Исследование рынка карьерных консультаций в России
Размер рынка, существующие игроки и сегменты аудитории.
Содержание
Цель исследования
Понять стоит ли запрыгивать в последний вагон уходящего поезда под названием Edtech и есть ли деньги в карьерных консультациях. Стоит ли сейчас заходить со своим стартапом?
Вводная
Сегодня приготовил для вас анализ рынка карьерных консультаций. Анализ построил на основании открытых источников. В ходе исследования выяснялось, что карьерные консультации тема широкая (инфа для душнил вроде меня) и это скорее WorkTech, HR-Tech или еще какой-то Tech, а не только Edtech.
Под карьерным консультированием буду подразумевать всех кто консультирует на тему:
Профориентация (Кем стать? Какое обучение выбрать?).
Поиск работы (Составить резюме / пройти собеседование?).
Сменить профессию.
- Повысить уровень квалификации (Поднять зарплату / увеличить навыки).
Если не углубляться, то с запросами выше помогают эти специалисты:
- Карьерные консультанты (знают про рынок профессий, какие перспективные, какие вообще бывают).
- Ментор/наставник — эксперт в определенной области помогает определиться куда лучше пойти в этой области. (если программирование то например фронт или бэк).
- Психотерапевт — про внутреннее состояние и как прошлое влияет на выбор сегодня (что нравится, что хочется).
- Коуч — Построить карьерный путь, достигнуть конкретной цели в карьере.
Мировой рынок карьерных консультаций
По данным IBISworld объем рынка карьерных консультаций в США на 2021 год ≈ 15,4 млрд долларов. Причем, с 2012 года не наблюдается значительно роста или снижения. Объем рынка по вопросам карьеры в США рос медленнее, чем экономика в целом.
Глобальный рынок по данным verifiedmarketresearch оценивается в 22,3 млрд долларов и будет рости на 8% в год, т.е к 2030 году составит ≈ 48 млрд долларов. Источник считает, что такой рост будет связан с жесткой конкуренцией между студентами за работу, так как их число растет.
Из данных выше получается, что на Америку приходится ≈ 70% рынка, остальные 30% (7 млрд долларов) распределяются по другим странам. Для сравнения по данным Data Insight в совместном исследовании с Нетологией суммарные траты россиян за 2021 год на ДПО в онлайне составили 3,3 млрд долларов.
Карьерные консультации в России
В 2020 году сервис icareer опросил 133 карьерных консультанта, чтобы узнать, что люди чаще всего спрашивают и какие тенденции наблюдаются после пандемии.
Тенденции после пандемии:
- 35% отметили снижение количества запросов;
- 32% считают, что количество не изменилось;
- 20% количество обращений выросло;
- 10% отмечают, что возросло количество запросов на бесплатные консультации (многие консультанты запустили бесплатные проекты, что повлияло на готовность клиентов платить).
Топ 5 запросов:
Аудит резюме / создание продающего резюме;
Аудит поиска работы / поддержка в поиске работы/ расширение каналов поиска работы;
Профориентация / смена сферы деятельности;
Поиск дополнительных возможностей для заработка;
Аудит опыта / поиск востребованных знаний, навыков.
Средняя стоимость карьерных консультаций
По данным игроков рынка профориентации от РБК средняя цена на услуги в 2019 г. составила 3000 руб. При этом, в премиальном сегменте стоимость услуг составляет 4900 руб., а в эконом – 1000 руб.
Сколько зарабатывает на карьерных консультациях лидер рынка HrTech — hh.ru
Сервис от хэхэ запустился в апреле 2020 года, т.е на сегодняшний день существует 2 года 8 месяцев (32 месяца).
В октябре 2022 года на лендинге появляется информация о 100 000 проведенных консультациях.
Получается за 30 месяцев хэдхантер провел 100К консультаций ≈ 3300 консультаций в месяц. Пока игрался с вебархивом, заметил, что HH тестил цену от 2100 рублей, но возьмём среднюю 3000, получается ≈ 10 миллионов рублей средняя выручка в месяц.
Предположим, что некоторые пользовались услугой несколько раз и средняя ≈ 1,2. В таком случае услугой воспользовались 2750 человек. Конверсия в оплату ≈ 1/100 от посещаемости (28,5 млн/мес).
P.S Понимаю, что 100К консультаций могли быть раньше, цена выше, инфа недостоверной и я мог ошибиться +/− в 2 раза, но это цифра как некий сравнительный ориентир.
Посмотрел в отчете для инвесторов структуру по доходам hh.
«Прочие услуги», куда входит: подбора персонала, медийная реклама, HR-брендинг, HR-аналитика, лидогенерация, офлайн-мероприятия в сфере HR и премиум-услуги для соискателей состоявляет 9% от всей выручки. Т.е при выручке в III квартале 2022 г. в 4,4 млрд. доход от «прочих услуг» составил 396 млн ₽. Мои расчеты относительно консультаций скорее завышены, чем занижены.
Про профориентацию
В 2019 году Минтруд заявил, что услугой по профориентации воспользовались 2,5 млн человек (≈ 200К/мес) из них половина молодежь от 14 до 29 лет (это еще те времена когда молодежь была до 30).
Источник: ТАСС
Насколько люди осознанно подходили к выбору услугу и как она проводилась не уточняется. Отдельно узнал про профориентацию от госуслуг, по данным Trudvsem.ru в число мероприятий могут входить: тестирование, тренинг, а также другие сервисы — например, профориентационные игры или экскурсии на предприятия. Также могут предложить пройти индивидуальную или групповую карьерную консультацию.
Сегменты
Повезло наткнуться на статью Михаила Мордасова, который рассказал про бизнес в сегменте профориентации. Среди клиентов эти запросы встречаются чаще всего:
- Выбрать специальность в ВУЗе (чаще когда уже надо поступать и нет времени на определение);
- Выбрать профессию (10% от общего запроса, при чем отдельный сегмент который хочет сменить профессию где больше платят и отдельный выбрать профессию по душе);
- Выбрать какие ЕГЭ сдавать (родители, которым нужно понять к каким предметам готовить ребенка).
Школьники и подростки
По данным исследования ВШЭ которое они проводили среди школьников Санкт-Петербурга 65% подростков знают о существовании специальных центров профориентации и профтестирования, но мало кто пользовался или собирается воспользоваться их услугами.
Источник: ВШЭ
Только 4% из опрошенных 374 родителей ответили, что их ребенок проходил профтестирование и консультацию платно. Средняя стоимость составила 6844 рубля.
35% родителей ответили, что их ребенок еще не воспользовался помощью центров, но они планируют это сделать. Большая часть родителей (40%) ответила, что у них нет намерения обращаться в центры профориентации.
Стоимость услуг профориентации:
Тесты от 2 до 4 тысяч рублей;
Тренинги от 4 до 10 тысяч рублей;
- Онлайн-курсы от 2 до 8 тысяч рублей;
- Экскурсии и воркшопы от 1 до 5 тысяч;
- Индивидуальные сессии от 2 до 5 тысяч (обычно нужно 2-5 сессий);
- Челлендж-буки и мобильные приложения от 500 до 2000 рублей.
Про коучинг
По данным неизвестных экспертов от РБК рынок коучинга и бизнес-тренингов в России оценивается в $100 млн. По данным аналитика ИК «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, на Россию приходится всего 2–3% мирового рынка коучинга. Он оценивает темпы прироста рынка в 20% ежегодно.
Коучинг разделяется по направлениям. Наиболее востребованы первые две категории:
- Лайф-коучинг — помогает выйти на новый уровень дохода, организовать свою жизнь, найти мотивацию и вдохновение;
- Бизнес-коучинг или корпоративный коучинг (рынок делят бизнес-консультанты и психологи) — помогает с мотивацией персонала, развитием креативности команды, обучением методам совместной работы;
- Executive-коучинг, или индивидуальное консультирование первых лиц;
- Карьерный коучинг и групповой коучинг в корпоративном сегменте.
Ключевые игроки на рынке Коучинга
По мнению Анастасии Бандуриной (Тренер компании «Открытие Брокер») в статье РБК, на сегодняшний день в России — преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге — ключевыми игроками рынка являются:
Основной проблемой на российском рынке коучинга эксперты называют отсутствие единой системы сертификации качества предоставляемых услуг — таковая, например, действует в США
Мнение экспертов из статьи РБК
Елены Дугина: «Сессии коучинга нередко подменяются сеансами психотерапии».
Сергей Лауга: «Средний российский клиент коучинга, резюмирует эксперт, отстает на 10–15 лет от клиента в Европе или Америке в своей готовности работать с коучем. Люди предпочитают больше тренинги, чем коучинг.»
Игроки на рынке
Добавил посещаемость сайта как показатель востребованности услуги среди пользователей. Наиболее интересными показались Карьерспейс (работает по модели подписки) и Solvery (аналог американского кодментор).
hh.ru/career_consult — Карьерные консультации от hh.ru
- takeoffer.ru [30K визитов] — Каталог карьерных консультантов
- careerspace.app [100K визитов] — Карьерная консультация через чат в телеграме (работает по подписочной модели)
- teacher.army [< 5К визитов] — Каталог менторов для разработчиков
- h.careers [30K визитов] — Каталог экспертов готовых проконсультировать по своей профессии
- profilum.ru [30K визитов] — Профориентация для подростков
- vladimirskaya.com [25K визитов] — Карьерные консультации с экспертами
- getmentor.dev [25K визитов] — Каталог менторов
- No Flame No Game [25K подписчиков] — Телеграм бот для подбора ментора
- solvery.io [50К визитов] — Менторы по программированию
- miranna.io [5К визитов] — Менторинг для женщин
- itkadr.ru [< 5К визитов] — Каталог менторов (обучение 1-1 с наставником)
- experum.ru [10К визитов] — Менторы для бизнеса
- mentorclub.ru [< 5К визитов] — Менторы для бизнеса
- unimentors.ru [< 5К визитов] — Менторы для бизнеса
- leoni.land [8К визитов] — Профориентация для детей и школьников
- bvbinfo.ru [20К визитов] — Государственный проект по профориентации
По ощущениям, государство уверенно шагнуло в сторону профориентации.
Инвестиции в российский Edtech
Нетология и другие ребята провели большое исследование Edtech рынка за 2021 год с комментариями экспертов уже после февраля 2022 г.. Ведомости во многом ссылаются на это исследование, но добавили свои комментарии.
Выручка топ-100 участников рынка в 2021 году составила ₽73 млрд, что на 70% выше, чем в 2020 году.
Инвестиции в edtech-рынок во II квартале 2022 г. составили около 650 млн руб. Это в 3,8 раза меньше, чем в IV квартале 2021 г., когда объем инвестиций составил около 2,5 млрд руб. В I квартале 2022 г. инвестиции упали относительно IV квартала 2021 г. на 25% до 1,5 млрд руб.
Самая крупная сделка за II квартал 2022 г. – 520 млн руб. в российскую онлайн-платформу профориентации для школьников «Профилум». Это 80% от общих инвестиций за квартал.
По прогнозам в 2022 г. инвестиции в российский edtech покажут отрицательную динамику. Падение инвестиций составит 70–80% год к году. Максим Спиридонов, например, считает, что совокупный объем инвестиций рухнет в 3–5 раз.
Лидеры рынка по выручке
- Skillbox
- «Синергия»
- «Лайк Центр»
Трафик
С января по середину августа 2022 г. мобильный интернет-трафик в онлайн-сервисах для обучения IT-специалистов вырос на 87% по сравнению с тем же периодом 2021 г., а в сервисах для изучения иностранных языков – почти в 4 раза. По данным Теле 2 он распределился на следующие сервисы:
- Geekbrains – 27%
- Skillbox – 26%
- «Нетология» – 20%
- Stepik – 13%
- «Яндекс.Практикум» – 12%
Из исследования я выделил следующее:
- Среди проблем онлайн-образования потребители чаще всего называют технические сбои — 36%, отсутствие контакта с преподавателем — 27% и отсутствие мотивации учиться без контроля преподавателя — 23%.
- В онлайн больше всего было потрачено на IT-профессии и маркетинг (более 46 млрд руб.), финансы, бухгалтерию и право (более 32 млрд руб.) и профессии в сфере образования (более 28 млрд руб.).
- Средний расход в онлайне на образование 15 500 рублей (но если смотреть по последне завершенной программе, то 21 000 рублей)
- 70% всех людей, получавших онлайн-образование за последние 12 месяцев, учились с профессиональными целями.
Формат обучения
Среди самых популярных форматов онлайн-обучения в 2021 году участники опроса назвали:
- Задания с проверкой экспертом/тьюторами (их использовали 66,3% опрошенных);
- Видеолекции (62,4% голосов)
- Вебинары и прямые эфиры (62,4% голосов);
- Тестовые задания (57,6% участников опроса);
- самостоятельные задания (57,1% голосов).
Какие новые форматы обучения они внедрили в образовательные продукты в 2021 г. Лидером среди упоминаний стали:
- Лонгриды (их включили в онлайн-курсы 24,4%);
- Мастермайнды (их отметили 22,9% опрошенных).
Описывая опыт неудачного выбора форматов, методисты дали такие комментарии:
- Вебинары/прямые эфиры: «Все просили прямые эфиры, а доходят единицы, по-прежнему смотрят в записи»;
- Мастермайнды: «Мастермайнды приедаются, люди теряют интерес и начинают «сливаться»;
- Рeer-to-peer проверка: «Это должна быть не экономия ресурсов преподавателя, а спланированный организованный акт взаимного обучения»;
- Менторство и тьюторство: «Требует больших ресурсов, как финансовых, так и временных»;
Видео: «Слушателям не хватило обратной связи со спикером»;
- Тренажёры: «Слишком сложно реализовать, соотношение затраты/польза не стоят того».
Выводы
- Карьерные консультации не самый развитый рынок — массово пользователи еще не готовы платить.
- На падающем (по прогнозам) рынке не стоит экспериментировать с новыми форматами обучения, а использовать привычные форматы (задания с проверкой тьютером, видеолекции и вебинары).
- Рынок детского образования, а именно карьерных консультаций развит больше за счет заинтересованности родителя в развитии ребенка, а значит и привлечь инвестиции в такой продукт будет легче.
- В карьерных консультациях для взрослых нет явных лидеров и большой конкуренции так как бизнес низкомаржинальный и сложный. Что делает его привлекательным для входа экспертов в области.
- При разработке образовательных продуктов стоит включать карьерные консультации как точку входа или как дополнительную ценность для пользователя, а не основной продукт.
- Продукт заточенный на карьерные консультации стоит выводить сразу на западные рынки, где модель привычна.
- Карьерные консультации дороже 3000−4000 рублей сложно продавать на массовом рынке в России.
- Карьерные консультации стоит развивать в сегменте B2B с уклоном в менторинг/коучинг
Телеграм канала нет, но можно подружиться в LinkedIn. Если вам нужна помощь в анализе рынка/конкурентов — напишите в Телеграм.
Напишите в комментарии, согласны ли вы с моими выводами и как можно было бы дополнить анализ — буду рад конструктивной критике (не конструктивной тоже)
спасибо очень полезно
Обращайтесь
Наткнулась на статью и не согласна с выводом про НН. "Наши эксперты провели более 100.000 консультаций" = эксперты, которым НН платит комиссию за проведение консультаций на НН, провели где-то еще в другом месте свои консультации во время своей частной практики или в других сервисах. Не обязательно же на НН
Скорее это просто продающий заголовок, который помогает клиентам понять, что эксперты опытные