{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как у меня украли бизнес: кейс одной из самых больших франшиз России

Меня зовут Александр Долгов, я один из крупнейших франчайзеров России. Сейчас у меня несколько франчайзинговых сетей в разных областях, самая крупная — сеть студий лазерной эпиляции LaserLove, которая за два года выросла до 287 салонов, и ещё 27 в стадии открытия. А еще мы 1,5 года назад запустили стритфуд «ЧебурекМи», и за это время привлекли 180 партнеров и уже открыли 78 точек.

В этой статье я хочу на примере своего кейса поговорить о том, почему в России возникают конфликты между франчайзи и владельцем франшизы. Мне кажется, что пока российский рынок франчайзинга недостаточно прозрачный и цивилизованный – обе стороны часто просто не понимают, на что они идут и что конкретно покупают и продают друг другу. Отсюда и жалобы франчайзи, что они платят ни за что.

Я расскажу, почему сам сейчас сужусь с одним из своих партнеров и намерен довести дело до конца, тратить на это время, нервы и деньги. Можете пропустить эту эмоциональную часть, если хотите. Дальше приведу мнение юристов, которые беспристрастно комментируют ситуацию с точки зрения закона. Ну а потом поделюсь своими выводами, как работать так, чтобы и франчайзеру, и франчайзи было выгодно, и можно ли в принципе в такой ситуации расстаться красиво.

Это как судиться с другом: тяжело, но другого выхода нет

Месяц назад мы узнали, что один наш партнер открыл точку под своим брендом. В своем регионе у него было три салона LaserLove, и по нашему договору он должен был открыть четвертый. А вместо этого он открыл точку с другим названием в соседнем регионе, где уже был наш партнер. То есть, нарушил не только наши права, но и права другого франчайзи. Он настолько не напрягался, что даже прайс в новом салоне сделал точно таким же, как в LaserLove: позиции, цены, название. Знал ли партнёр, которого мы поймали за руку, на что идет? Безусловно. В заключенном между нами договоре черным по белому прописан прямой запрет на подобные действия.

Я не хочу спускать эту ситуацию на тормозах, поэтому мы будем расторгать договор и подавать иск в суд. Моя позиция жесткая – я хочу получить максимальную компенсацию и сделать судебный процесс показательным. Я не маленький и понимаю, что простым это дело не будет. И миллион рублей штрафа, прописанный в договоре, мы вряд ли получим. Максимум – сумму упущенной выгоды и недополученный паушальный взнос. Сказать, что я одержим жаждой мести, будет неверно. Если честно, в этой ситуации чувствуешь себя, как будто подаёшь в суд на своего друга или брата. Вроде правда на твоей стороне, но как-то неуютно.

Почему я это делаю? Я верю, что такие недобросовестные бизнесмены тормозят развитие рынка франчайзинга в России. У нас же такой менталитет: не принято ценить интеллектуальную собственность и платить за знания, которые обычно называют «ноу-хау». Зато принято героизировать тех, кто обошёл систему, сжульничал, хакнул.

Мне обидно, когда мой продукт, который столько людей считают хорошим – не просто так нашу франшизу РБК уже два года признает самой крупной в сфере салонов красоты – обесценивают. У нас небольшое роялти в размере 10-15 тысяч рублей с точки в месяц, и за эти деньги мы предоставляем таргетолога, дизайнера, аккаунт-менеджера, отдельный сайт, настройку воронки в АМОCRM, безлимитное обучение всех сотрудников, поддержку врача и косметолога, контент-планы для соцсетей, юридическую помощь.

Раньше франшизу все передавали как базу знаний: вот тебе технология, иди работай. Мы изначально делали LaserLove по-другому: вот тебе технология, все оборудование для открытия, включая мебель, распечатанные прайсы, даже вывеска. Тебе в буквальном смысле нужно просто открыть коробку и все расставить. Также партнеры получают запись подробных курсов обучения для персонала. И, конечно же, маркетинг, который обеспечивает поток клиентов. По сути, когда наши студии открываются, у них уже клиенты стоят под дверью. Гораздо проще развивать бизнес, когда у тебя такая поддержка.

Вот только не все этим пользуются: по нашему опыту, партнеры внедряют в среднем 30-40% доступных им инструментов. При этом некоторые франчайзи возмущаются: «Да они охренели! За что я им плачу? Лучше я сам».

В России принято все ругать и быть недовольным своим начальником, президентом, мэром, мы любим всех ругать. Это как мужик с пивным животом смотрит футбол: я сам отжаться не могу, но, как правильно играть в футбол, я вам расскажу. Также и в бизнесе.

Рынок франчайзинга в цифрах

В настоящее время Россия занимает ведущее место по росту франчайзинговых сетей. Основный рынок франшиз составляют отечественные компании: на их долю приходится 62%. 45% из них — это молодые бизнесы, существующие не более пяти лет. Эксперты считают, что толчком к развитию франчайзинга стал кризис 2014 года, когда предприниматели искали дополнительные источники дохода.

В 2019 году согласно сайту Franchise World Link в России насчитывалось более 1500 франчайзинговых брендов и более 50 000 франчайзи. И, судя по линии тренда, франчайзинг в России будет расти и дальше, благодаря управляющим компаниям и партнёрам. Управляющая компания во франчайзинге занимается организационными вопросами и помогает запустить и освоить франшизу быстрее. В то время как самостоятельное освоение может быть проблематичным. Предполагаемый объем рынка в 350-500 миллионов долларов — солидная сумма, но до США, где зародился франчайзинг, еще далеко.

По закону, а не по понятиям: что говорят эксперты

Чтобы более объективно взглянуть на споры между франчайзи и владельцем франшизы, мы попросили прокомментировать наш кейс юристов, которые занимаются вопросами франчайзинга. Один из них говорит с позиции франчайзи, а второй защищает в споре наши интересы как правообладателя. Вы можете познакомиться с обеими точками зрения и сделать свои собственные выводы.

Франшиза в чистом виде - это защищенная интеллектуальная собственность, такие сделки рассматриваются только в плоскости интеллектуального права.

Филипп Зарубин, Руководитель общественной приемной Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей

Отношения между собственником бизнеса и франчайзи в нашем законодательстве прописаны плохо. Федеральный закон о франчайзинге с 2014 года и до сих пор находится в стадии законопроекта. Поэтому предприниматели, которые развивают этот рынок, пользуются другими законными методами оформления взаимоотношений с партнёрами. Это может быть договор купли-продажи, оказания консультационных услуг, лицензионный договор или договор коммерческой концессии - максимально близкое к пониманию франшизы. Но важно понимать, что юридически это всё равно не франчайзинг как таковой.

Франшиза в чистом виде - это защищенная интеллектуальная собственность, такие сделки рассматриваются только в плоскости интеллектуального права. Чтобы бизнес-модель, проданную по франшизе, никто не смог “увести”, собственнику нужно надлежащим образом регистрировать свои интеллектуальные права. Причем как сами права, так и сделку между собственником и тем, кому передается право пользования.

Кроме того, важно найти в своем регионе толкового юриста, который работает с выбранным типом сделок и знает, как описать все нюансы взаимоотношений - не так, как хочется, а так, как положено по закону. Потому что большинство “хотелок” не вполне законные.

Например, положение о неконкуренции. Норма о неконкуренции не работает так, как хочется людям, потому что они насмотрелись кино: миллионные штрафы за любые похожие действия и т.п. Но на практике в большинстве случаев вы не сможете оштрафовать ни сотрудника, перешедшего к конкуренту, ни франчайзи, который самовольно вышел из сети. Поскольку у нас принята свободная конкуренция, большинство требований на эту тему, прописанных в договоре, попросту незаконны. Поэтому к каждой сделке и каждому договору нужно подходить “с головой”, четко зная, в каких законных пределах вы можете реализовать свои планы.

Практика показывает, что когда “франшизу” уводят, это чаще всего происходит потому, что на самом деле бизнес-модель не уникальная, может быть, хорошо упакована с точки зрения её продажи, но не уникальная. В этом случае практически невозможно защитить права собственника. А если это действительно что-то единственное в своем роде, должным образом зарегистрированное, и есть законные обстоятельства, через которые можно доказать, что собственник понес какие-то убытки, в этом случае суды стопроцентно говорят, что компенсация будет. Но опять же все зависит от вида сделки, от хорошего договора. И от региона. Лучше всего суды работают по этой теме там, где лучше всего развит франчайзинговый бизнес - это Москва, Санкт-Петербург, Татарстан.

Но важно отметить, что на самом деле в подобных сделках уязвимая сторона - франчайзи. Договора пишутся в пользу собственника франшизы, а для франчайзи предусмотрены только штрафы, пени, обязательства. И большинство покупателей на момент заключения сделки этого не понимает. А когда начинает понимать, обнаруживает, что подписал бумажку с условиями, которые не вполне законны. Поэтому случаи скандального выхода из сети нередки. Но и франчайзи нужно помнить - с собственником всегда нужно пытаться договориться о пересмотре условий. Тогда будет как минимум честная ситуация.

Франчайзи используют различные уловки, чтобы скрыть факт неправомерного использования информации

Владислав Овчинников, Управляющий партнер юридической группы «Совет»

Поспорю с коллегой. В настоящее время отношения между франчайзером и франчайзи регулируются главой 54 Гражданского Кодекса. Учитывая активное развитие франчайзинга в России, на сегодня накоплена судебная практика, которая задает определенные "стандарты поведения" сторон договора коммерческой концессии. Конечно, "прикладные" проблемы продолжают возникать в ходе исполнения сторонами своих прав и обязанностей, но, на мой взгляд, эта сфера достаточно урегулирована.

В нашем случае у сети Laser Love зарегистрировано несколько товарных знаков на территории России и Республики Казахстан. Вся информация, передаваемая франчайзи, является коммерческой тайной, соответствующим образом оформлена и защищается. Договор однозначно предполагает запрет на создание партнером аналогичных предприятий как лично, так и через аффилированных лиц. То есть, партнер осознавал недобросовестность своих действий и понимал, какие за это могут быть санкции.

Да, действительно, проблема не нова. К сожалению, ситуации, когда франчайзи, получив от правообладателя всю необходимую коммерческую и техническую информацию, пытаются недобросовестно ее использовать, крайне распространена. И законодательство, и судебная практика дает добросовестному правообладателю защитить свои права, но в этом вопросе на первый план выходит проблема доказывания факта незаконного использования информации правообладателя.

Франчайзи используют различные уловки, чтобы скрыть факт неправомерного использования информации. Наиболее распространенный - использование аффилированного лица (друзья, дальние родственники), которое де-юре ведет запрещенную деятельность. В нашем кейсе формально студия оформлена на другое лицо, однако участие партнера в создании ведение деятельности конкурирующей студии было выявлено в процессе проверок тайными покупателями.

Таким образом, партнер нарушил положения статьи 1033 ГК РФ, а также условия договора коммерческой концессии. Но перед этим партнер проигнорировал и другие свои обязательства, а именно сроки открытия студий под франшизой Laser Love. При этом правообладатель принял на себя обязательство не заключать аналогичные договоры с другими партнерами на определенной территории, а франчайзи - не осуществлять конкурирующую деятельность, то есть, не заниматься тем же самым под другим брендом.

Включение таких ограничений прямо допускается законом и логично вытекает из существа отношений, возникших между сторонами после заключения Договора коммерческой концессии.

Мы планируем доказать в суде факты нарушения закона и договора, добиться максимальной суммы штрафа и судебного запрета на конкурирующую деятельность. Практика показывает, что это возможно.

По данным последней выставки франшиз BUYBRAND Expo 2020, которую проводит компания EMTG, большинство франшиз задействовано в секторе услуг (47%). Далее следует HoReCa (кафе, фаст-фуд, рестораны, отели, 24%). Затем идут розничные сети (20%), B2B (7%) и производство (2%).

Несмотря на весеннее падение рынка, по данным Franshiza.ru к концу апреля 2020 года сети потеряли около 15% своих франчайзи, некоторым сферам удалось удержать на плаву. Наибольшую устойчивость продемонстрировали сферы IT, онлайн-образование, курьерские службы, медицинские лаборатории.

Выводы или Как правильно воровать франшизу: советы бывалого франчайзера

Я давно на этом рынке и прекрасно понимаю обе стороны: и франчайзи, и франчайзеров, поэтому делюсь своими выводами, сделанными из этой неприятной для меня ситуации, которые будут полезны и тем и другим.

Сначала хочу обратиться к предпринимателям, которые собираются покупать франшизу. Нужно понимать, что это не покупка бизнеса. В России, покупая франшизу, ты покупаешь образование и возможность попробовать бизнес-опыт: более опытный предприниматель учит тебя, чтобы получать процент с тех денег, которые ты заработаешь. Поэтому он будет тобой управлять, помогать тебе вести бизнес.

Ценность франшизы заключается в комьюнити: у нас в LaserLove 180 предпринимателей по всей стране решают одни и те же задачи, с ними можно обсуждать свои проблемы и советоваться. Второе преимущество – франчайзер дает тебе инструменты, которые ты сам себе в малом бизнесе не позволишь никогда: хороший сайт, дорогие съемки, автоматизированная система, скидки на оборудование и материалы и так далее. Кроме того, ты имеешь доступ к куче экспериментов по маркетингу: во всех городах постоянно запускаются какие-то акции, тестируются инструменты, ты можешь выбирать самые эффективные и использовать их. И все это имеет адекватную цену в виде роялти.

Когда ты покупаешь франшизу, 80% успеха зависит от того, используешь ли ты базу знаний и возможность использовать опыт других франчайзи. Обычно, если ты все делаешь правильно, то заработаешь на франшизе гораздо больше, чем заплатишь владельцу. По сути, ты часть работы аутсорсишь, а фокусируешься на основном.

Но если ты купил франшизу, поработал и тебя что-то не устроило, не надо за спиной поливать партнера грязью или тайно делать новую вывеску, обсуди это с франчайзером – так будет честно. Подойди к собственнику, расскажи, что тебя не устраивает, и предупреди человека об исходе: если ситуация не изменится, ты хочешь расторгнуть договор по соглашению сторон. Нужно вступить в нормальные партнерские переговоры и совместно принять решение.

Но правильнее будет, используя полученный опыт, параллельно запустить какой-то бизнес, уже полностью свой, возможно, в смежной или похожей сфере. Если ты хочешь быть предпринимателем, франшиза – идеальный способ получить бизнес-опыт. За 3 – 5 лет можно набраться знаний, чтобы открыть что-то свое. Но только честно предупреди партнера. Не надо хитрить и открывать такой же бизнес на родственников, потому что ты все равно спалишься.

Только будь готов к тому, что в собственном бизнесе есть куча рисков. Все, что делал франчайзи, тебе надо будет делать самому, и вряд ли ты сделаешь это лучше. Очень часто во франшизе есть персонал, который ты можешь использовать время от времени: юристы, маркетологи, финансисты – в своем бизнесе нужно будет брать этих специалистов в штат.

Франчайзерам я советую всегда хорошо защищать свою собственность, то, как вы передаете свои документы и данные. Запатентуйте все, что можно, внимательно отслеживайте каналы связи и каналы коммуникации. Регулярно проводите проверку тайными покупателями всех своих франчайзи, проводите опросы, чем они довольны и недовольны. Тогда вы сможете отстоять свои права в суде и заранее выявлять партнеров, которые могут нарушить договор.

Так как я всей душой болею за наш рынок, мне хочется, чтобы франчайзинг в России становился более экологичным, и правила игры понимали обе стороны. В статье я рассказал, какие отношения между франчайзи и собственником считаю честными и порядочными. А что считаете вы? Напишите в комментариях.

Я планирую рассказывать здесь на vc.ru, как будет продвигаться судебное разбирательство, и выкладывать новую информацию по делу. Если вам интересно, подписывайтесь на мои публикации. Готов ответить на любые вопросы в Инстаграм или Телеграм.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Aleksandr

Ну и зачем этот кликбейт в заголовках? Статья - пиар франшизы? Один франчайзи из трехсот нарушил договор и что, он всю сеть разрушил? Такое с любой франшизой может случиться. Если человек покупает франшизу, учится бизнесу, а затем открывает другую компанию в этой нише, но со своими улучшениями и зарабатывает больше, значит это проблема франчайзера. Делайте продукт который сложно скопировать или продукт, который самый эффективный на рынке. 

Чебуреки, кстати, не очень. Упаковано неплохо, но как-будто кирпич проглотил и литр масла выпил, потом только смектой спастись можно)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

В каком городе и по какому адресу пробовали чебуреки?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ivan krapivin

Ой. А в комментариях есть те, кто зарегистрировался ранее даты публикации статьи и оставил бы положительный комментарий? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Ну конечно я попросил поддержать меня и скинул статью всем неравнодушным.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Задорожный

Хахаха) "К чему этот комент?" (Запатентованная фраза автора, надеюсь в суд не подаст). Вы сами верите в чудеса?

Ответить
Развернуть ветку
Элисо Кондрашова

Как точно все подмечено. Когда ты приобретаешь франшизу - тебе дают механизмы запуска, маркетинговый план и возможности внедрения всего перечисленного. Если ты будешь сидеть и ждать когда клиенты будут звонить и записываться, на этом далеко не уедешь. Нужно вкладывать максимум усилий, внедрять все механики маркетинга, стараться, и может через какое-то время увидеть результат. Сложно, но возможно при большом желании. Так как франшиза даёт уже какой то гарант, остальное дело за вами

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Все бы так думали

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Крепостное право отменено на Руси и бояр это напрягает. По мне так каждый должен каждый месяц отстегивать преподавателю начальных классов которая его научила читать, писать, делать логические выводы ведь именно благодаря этим навыкам мы имеем доход. Только вот досада договора нет и преподаватель пролетает. Если ты думаешь, что изобрёл что то, это не так все придумано и реализовано ты такой-же копировщик бизнесов. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Любопытное мнение, но вы сравниваете не те вещи. Зачем?
1. Никто не говорит о крепостном праве, мы говорим о партнёрстве в развитии на определенной территории
2. Мы договариваемся до начала работы, об условиях работы. И я их не нарушаю.
Я понимаю в вашем мышлении не принято платить за труд, украсть лучше чем создать. Пиратские фильмы и музыка. Парковка на газоне. И так далее. Тяжело принять нормы цивилизованного общества. Но вы не виноваты, вас так воспитали. Удачи вам

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гончаров

На собственном опыте убедились с женой, что такое франшиза от Долговых. Это отличный толчок в новую жизнь с полной поддержкой, когда тебя учат говорить, ходить, есть, а иногда и пережевывают за тебя, остаётся только проглотить. После того как большую часть жизни проработал на государство и устал, захотел не зависеть ни от кого, то покупка хорошей франшизы одно из самых оптимальных решений. Роялти, это по сути не расходы, а доходы, если ты посчитаешь сколько денег ты бы заплатил отдельным сммщикам, маркетологам, фотографам, моделям и пр., то понимаешь всю экономию... Франшиза, это наверное всё таки инвестиция, но я бы сказал активная инвестиция, когда ты вкладываешь и вкалываешь, только вкалываешь не под начальником, а под присмотром и с помощью профессионалов.Конечно можно тупо слизывать посты, акции и прочее, но результата от этого не будет, а если и будет, то скорее всего плачевный...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Неожиданно и очень приятно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис Тришин

В общем всё похоже на впаривание какого-то г. Ну с франшизами всегда так, ты платишь деньги за пафос и пускание пузырей в лицо. Осталось курсы по бизнесу открывать. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

К чему этот комент? Никто никому ничего не впаривает и цели такой нет

Ответить
Развернуть ветку
Константин Токар

"У нас небольшое роялти в размере 10-15 тысяч рублей с точки в месяц, и за эти деньги мы предоставляем таргетолога, дизайнера, аккаунт-менеджера, отдельный сайт, настройку воронки в АМОCRM, безлимитное обучение всех сотрудников, поддержку врача и косметолога, контент-планы для соцсетей, юридическую помощь."

Непонятно. Без всего этого человек открыл точку в другом регионе и она работает. То есть продаётся только какая-то интеллектуальная собственность, технология, но тогда зачем про поддержку врача и косметолога, без которой всё и так работает, написано? 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Вы упустили детали: у этого похитителя - уже есть три точки.
Он получает всё указанное, и просто копирует, без договора, причём, на чужой территории.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел Калистратов

Какие уникальные процессы скопировал ваш франчайзи? Любой бизнес-набор типовых процессов. И опция «Настроить амоцрм» не может являться уникальным процессом. К тому же амо херовато подходит для продажи услуг. Все эти пузыри франшиз по поводу угона бизнеса-это плач Ярославны. Клиент просто понял, разобравшись в бизнесе, что ваша система не уникальна.ну и да, навязывать в договоре требование не открывать подобные бизнесы-незаконно. Вы не вправе ограничивать деятельность другого человека. Вместо того, чтобы проанализировать причины ухода, вы пускаетесь в объяснения, какой херовый клиент. С себя начните. Очень бы хотелось услышать мнение тех, кто свалил из этой франшизы и причины побудившие это сделать. А так эта статья-антиреклама для вас.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Галимов

В России (и СНГ) почему то ценят только «команду запуска» и готовы платить за это и не понимают что поддержание франшизы и «управляющая компания» с большим штатом различных специалистов очень облегчает жизнь и дополнительно ещё растит компетенции самого предпринимателя.

А с вашими паушальными взносами тем более. За эти деньги даже в регионе не взять половину специалиста 😂 не то что команду у который большой опыт, тем более в конкретной ниши. 

Хорошая, статья👍🏻 Нужно делать ликбез по франшизной тематике и доносить до всех общие правила игры и позицию win-win, тогда рынок в целом станет осознание и таких ситуаций будет меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Будем делать

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Как успехи в суде?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

В каком из судов?) 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вера Погосянц

Большая ошибка, когда человек думает, что при покупке франшизы он покупает уже результат и гарантию успеха...нет, это не так!!! Всё зависит от того, насколько Вы активны, мобильны и настойчивы ...Вам дают инструмент и инструкцию к нему...как всё реализуете это уже зависит от Вас...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Все так. Но многие думают что инвестиция

Ответить
Развернуть ветку
О! ИВАН!

👍

Ответить
Развернуть ветку
Александр Балаш

Интересная мысль, когда франчайзи утверждают, что они платят ни за что. Часто начинающие предприниматели не понимают ценности, т.к.не знают рыночных цен на предоставляемые  услуги. Держать в штате: копирайтера, таргетолога, дизайнера, сммщика и т.д  для малого бизнеса практически нереально, но когда всех этих специалистов тебе предоставляет управляющая компания, это не цениться.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Когда узнают говорят что такие им не нужны

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Регина Санникова

Добрый день. По моему мнению, поскольку для многих потенциальных франчайзи это первый опыт построения бизнеса, у них присутствуют завышенные ожидания с точки зрения потребителя: «я вложу определеную сумму и хочу получить х2 без усилий в кратчайшие сроки». В такие моменты нужно объяснить, что без собственных усилий ничего не получится, есть инструменты для достижения цели, есть специалисты с которыми можно посоветоваться, но решения и действия остаются за тобой. Можно сколько угодно делать красивой рекламы и продающих предложений, но если клиент не получит достойной услуги, то он не вернётся и тень ляжет не только на студию конкретного франчайзи, но и на сеть в целом.
На мой взгляд, нужно очень подробно обговаривать все условия сотрудничества на начальном этапе развития отношений, франчайзи не стесняться задавать вопросы юристам, даже, если они кажутся глупыми. И всегда оставаться на связи, «держать руку на пульсе»

Ответить
Развернуть ветку
Мария Елисеева

На меня часто таргетируется реклама. 
Она как правило оскаорбительная или агрессивная. Если франшизам это спускается "сверху", то это грусть печаль. Деньги деньгами, но имидж же важная штука

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel

инфа про этого персонажа - youtube.com/watch?v=ATNrHYcFXx4

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Мария Андреева

Полностью солидарна с тем, что когда человек покупает франшизу, он соглашается на условия партнера. Составляется договор, который устраивает обе стороны. Все законно. И совсем не понимаю, когда люди начинают так себя вести. Открыть, что-то своё на стороне, зная, что это нарушает договор, подписанный тобой же самим, где в этом логика?! Если считаешь, что набрался достаточно опыта и готов к созданию своего бизнеса, так сделай все честно и не черни партнеров и свою собственную репутацию. Пугает человеческая глупость и наивность. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Все бы так думали

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Овчинников

Приветствую всех! Вроде простая тема: один человек придумал способ зарабатывания денег и теперь продаёт его, этот самый способ, другим людям. Но на деле,  само понятие "франшиза" в условиях "биогеоценоза" нашего бизнеса, обросло кучей всяких смысловых добавок. Я сейчас выражаю своё личное мнение и  говорю с позиции "участник малого бизнеса". Если короче - полезная статья, тем более представлены взгляды с обеих "сторон фронта". Респект автору! 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Вам спасибо что читаете

Ответить
Развернуть ветку
Olya Surnina

Удивительно, насколько безгранична людская наглость и глупость - неужели человек не думает по последствиях?
Полностью разделаю позицию, что нужно наказывать таких людей, а также верю в закон бумеранга. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Уверен что по суду получится доказать свою правду

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Чукарова

Спасибо за то, что пишите честно, открыто и без прекрас! 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда