, историей компании, о вашей аудитории, маркетинге, этапах продаж, команде и тд.

Разработайте:

  • Сценарий общения при входящем и исходящем звонках
  • Скрипты для переписки с клиентами
  • Вопросы на выявление потребности и квалификацию целевых клиентов
  • Способы работы с возражениями и аргументации для закрытия сделки
  • Способы работы с игнором
  • Подкрепляющие фото, видео, текстовые материалы, отзывы, кейсы

6. Создаем вакансию

Мы уже описали задачи, мотивацию, требования, теперь нужно объяснить, почему у вас человеку будет интереснее и выгоднее работать, чем в другом месте.

Учтите:

  • Возможность неформального общения с вашей разносторонней командой
  • Возможность внутреннего обучения, роста ответственности и зарплаты
  • Статус компании и её миссия, которая совпадёт с ценностями кандидата

для размещения вакансии используйте:

HH, SuperJob, Группу "Finder" в Telegram, группу "Дистанция" в VK, не забудьте про поиск через соц. сети и друзей ваших сотрудников

Так выглядела вакансия для отдела продаж детской платформы "KRAFTi"
Так выглядела вакансия для отдела продаж детской платформы "KRAFTi"

7. Проводим отбор

Время собирать отклики и общаться с кандидатами. Рекомендуем отбор в 2 этапа: анкета с заданием и групповое собеседование, чтобы сэкономить время

Так как мы чётко определили какой кандидат нам нужен - мы сразу же заметили на групповом собеседовании кто проявлял себя активнее и "руководил" в процессе решения групповой задачи + проявил навыки продаж в теории и на практике.

P.S: на момент написания статьи именно этот человек работает в компании уже 3 месяца.

Общайтесь на собеседовании:

  • Через вопросы о текущем положении дел кандидатов, их будущих планах, чтобы узнать каждого лично
  • Через кейсы, чтобы кандидаты по очереди дали решение на ситуацию приведенную вами (лучше реальную)
  • Через игры, когда команде кандидатов потребуется вместе совершить продажу на собеседовании за небольшое время подготовки

Нужна структура группового собеседования?

Напишите мне в Телеграм – отправлю

8. Вводим в должность

Вы выбрали несколько кандидатов (лучше брать нескольких, вдруг кто-то передумает сам). Осталось проверить их на деле.

В KRAFTi мы делали менеджера ответственным за 100 сделок, которым нужно было написать. После чего отсматривали каждую переписку и проверяли соответствует ли переписка нашим стандартам и скриптам.

Общий сбор собственников, двух менеджеров и меня=)
Общий сбор собственников, двух менеджеров и меня=)

Выстройте процесс так:

  • Каждый изучает самостоятельно готовые инструкции, книгу продаж

    и записывает свои вопросы

  • В первый день вы проводите планерку и отвечаете на вопросы
  • На второй день проверьте их знания и дайте сделать тестовые звонки, переписки, проверьте их, скорректируйте и снова дайте попробовать
  • На основе проявленного опыта и качеств вы заключаете рабочий договор с тем, кого берете на работу.

Хотите так же? Нужна консультация?

Напишите мне в Телеграм
Дам рекомендации, поделюсь документами, чек-листами - бесплатно
8 шагов найма менеджера продаж с нуля за неделю
11
Начать дискуссию