По конференции «Дни Ритейла в Сибири 2022»

Сразу предупреждаю – пост тяжелый для восприятия и в первую очередь адресован экспертам в производстве и в ритейле.

По конференции «Дни Ритейла в Сибири 2022»

1. По производителям – не увидел смены декораций.

Все те же стенды, все те же люди. Производители немного шокированы тем, что происходит в ритейле и, мне кажется, не успевают отслеживать изменения. Все поголовно говорят о снижениях требований по качеству от сетей, при этом многие продолжают двигаться в какой-то крафт, премиум, лоск. Эта инертность в понимании у производителей – следствие инертного восприятия взаимодействия с поставщиками у среднестатистического закупщика в сетях. И федеральных и региональных.

Понимание того, что производители должны создавать, а ритейлеры – продавать, в нашей стране приходит медленно, производители тратят много сил и энергии на создание своих брендов, не получая четких задач от сетей. А имеющиеся задачи сетей сводятся к определению в своих матрицах «забетонированных» ассортиментных свойств и неуклонному движению в сторону снижения качества продукции. Векторы производителей и ритейлеров разнонаправлены. Так продолжаться долго не будет, ситуация разрядится – об этом в пункте 3.

2. Спикеры и эксперты.

Очень много было заявлено сессий и разных дискуссионных площадок. Намного больше, чем в прошлые годы. Как бы то ни было, значительная часть сессий касалась услуг для ритейла и поставщики этих услуг также как и производители товаров ждут от ритейла команды, ждут намерений и ясности куда идти. Ведь от этого пути будет зависеть и стратегия в представлении услуг – и в ИТ-проектах, и в ВЭД, и в разных других аусорсинговых проектах. Иногда казалось, что спикеров больше чем слушателей. Уверен, это также следствие непрозрачности стратегий от ритейлеров.

Наша с Марией Гараниной сессия по честному разговору с собственниками региональных сетей привлекла большое внимание и, когда в 18-30 наш полный зал расходился, весь Экспоцентр был уже пустой. Таких интересных площадок было немного. Это и понятно – услышать о перспективах развития ритейла было важно многим. Не знаю, как услышали наши гости, а я услышал следующее:

3. Региональный ритейл.

Такое ощущение, что региональный ритейл уже не в поиске, прежнего запала нет. «Мы умеем сокращать издержки, но если нам поступит предложение от федералов, то с радостью соединимся/продадимся/интегрируемся». Ни слова об ассортименте, ни слова о ценообразовании, ни слова о маркетинге. Мы заходим в переломное время – региональный ритейл угасает, а федеральный сваливается в штопор дискаунтеров. Разноформатные модели затягивает в одну воронку – такое ощущение потребителя у всех ритейлеров, такое ощущение от перспектив экономики – все идет в эконом-сегмент. Такая модель удобна всем, чтобы остаться в прежней стратегии отжима и не менять мышление закупщиков.

Я же считаю, что мы не заметим, как эти тусклые спицы в колесе ритейла провернутся и мы увидим следующий этап. На мой взгляд, скоро наступит время специалитетов и уникальных форматов. Они должны выйти с яркими, интересными идеями по поводу дальнейшего движения ритейла. Они будут стимулировать серую массу дискаунтеров двигаться дальше по колесу ритейла. Именно так и бывает в торговле.

Нужно отдать должное Минпромторгу – действительно старались. Конференция собрала большое количество людей, в этом заслуга и Минпромторга, и сегодняшней ситуации в стране – все устали от отсутствия изменений, нужно двигаться вперед, люди исследуют куда, наблюдают за рынком ритейла. А когда прояснится направление движения – тогда и все сессии будут востребованы и забиты слушателями.

Жду конференцию в следующем году, обязательно буду участвовать.

22
Начать дискуссию