{"id":13651,"url":"\/distributions\/13651\/click?bit=1&hash=f7cfbb8b6e89a6860896847fedf521c070634cb4a2f3761412b8a5dec5116157","title":"\u041a\u0430\u043a \u0432 \u043f\u044f\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044b \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"3e26061f-357a-5423-93fa-3abe53bf272a","isPaidAndBannersEnabled":false}
AgileFluent

Путь к офферу на Кипре. Content creator Алина Иванова-Скрябина о том, как устроилась копирайтером в финтех

Расскажи о себе

Всем привет! Мой бэкграунд: я окончила факультет журналистики МГУ уже очень давно и хотела дальше развиваться в разных сферах, но больше всего меня интересовала реклама. В какой-то момент, после долгого пути через PR, через разные культурные проекты я пришла к креаторству, стала креатором в рекламе. Поработала во всех топовых международных рекламных агентствах, у которых были офисы в Москве: BBDO, Publicis Groupe. Я занималась рекламными кампаниями для BMW, Pepsi, IKEA — для разных крутых марок. Я придумывала слоганы, видео, челленджи и ролики для тиктоков, работала с блогерами, в общем, разнообразная была работа, в основном в диджитале, с соцсетями. Мы придумывали разные рекламные кампании, тексты, так что копирайтинг тоже был.

Почему ты решила, что пора на международку?

Мысль, что я хочу работать за рубежом, зародилась очень давно, и в принципе, если смотреть на то, что я выбирала международные рекламные агентства, мне всегда была интересна именно глобальная специфика, хотелось поработать и, возможно, перейти в глобальный офис или в офис в другой стране.

Это действительно сложный процесс, и не всем он удаётся. Мне поначалу не удалось, но зато получилось поработать с коллегами, которые находились в разных офисах: США, Лондон и др. Это всё равно классный опыт.

Ну и когда началась спецоперация, я просто поняла, что пора быстрее как-то действовать, плюс все международные рекламные агентства стали уходить из России. Агентство WPP сказало, что мы тоже уходим, всего хорошего, все стали локализовать свои офисы, делать их российскими. Соответственно, ещё и из-за этого стали уходить наши клиенты, самый большой — Pepsi Co, и стало понятно, что работы может не стать. Даже если всё локализируется и будет нормально, то это будут, скорее всего, российские бренды. Для меня это меняет перспективу, у меня глобальная цель и взгляд мировой.

Я думаю, что, если бы не произошли все трагические события, я бы ещё долго раскачивалась и думала. Но случился спринт, как вы, собственно, называете свои продукты по LinkedIn и по всему остальному. Действительно, был нужен спринт, всё произошло быстро и стремительно.

Правильно понимаю, международка была всё время в планах, но с февраля ты решила активизироваться?

Да, всё так. Казалось раньше, что это какая-то недостижимая мечта — работать где-то за границей, где-то очень далеко, и тебе туда нужно идти ещё 10 лет на оленях, на лошадях, на осликах, на всём. Но, так как изменилась конъюнктура, нужно было действовать быстро, ориентироваться, и оказалось, что на самом деле всё намного достижимее и находится рядом. В какой-то момент я думала, что нужно ехать через учебу, через образование, но для меня это был бы ещё один дополнительный шаг, который требовал бы больших финансовых вложений и в целом был бы лишним, как я понимаю сейчас.

А были ли у тебя чёткие критерии, куда хотела? По индустриям, странам, компаниям?

У меня была стратегия поиска: я знаю рекламные агентства, знаю, где они находятся, и смотрю их офисы в Европе. Я знаю, например, есть BBDO, и смотрела их офисы. В основном я рассматривала Германию, так как у них много программ для квалифицированных специалистов, можно получить blue card, и тогда всё становится намного проще, Европа открыта. Я смотрела BBDO Дюссельдорф, холдинг WPP, где работала, у них есть свои локальные агентства, например, ServicePlan. Просто смотрела, какие есть агентства и где находятся их офисы по городам Германии.

Я хотела в тот момент именно в агентства, так как мне была понятна специфика этой работы, как проходят процессы, какие будут задачи, как общаться с клиентами. В итоге получилось попасть на неизвестную для меня территорию (терра инкогнита), в финтех, и не в Германию, а на Кипр.

Мне сделали оффер в компанию Exness, которая занимается инвестициями. Это брокер, у которого есть свои приложения и различные сервисы, через которые можно инвестировать в крипту, золото, валюту, во что угодно. У них очень научный подход к делу и очень профессиональная IT-инфраструктура, и меня пригласили как копирайтера, писать на английском рекламные тексты, email-рассылки, посты в соцсетях, придумывать скрипты для видео. В общем, вся та же специфика работы, только для новой для меня сферы, для финтеха, для инвестиций, и теперь нужно глубоко в это всё погружаться.

Да, оговорюсь, что здесь всё на английском, и нужно хорошо его знать. У меня, так как я всегда работала с глобальными брендами, работа была на английском, порой я делала презентации для главного офиса, их маркетинг-директоров в Англии, США. У меня уже была практика работы на английском, что большой плюс. Да, и, если говорить про страну, это Кипр, что тоже было очень неожиданно. Но в целом, я думаю, это хороший вариант пожить у моря, плюс компания очень заботится о своих сотрудниках и даёт огромный пакет для релокации, то есть все расходы покрываются: на перелёт, на получение визы, на все последующие документы. Компания обеспечивает месяц бесплатного жилья, когда ты приезжаешь, и даёт машину, так как на Кипре нужна машина. И в целом очень много различных бенефитов приятных: к примеру, сессии с психологом, фитнес-клуб и много-много всего.

Как эти ребята вообще к тебе пришли? Или, может, ты к ним пришла?

Всё произошло благодаря AgileFluent, минутка рекламы, но об этом приятно говорить. После 24 февраля мы сразу созвонились с Дашей, стали придумывать стратегию и поняли, что нужен спринт по LinkedIn. Команда сделала мне профиль, и сделала настолько шикарно, что рекрутеры после этого стали сами мне писать. Очень классно сейчас описаны мои позиции, результаты, успехи. Рекрутер из Exness написал мне в LinkedIn, мы с ней связались, и пошли этапы интервью.

Давай ещё немного поговорим про подготовительный этап — CV, CL, LI. Что из этого давалось сложно? Может, словила какие-то интересные инсайты в процессе?

Надо понимать, что на подготовку всех этих важных документов нужно отдельно закладывать время, это, на самом деле, как ещё одна работа, и я потратила очень много времени, чтобы сделать cover letter под вакансии, собрать CV.

У нас было несколько подходов, где мы переписывали всё несколько раз, пока не отполировали полностью. Хороший момент, если в этом деле есть наставник или просто тот, кому можно дать посмотреть твоё CV, обсудить его, понять вообще, что ты умеешь, и поправить под те цели и под ту вакансию, которую ты ищешь. Очень часто мы пишем общими словами, а нужно показывать свои результаты и как-то правильно их выпячивать.

Когда мы с AgileFluent работали над резюме, хотели в опыте подсветить проекты и активности вне основных задач на работе. Вспомнила, что для агентства Digitas я разрабатывала стратегию коммуникации для чат-бота внутри компании, который помогает новичкам. И я бы никогда не подумала, что это действительно что-то стоящее и важное, потому что мне казалось, нужно показывать самых топовых из топовых клиентов, но даже такие маленькие вещи, когда ты приносишь какой-то важный, в том числе социальный аспект в компанию, тоже нужно подсвечивать.

Ещё один важный момент: для креативной работы, для таких специальностей, как дизайнер, копирайтер, очень важно портфолио. И портфолио тоже хорошо отправлять нескольким людям, которые могли бы дать комментарии со стороны. Есть классный канал у Димы Семёнова, который переезжает тоже, помогает ребятам, рассказывает про релокацию у креативщиков. Он в LlinkedIn находит креативных директоров, пишет им, говорит, что у них классная работа, и спрашивает, не могли бы они посмотреть портфолио и дать пару советов. И в целом люди откликаются, так как им несложно посмотреть твою работу, когда ты заинтересовался ими, и дают дельные комментарии. Часто это заканчивается тем, что люди говорят: “О, а прикольное у тебя портфолио, давай я закину нашим рекрутерам, может, они что-то для тебя найдут”. Это ещё про нетворкинг и линкедин. Портфолио — это очень важный пункт, его нужно переделывать, пересматривать, нужна насмотренность, следует смотреть портфолио других людей, креативных директоров, просто креативщиков.

Ещё очень важно всё переводить на английский, даже если у тебя мельчайшие слоганы, надписи на баннерах — всё это требует перевода, иначе люди не понимают, что у тебя тут происходит, и просто пролистывают. Поэтому важный такой совет — переводите всё и показывайте, как это работает на английском.

Расскажи, как готовилась к интервью? Со сколькими ребятами интервьюировалась?

Мне кажется, у меня было штук 10 или 15 интервью. Где-то, как на Кипре, я прошла три. С Кипром у меня было так, как обычно идёт процесс: интервью с рекрутером, дальше с потенциальной командой, тимлидом, и финальное — это обычно кто-то повыше: топ-менеджмент, CEO. Также надо понимать, что в середине всегда есть тестовое задание, потому что копирайтера без тестового задания очень сложно взять.

Готовясь к интервью, я очень много читала о компании. В чём вообще отличие от российского рынка: в России обычно ты приходишь и хочешь, чтобы тебя купили, тебе рассказали о компании, а на международном рынке ты должен себя продавать и знать, почему ты подходишь этой компании. Это очень важно, поэтому я много читала про компании, выписывала себе ключевые моменты, о чём мне нужно рассказать.

Везде будут спрашивать: “Расскажите о себе”. Это главный вопрос, и к нему нужно быть хорошо подготовленным всегда, он точно будет. У тебя должно отскакивать от зубов, ты должен придумать хороший сторителлинг заранее, прописать, проговорить сам с собой. Я так делала часто, чтобы история звучала классно и её можно было рассказывать без запинки.

На интервью спрашивали про зарплатные ожидания, и этот момент тоже нужно проработать заранее: просмотреть glassdoor, пообщаться с теми, кто уже живет в стране, где ты ищешь работу, чтобы понять, какие у тебя вообще могут быть зарплатные ожидания. В отличие от российского рынка, международка имеет больше открытых источников, можно всё спросить, всё понять и это сейчас абсолютно нормально. Например, рекрутер Red Sofa из Берлина дала мне целое исследование по Берлинскому рынку с вилками по зарплате, где было указано, какая зарплата у копирайтера грейдов мидл, сеньор и т.д. Да, стоит понимать, что в Европе спрашивают годовую зарплату, а не месячную.

В общем, перед интервью нужно провести ещё одну исследовательскую работу. И можно зайти в соцсети компании, чтобы копнуть про неё поглубже. Всегда будет впечатление о тебе намного лучше, если ты подготовишься, а не будешь спрашивать о компании на собеседовании. Когда я готовилась год назад, я смотрела онлайн-банкинг в Берлине, и, когда меня рекрутер спросил: “А знаете ли вы что-нибудь о компании?” — ответила, как привыкла в России: “А расскажите мне что-нибудь о компании”. Он очень удивился и дал совет на будущее: нужно подготовиться, почитать о компании, чтобы на интервью объяснить свою мотивацию, почему ты им подходишь.

Все компании давали тестовое? Или кто-то не просил?

Везде просили, да. И очень много спрашивали, так как изначально у меня в портфолио было много работ на русском. Они были переведены, но, допустим, баннер, слоган или текст был в интерфейсе на русском, и это всех очень сильно смущало. У меня на интервью раз пять переспрашивали, а точно ли я работаю на английском. Дополнительно я отправляла свои презентации, которые полностью писала на английском, чтобы подтвердить свой опыт.

Задавали вопросы, почему именно сейчас ищешь работу? Что ты отвечала?

Да, в основном задавали, поскольку он связан с мотивацией: почему уходишь, почему ищешь. Этот вопрос меня очень волновал, поэтому я пошла к менторам AgileFluent и спросила, как правильно на него отвечать, нужно ли упоминать события, которые сейчас происходят. И я получила совет: лучше говорить про себя, например, хочу дальнейшего роста, или всегда видела продолжение пути в международной карьере, или хочу поработать в международном агентстве. В общем, лучше фокусировать на себе, но при этом, когда ты входишь в какие-то доверительные отношения с рекрутером и понимаешь, что это можно обсудить, то можно и упомянуть. Например, у меня было интервью с ТикТоком в Нью-Йорке, и мы так приятно общались с рекрутером, что я напрямую сказала, что турбулентное время, моё агентство уходит из России, и это и есть первая причина, почему я хочу релоцироваться, но дальше я всё равно говорила про свои личные причины.

А было что-нибудь непростое на очных этапах отбора? Сложный вопрос или ситуация, с которыми ты столкнулась, но не была готова?

На самом деле, сложно было именно вначале, потому что я не прорабатывала вопросы, о которых мы только что поговорили — расскажите о себе, зарплатные ожидания, почему уходите. Они просто были не проработаны, я была к ним не готова. Но, когда ты делаешь это чаще, это становится привычкой, и становится намного-намного проще и общаться, и говорить. Сложность была в неготовности и другом подходе рекрутинга на международке.

Например, у меня спросили, какую я хочу зарплату, и я впала в ступор, потому что не поняла. А ещё меня спросили, какую зарплату я получила в России и какую я хочу получать сейчас, в Европе. Прямо во время интервью я стала считать на калькуляторе, и вот это было неловко. В целом все рекрутеры адекватные, понимают, что ты из другой страны и тебе немножко сложно перестроиться, и поэтому, если что, можно не считать с калькулятором, а сказать: “Вернусь с ответом чуть позже, отправлю на почту”.

Когда были отказы от рекрутеров, потенциальных работодателей, в какой форме писали? Давали развёрнутую обратную связь?

Отказы были в основном в связи с тем, что нужна виза. Было много отказов из США и Великобритании. Как раз здесь кейс с ТикТоком: рекрутер сказал, что нужен человек уже на месте, которому не нужно оформлять документы, но пообещал свести с глобальным офисом. Такой отказ помогает найти нужные контакты.

В Англии действительно очень много отказов из-за виз. Я довольно долго переписывалась с Dyson по почте, поскольку им очень понравилось и портфолио, и мотивационная анкета. Они попросили меня ответить на вопросы по почте вместо звонка по зуму. И там был вопрос “Есть ли у вас виза?” Визы у меня не было, и они ответили, что не могут помочь с оформлением. Это стало так обидно и дискриминационно даже, потому что в Европе чуть попроще, есть всякие стартапы, которые помогают, готовы брать больше сотрудников, как Испания или Германия, помогают с визой. В основном это технические компании.

Перейдём к твоему офферу. Правильно понимаю, ты сейчас на трудовом договоре, тебя перевезут, visa sponsorship полная?

Да, абсолютно всё верно, это fulltime employment. Сначала это называется temporary remote position, то есть работаешь удалённо, а дальше уже релокация, и в каждый момент этого контракта есть свои бенефиты. Например, я могу компенсировать медицинскую страховку, то есть пойти её купить, а компания мне это возместит. Или я хочу ноутбук — тоже идёт компенсация. Когда переезжаешь, бенефитов становится больше, у тебя не одна, а две страховки, они помогают перевезти партнёров, животных, вещи.

Есть ограничения во времени или контракт бессрочный?

Нет, ограничение там на 3 года. Контракты немного отличаются: сейчас у меня контракт удалёнщика, оказываю им услуги копирайтинга, потом будет другой. По нему они берут на себя налоговые обязательства, заводят карточки и сим-карты, даже есть менеджер по недвижимости, который помогает искать квартиру. Я еду в Лимасол, в котором сосредоточено очень много IT-компаний, туда же поехали многие российские, белорусские, украинские компании. Теперь там высокие цены на жильё, а так как у меня собака, надо искать ещё с животным. Я уезжаю уже через 2 недели, и компания предоставит на месяц отель pet friendly, практически как отдых, только на работу надо будет ходить, прямо у моря.

У компании есть отдельная миграционная команда, но при этом они сотрудничают с двумя агентствами, которые помогают с визами и документами. Ты в основном общаешься со своим департаментом, но ещё они алоцируют другому агентству, которое ходит по визовым и миграционным центрам и решает вопросы.

К примеру, мой случай. Компания обычно покупает авиабилеты, но так как у меня собака, мне нужно забронировать рейс, на котором можно поехать с животным. Это было очень сложно, потому что сейчас нельзя поехать напрямую на Кипр и вообще сложно передвигаться. Были хорошие рейсы через Белград или Дубай, но проблема в том, что билеты с животными на сербские авиалинии были раскуплены до сентября, а ещё мне нужно было взять животное на борт, потому что у меня такса очень нервная. Дубайские эмирейтс берут собак только в багаж, а я так не хочу, хотя говорят, что там шикарные условия: и кормят, и поят. В итоге мы летим египетскими авиалиниями через Каир с пересадкой в 18 часов. Получилось так, что ты сам покупаешь этот билет, а потом компания возвращает эти деньги к зарплате.

Есть отдельные менеджеры для бронирования жилья, плюс встречает водитель, который довозит, даёт карты. Они очень заботятся о сотрудниках, строят сильный HR-бренд. По Кипру они дают сотрудникам мини-куперы с логотипом, на Кипре все знают Exness с их красными машинками.

Многое говорит о компании, в которой ты будешь работать. Видимо, они перевозят много сотрудников, потому что ради пары человек такой процесс не выстроить.

Да, всё верно. У них ещё офис в Малайзии, туда тоже перевозят людей, там свой релокационный пакет. Есть офисы в UK, там точно не знаю, но вроде тоже перевозят. Ещё где-то есть офисы, вроде Сейшелы. Да, у них глобальный подход, что очень круто. Так что заходите, смотрите вакансии, их очень много, если надо, я могу вас порекомендовать, мне за это тоже будет бонус.

И последний вопрос. Что можешь посоветовать ребятам, которые только начинают свой путь, думают, международка моё или нет?

Во-первых, подтягивать английский, это суперважный момент. Я во время подготовки ходила на курсы бизнес-английского AgileFluent, очень хорошо прокачивает бизнес-лексику и помогает правильно поставить себя на интервью, показать, что владеешь профессиональной лексикой. Для копирайтеров важно и писать, и разговаривать на английском.

Во-вторых, собирать портфолио и адаптировать на английский. Выделите несколько кейсов, которые показывают вас с лучшей стороны, то есть не 120 работ, которые нужно листать, а 5-8 самых-самых, которые вы хотели бы показать людям, чтобы было не стыдно. Креативные директора, рекрутеры смотрят очень быстро, им важно понять, что вы сможете дать компании.

В-третих, верить в себя, верить, что у каждого есть талант, который можно применить не только в России, но и за рубежом, потому что наша креативность в чём-то другая и даёт другую перспективу, другие возможности. Пресловутая diversity, глобализация сейчас очень сильно нужна, поэтому люди сейчас открывают офисы в разных странах и берут разных людей, с разным бэкграундом. Именно это позволяет развивать людей, компании, а не жить в каком-то одном своём мирке. Сейчас стараются в том числе брать людей разного возраста, чтобы не было стагнации и было постоянное развитие, поскольку каждый может привнести свой талант, свой опыт с абсолютно разных сторон. Я уверена, что мы можем делиться своим опытом, своими талантами, культурой, и это делает нас уникальными.

Эксперты AgileFluent помогают оценить свои шансы на поиск работы за границей, сделать профиль на LinkedIn, написать CV и подготовиться ко всем этапам интервью. Приходите за консультацией или к нам в канал — там обсуждаем нюансы, делимся полезными материалами и отвечаем на конкретные вопросы. Делитесь своим опытом в комментариях.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null