Не пренебрегай дизайн-процессом: ключевые этапы и зачем это всё надо

Не пренебрегай дизайн-процессом: ключевые этапы и зачем это всё надо

Дизайн-процесс в UX — это систематический подход к созданию продуктов и услуг, ориентированных на потребности пользователей и обеспечивающих им удовлетворяющий опыт взаимодействия.

Именно такое определение можно встретить практически везде, но если вы новичок и вам сложно представить сам процесс, то это определение поможет вам более ясно понять, что это такое.

Дизайн-процесс в UX — это как приключенческий квест для дизайнеров, где они изучают, что хотят пользователи, и как сделать продукт удобным и крутым. Сначала исследуют, потом генерируют идеи, а после строят прототипы, чтобы посмотреть, как всё работает. Потом начинается цикл тестирования и правок, правки и тестирование. А когда всё готово — пускают продукт в мир и следят, чтобы всем было по кайфу!

Не пренебрегай дизайн-процессом: ключевые этапы и зачем это всё надо

Дизайн-процесс в UX (обычно) включает следующие этапы:

  1. Понимание, анализ
  2. Исследование и концептуализация
  3. Прототипирование
  4. Тестирование и итерации
  5. Разработка и внедрение
  6. Оценка и оптимизация (UX аудит)

И надо понимать, что все идеально и ровно не идет по процессу, дизайн-процесс в UX - это не просто прямая дорога от точки А до точки Б, как заблудившись в городском лабиринте, а больше похоже на американские горки, где есть и споры с командой, и бурные обсуждение, и постоянные тестирования с итерациями, которые могут повторяться много раз)

Начнем по порядку :)

1. Понимание и анализ

На этом этапе я ощущаю себя детективом в мире UX. Здесь мы изучаем проект вдоль и поперек, как шпионы на сверхсекретной миссии. Что изучаем?

- Бизнес-цели

- Потребности пользователей

- Технические ограничения

- Проблемы продукта и их решения

Эмпирическое правило UX-дизайна — узнать своего клиента: Кто он? Что он делает? Куда он движется? Чего хочет достичь? Как он взаимодействует с пользователями?

А вот список вопросов из моих интервью с заинтересованными сторонами:

  • Каковы ваши краткосрочные и долгосрочные цели ?
  • Кто ваши пользователи ?
  • Каковы ценности вашей компании ?
  • Ваши проблемы с продуктом ?
  • Кто ваши основные конкуренты ?
  • Каковы ваши основные каналы продаж ?
  • Каково ваше определение успеха продукта ?
  • Ваша миссия и планы развития?

Аналитические инструменты UX, которые позволяют получить ценную информацию о том, как пользователи взаимодействуют с продуктами.

Google Analytics - один из самых популярных бесплатных инструментов для анализа веб-трафика. Он предоставляет подробную информацию о посещениях сайта, источниках трафика, поведении пользователей, конверсиях и других важных метриках. Он помогает определить, какие страницы самые популярные, на каких этапах пользователи покидают сайт, и многое другое.

Kissmetrics - инструмент для аналитики поведения пользователей, который фокусируется на понимании того, как пользователи взаимодействуют с продуктом.

Omniture (теперь известный как Adobe Analytics) - предоставляет широкий спектр аналитических инструментов и отчетов для отслеживания и анализа активности пользователей.

Hotjar - с помощью него можно получить информацию о поведении пользователей на сайте, их действиях, переходах между страницами, прокрутке страниц. А также этот инструмент позволяет создавать опросы и обратную связь для пользователей, чтобы узнать их мнение о продукте и выявить возможные проблемы или улучшения.

Завершая этот этап, дизайнеры и команда проекта получают ценные инсайты о бизнес-целях, потребностях пользователей и технических ограничениях. Эти знания становятся фундаментом для разработки оптимальных и инновационных решений.

2. Исследование и концептуализация, UX аудит

На этом этапе мы проводим более глубокое исследование пользователей, их потребностей и проблем, чтобы получить ценные инсайты для создания оптимального пользовательского опыта.Основная цель - понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом, какие проблемы они испытывают и какие потребности у них возникают.

Какие методы тут хороши?

  • Пользовательские интервью: Дизайнер проводит беседы с реальными пользователями продукта, чтобы понять их потребности, проблемы и ожидания. Пользовательские интервью помогают получить глубокие инсайты и понять, как улучшить пользовательский опыт.
  • Опросы и анкетирование: Для получения более широкой обратной связи от пользователей можно использовать онлайн-опросы и анкеты. Это позволяет собрать данные от большего числа пользователей и выявить общие тенденции и паттерны.
  • Анализ аналитических данных: Использование аналитических инструментов, таких как Google Analytics, Kissmetrics и Omniture. Это помогает выявить узкие места, проблемы с навигацией и понять, какие функции и страницы пользуются наибольшим спросом.
  • Анализ конкурентов: Изучение продуктов конкурентов позволяет определить их сильные и слабые стороны, а также выявить возможности для улучшения собственного продукта.
  • Карта путей пользователей: Создание карты путей пользователей помогает представить, как пользователи взаимодействуют с продуктом от начала до конца. Это помогает идентифицировать возможные точки трения и улучшить пользовательский опыт.
  • Создание персонажей: UX-дизайнер разрабатывает персонажей - представителей целевой аудитории, которые помогают более глубоко понять потребности и цели пользователей.
  • Прототипирование: Создание прототипов и макетов позволяет визуализировать концепции и тестировать их с пользователями, что помогает рано выявлять проблемы и вносить коррективы.
  • Мозговой штурм: Коллективное обсуждение и генерация идей в команде помогают прийти к инновационным решениям и новым концепциям продукта

3. Прототипирование

В дизайн процессе прототипы играют ключевую роль, помогая дизайнерам и командам проверить и уточнить свои идеи, а также при желании получить обратную связь от пользователей. Это как творческая волшебная мастерская, где дизайнеры создают магические прототипы, чтобы проверить свои креативные идеи. Потом приглашаешь на свое шоу команду пользователей, чтобы узнать, какое волшебство сработает лучше:)

немного юмора не помешает)
немного юмора не помешает)

Это может быть что-то очень простое, как нарисованные от руки эскизы (прототип lo-fi), так и высоко-качественный полнофункциональной продукт (прототип hi-fi).

Прототипирование даёт возможность:

  • Взаимодействовать с идеей: Пользователи могут "пощупать" и взаимодействовать с прототипами, что позволяет понять, как они будут использовать продукт на практике.
  • Выявить слабые места: Прототипы помогают выявить возможные проблемы и улучшить дизайн ещё на ранних этапах, что экономит время и ресурсы.
  • Принимать обоснованные решения: Вместо угадывания, какой дизайн лучше, прототипы позволяют провести тестирование и собрать обратную связь, чтобы принимать обоснованные решения.
  • Сэкономить деньги: Изменения на ранних стадиях дешевле и быстрее, чем после полного разработанного продукта.

Инструменты, которые отлично подходят для прототипирования: сама Figma (classic), ProtoPie, Principle

4.Тестирование и итерации

И тут мы начинаем переносить свои созданные прототипы в реальное взаимодействие с пользователями и активно собираем обратную связь. Этот этап позволяет проверить и оценить работоспособность и удобство интерфейса, а также выявить слабые места и потенциальные проблемы.

По результатам тестирования, команда UX-дизайнеров и аналитиков анализируют полученные данные, итерируют над дизайном, внося необходимые изменения для оптимизации пользовательского опыта. Повторение – мать учения) И тут повторение этого процесса может происходить несколько раз, все во благо совершенствования продукта!

Тестирование и итерации позволяют убедиться, что продукт соответствует ожиданиям пользователей и достигает поставленных бизнес-целей, а также дает возможность внедрять новые инновации и улучшения на основе обратной связи от реальных пользователей. Этот этап является ключевым для создания высококачественного и успешного продукта с учетом потребностей и предпочтений пользователей.

Где искать респондентов для тестирования?

Конечно круто, когда продукт уже есть и у него большая база пользователей, на которых можно все проверить, но что, если нет?

- Внутренние ресурсы. В организации можно обратиться к сотрудникам, коллегам или другим сотрудникам компании, чтобы протестировать продукт. Это может быть удобно для быстрого и недорогого тестирования.

- Рекрутинговые агентства. Специализированные агентства по рекрутингу респондентов могут помочь вам найти подходящих участников для тестирования.

- Онлайн-платформы для тестирования. Например: UserTesting, TryMyUI, Userfeel

- Социальные сети и сообщества. В социальных сетях и тематических сообществах можно разместить запросы о поиске респондентов для тестирования. Некоторые группы и форумы специализируются на участии в тестированиях продуктов. У меня есть на примете несколько групп в тг, которые не раз выручали :)

- Если у вас уже есть активные клиенты или пользователи, можно обратиться к ним с предложением протестировать новый продукт и поделиться своим мнением.

5. Разработка и внедрение

Это финальный этап дизайн-процесса, когда все идеи и концепции претворяются в реальность. На этом этапе дизайнеры работают в тесном взаимодействии с разработчиками и другими специалистами, чтобы создать функциональные прототипы и финальные дизайн-макеты. Все выдыхают)

Ключевая задача этого этапа - обеспечить гармоничное сочетание эстетики и функциональности. Дизайнеры учитывают технические ограничения, чтобы создать продукт, который будет не только красивым и удобным в использовании, но и технически реализуемым. Всегда стоит помнить, что бизнесу важно не только "вау как красиво", а преимущественно "быстро, качественно, не столь затратно". Понятное дело, что есть обычные студии, а есть крупные корпорации, и процессы там сильно разняться, как и бюджеты.

Разработка и внедрение включают тестирование функциональности продукта, его оптимизацию и финальное оформление. Этот этап также включает работу над адаптивным дизайном.

Когда дизайнеры и разработчики совместно завершают этап разработки, продукт готов к внедрению. Он может быть запущен на рынок или интегрирован в существующую инфраструктуру. На этом этапе также проводится последнее тестирование и оптимизация продукта перед его финальным выпуском.

6. Оценка и оптимизация

Оценка и оптимизация - это критически важный этап в дизайн-процессе, который позволяет убедиться, что созданный продукт действительно соответствует ожиданиям пользователей и бизнес-целям. На этом этапе происходит анализ результатов тестирования и сбор обратной связи от пользователей.

UX аудит - метод, используемый для выявления несовершенных областей цифрового продукта, выявления того, какие части сайта или приложения являются "красными флажками" . Как правило, UX-аудит включает в себя такие действия, как юзабилити-тестирование, кабинетное исследование, интервью с пользователями итд.

Это позволяет выявить сильные и слабые стороны продукта, а также выявить потенциальные проблемы, с которыми пользователи могут столкнуться.

После сбора данных происходит оптимизация продукта на основе полученных результатов. Дизайнеры вносят корректировки в дизайн и функциональность продукта с целью улучшить его эффективность, удобство использования и удовлетворить потребности пользователей. Всё во благо!:)

Надеюсь , эта статья была вам полезна! Оставляйте комментарии о своих процессах :)

22
Начать дискуссию