Мы стали ближе к сценарию Ирана
По всей видимости, полного отключения России от SWIFT не произойдёт. Эта неприятная мера коснётся только банков, на которые наложены санкции.
Вытаскивая Россию из этой системы, за газ и нефть Европе придётся платить фурами или самолетами налички. Нашему бизнесу теми же фурами придётся платить по кредитам, займам, дивидендам и купонам, которые должны быть выплачены иностранному юридическому лицу.
Газ и нефть мы продолжим поставлять в Европу, и в этом плане в ближайшие год-два нашим западным партнёрам сложно будет что-то поменять.
В этой точке переход на закуп нефти и газа, например, в Америке. Это приведёт к удорожанию энергоносителей для всех и разгонит и без того рекордную инфляцию в западных странах.
И если Запад согласится на финансовые потери и откажется от российской нефти и газа, в таком случае надобность наших банков в системе SWIFT отпадёт.
Иран, но не на 100%
Для меня стала удивительной ситуация, когда резервы ЦБ были заморожены.
Это действительно беспрецедентные действия, которые означают, что запад готов наращивать давление на российскую экономику всеми возможными способами.
А вот Иран 40+ лет под санкциями, которые накладывались в течение нескольких лет. Мы же словили огромный пакет санкций, идентичный Иранскому, за неделю.
Это пугает и заставляет много говорить про иранский сценарий.
Что произойдёт на российской фонде
Когда последний иностранный инвестор уйдёт из российских активов (а это сейчас невозможно — президент запретил), тогда мы узнаем, насколько низко могут упасть наши индексы. Тогда мы и прощупаем максимальное дно.
А дно хорошо тем, что дальше либо лежать на нем, либо ползти верх, как бы это забавно не звучало.
Российской фонде не дадут упасть крупные компании и банки, которые будут объявлять байбеки, покупать и продавать доли в бизнесе. Возможно, как мера поддержки от государства, через банки будет вливать ликвидность на фонду, и тем самым тоже подбивать активы на рост. Россияне, у которых останутся деньги и желание инвестировать, быть может захотят купить российских активов. И мы с вами получим замкнутый, локальный, фондовый рынок.
Чтобы активы росли в цене, у бизнеса должны быть деньги покупать и продавать доли в бизнесе. А чтобы банкам это все кредитовать, нужно чтобы имело деньги население. Если денег не будет, никто не понесёт деньги на фондовый рынок. Да и бизнес расти не будет, чтобы быть привлекательным для инвесторов.