Как сделать свой IT-бизнес более ответственным. Что я делаю для этого прямо сейчас и причём тут первые учёные и философы

Если фокусироваться только на деньгах, можно быстро сгореть. Красиво так, с горящими купюрами в руках. Но если добавить к этому ещё одну цель, более благородную, появится возможность влиять на мир. И шанс выгореть уменьшится в разы.

Мы тут для чего? 
Мы тут для чего? 

Меня зовут Евгений Боровков, и я предприниматель. С 2018 года занимаюсь развитием своей компании «Искусство Автоматизации». Помогаю маленьким и большим компаниям ускорить рабочие процессы и сделать жизнь сотрудников комфортнее.

А некоторые из моих инструментов можно использовать и в обычной жизни. Например, сделать прототип своего будущего сайта или сохранить важную информацию через чат-бот.

Все те годы, что я занимаюсь бизнесом, стремлюсь не только к достойной прибыли, но и влиянию своих проектов на сферу, в которой работаю, на общество, которым мои продукты необходимы, и на мир в целом — чтобы одна идея помогла сдвинуть с места большие и серьёзные вопросы.

В этом материале я хочу предложить свои рассуждения о социальной составляющей бизнеса.

В каком мире мы живём

Можно ли говорить, что бизнес делает мир лучше, если он спасает зайчиков на лужайке, при этом тут же выливая на эту самую лужайку какие-нибудь отходы производства нефти? Кажется, нет.

Зайчики на лужайке
Зайчики на лужайке

Но когда вы заправляете свой автомобиль и радуетесь качественному бензину, вряд ли вспоминаете про этих самых зайчиков? Похоже, так.

Подобные вопросы очень зависят от угла зрения. Настоящий мир настолько сложный, что бывает непросто найти для себя точки опоры, которые будут поддерживать в сложные времена или в спорных ситуациях.

Мы бы все наверняка предпочли, чтобы предприниматели и руководители, те самые «важные» ребята из мира бизнеса, вели бы себя максимально экологично ко всем без исключений зайчикам на лужайке. Не только к тем, кто там прямо сейчас, но и к тем, кто будет там через 10 лет. Но какова вероятность увидеть такой мир в будущем?

Основоположник капитализма и рыночной экономики Адам Смит считал, что если каждый человек будет преследовать эгоистичное стремление к собственному благу, то некая «невидимая рука» будет вести его к оптимальному результату для всех. Иными словами: делай во имя собственных интересов, и все в итоге будут в выигрыше, а не только ты.

Как сделать свой IT-бизнес более ответственным. Что я делаю для этого прямо сейчас и причём тут первые учёные и философы

Но известный математик Джон Нэш, работавший в сфере теории игр, с присущим ему «равновесием» позже развеял эту теорию, доказав, что самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить лучший результат.

Если ещё не смотрели фильм «Игры Разума» про его историю жизни, то однозначно рекомендую. Люблю сцену, где Джон доказывает свою теорию на примере знакомства парней с девушками.

С помощью его идей теперь даже строят бизнес-модели и переосмысляют прочие концепции, которые раньше казались фундаментальными. Феноменальный товарищ.

Идеи Нэша для нашего мира лучше и приятнее, но мы живём по идеям Смита. Текущие условия рыночной экономики буквально говорят всем предпринимателям: «Или беги быстрее, делай лучше и больше, или умри в отстойнике». Можно ли в таких условиях создавать лучший мир? Если не забывать о благородной цели, то можно.

С таким подходом были созданы первоклассные продукты, которые сейчас знает весь мир: iPhone, Tesla, Netflix, Google… Однако этот подход имеет и негативную сторону в виде растущего неравенства и наличия слабых и дотационных людей, отраслей, областей и стран. Выходит, снова всё не так однозначно.

Другой угол зрения

Вернёмся к истокам предпринимательства. Одним из феноменов человеческого мозга я считаю саму способность быть предпринимателем. Если долгое время люди жили в деревянных домах и пахали свой огород — и им это было привычно, то что заставило первых философов или учёных задуматься о чём-то большем? Я думаю, что этому как раз поспособствовали предпринимательские качества.

Люди, которые изобрели пенициллин, телескоп и лодку с парусами – были предпринимателями. Но не в том смысле, что они стремились извлекать прибыль из каждого своего действия, а по духу.

Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем

Бизнесмен в нашем текущем понимании это и есть предприниматель, хотя эти понятия, наверное, было бы правильно разделить.

Предприниматель создаёт много чего и не сидит на месте, но не обязательно эти действия будут приводить к результату в денежном выражении. В этом и его отличие от бизнесмена.

Раньше люди были учёными, потом купцами, теперь стали бизнесменами. Раньше они сидели у себя на участке у фонтана и думали о мироздании, а сейчас строят компании и контролируют денежные потоки. Это всё предприниматели — двигатели прогресса.

Как сделать свой IT-бизнес более ответственным. Что я делаю для этого прямо сейчас и причём тут первые учёные и философы

Их помыслы всегда направлены на лучшее. И даже если у них случайно получается кому-то навредить или уже осознанно переступить через чьи-то интересы, то всегда с большим стремлением к чему-то хорошему, светлому, доброму.

Они нанимают на работу людей, делая их семьи счастливее и создавая атмосферу комфорта и развития. Они предоставляют условия для роста человеческого капитала, благополучия семей, роста уровня жизни.

Конечный продукт этих компаний создаёт ещё больше ценностей, но уже для других. Например, появляется добавочная стоимость, которая идёт на зарплаты сотрудников, а благодаря востребованности продукта формируются новые рынки.

Ищем и создаём ценности

До этого были гипотетические примеры на гипотетических предпринимателях (основанные, впрочем, на реальной истории). Ценность того времени была очевидна — мир менялся и улучшался. А теперь давайте вернёмся в настоящее и рассмотрим конкретный пример — возьмём мой личный опыт. Увидим, как сложно бывает вытащить ценность в наше время.

Сейчас я занимаюсь IT-бизнесом. Это значит, что создаваемую мной ценность, как правило, нельзя потрогать, отчего местами становится сложнее объяснить неподготовленному человеку, чем я занимаюсь.

Вторая сложность связана с тем, что я работаю в B2B и очень мало соприкасаюсь с конечной ценностью для конечного потребителя. То есть, я создаю ценность для своих клиентов, а уже они создают свою ценность для своих клиентов. Моя задача в таком случае — сделать их работу проще, удобнее, комфортнее, быстрее или как-то ещё хорошо.

Ценность в таком виде становится сложно измерить в конкретных цифрах. Бывает, что её сложно даже сразу осмыслить — такая она неочевидная. Например, мой клиент может также оказывать B2B услуги, создавая ценность для людей только через N шагов.

В стратегическом анализе есть конкретный термин для этого — цепочка создания добавленной стоимости или ценности. Сложная бизнес-конструкция, которая, на первый взгляд, как будто избыточна. Но без таких цепочек не было бы ни смартфонов и автомобилей, потому что качественные вещи создаются через большое количество этапов.

Как сделать свой IT-бизнес более ответственным. Что я делаю для этого прямо сейчас и причём тут первые учёные и философы

Продолжаем искать ценности дальше. Как насчёт создания рабочих мест? Это ведь тоже делает мир лучше. Сотрудники счастливы, их семьи счастливы, атмосфера комфортная, в отпуска все ходят, не перерабатывают – красота. Все ли компании такие? Конечно, нет. Моё ли это преимущество как предпринимателя? Скорее, да.

Далее про продукт. Мои услуги покупают? Покупают. Компании заказывают у нас разработку чат-ботов, сайтов, мобильных приложений и прочего софта. Значит, мы востребованы и конкурентоспособны. Улучшая и ускоряя работу через внедрение наших продуктов, наши клиенты могут делать лучше и больше для своих клиентов.

Пример из жизни компании. В 2019 году мы сотрудничали с ДоДо Пицца. С помощью нашего чат-бота 10 000 людей по специальной акции смогли получить по бесплатному куску вкусной пиццы.

Что насчёт ценности в этом случае? Я вижу это так. В основе бизнеса ДоДо Пицца лежит созданная с нуля IT-платформа, которая делает сервис действительно классным, а сам бизнес ставит на уровень выше по сравнению с конкурентами в этой же сфере. Крутая пицца, отлаженные бизнес-процессы, накормленные и довольные клиенты – красота!

Могло ли это произойти без IT-платформы? Могло. Было бы это так массово, эффективно и дёшево? Сомневаюсь. Есть ли наше участие в каждом куске пиццы, которую продаёт пиццерия? Нет. Помогли ли мы людям в итоге утолить голод (помним про успешно проведённую акцию)? Да.

Можно так нарассуждаться, что дойти до ещё более глубокой мысли. Сделали ли мы также счастливее тех людей, которые работали во время акции в тот момент? Возможно…

Но этот вопрос лежит уже больше не на нас, а на том работодателе, который нанял этих сотрудников. Могу только сказать, что мы не сделали их жизнь хуже или тяжелее.

Итак, мы выяснили, что ценность можно найти даже там, где, казалось бы, её уже точно быть не может. Теперь мы можем быть спокойны, ведь в наших проектах есть смысл.

Следующий шаг — найти такую социальную проблему, которая станет стимулом развивать свои продукты и сферу в целом, чтобы устранить сложность и поменять мир к лучшему. Как те самые первые учёные и философы.

Это были мои размышления из главы, которую я написал для книги «Как бизнес делает мир лучше» в качестве соавтора. Отдельно про книгу писал в своём Телеграм-канале.

Заглядывайте туда, чтобы узнавать о мире IT через другие мои размышления, а также вместе со мной вести дискуссии о важности бизнеса и предпринимательства в России.

1919
12 комментариев

благородство на хлеб не намажешь!)))

но иначе как благородством, назвать свой Product Radar я тоже пока не могу, потому что он бесплатный и помогает многим командам рассказывать о своем продукте аудитории)

2
Ответить

Ну вот мы с тобой оба получается мажем благородство на хлеб))

Ответить

Картинки какая нейросетка рисовала?))

Ответить

Меня уже несколько человек спросили об этом в личке)))
Нравятся?)

Ответить

Важно помнить не только о прибыли, но и о влиянии на мир

Ответить

Про то и статья)

Ответить