QVALON <> Alchemist Accelerator опыт прохождения

О различных аспектах Alchemist (туда попадания и прохождения) доводится рассказывать достаточно часто и, вроде как, к этому есть интерес.

Одной из задач нашего сервиса QVALON является автоматизация рутинных задач и распространение знаний внутри розничных сетей, поэтому по аналогии с ним и решил написать сие сочинение. (но на этот раз обойдемся без чек-листов уж так и быть)

Призываю коллег присоединиться к дополнениям в комментариях. Всё, что написано ниже является исключительно моим опытом и, безусловно, будет отличаться для вас.

О себе

Андрей Подгорнов, LinkedIn (просьба добавляться в друзья) Тут немного про нас, в прошлом — сооснователь компаний MobileDimension, AMMA, ENGY (в этот проект мы, кстати, сейчас ищем стратега/партнера) и главный для меня на сегодня проект — QVALON, с которым мы и пошли в Alchemist.

Ранее работал в роли Head of Business Development T-Systems, Business Development Presales в SAP СНГ, консультантом в Accenture и Columbus IT Partner.

Зачем пошли в акселератор

В России мы является лидерами рынка и известны как сервис MD Audit. Но по ряду причин, таких как:

  • Определенная конечность и ограниченность локального рынка.
  • Патологическая неспособность успокоиться на достигнутом (см. раздел «О себе»)

Или коротко: «Ежу понятно, нужно выходить на большой рынок».

Нашими клиентами являются розничные сети, а целевой аудиторией- операционные директора розничных сетей и корпораций. Этот сегмент в США/Европе отличается определенной консервативностью (привет, факсы) и сложным принятием всего нового.

Поэтому, без brand awareness крайне тяжело общаться как с такими клиентами, так и с инвесторами. Акселератор является здесь хорошим сертификатом качества. Поэтому, было принято решение пойти.

Кстати, в полной мере поддержку "родных стен" осознаешь постфактум когда ее нет. Годы работы в ИТ консалтинге сильно помогают при запуске своего бизнеса и на новых рынках много времени уходит на обеспечение минимального количества связей.

Подготовка

Начали мы с подготовки к YC. Нас подтвердили по анкете и при помощи ребят из знакомых вам чатиков мы провели пару месяцев в тренировках с теми, кто туда в свое время прошел.

За это время мы прошли мучительные этапы ответов на ожидаемые (но все равно заранее неизвестные) вопросы.

Самым сложным (казалось бы) было ответить на вопрос: «Что вы вообще делаете?» за 10 секунд и так, чтобы это было понятно, круто, коротко. И одновременно стимулировало задавать именно те вопросы, на которые вы хотите отвечать, а не рассказывать о том, «как вы провели лето». По сути в первой фразе надо вываливать всё, что у вас есть хорошего на данный момент.

В итоге тренировок из 30-минутного рассказа о проблемах ритейла мы перешли к формулировке типа: «Ну, это как Jira, только для более чем сотни наших клиентов в ритейле, которые платят нам $$$ в последний год».

Вообще, использование метапонятий удобно на этом этапе, так как инвесторы - это не клиенты, и надо использовать те понятия, что уже плотно живут у них в голове. Оттуда все эти Uber для детских колясок, Airbnb для хомячков и т. п.

С YC, к слову, всё было неплохо, но после двух ночных интервью нам сказали: «Вы слишком круты для нас». (По крайней мере так я это понял, они по-английски писали, может что не так прочитал :) )

Интервью с Alchemist, на котором можно показывать слайды и времени намного больше, чем 3 минуты, показался нам довольно легкой прогулкой. Ну и кроме того, мы с Борисом Школьниковым уже в какой то степени были менее напряжены. Я вообще в тот момент был на пляже в Центральной Америке, близость часовых поясов тоже сильно помогает, в 3-4 часа ночи объективно тяжело быть бодрым и энергичным.

На интервью Alchemist, как и любых инвесторов, интересуют несколько вопросов:

  • Есть ли рынок в принципе?
  • Как вы хотите его… получить?
  • Почему именно вы, а не сто компаний (которые были до вас и будут после) его получите?

Детали и нюансы их в общем не интересуют.

В целом, на тему подготовки к интервью есть уже поставленный процесс и комьюнити, но если что — спрашивайте.

Торги

С YC бесполезно, как я понимаю, но с Alchemist торговаться возможно.

В нашем случае у нас была выручка, значительно больше, чем обычно у стартапов, которые идут в аксель. Это помогло нам немного изменить стандартные условия.

Программа

Как и в американских университетах, от программы каждый получает только то, что сам хочет. Никто не дает домашних заданий и не ведет тебя к светлому, заранее ему известному, будущему.

Им по большому счету всё равно, что будет с каждым отдельно взятым стартапом, своё они и так заработают.

Исходя из принципа «о намерении суди по результату» для нас это было:

  • Привлечение внимания инвесторов на новости о попадании в Alchemist.
  • Процесс, в котором мы общались с клиентами/экспертами на целевом рынке.
  • Несколько мозгопрочищающих инсайтов по business development.
  • Много внимания инвесторов после демо дня.

Некоторые люди считают меня человеком, ориентированным исключительно на получение материальной выгоды, но я считаю, что, во-первых, они не в состоянии рассмотреть глубину души истинного бизнесдевелопера, во-вторых, — ну, кто, блин, делает свой стартап, если он хочет денег, для этого надо идти в росгоссберпроматом :)

Сама программа содержит весь необходимый материал по всем аспектам ведения бизнеса: от анализа рынка до формирования лояльности после продажи. И самое главное — доступ к телу людей, опыт которых лет на 30 больше, чем у большинства участников.

И тут есть проблемка. Как говорилось в одном анекдоте про трех богатырей: «Была бы у тебя, Змей Горыныч, одна голова — давно бы освободился». Ну а тут головы надо три минимум. По одному человеку на каждое из направлений:

  • Продажи и аутрич клиентов.
  • Инвесторы и фандрайзинг.
  • Продукт и рынок.

Кроме того, если у вас есть клиентская база, и проект работает в полный рост — там должны быть люди, которые смогут работать самостоятельно.

Побочным продуктом сего процесса стало то, что в компании выявились люди, способные решать задачи самостоятельно и практически без участия фаундеров. Вернее они там и раньше были, но тут им наконец-то дали возможность проявить себя. Поэтому, конец года стал самым удачным на историческом рынке.

Но запихнуть все эти задачи в одного человека будет очень сомнительным экспериментом.

У меня двое сугубо технических кофаундеров, на которых не сгрузить ни продажи, ни фандрейзинг, ни в итоге полностью продуктовые заботы. Почему? Продукт валидируется через продажи и привлечение early adopters, а напомню, в Alchemist мы попали на pre-seed с ранней версией продукта, а это снова ответственность CEO. Поэтому как ни крути, голова пухнет у одного человека, пока остальные вовлечены в доставку продукта и продуктовых хотелок в ранних клиентов.

Сергей Бережной, основатель Insightarc.com

Эдвайзеры

Alchemist за свой счет из ваших акций спонсирует двух эдвайзеров. По CEO вопросам и по продажам.

В нашем случае мы спешили с их выбором, так как это одна из начальных стадий программы. На самом деле никакой спешки тут нет. Мы своих действительно полезных эдвайзеров нашли уже к концу программы, но их пришлось брать уже «на свои». Технически любой человек может попасть в Vault (внутренний аналог LinkedIn в Alchemist).

Поэтому в базе людей Vault очень много людей и он является одним главных инструментов наравне с базой ответов на почти все вопросы. Некоторых из них вы увидите на презентациях и их будут рекомендовать, некоторых нет, но взять эдвайзером можно того, с кем договоритесь именно вы.

Я бы классифицировал людей там следующим образом:

  1. Люди из бизнеса с качественными знакомствами и готовые им делиться.
  2. Консультанты, отрабатывающие по своей выверенной программе.
  3. Владельцы стартапов после экзита, которые готовы делиться опытом.
  4. Прохиндеи, паразитирующие на стартапах ранней стадии или раскачивающие свой личный бренд за счет чужих инвестиций.

Первые 3 категории весьма полезны, если вы сразу можете сформулировать, что вы от них хотите. Получить от человека категории 2 того же, что от первой — не получится.

Третьи, понятно, могут всё, но стоит подумать, может, вы уже знаете такого человека в своем кругу (ваш бывший руководитель или кто-то из компании партнера). Тогда вы можете его притянуть в Alchemist, а не брать из «того, что дают». Стоит подумать, нужен ли вам русскоговорящий эдвайзер — тут есть и плюсы, и минусы. Вообще, комьюнити русскоговорящих фаундеров решает большую часть бытовых вопросов. Если нет — их можно задать кураторам Alchemist.

Например, на не самые рядовые вопросы про учет VAT в трансграничных сделках быстро они ответить не смогли, но притащили юридическую компанию, которая смогла-таки дать вменяемый ответ.

Кстати, юристы! Одним словом, это дорогая боль. Закладывайте тысяч 10 минимум (в итоге так и уйдет). Есть ряд сервисов с шаблонными договами и биржи юристов, но они работают в "шаблонных случаях". Но это отдельная история.

Четвертая категория на самом деле разнообразна и обширна. Как только вам дадут денег (а вам их дадут после прохождения в аксель), вокруг вас появится множество «экспертов» и «советников». Тусовка небольшая, поэтому спрашивайте мнение тех людей, с которыми они работали раньше. Положительным отзывам в линкедине и Vault лучше не верить. Отрицательным можно.

Я бы добавил, что важно сочетание двух типов адвайзеров на разных ролях. Если для CEO-адвайзера фаундер с опытом или консультант полезнее, т.к. это многие задачи и ямы на пути в Долине стандартизированы, то для sales адвазера важен фаундер c руками по локоть в грязи, прошедший построение продаж с ноля несколько раз, а не отрабатывающий методичку по A-B-C шагам. Такие адвайзеры расскажут не просто про рассылки писем, но и поделятся собственный практикой что где под каким углом повернуть, чтобы заработало лучше. Они также активно помогают с интро другим фаундерам и в профессиональные сообщества US, повышая доверие к вам как не нативному фаундеру.

Сергей Бережной, основатель Insightarc.com

Демо день

Он как Новый Год. Все про него знают, но он приходит внезапно. В том числе, похоже, и для Alchemist.

Где-то за пять недель вы узнаете точную дату этого действа, и окажется, что вам нужно через две недели сделать презентацию с дизайном, обрести навыки видеоблогера, научиться читать по суфлеру, освоить Adobe Premier и много всего ещё. В итоге два раза мы успевали в последний день со сдачей материалов, так как Alchemist тоже требуется время на монтаж.

На тему подготовки к этому мероприятию: у тех, кто его прошел есть множество лайфхаков, и я думаю, можно собрать вебинарчик об этом. Так как Alchemist это расскажет тогда, когда уже будет не до освоения новых знаний, да и то немного.

Я бы советовал сделать ролик для демо-дня на первом и третьем месяце. Пусть не со всеми наворотами, но он вам пригодится точно.

Инвесторы

Как и предполагалось, после демо-дня нас завалили запросами, как группу «Корни» лифчиками нулевого размера на концерте.

И в какой-то степени нашей ошибкой было желание пообщаться со всеми. (ВАУ, Мы всем интересны!) Мы вошли в топ-5 по количеству запросов и поток лидов в целом до сих пор не заканчивается.

Но на 2 месяца после демо-дня мы ушли в период, когда в день проходило по 10 встреч.

За это время мы познали множество разных типов инвесторов, начиная от управляющих семейными фондами нефтяных магнатов из Далласа (интересная семья) до фондов, которые готовы купить вас целиком.

Если кратко, по результатам этого забега я бы дал самому себе, но месяцев 6 назад, следующие советы:

  • Не ждать демо-дня. Деньги вам с большей вероятностью дадут те фонды, с которыми вы начали общаться за 6 месяцев до этого. Большинство после первого знакомства будет с интересом наблюдать за тем, что с вами происходит, им спешить некуда.
  • Не тратить время на всех. Точно зная, сколько денег вам нужно, вы поймете нужны ли вам синдикаты ангелов или фонды. Процентов 30% фондов из тех, что мы общались, начинают танцевать от чека в 10-20 млн.
  • Сразу в диалоге синхронизируйтесь по чеку, срокам, valuation. Да — да, нет — в лист для рассылки новостей о ваших успехах.
  • Стартап без понтов — беспонтовый стартап. Скромность красит людей в серый цвет. Фондов и денег на рынке много, хороших проектов мало.
  • Составляйте список тех, кто вам нужен и выходите на связь сами через интро. Потом зовите их на демо-день.

На самом деле, этот период дал нам чуть ли не больше, чем вся программа. Именно там мы встретили очень крутого эдвайзера (бывший GM SAP CA), окончательно отстроились от конкурентов, научились отвечать на вообще все возможные вопросы.

Было бы неплохо программу с этого начать, а не заканчивать.

Удачно, что после этого у нас началась конференция NRF в Нью-Йорке и весь этот багаж прошел обкатку на самом большом мероприятии в мире ритейла.

Также пришло эмпирическое понимание того, что фандрайзинг — это такой же процесс, как и бизнес девелопмент. Со своим внутренним маркетингом, управлением жизненным циклом клиента, SMM и т. п. И не заканчивается он никогда.

Как пережить это время без вреда для кукушки

Андрей: Никак.

Сергей Бережной, основатель Insightarc.com


Фокус, фокус, фокус.

Получая доступ к огромному нетворку есть огромный соблазн консультироваться с экспертами: “это что меня консультирует от VP Twitter, Amazon, Google?”. При этом, для пресидового и сидового стартапа, будет большой ошибкой заниматься чем-то помимо поиска клиентов в US, общения с ними, получения обратной связи по продукту.

Есть желание улучшать продукт, чтобы он не был таким уродливым? Это поможет дать клиентам ценность? Нет? Тогда никаких улучшений продукта, только работа на ключевой функциональностью реально отличающей вас от конкурентов.

Хочется позаниматься стратегией и визионерством? Это даст ценность и поможет сделать пилот с большим US энтерпрайзом? Нет? Тогда вы не тратите ценное ментальное здоровье, время и деньги на стратегирование.

Клиенты - первый приоритет, все остальное - это инструменты масштабирования и улучшения. Именно с первыми клиентами будут говорить US ангелы и фонды ранних стадий. Только первые клиенты смогут рассказать кто вы такие и чем вы лучше конкурентов, а именно это беспокоит ранних US инвесторов.

На этом пока все, думаю, в комментариях коллеги дополнительно поделятся своим опытом.

44
Начать дискуссию