Предоплата: брать или не брать? Руководство самозанятого. Глава 2
Продолжаю свой цикл практических заметок «Как самозанятому фрилансеру заработать и не облажаться».
В предыдущих выпусках:
Итак, вы нашли клиента, оценили свою работу и теперь решаете вопрос оплаты.
Стоит ли брать предоплату? Я вот не беру предоплату. За все 10 лет моей работы, меня кинули только один раз. И не жалко, ибо заказ был грошовый.
Предоплата — слабый способ обезопасить себя от нерадивого заказчика. Если клиент ведёт себя как мразь, аванс только усугубит ситуацию. Уплаченные деньги за «отсутствующий результат» заставят заказчика нервничать и говнить ещё больше.
В идеале с такими лучше не работать. Но если начали, стоит отказаться на ранних этапах без предоплаты — с вас не убудет. А взамен клиент не превратится в сволочь, которая будет подмачивать вашу репутацию: «обокрали, взяли деньги и не сделали работу». А в такой ситуации не важно, кто прав, вы пострадаете все равно.
Есть и порядочные клиенты, не готовые заранее платить за «спорный» будущий результат. Но согласные рассчитаться за проделанную работу, если что-то пошло не так. Необъяснимо, но факт.
Но когда речь про траты на сырье — тут без вопросов, деньги вперёд. Если вы художник или скульптор предоплата должна включать полное покрытие расходных материалов. А про большие проекты есть другой подход. Он более грамотный с точки зрения оплаты и планирования, чем брать предоплату. Но о нём чуть позже.
С такой позицией многие не согласны, и я понимаю их точку зрения. Так что вперёд в комментарии — обсудим.
***
Я на связи:
100% оплата перед началом работы - это нормально , профессионально и цивилизованно. При условии если обе стороны нормальные, цивилизованные люди. Всегда сравниваю с покупками в продуктовых магазинах. Никто не будет продавать вам продукт по принципу "дайте откусить сейчас, платить буду потом" Время , ваши знания и интеллектуальная нагрузка - это тоже "материалы " , которые нужно оплачивать. Это здоровый подход . 100% предоплата и компенсация вплоть до полного возврата если что - то пойдет не так. Но это только в больших мегаполисах, где есть возможность выбора . На периферии исполнитель всегда будет в заложниках у нерадивых клиентов живущих по принципу "покажите работу, а потом решу платить или нет"
100% ? У Лукоморья)
Ну то есть клиент превращается в заложника: Окажется ли исполнитель честным или нет. Это точно не здоровый подход. Нет тут конструктивной договорённости, а просто перетягивание одеяла.
Сначала сделай, потом заплачу
Сначала заплати, потом сделаю
Я же написал , что это при условии , что с обеих сторон нормальные , цивилизованные и образованные люди )
Если при условии, то можно и без договора работать?
Владелец "Лукоморья" , поверьте , не покупает новый соус или новый тур по постоплате. Постоплата , как бартер - феодализм
С помощью феодализма-бартера я получил ооочень много много ништяков и полезных и выгодных знакомств. Лояльность и в последствии жирные чеки.
частичная предоплата.
100% никто не дает.это кот в мешке.
и договор
👍🏻👍🏻👍🏻
Ничто так не вызывает доверие к клиенту, как предоплата😎
Можно работать и без предоплаты, но по абонентке и все держать у себя.
Так то если заказчик новый, то 100% аванс, желательно автоматически на вашем сайте, то есть до личного общения.
Потом можно и без аванса.