{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ребрендинг в 2022 году: разбор громких кейсов. «Добрый кола» vs Coca-Cola

Новый «Макдональдс», «русский» Starbucks и другие решения: эксперты разобрали нашумевшие кейсы прошедшего года.

В 2022 году многие зарубежные бренды передали свои активы российским компаниям. На месте привычных магазинов и ресторанов открылись новые — с тем же ассортиментом, но под другими названиями. Некоторые из них подверглись критике, другие же были восприняты скорее положительно. О причинах такого разного отношения к ребрендингу мы поговорили с графическими дизайнерами, основателями брендингового агентства Commersart, экспертами Московской академии дизайн-профессий Pentaschool Алевтиной Колеговой и Давидом Оганесяном.

1. «Вкусно и точка» vs McDonald’s

«Вкусно и точка» — бренд, который пришел на смену сети McDonald’s. Его появление на месте любимого общепита вызвало широкий резонанс. Посетителям не нравился ни новый логотип, ни нейминг, а кто-то даже жаловался на ухудшение качества продуктов. При этом поставщики у «Вкусно и точка» остаются прежними, а в меню под новыми названиями скрываются хорошо знакомые бургеры McDonald’s.

Как вы считаете, почему аудитории не понравился российский бренд «Вкусно и точка»?

Давид: «Макдональдс» — это не просто заведение, где можно съесть бургер. Это эстетика, это ассоциации с желтой буквой M на красном фоне, это эмоции от детских подарков в «Хэппи мил». Что бы ни сделали дизайнеры сейчас, у них не получится вызвать чувства, с которыми был связан «Макдональдс». Аудитория сравнивает два бренда, и сравнение не в пользу «Вкусно и точки».

Алевтина: Мы все уже приняли McDonald’s как бренд. На его формирование ушло 70-80 лет, аудитория давно привыкла к нему. Каждый что-то любит или не любит в нем, у каждого он вызывает те или иные эмоции. Поэтому перемены неизбежно вызвали бы негативную реакцию. Люди опасаются всего нового.

Как вы оцениваете визуальное решение нового бренда?

Алевтина: Визуальная составляющая вызывает много вопросов. По какой-то причине для дизайна был выбран ретро-стиль со сложным символизмом. Не все смогли распознать в знаке логотипа две картофелины и бургер. Но нужно учесть, что агентству нужно было уложиться в крайне сжатые сроки.

Давид: Не самые удачные цвета выбрали, устаревшие, даже «тухлые». Не совсем понятно, зачем оставили букву «М» в логотипе — это ведь уже не McDonald’s, нейминг другой. Дизайн сильно проигрывает старому.

Значит ли это, что положение у бренда «Вкусно и точка» не самое лучшее?

Давид: Для бренда сейчас самое главное — сохранить качество продукции. Люди все равно будут приходить, все равно будут называть это место «Макдональдсом». Возможно, со временем восприятие переформируется, но это будет нескоро.

А как после ребрендинга изменилось отношение аудитории к продукции?

Алевтина: В данном случае мы хорошо видим, как работает бренд. Появляются негативные отзывы в сети, людям кажется, что бургеры другие, стали хуже. На деле практически ничего не изменилось — те же булочки, те же соусы. Продукт тот же, но аудитория воспринимает его иначе. А все потому, что бренд дает продукту дополнительную ценность.

2. Stars Coffee vs Starbucks

Новый бренд Stars Coffee пришел на смену сети кофеен Starbucks. В отличие от «Вкусно и точка», ребрендинг заведения понравился как обычным посетителям, так и экспертам в сфере брендинга. Изменения не сразу бросаются в глаза — на логотипе мы по-прежнему видим сказочного персонажа, но на этот раз уже не русалку, а русскую девушку в кокошнике. Ассортимент кофе остается прежним, аудитория — тоже.

Почему Stars Coffee аудитория восприняла лучше, чем «Вкусно и точку»?

Алевтина: Stars Coffee пошли по пути меньшего сопротивления. Они сделали бренд максимально близким к тому, каким изначально был Starbucks. В их кофейнях ты видишь привычные символы, ощущаешь тот же запах кофе. Здесь удалось сохранить эмоции, связанные с брендом. Но у них было больше времени, не было такой суеты и риска потерять огромные суммы из-за простоев.

Давид: Я воспринимаю перемены в дизайне именно как ребрендинг Starbucks, а не глобальное изменение бренда. Они остались в той же категории, с той же визуальной эстетикой. Из-за этого отношение людей не изменилось.

А что вы думаете по поводу визуальной составляющей?

Алевтина: В качестве логотипа выбрали силуэт девушки в кокошнике. В этом образе сохраняется связь и с Россией, и с брендом Starbucks.

Был проведен конкурс на лучший логотип среди дизайнеров, и в результате его выиграла девушка-фрилансер. Мне кажется, это здорово, когда одиночный дизайнер может потягаться с крутыми агентствами. Это отличный стимул для развития.

Почему у Stars Coffee получилось достичь цели, а у «Вкусно и точки» — нет?

Алевтина: Целевая аудитория у Starbucks более узкая, чем у McDonald’s. В заведения последнего ходили все: и школьники, и топ-менеджеры, и пенсионеры, которые приводили внуков. А основная масса посетителей Starbucks — это молодые люди. Они быстро адаптируются, легче воспринимают перемены. Здесь изменение бренда вызвало не такой сильный резонанс.

3. «Добрый Cola» vs Coca-Cola

Из российского рынка ушел и всем знакомый бренд Coca-Cola. Но напиток все еще можно купить в магазинах — правда, уже под названием «Добрый Cola». Кроме того, лимонады со вкусом «кола» стали выпускать десятки других производителей — от «Черноголовки» до локальных брендов.

Как вы считаете, чем примечателен брендинг «Добрый Cola»?

Алевтина: Когда из России ушла Coca-Cola, мы испытали те же эмоции, что и при уходе «Макдональдса». Чтобы восполнить рынок, многие производители решили заняться импортозамещением и сделать свою колу. Даже некоторые очень маленькие локальные бренды добавили в линейку своей продукции лимонады со вкусом колы.

Каждый из этих брендов пытается найти свой подход. «Добрый» пошел по тому же пути, что и Stars Coffee. Визуальная составляющая продукта почти не изменилась — оставили тот же дизайн, что и у оригинальной Coca-Cola, взяли те же цвета. Логотип нанесен белыми буквами, хотя леттеринг отличается. Все это помогло сохранить ассоциацию с брендом. Когда ты хочешь купить колу, ты интуитивно ищешь на полке красную банку с белыми буквами и тянешься к упаковке «Доброго».

Давид: Бренды могут заливать в бутылки один и тот же лимонад, но доверие пока вызывает только «Добрый». Он максимально приближен к привычной коле. Это хороший ход для сохранения аудитории. У «Черноголовки», например, другой подход. Они не стали отходить от своего бренда — на этикетке присутствует иллюстрация с надписью «Кока-кола». Думаю, у них будет сложнее с продажами.

Если вкусы этих лимонадов почти не отличаются, почему люди предпочитают выбирать «Добрый»?

Алевтина: Есть люди, которые говорят, что любят Coca-Cola, а не Pepsi. В прошлом проводились тесты, на которых участникам предлагали выбрать напиток. Не видя название бренда, большинство предпочитало Pepsi. А как только лимонад заливали в упаковку, они начинали выбирать колу.

Есть и другой интересный пример. Некоторые люди предпочитают пить колу из «ВкусВилла», считая, что она полезнее. Это тоже работа бренда. Распространено мнение, что все продукты, которые продаются в сети «ВкусВилл», здоровые и правильные.

4. Reserved, Sinsay, House, Cropp, Mohito vs RE, Син., XC, CR и M

Холдингу LPP принадлежали бренды одежды Reserved, Sinsay, House, Cropp, Mohito. Весной компания объявила об уходе из России, но вскоре магазины открылись снова. Изменились только названия — теперь это RE, Син., XC, CR и M.

Есть предположение, что новые владельцы активов холдинга хотели как можно быстрее продолжить работу, и поэтому не стали затевать глобальный ребрендинг. Согласны ли вы с этим мнением?

Давид: Я думаю, да, новые владельцы не хотели делать ребрендинг, но им нужно было открыть магазины как можно скорее. Простой на российском рынке может стоить очень дорого. Поэтому бренды пошли путем наименьшего сопротивления — например, просто сократили буквы в названии. Это чисто юридические моменты, а не дизайн-решение. Дистрибьюторы не изменились, оформление помещений тоже. Даже лейблы на одежде те же. Тут не было какого-то ребрендинга — просто шаги для сохранения бизнеса.

Алевтина: Да, у них нет сильных изменений. Конкуренция в этой нише не такая, как у продуктов питания. Одежду мы оцениваем по ткани, по тому, как она сидит на нас. Здесь важно качество, а не бренд (за исключением, конечно, тех случаев, когда мы покупаем одежду премиального сегмента и платим именно за лейбл).

5. JNS vs Levi’s

Магазины джинсового бренда Levi’s также были выкуплены российской компанией и сменили наименование на JNS. Сообщается, что ассортимент будет прежним, а в будущем под этим названием может развиться мультибрендовая сеть.

Что вы можете сказать про новый логотип Levi’s?

Давид: Здесь такая же история, что и в случае с LPP. Недавно я заходил в их магазин и обратил внимание на брендинг. Я не сразу заметил, что название бренда изменилось. Все то же — те же цвета, та же одежда. У Levi’s сокращенная версия логотипа была и раньше. Люди привыкли к ней, и поэтому новый логотип не вызывает отторжение. Появляется чувство, что у бренда просто вышла новая линейка. Это хорошее и быстрое решение.

Личный опыт: кейс O! Well

Возможность остаться на российском рынке была не у всех — продукция многих западных производителей окончательно исчезла из магазинов. На фоне этого началась волна импортозамещения, и перед российскими производителями встала задача заменить ушедшие бренды.

К Алевтине и Давиду обратилась компания O! Well, которая производит биологически активные добавки и продукты здорового питания. Необходимо было создать упаковку, напоминающую об американских брендах — открытую, позитивную и вызывающую доверие у аудитории.

Расскажите о том, какая задача стояла перед вами?

Алевтина: Российские производители хотели сделать продукт, который будет похожим на европейский или американский. Преемственность необходимо было передать с помощью визуального оформления. Перед нами стояла задача разработать упаковку, которая напоминала бы об Америке, поскольку американские БАДы очень хорошие, им доверяют.

Какое решение вы выбрали для дизайна O! Well?

Алевтина: Чтобы достичь нужного эффекта, мы решили сделать упаковку максимально открытой аудитории. Выбрали крупную типографику. Мы не копировали западные бренды, но попытались создать что-то новое. Оно дает ту же коннотацию, что и бренды, ушедшие из России без возможности остаться под другим названием.

Давид: У нашей упаковки есть общие черты с американским дизайном. Мы сделали упаковку, которая казалась бы большой. Так делают в Америке. Состав написан крупными буквами, все очень понятно, легко воспринимается. Мы стремились вызвать доверие. И, кажется, достигли цели — продажи растут, и предложенная нами идея работает.

Что ты думаешь о ребрендинге международных компаний в России? Пиши в комментариях!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

Ни один заменитель пока не приблизился к оригиналу.
Логотипы пока никак не влияют на качество продукции

Ответить
Развернуть ветку
Pentaschool

Коллеги, благодарим за возможность поделиться мнением!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Желудь

Из всех логотипов Stars Coffee больше всего понравился. Реально достойный

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

Да, авторы нашли наиболее схожие образы, поэтому визуал не сильно, если не присматривается, стал отличаться)

Ответить
Развернуть ветку
SKYPIDAR

Абсолютно все импортозамещенные логотипы и брендинг хуже оригиналов. печально, что пошли по пути «скопировать».

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

чем именно хуже по вашему мнению, по какой шкале сравнения?)

Ответить
Развернуть ветку
SKYPIDAR

Нет никакой шкалы. Есть объективные показатели выручки, которые нам недоступны. Но что-то мне подсказывает, что все эти бренды потеряли часть выручки, а кто-то наверно даже в убытках купается.

Ну и объективно — выглядят слабенько. Даже попытку сделать что-то другое у вкусочка критикуют больше чем хвалят по субъективным ощущениям.

Ответить
Развернуть ветку
SKYPIDAR

Что и требовалось доказать: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6423a83e9a7947a626bfb436

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Горяч

А почему нельзя оставить старое название? Или Байден приедет морду бить?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда