Что такое сеттинг

⚡Из чего складывается контент? Из смыслов и упаковки. Нельзя сказать, что какая-то часть важнее, чем другая, ведь при правильном подходе они работают на общие цели.

Юлия Шевякова – эксперт BTG в области разработки кастомных решений и комплексных систем обучения пошагово объясняет, как подружить смыслы с упаковкой и создать эффективный обучающий продукт.

Что такое сеттинг

Любого методолога прежде всего учат работать со смыслами, а вот упаковка вызывает множество споров. Уверена, что даже во времена обучения охоте на мамонта одни были за качественные рисунки охоты, а другие настаивали на «давайте его просто выкинем из пещеры». Многие говорят, что без WOW эффекта обучение уже немыслимо, другие отчаянно доказывают, что картинки только мешают. В ход идут цифры и бесконечные допросы пользователей.

Мне хотелось написать пост, где читатели смогут найти вдохновение для своих обучающих продуктов.

Поэтому я расскажу про наше отношение к упаковке, которую мы называем сеттингом.

Что такое сеттинг?

🧠«Сеттинг (англ. setting «помещение, установка, обстановка») — среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия. Сеттинг может рассматриваться в настольных и компьютерных играх, в фильмах, художественных произведениях, новостях и др. Описывая сеттинг, пользователь определяет свойства реальности, моделируемой медиа-продуктом.»

В обучении сеттинг – оболочка, упаковка, вовлекающие элементы. Я ассоциирую это с песочницей, с которой взаимодействует пользователь. Он может просто есть песок, а может учиться строить из него куличики.

Элементы сеттинга:

✅Маркетинг и PR-обучение: брендинг, вдохновляющий нейминг или вирусный слоган, мемный герой;

✅Дизайн: оформление, иллюстрации, паттерны;

✅Сторителлинг, геймификация;

✅Механики и форматы обучения, отличные от лонгрида: боты, тренажеры, игры, пуши, квесты и т.д.

✅Жанры: расследование убийства кросс-продаж, защита башни стрессоустойчивости;

✅Подход к структурированию материала: от практики, а не теории, с конца, а не начала, без теории и т.д.

✅Отношение к роли пользователя: будем с ним спорить или брать на слабо?

✅Стиль написания и многое другое.

Зачем?🤔

Мы детально исследуем вопросы работы различных элементов сеттинга, например, с точки зрения нейропсихологии. И в ближайшее время поделимся с вами результатами.

Что мы знаем на сегодняшний день:

  • Эмоции повышают вовлечение в материал, а “якори” позволяют лучше запоминать.
  • Еще мы знаем, как люди чаще всего проходят курсы. Спойлер: не так радостно, как кажется методологу…
  • Знаем, что часто «очень интересно, но применять я, конечно, это не буду»…
  • Знаем, что компании хотят от сотрудников проактивности в обучении, а у нас по вечерам 5 курсов от блогеров, 10 сериалов, 35 мемов и бесконечность «я просто полежать хотел»…

Хорошо если есть природная тяга к знаниям, высокая личная мотивация или весомый кнут в руках руководителя, но часто обучение это про «не хочу, не могу, не обязательно».🤯

Мы ставим основными целями сеттинга сделать обучение для пользователя более:

✓ Приземленным: «А, вот таааак это работает…», «Ну, можно попробовать.» «Думаю, я смогу.»;

✓ Вовлекающим: «О, уже 20 минут прошло?!», «Удивительно, мне не стараются что-то впарить.»;

✓ Простым: «Я не трачу силы на лишние действия и мысли.»;

✓ Вирусным: «Пойду расскажу об этом!»

И лишь как побочный эффект: высокий NPS, эффект WOW.

‼Подчеркну – эти же цели достижимы и без сеттинга. Однако его использование усиливает эффект, позволяет охватить более сложную аудиторию и дает возможность выйти за рамки чисто учебных целей. Как пример, запуск LMS и обеспечение трафика, внедрение новых ценностей или повышение лояльности к HR и т.п.

Рекомендации по реализации🚀

✌Дайте возможность увидеть последствия, прожить и запомнить их.

У нас есть неформальный курс, где собраны базовые рекомендации по сборке электронных курсов. Там я использую сеттинг «Страдающая методология». Это понятная и знакомая метафора, через которую мы показываем, как можно заставить страдать пользователей от вашего курса. Юмор, знакомые мемы, прямые аналогии, немного циничный текст – всё, что делает материал искренним, понятным и запоминающимся.

А значит помогает проще выполнять рекомендации.

✌Избавьтесь от пустых лозунгов

Многие темы обучения воспринимаются как красивые заученные слова за которыми теряется смысл. Вспомним социальные рекламы. Сто раз говорили не использовать смартфон за рулём, а потом плюнули и перешли к наглядным визуалам. Рекламщики все чаще отказываются от слов и лозунгов. Например, в обучении устойчивому развитию, мы хотим мало говорить высокопарных слов и много показывать белочку, которая отчаянно благодарна вашей компании.

✌Определите в чем главная сложность материала.

Можно 50 раз прочитать о тайм-менеджменте, но не начать делать. Давайте честно, найти и изучить разные техники – не сложно. При чем можно не сразу учить их наизусть. Выгоды тайм-менеджмента тоже уже давно всем понятны. Так зачем выпускать очередной курс, где час зубрим техники и полчаса убеждаемся в их полезности? В итоге мы построили курс через ограничивающие убеждения и реальные мысли пользователя, который просмотрел 10 техник тайм-менеджмента, но все еще не решился их применять.

✌Подумайте, что заставит пользователя дочитать до конца?

«Это позволит вам…» типичная мотивационная речь в начале курса, которая используется, как волшебная таблетка. Но привыкший к обучению сотрудник чаще всего даже не читает подобные строчки. Поэтому можно ничего не писать, а просто показать грустного Пупыркина. Потом весёлого. А дальше бесконечно катать Пупыркина на эмоциональных качелях от действий его сотрудников, когда он криво ставит задачи. И вот пользователь уже сам не заметил, как хихикает над беднягой, а вскоре обнаруживает Пупыркина на собственных совещаниях.

✌Не создавайте отвращение к обучению.

Главный враг обучения – сеттинг, который очень хотели, но не смогли. Шаблонные фразы, “наставник”, история ради истории, простые кейсы, графика с некачественных стоков, оторванные от обучения метафоры. Все это раздражает пользователя и заставляет его мозг работать не в сторону запоминания, а в сторону постановки диагноза разработчикам.

Уделяйте больше внимания кейсам

✌Все мы знаем, как отлично работают в обучении кейсы, но гораздо эффективнее решать не каждый раз кейс от неизвестного Ивана и Марии, а помогать уже полюбившемуся оболтусу Пупыркину.

Как делать сеттинг?📚

Важно понимать свои задачи, аудиторию и знать методологию. Это определяет цели обучения, формат, элементы для достижения и их количественное соотношение. На этом основании мы выстраиваем сеттинг.

Если мы говорим про конкретные области знаний, то здесь важны знакомые нам сторителлинг или геймификация. Сейчас нужно пересматривать привычные формы. Так в сеттинге может быть ключевой история, а мы берем её и разворачиваем комплексно: брендинг, стиль написания, нешаблонная структура, приветственные коммуникации для погружения и т.п.

Активно углубляемся в изучение инструментов из других отраслей: геймдизайн, маркетинг, UX/UI, сценарное искусство и тд. Для вдохновения играем в игры, читаем научпоп, смотрим фильмы. И мемы😁

Резюме✍

📍Сеттинг – это инструмент для приземления, вовлечения, упрощения, вирусности контента;

📍Не забываем про методологию. Она говорит, что нужны, например, кейсы или проблематизация, а сеттинг помогает усилить элементы и зазвучать по-новому;

📍Сеттинг позволяет охватить более сложную, искушенную аудиторию и дает возможность выйти за рамки чисто учебных целей;

📍Важно быть реалистом и уметь вставать на место своих пользователей.

⌛А что в итоге по WOW и картинкам?

Сеттинг не про WOW из-за красивой графики. Необходимо думать о нем, как об инструменте усиления смыслов и достижения результатов. Успешность сеттинга зависит и от фантазии, и от способности посмотреть без иллюзий на материал, и самих пользователей.

Поэтому я желаю вам быть творческими, не теряя критичности мышления.

Начать дискуссию