{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
AMA Light

Ар-деко: что это за стиль и как он появился? Здания Ар-деко

История стиля

Годом рождения ар-деко принято считать 1925 год, так как именно тогда в Париже прошла Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий, где впервые появились предметы в этом стиле.

Своими корнями ар-деко связан с несколькими художественными движениями и стилями рубежа веков, включая своего прямого предшественника – ар-нуво (Или модерн, можно ознакомиться с нашей статьёй про МОДЕРН), неоклассицизм, ряд модернистских течений (экспрессионизм, футуризм, кубизм, конструктивизм).

Ар-деко – влиятельное течение в интерьере, архитектуре и декоративном искусстве, впервые появившееся во Франции в 1920-х годах XX века и достигшее расцвета во всем мире в 1930–1940-е годы. Однако, родина стиля находится не в Старом Свете, а в Америке. Жители этой страны не видели своими глазами бедствий и ужасов, которые принесла Европе Первая мировая война, они лишь ощущали гнетущее, пессимистическое настроение, распространившееся по всему миру.

Поскольку шла мощная волна депрессий, пессимистического настроя, людям как-то необходимо было пережить тяжелые времена и организовывали праздники, им хотелось роскоши, легкости и блеска. Главным символом стиля ар-деко стало солнце, оно воплощало идею восхождения, возрождения и оптимизма. Этот знак часто использовали в различных орнаментах и отделке. Кроме того, практически во всех интерьерах ар-деко можно было встретить зеркало в золотой раме, напоминающей солнечный диск. Как продолжение этой темы – золотые предметы и блестящие металлы.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что эта роскошь – психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Крайслер-билдинг

Небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building) – одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Он был построен в 1928–1930 годы по проекту американского архитектора Уильяма ван Алена (William Van Alen)

на пересечении 42-й улицы и Лексингтон-авеню, официальное открытие состоялось 27 мая 1930 года.

Крайслер Билдинг считается чисто офисным зданием, но в нем были скрыты несколько апартаментов. На верхнем этаже имел квартиру и офис Уолтер Крайслер. Холл небоскреба отличают красные стены из марокканского мрамора с узором, напоминающим пламя, и пол, выполненный из жёлтого сиенского мрамора. Мраморная отделка в сочетании с высокими потолками иллюстрирует богатство периода ар-деко. Освещение в холле теплое, слегка приглушенное. Оформление дверей лифтов демонстрирует влияние экзотики Египта на стиль ар-деко. Собранные из привезенных со всех уголков мира ценных древесных пород в сочетании с нержавеющей сталью, все 32 лифта здания были спроектированы лично Ван Аленом.

Изысканно инкрустированные двери и кабины лифтов, тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён с зелёной древесиной, американская и южно-африканская примавера, осина, кудрявый клён и ореховое дерево из Америки, австралийский шёлковый дуб. Богатая отделка деревом – это буквальный образ автомобиля в оформлении интерьера здания, ведь автомобили того времени имели в своей внутренней отделке множество деревянных элементов, а также деревянную панель приборов.

Необыкновенно элегантен холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, замененная через несколько лет рестораном. Но все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия, и бывшая площадка обозрения была превращена в частный клуб, откуда можно было увидеть весь Нью-Йорк. Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.

Небоскрёб построен из светлых и темных кирпичей. Сочетание кирпичей в кладке не случайно: архитектору нужно было, чтобы окна здания не терялись на фасаде, а наоборот, четко выделялись, поэтому оконные проёмы строились из кирпича более темного оттенка. Металлическое оформление короны при солнечном свете создаёт игру бликов на металле, а ночью треугольные окна короны подсвечены изнутри.

Здание является примером ар-деко в архитектуре. Самая заметная деталь здания Крайслера – его корона. Гений Ван Алэн увенчал главную башню куполом и создал одну из самых красивых мансард в мире. Своеобразная орнаментация башни повторяет мотивы дизайна колпаков на дисках колёс автомобилей марки «Крайслер» того времени. Это – один из лучших образцов периода ар-деко в архитектуре Нью-Йорка, самого красивого периода в развитии города.

Почти год 77-этажное здание в стиле ар-деко высотой 320 м оставалось самым высоким в мире, пока его не «обогнал» в гонке небоскребов возведенный по соседству Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building). История сооружения Крайслер-билдинг – сага о соперничестве бывших друзей, ставших непримиримыми врагами. Речь идет об архитекторах ван Алене и Северансе (Harold Craig Severance), строителе Трам-билдинг (The Trump Building), (неоготика). Каждый желал, чтобы его небоскреб стал самым высоким в мире. Ради этого Северанс увеличил высоту своей постройки на два фута (около 0,7 м) и вырвался вперед. Но ван Элену, то есть – Крайслеру, разрешили установить на крыше шпиль высотой 38 м. Конструкцию тайно изготовили, собрали внутри недостроенного дома и собрали всего за 1,5 часа.

В своё время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. К примеру, наверху есть громадные серебристые статуи в виде орлов. Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища, одним из которых было «Красавица Манхэттена». Со временем небоскрёб «Крайслер» был признан многими как наивысшее архитектурное выражение эпохи 1920-х годов. В 2005 году нью-йоркский Музей небоскрёбов (New York Skyscraper Museum) опросил сотню архитекторов, брокеров, строителей, критиков, девелоперов, инженеров, историков, юристов, государственных служащих, владельцев недвижимости, планировщиков и школьников с просьбой составить десятку самых любимых небоскрёбов города. Здание Крайслер-билдинг в этом опросе занял первое место.

Эмпайр Стейт Билдинг

Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг – одно из самых известных зданий в мире. Его авторы – архитектурное агентство «Шрив, Лэмб и Хармон» (Shreve, Lamb & Harmon) – первыми в истории решились создать проект здания с более чем сотней этажей. Открытый на Манхэттене в 1931 году, построенный меньше, чем за полтора года он справедливо считался «восьмым чудом света», что и было отражено в росписи его холла. Но в 1970-х постройка Всемирного торгового центра лишила его пальмы первенства среди самых высоких зданий, а рост числа небоскребов не только в США, но и в других странах заставил потускнеть ореол уникальности.

Существуют неподтвержденные свидетельства, что инвесторы, вложившие средства в проект Эмпайр Стейт Билдинг, не обговаривали с архитектором количество этажей, попросив спроектировать здание настолько высоким,

насколько это было возможно. Архитектор Уилльям Лэмб (William Lamb) начал с 50 этажей, но итогом стали 103 этажа.

Высота Эмпайр Стейт Билдинг от основания до крыши составляет 381 м, с учетом установленной на крыше антенны – 443,2 м. На 2020 год это второе по величине здание в Нью-Йорке, третье – в США, 51-е – в мире.

С момента ввода в эксплуатацию и до 1970 года этот небоскреб на Манхэттене оставался непревзойденным по высоте не только в Штатах, но и на всей планете. Конкурент появился десятком кварталов южнее – в декабре 1970 года была достроена северная башня Всемирного торгового центра. С учетом антенны новострой достиг рекордной отметки в 530 м.

В последующие годы небоскребы других государств подвинули Empire State Building на более отдаленные позиции и в мировых списках. Так что к моменту разрушения «башен-близнецов» в 2001 году он вернулся на позицию лидера в рейтинге Нью-Йорка. Но и в нем в 2012 году здание оказалось на втором месте, так как была возведена Башня свободы высотой 417 м (по крыше).

Разработчики проекта Эмпайр Стейт Билдинг создали его всего за 2 недели. Оперативность объясняется тем, что они использовали наработки из других заказов. На месте будущего небоскреба стоял один из отелей сети «Астория», его предстояло снести. К работам приступили в 1929 году. Джон Раскоб (John Rascob), один из бизнесменов, финансировавших постройку небоскреба, надеялся привлечь инвестиции и начать возведение нового здания в том же году, но в октябре рухнула Нью-Йоркская фондовая биржа, и начался кризис.

Ни Раскоб, ни еще один куратор проекта Альфред Смит (Alfred Smith) не потеряли деньги, но обанкротились люди, планировавшие вложиться в проект. Несмотря на потерю источника средств, на угрозу низкого спроса на офисы в будущем небоскребе из-за очевидного кризиса, Раскоб и Смит предпочли взять кредит, нежели вовсе отказаться от проекта.

Эмпайр-стейт-билдинг с точки зрения своего основного функционала – обычное офисное здание. В первые годы – а строительство завершилось сразу после Великой депрессии – заполняемость офисных помещений была довольно низкой. Со временем ситуация улучшилась, и сейчас Эмпайр-стейт-билдинг заполнен практически полностью. Входной вестибюль высотного здания оформлен богатым лиловым и серым германским мрамором. На большой панели, установленной здесь, размещен сделанный из алюминия барельеф, где можно увидеть сияющее солнце и силуэт Эмпайр-стейт-билдинг.

Строительство Эмпайр Стейт Билдинг стартовало 22 января 1930 года – в разгар набирающей обороты Великой депрессии.

В зимние месяцы заканчивался снос гостиницы, а параллельно выкапывалась яма под гигантский фундамент. Возведение первых несущих конструкций началось 17 марта. Темпы стройки с первого этапа оказались впечатляющими. Первые 14 этажей возвели за 10 дней, а в дальнейшем строили примерно по 4 этажа в неделю.

Смотровая площадка 86-го этажа расположена на высоте примерно 340 м, 102-го этажа – на уровне 371 м. Обе имеют полный круговой обзор, и украшены по потолку и полу проекциями ближайших зданий, которые можно увидеть, если подойти к панорамному остеклению. Отсюда открывается вид и на статую Свободы, и на Центральный парк

Внутренняя планировка определялась больше фиксированным бюджетом и короткими сроками строительства, чем какими-либо архитектурными изысками, поэтому в помещениях строго выдержаны созданные в проекте установки – не более 8,53 м от окон до коридоров. Такие размеры были необходимы, чтобы обеспечить во всех офисах нужный уровень освещения. Для того, чтобы сотрудники и посетители могли подниматься на любой этаж здания, в нем установлено 73 скоростных лифта, на которых до 80 этажа можно добраться в течение одной минуты. Те, кто хотят подняться на самый верхний этаж пешком, должны будут преодолеть 1860 ступеней. Расположение лифтов и фиксированные размеры офисных помещений определили всю конфигурацию небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и устройство его уступов. Размеры этажей с высотой уменьшаются, также сокращается и количество лифтов. Таким образом, самое высокое здание в городе получилось очень функциональным.

Американ Радиатор-билдинг

Расположенный в Нью-Йорке небоскреб русский Американ Радиатор-билдинг (American Radiator Building) считается одним из самых эффектных и узнаваемых высотных зданий планеты. Изначально 23-этажный небоскреб построили для Американской радиаторной компании ( American Radiator Company), которая занималась производством отопительных батарей и различной сантехники. Сегодня небоскреб привлекает внимание своим нестандартным оформлением фасада, который имеет глубокий черный цвет. Удивительный контраст такому фасаду составляют элементы отделки золотистого цвета.

Строительство небоскреба было завершено в 1924 году, в его внешнем виде гармонично сочетаются элементы стилей ар-деко и неоготики. Автором проекта известного на весь мир небоскреба стал Реймонд Худ (Raymond Hood). До 90-х годов прошлого столетия небоскреб использовался как офисный центр, но впоследствии сменил свой статус. Сейчас в его стенах располагается высококлассный бутик-отель русский. Отель Брайант-парк (Bryant Park Hotel), поэтому провести несколько дней в стенах удивительного здания могут все желающие.

Здание не только поражало своим монументальным архитектурным объемом и высотой в 103 м, удивляло изящным ступенчатым силуэтом и необычной цветовой гаммой, но и переключало внимание обычного жителя города на мелкие детали оформления трёх нижних этажей: глянцем отливала облицовка чёрным мрамором, блестело обширное фасадное остекление, притягивал взгляд чудный позолоченный архитектурный декор, выполненный «архитектурным скульптором» Рене Полем Чембелленом (Rene Paul Chambellan). Весь этот эффектный внешний вид здания соответствовал и роскошному дизайну интерьера, и высокому уровню комфорта, достигнутого грамотным зонированием и отличной инсоляцией внутреннего пространства. К сожалению, дизайн не сохранился, здание вошло в Национальный реестр исторических мест (National Register of Historic Places) в 1974 году, поэтому утраты за полвека были неизбежны. В 1998 году новые владельца изменили назначение небоскрёба: из конторского оно превратилось в отель Брайант-парк. Внешний облик исторического памятника был сохранён, практически, неизменным, а внутреннее пространство подверглось кардинальной реконструкции.

Архитектурная подсветка здания, продуманная ещё Раймондом Худом в эпоху «ревущих 1920-х», сделала небоскрёб достопримечательностью города даже в вечернее и ночное время. Одно из таких свидетельств – живописное полотно американской художницы Джоржии О’Кифф (Giorgi O'Keeffe), где этой архитектурной красотке Нью-Йорка уделено особенное внимание.

Внешний вид здания очень символичен, в его облике нет ни одного случайного элемента. Выкрашенный в черный цвет кирпич символизирует уголь, а кирпичи, покрытые золотистой краской, символизируют огонь. Внутреннему оформлению здания тоже уделялось значительное внимание, его отделку выполняли из ценных пород мрамора, а у входа установили большие черные зеркала. С 1998 года владельцем небоскреба является Филипп Пилевский (Philippe Pilewski), он приобрел уникальное историческое здание за 150 млн. долларов.

По инициативе нового владельца в небоскребе открыли высококлассный отель, который готов предложить своим гостям 130 номеров. Главной же особенностью оригинального отеля стал расположенный в его подвале театр. Согласно действующему договору, по которому заключалась сделка по продаже здания, новый владелец не имеет права изменять его внешний облик. Сейчас удивительное высотное здание в стиле ар-деко является одним из самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка. Его черный фасад с отделкой позолотой особенно эффектно выглядит в солнечный день.

Здание Восточной Колумбии

Это здание считается самой узнаваемой работой архитектора Клауда Биилмана (Claud Beelman), создавший много зданий в стиле ар-деко в Лос-Анджелесе. Биилман спроектировал его для универмага Восточная Колумбия (Eastern-Columbia), который разместил там не только свой 39-й магазин, но и главный офис. Во время работы архитектора над проектом власти города ввели высотное ограничение застройки, но для небоскреба только на русском Eastern-Columbia сделали исключение: его высота составила 264 фута при разрешенных 150 футах. 13-этажное здание стало одной из архитектурных доминант Лос-Анджелеса: фасад, облицованный голубой плиткой и декорированный медными панелями, сразу обращал на себя внимание.

Здание Восточной Колумбии, более известное под названием «Восточные Колумбийские лофты» (Eastern Columbia lofts), спроектированное Клодом Билманом в новомодном в 30-х годах прошлого века стиле ар-деко. Это 13-этажное здание предназначалось под офисы штаб-квартиры Восточной и Колумбийской экипировочных компаний (Eastern and Columbia Equipment Companies), а также их магазинов мебели и одежды, в том числе и 39-го магазина и офиса самого архитектора. Со временем на верхних этажах были организованы пентхаусы, которые впоследствии выкупили знаменитости с мировым именем.

Неординарный объект, расположенный в Бродвейском театральном и коммерческом районе, отличается не только высотой, но помпезной отделкой глянцевой бирюзовой плиткой с темно-синими вкраплениями и декорированный медными панелями. Помимо глубины цвета и оригинального расположения окон, фасад украшают мотивы в виде солнечных лучей, геометрических фигур, зигзагов, шевронов и стилизованных изображений животных и растений.

Также Здание Восточной Колумбии увенчано четырехсторонней башней, на которой расположены уникальные часы и красуется неоновое название «Восток» (Eastern), а также центральная дымовая труба, окруженная четырьмя стилизованными контрфорсами.

Здание Здание Восточной Колумбии построено из железобетона и облицовано глянцевой бирюзой терракота с темно-синей и золотой отделкой. Вертикальный акцент здания подчеркнут глубоко утопленными полосами парных окон и перемычками с медными панелями, разделенными вертикальными колоннами. фасад украшен множеством мотивов – узоры солнечных лучей, геометрические формы, зигзаги, шевроны, стилизованные животные и растения. Венчает здание четырехсторонняя башня с часами, украшенная неоном названием «Восточная» и увенчанная центральной дымовой трубой, окруженной четырьмя стилизованными контрфорсы,

Тротуары, окружающие здание со стороны Бродвея и Девятой улицы, выложены разноцветными терраццо, уложенными в динамичный узор из зигзагов и шевронов. Центральный парадный вход имеет эффектный утопленный двухэтажный вестибюль, украшенный сине-золотыми терракотовыми солнечными лучами. Первоначально вестибюль вел к пешеходной торговой галерее, проходящей через центр здания.

Кадры из художественного фильма в стиле Ар-деко "Великий Гетсби"

Освещение в стиле Ар-деко

Заказать освещение в стиле АР-ДЕКО можно по ссылке.

Переходи и заказывай лучшее освещение по лучшей цене!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null