UX/UI: что это такое и для чего это нужно?

Наверняка вы хоть раз слышали аббревиатуру UX и UI и резонно задавались вопросом, что же это такое. В этой статье я попробую максимально кратко и без воды рассказать вам об этом явлении современного digital.

Игорь, ведущий UX/UI-дизайнер «Менделеев Маркетинг»
Игорь, ведущий UX/UI-дизайнер «Менделеев Маркетинг»

Что такое UX/UI

Тут всё просто, это аббревиатура от английских названий:

UX (User Experience) — дословно с английского «пользовательский опыт»;

UI (User Interface) — дословно с английского «пользовательский интерфейс».

А вот чтобы ответить на вопрос, что такое непосредственно «пользовательский опыт» и «пользовательский интерфейс», нужно сначала понять, откуда эти термины появились.

Представьте себе самый обычный бытовой прибор, которым пользовались все. Например, обычный металлический чайник.

Вы никогда не задумывались, почему он выглядит именно так?

Ведь если мы возьмем все чайники мира и поставим вместе, то все они будут выглядеть примерно одинаково: у каждого из них будет в основе ёмкость для воды с плоским дном, в ёмкости сверху будет горловина с крышкой, будет также ручка для того, чтобы держать ёмкость и наклонять её и, наконец, носик для того, чтобы наливать воду. Как говорится, чайник — он и в Африке чайник.

UX/UI: что это такое и для чего это нужно?

Чайник не появился в один момент в его нынешнем виде, а приобретал свой внешний облик за долгие годы непрерывного совершенствования. Я не знаю, каким он был в начале своего пути, но зато могу сказать однозначно, что сейчас он имеет законченный вид. Он максимально удобен и идеален для выполнения своей функции. Произошло это как-раз благодаря пользовательскому опыту. Отсюда мы можем определить, что:

Пользовательский опыт — опыт взаимодействия с продуктом (в нашем случае с чайником).

А все элементы на чайнике: ручка, крышечка, носик и так далее — не что иное, как простейший интерфейс для того, чтобы пользоваться им. Таким образом:

Пользовательский интерфейс — набор элементов взаимодействия с продуктом.

И если мы с вами возьмём самый современный электрический чайник и посмотрим на него, то увидим, что принципиально он не изменился. Он всё также имеет ёмкость для воды, горловину с крышкой, носик и ручку, а вот механизм функционирования немного усложнился: добавилась кнопка открытия крышки горловины и кнопка включения нагревателя.

Можно привести ещё очень много подобных примеров пользовательского опыта и пользовательского интерфейса, но все они находятся в физическом мире и создавались инженерами и промышленными дизайнерами.

Это лишь предпосылки к появлению понятий UX/UI.

Откуда появилось понятие UX/UI

Само понятие появилось лишь с развитием цифровых технологий, когда цифровые продукты стали сложнее и для их качества потребовалось учитывать такие параметры, как пользовательский опыт и пользовательский интерфейс.

В 1995 году Дональд Норман, профессор и ученый, который пришел в Apple в начале 90-х в качестве архитектора пользовательского опыта, был первым, кто использовал термин UX в своей должности.

Именно Дональд предложил термин «дизайн пользовательского опыта». Он говорил, что придумал этот термин поскольку считал, что для интерфейса «удобство использования» — это слишком узкое понятие. Норман хотел охватить все аспекты опыта человека с системой, включая промышленный дизайн, графику, интерфейс, физические взаимодействия и так далее.

Исходя из вышесказанного, можно наконец определить, что же такое UX/UI:

UX/UI — это некая философия или методология, учитывающая широкий спектр поведенческих и визуальных аспектов при создании современных технологичных продуктов.

Занимается всем этим UX/UI-дизайнер — специалист, проектирующий и создающий продукты по методологии UX/UI, где:

UX-дизайн — это разработка максимально простого, удобного и функционального опыта взаимодействия пользователя с цифровым или физическим продуктом при достижении им конкретной цели.

UI-дизайн — это создание максимально привлекательного, интуитивно понятного и отзывчивого интерфейса.

Данная методология накладывает на UX/UI-дизайнера, как на специалиста, достаточно серьёзный спектр ответственности, требующий определенный уровень знаний и навыков. Если представить требования в виде списка, то выглядеть он будет следующим образом:

  • обширные теоретические знания;
  • большой практический опыт;
  • знание и понимание трендов;
  • развитое воображение.

Но это того стоит…

Для чего это всё нужно

И это, пожалуй, самое важное в данной методологии. Цель методологии можно представить всего в двух пунктах, но они очень важны:

  1. Создание максимально качественного, удобного и полезного продукта. Если продукт качественный, удобный и выполняет свою задачу, он однозначно будет востребован. Что может быть лучше?
  2. Экономия человеческих и финансовых ресурсов, а также времени.

Благодаря профессиональным навыкам UX/UI-дизайнер может ещё на уровне идеи предсказать, насколько продукт будет актуальным и востребованным. А если нет, то для чёткого понимания достаточно будет провести необходимые исследования с минимальными затратами, что в конечном итоге сильно экономит деньги, силы и время. А для бизнеса это важные параметры.

Вот как-то так вкратце выглядит описание UX/UI.

Конечно, если вы заинтересовались этой темой и хотели бы изучить её подробнее, то могу посоветовать вам почитать книги:

  • Дональд Норман «Дизайн привычных вещей»;
  • Алан Купер «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия»;
  • Расс Унгер, Кэролайн Чендлер «UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия».
UX/UI: что это такое и для чего это нужно?

Ну а если вы решили стать UX/UI-дизайнером, то могу посоветовать вам отличный онлайн-курс по UX-дизайну от Skillbox.

Всем спасибо, в следующей статье вы узнаете о том, как мы применяем данную методологию на практике в нашем агентстве.

22
реклама
разместить
1 комментарий

Отличная статья, довольно содержательная