Советы эксперта: как снизить риск споров между заказчиком и разработчиком ПО на этапе составления ТЗ

Техническое задание (ТЗ) является неотъемлемой частью любого государственного или коммерческого контракта на разработку или внедрение цифровых продуктов. Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты по цифровому развитию, инновациям и инвестициям Артем Далевич на основе опыта Аналитического центра МТПП рассказывает, что нужно учитывать при написании ТЗ, чтобы результат выполненных работ удовлетворял как заказчика, так и исполнителя.

1. Значимость правильно составленного ТЗ.

Правильно составленное ТЗ – это непосредственно инструкция для IT-специалистов на стороне Исполнителя. В хорошем ТЗ всегда прописываются пункты:

  • назначение разрабатываемого объекта,
  • требования к техническим характеристикам,
  • требования к программной документации,
  • технико-экономические требования,
  • сроки, стадии и этапы разработки,
  • установление порядка контроля и приемки.

Эти пункты могут быть расширены в зависимости от специфики проекта. Чем больше конкретики, тем меньше возможности у исполнителя сделать что-то не так. Яркий пример: заказчик хочет внедрить искусственный интеллект или другую автоматизацию в свои бизнес-процессы, но не указывает в ТЗ конкретные функции, которые должен выполнять ИИ, думая, что это должно быть очевидно. В это время исполнитель, не увидев в ТЗ конкретики, делает работу по своему усмотрению. Заказчика это, конечно, не устраивает и далее начинаются разногласия с дальнейшим разбирательством в суде, которые могут длиться годами.

Совет #1

Включайте в ТЗ блок-схемы, таблицы и алгоритмы в текстовом виде, отображающие, как должен работать итоговый цифровой продукт. Обязательно имейте юридическое подтверждение согласования ТЗ обеими сторонами, отображайте правки в дополнительных соглашениях, ведите журнал версий ТЗ.

2. Кто должен составлять ТЗ?

В идеальном случае написанием ТЗ должна заниматься независимая профессиональная команда IT-специалистов, имеющая соответствующий опыт работы. Большинство заказчиков считают, что они сами в силах составить ТЗ, но потом искренне удивляются полученному результату выполненных работ. Встречается и другой вариант, когда Заказчик уверен, что можно сэкономить на разработке ТЗ.

Если вести речь о государственных контрактах, то, прежде чем устраивать закупку на разработку/внедрение цифровых продуктов, Заказчику стоит предварительно осуществить закупку на разработку ТЗ.

Но на практике мы видим, что такие закупки проводятся редко. Чаще госорганы публикуют закупку на разработку/внедрение с готовым ТЗ. У многих в этот момент может появиться подозрение, что ТЗ разрабатывал под себя потенциальный победитель данной закупки, который «размазал» в смете реализации цифрового продукта, в том числе, и выполненную разработку ТЗ. Но даже в таких случаях Заказчик в лице госорганов часто остается недоволен выполненными работами, в то время как Исполнитель говорит, что он сделал все по ТЗ, и снова возникает конфликт между сторонами.

Если мы говорим о коммерческом договоре на оказание услуг по разработке или внедрению ПО, то чаще всего именно исполнитель совместно с заказчиком разрабатывает ТЗ. Здесь есть как плюсы, так и минусы.

Из плюсов:

  • заказчик может на начальном этапе понять, как будет работать исполнитель;
  • исполнитель отобразит в ТЗ то, что хочет заказчик.

Из минусов:

  • у исполнителя больше возможностей разработать ТЗ под себя, в ущерб интересам заказчика (это минус для заказчика);

  • написание ТЗ – это всегда платная работа. Даже если будущий подрядчик уверяет, что разработает техзадание бесплатно, можно не сомневаться, что разработка ТЗ будет скрытно включена в смету. А если заказчик решит делать его своими силами, то это будет означать потраченное (и оплаченное) время подчиненных сотрудников на выполнение непрофильной для них задачи.

Совет #2

Даже если вы уверены в выборе исполнителя, обращайтесь за разработкой ТЗ не к самому исполнителю, а в независимые организации, которые отобразят все, что вы задумали реализовать.

3. Основная причина разногласий - двойное трактование технического задания.

Итак, правильно составленное ТЗ — это инструкция реализации проекта для IT-специалистов. При описании процессов заказчик может видеть реализацию одним образом, а исполнитель - другим. Суть данного тезиса легче всего выражает картинка:

Советы эксперта: как снизить риск споров между заказчиком и разработчиком ПО на этапе составления ТЗ

Исполнителю и заказчику необходимо проводить итерации по каждому из этапов работ и подробно описывать действия и их конечный результат. Чаще всего двойные трактования присутствуют в контрактах, когда ТЗ составляет исполнитель. Например, в ТЗ предусмотрен пункт по интеграции разрабатываемой системы со сторонними сервисами, но каким образом и на каком основании должен происходить обмен данными, не сказано. Может, эти сервисы вообще не хранят или не имеют возможности передавать нужные заказчику данные. Исполнитель выберет для себя менее затратный по времени и ресурсам вариант реализации, а заказчик снова не получит ожидаемый результат. По нашему опыту при проведении судебных, досудебных и внесудебных экспертиз цифровых разработок на соответствие утвержденному ТЗ, очень часто именно исполнитель оказывается прав, так как он выполнил все прописанные (им же) пункты в ТЗ. А заказчик, в виду недостаточной в этом вопросе компетенции, не предусмотрел детали.

Совет #3

Обсуждать можно любой результат, но если его описания нет в ТЗ, то исполнитель не обязан этого делать. Поэтому фиксируйте все в ТЗ и в соответствующей документации.

Совет #4

Убедитесь, что исполнитель понимает ТЗ так же, как и вы, и у него нет «слепых зон», где он не уверен, что и как ему нужно будет делать. Для этого до подписания договора проводите очные встречи, желательно в присутствии руководителя команды разработки со стороны исполнителя.

4. Как можно разрешить непримиримые разногласия между заказчиком и исполнителем?

Даже если ситуация зашла в тупик, исполнитель настаивает на оплате выполненной работы, а заказчик отказывается её принимать, даже до обращения в суд можно получить третье мнение от доверенной стороны. Для этого стоит обратиться в независимую экспертную организацию для проведения досудебной экспертизы. Заказчику – если он сомневается в качестве выполненных работ, а исполнителю – если заказчик отказывается оплачивать добросовестно оказанные услуги. В нашей практике есть множество случаев проведения экспертизы как для одной стороны, так и для другой.

В первом случае, когда недоволен заказчик, происходят ситуации, когда исполнитель перестает вносить правки, настаивает на окончательном варианте или вовсе перестает выходить на связь. Во втором случае страдает Исполнитель, когда заказчик иногда из принципа отказывается принимать работы формально, ссылаясь на невыполненное ТЗ, и даже закрывает доступ к своим серверам.

Важно сказать, что, когда пострадавшая сторона получает заключение эксперта, вторая понимает, что идти в суд бесполезно – суд может даже не назначить свою экспертизу, а принять результаты уже проведенной.

Сфера ITдостаточно обширна и здесь важно не только доверие всех сторон к выбранной экспертной организации, но и квалификация эксперта, соответствующая профилю разрабатываемой или внедряемой технологии. Именно поэтому мы в МТПП собрали более 50 IT-экспертов, разных уровней и профилей, которые имеют и опыт составления ТЗ, и реализации аналогичных продуктов, и проведения экспертизы. При этом МТПП гарантирует, что выбранный эксперт не будет аффилирован ни одной из сторон конфликта.

Я буду рад помочь и ответить на вопросы по частным случаям, если вы столкнулись с проблемой при составлении ТЗ или Вам необходима независимая экспертиза. Пишите на почту Аналитического центра МТПП analytics@mostpp.ru со ссылкой на эту статью.

11
1 комментарий

Ещё из практики...

ТЗ должно быть согласовано не только формальным заказчиком, даже если он обладает нужной компетенций, но и конечными пользователями. Например, если заказчиком выступает Центр цифровой блаблабла, а на самом деле пользователи будут региональные больницы, то и ТЗ должно быть согласовано ими, хотя бы на уровне карт бизнес процессов, датасета и мокапов (как это по-русски называется? :D)

Со стороны заказчика должен быть product owner с которым можно будет согласовывать изменения. Он должен быть доступен и компетентен, хотя бы на уровне бизнес процессов. На этапе ТЗ очень сложно всё предусмотреть, особенно в сложных системах. Должен быть путь формальный путь согласования изменений по типу одного окна. Если по разным фичам нужно получать согласование разных людей, то это ответственность заказчика, а не исполнителя.

1
Ответить