А ты думал, сколько стоит lifelong learning?

Согласно опросу взрослого населения Pew Research Center, 73 % респондента считают себя lifelong learners, обучающихся на протяжении всей жизни. При этом 87 % опрошенных отметили, что стали чувствовать себя увереннее и более всесторонне развитыми личностями, а для 69 % такое образование открыло новые перспективы.

По результатам исследований ВШЭ, среди сотрудников российских компаний большинство работающих на предприятиях малого бизнеса согласны на дополнительное образование только при полном или частичном финансировании со стороны работодателя или государства. То есть в нашей стране нехватка средств является основным тормозом в процессе получения знаний.

И хотя постоянное обучение новому – условие времени и сохранение компетентной команды, большинству любое дополнительное образование пока не по карману. В опросе рекрутинговой платформы SuperJob, проведенном в 2021 году среди 1 600 человек, 41% участников назвали именно дороговизну причиной, по которой они не планируют учиться.

Но среди тех, кто имеет возможность учиться, отношение к платному образованию за последние два года стало более лояльным. Статистика свидетельствует, что на отечественном рынке онлайн-образования буквально за первые две недели самоизоляции количество регистраций на образовательных порталах достигал 648 %. А за весь первый год пандемии EdTech-рынок России увеличился на 60 %. При этом Tinkoff Data приводит следующие данные: расходы на обучение у части граждан в 2020 году выросли на 80 %, в 2021 году этот тренд сохранился, и средний чек, например, в EdTech-сервисах вырос на 18 %.

Все это говорит о том, что особенно во время высокой неопределенности и резких общественных изменений потребность переобучиться проявляется в виде повышенного спроса, как в те же ковидные года.

Тем не менее, сегодня по большей части учатся те, кто платит за обучение сам. И как показывают аналитические срезы, руководители, специалисты-профессионалы и инженеры готовы тратить в год на свое обучение свыше 30 тысяч рублей, остальные — от 5 до 14 тысяч, не более.

Поэтому, чтобы переобучать большую часть людей под быстро меняющуюся реальность, именно компании вынуждены взять на себя соответствующие расходы. Однако до сих пор ни бюджеты даже крупных корпораций, ни unit экономика не построены таким образом, чтобы беспрерывно обучать свои команды. Как же все-таки передавать своим сотрудникам знания, не особо затрачиваясь в финансовом плане? Рассмотрим возможные варианты.

◦ Подписка на образовательную платформу.

Пока это скорее «галочка, что мы позаботились об этом», а не реальное решение. Во-первых, знания и навыки, которым необходимо переобучаться, часто устаревают быстрее, чем проходит весь цикл: «принимается решение о создании курса – поиск автора – разработка программы – создание курса». Во-вторых, такие подписные платформы пока не очень эффективны в плане доведения человека до конца всего курса обучения, не говоря уже о получаемом результате. Чаще всего такая образовательная программа – это не более, чем подобранный контент, а вовсе не система обучения и управления результатом обучения.

◦ Пусть сами учатся.

Это работает. Когда человек платит сам, то ценит больше, если бы то же самое «лежало на полке бесплатной библиотеки». Главный недостаток такой модели – в таком обучении невозможно уследить, какие смыслы закладываются при этом в голову твоей команде.

◦ Не надо учить, надо просто менять людей на компетентных.

Очень дорогой метод в итоге, так как вывод человека и его увольнение всегда стоят больших денег. Так что такой подход при экономии статьи бюджета на обучение – всегда увеличение других HR расходов.

◦ P2Р обучение и обмен опытом.

Мне видится самым эффективным решением, если создаешь такую систему внутри своей компании. Это позволяет самую лучшую и передовую практику оперативно распространять среди коллег. Дополнительным преимуществом этого подхода является то, что такой обмен опытом – сильнейший инструмент «клея» в команде. Он сплачивает коллектив, усиливает корпоративную культуру, создавая вовлеченность и сопричастность к компании. А еще это подход, что называется, без отрыва от производства и от реальных актуальных задач бизнеса.

Итак, резюмируем.

Обучаться все вынуждены теперь пожизненно, особенно в условиях больших перемен, но получать знания за свой счет имеет возможность только малая часть населения. На этом примере отчетливо виден повышенный спрос во времена неопределенности. Для остальной части расходы по переобучению вынуждены брать компании, что ставит перед ними вопрос, как им обеспечить постоянный образовательный процесс по переобучению своих сотрудников, да так, чтобы не треснул бюджет. Ответ очевиден – через создание внутренних образовательных сообществ.

Скоро я выпущу большую статью о том, как построить такие educational communities (образовательные сообщества) внутри команды. Подпишись на канал, чтобы не пропустить эту и следующие публикации на данную тему.

3939 показов
176176 открытий
Начать дискуссию