{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Запуск франшизы в 2023: все кончено, или..? Прогноз и анализ перспектив

Привет, VC! Это моя первая статья, большой лонгрид и личное экспертное мнение игрока рынка. Буду благодарен за обратную связь в комментариях. Практических наработок и профильной информации очень много. Буду делиться, если это кому-то нужно.

Меня зовут Богомаз Эдуард, последние время моя компания оказывает брокерские услуги для владельцев франшиз — клиенты нанимают нас как удаленный отдел продаж и маркетинга, а мы получаем деньги за подписанный франчайзиновый договор. Собственно, эта деятельность и есть источник информации, изложенной далее.

--

Структура статьи:

- Как геополитика отразилась на рынке франчайзинге и спросе

- Что там с конкуренций

- Экономика запуска и на что вообще можно рассчитывать

Изменения в 2022

Здесь можно выделить 3 пункта: потеря инсты как ключевого и единого источника трафика, СВО и мобилизация. Давайте разберем последствия каждого для рынка.

СВО и мобилизация

В конце февраля команда рыдала крокодильими слезами: мы запустили в начале месяца в продажу три проекта и на конец месяца имели 8 человек, которые подтвердили оплату до конца месяца. Хорошая касса. В итоге заключили всего 2 договора. Следующий договор удалось заключить только в мае.

Что-то не медвежьем

Запомним недельные цифры запроса "Купить франшизу": до СВО - 13-14 тысяч запросов в неделю, а сразу после — около 10 тысяч. Фиксируем падение около 40 %.

Шло время, люди успокаивались и летом мы отлично торговали. К примеру, для франшизы ландшафтного дизайна мы провели за лето 8 сделок при небольшом рекламном бюджете. Но потом случилась мобилизация и рынок опять отреагировал.

В сентябре фиксируем двукратное падение рынка, с 9 тысяч до 5 тысяч запросов в неделю. С начала года это уже ТРЕХКРАТНОЕ падение.

Вишенкой на торте стал полный развал сразу двух воронок продаж за год: зимой и осенью.

Что это значит: цикл сделки во франчайзинга около 40 дней. То есть бюджет, потраченный в мае даст продажи в лучшем случае в июне. Около 30% сделок имеют цикл до полугода. Человек интересуется, греется, копит деньги и покупает.

СВО и мобилизация резко отбрили как быстрые сорокодневные сделки (люди просто не были готовы открывать бизнес в новой реальности), как и долгие (кто-то уехал, кто-то передумал, кто-то решил подождать еще годик)

Это прямо сказалось на экономике франшиз: заложенные 15% на маркетинг от выручки резко превратились в 30-40%, буквально ввергая управляющие компании в минус и навязывая необходимость резко где-то искать незапланированные 300-500 тысяч чтобы БЫСТРО открутить их на рекламу, получить заявки и молиться, чтобы через 40 дней прошло новые сделки, т.к. на старые можно не рассчитывать.

Потеря нельзяграмма

Раньше источников рекламы было два - нельзяшка и Яндекс.директ. Первый выпилили, второй вырос в цене. Молодые франшизы попали в ситуацию, когда трафик нужно, буквально, выгребать из нескольких источников, за каждый из которых нужно платить специалисту.

В итоге раньше 200 тысяч можно было распределить между специалистом (20) и балансом кабинета (180), а сейчас это минимум 2-3 спеца по 20 тысяч и остальное на баланс.

Плюс за на каждый канал нужны тесты, контроль и тд. Головной боли у собственников добавилось, а продаж стало меньше. Как следствие, маржа снизилась до критических значений.

Короткий итог блока:

Рынок упал в 3 раза, воронки продаж развалились, трафик мало, он дорогой и его нужно искать, прилагая реальные усилия. Пока что все выглядит как полный попан (слово смешное, подрезал в "Однажды в России").

Что там с конкуренций, ведь по данным порталов в стране более 2000 тысяч франшиз

Здесь нужна небольшая подводка, не сочтите ее саморекламой, правда важно. В сентябре, сразу после СВО мы с командой решили менять бизнес-модель, ориентируясь на передачу экспертизы через построение отделов продаж внутри франшиз. Так как маржа от продажи франшиз упала, у управляющих компаний перестала биться экономика, если они платят брокеру. Внутренний отдел продаж решал эту проблему, экономя 5-6 млн рублей в год.

В течение месяца мы вручную искали контакты франшиз, которые выкупили платное размещение на основных франчайзинговых порталах: Бибос, Топфраншиза и тд. По факту же, нам удалось найти 774 франшизы.

Важная ремарка: порталы пишут, что на них расположено 2+- тысячи франшиз. Это неправда. Одна франшиза может располагаться в нескольких разделах и считаться несколько раз.


Я допускаю, что франшиз больше, не все размещены на порталах. Но большинство собственников, с которыми мне за годы ведения бизнеса приходилось общаться первым делом размещаются именно там, поэтому по моей оценке, общее число франшиз находится на уровне 1000 штук.

Мы написали всем франшизам, до которых смогли дотянуться, вручную находя контакты собственников, в итоге я провел октябрь и часть ноября в зумах, продавая наш новый продукт и заодно слушая, а как там дела в рынке.

Мне удалось провести 38 зумов. Аудитория разделилась: около 10% компаний отлично себя чувствовали и продавали франшизы своим же партнерам, просто увеличивая количество точек и партнеров.

90% испытывали весь год тяжелейшие сложности с трафиком, не понимая, где есть брать. За последние 3 месяца (это был один из вопросов анкеты) такие компании продали 1-2 франшизы, что равно 0.3.-0.4 в месяц. Естественно, наша услуга по построению отдела продаж им была не нужна, и мы убрали ее в долгий ящик.

Что там с конкуренций, давай уже быстрее

Поняв, что трафик - черная дыра, мы быстро разобрались как получать лиды по +-1500 рублей в Telegram и этот вопрос для себя и своих клиентов закрыли. И заодно решили сделать на этом бизнес. Началось самое интересное.

ПОЗОВИТЕ ЗИНУ или 7%

Получив понятный опыт, мы решили предложить каждому игроку на рынке работать с нами и получать стабильно лиды. И вот тут самый сок: с 14 по 28 декабря (то есть последние 2 недели) мы сменили тактику и дополнительно к холодным контактам оставлять заявки на сайтах франшиз для более быстрой коммуникации.

Статистика ужасает и поражает:

- Оставлено заявок на сайтах франшиз: 428

- Написали в холодную 522

- Контакт состоялся: 72 (чуть больше 7%).

Я бы мог понять 70%. Но семь. СЕМЬ.

8 компаний (из 38, напомню) , с которыми я общался на зуме в октябре, с договоренностями в стиле "Нам бы трафик, а дальше мы сами" в декабре нам сказали, что закрыли направление франчайзинга в связи с отсутствием продаж. Предсказуемо. Рынок дохнет. Или нет?

Короткий итог блока: компании закрывают франчайзинг из-за низких продаж. Даже те, с которыми мы работали несколько лет. С твердым продуктом, прибыльные в b2c направлении.

Экономика запуска франшизы сегодня

С одной стороны мы имеет полумертвый рынок (судя по статистике яндекса), с другой имеем низкое ФАКТИЧЕСКОЕ число живых конкурентов. Закрадывается мысль, что "упало и там и там, можно работать, если найти трафик".

Данные для входа:

  1. Лид стал очень дорогим ~1,5 тысячи рублей за штуку
  2. Конверсия в сделку на уровне 1% как была, так и осталось. Но при стоимости лида 500 рублей, как раньше, стоимость привлечения была 50.000 рублей, а сейчас это 150.000 рублей
  3. Первые 2 пункта требуют полного пересмотра системы продаж и экономики франшизы.

Этот рынок стал похож на рынок инфобизнеса США - с гигантской стоимостью клика и прибылью на дистанции. Хорошо это или плохо — не важно, просто теперь так есть и предпосылок к изменению я не вижу.

Немного из свежей статистики разных франшиз из разных каналов

Яндекс.Директ

Стоматология
Студия стриминга
Квесты

Телеграмм (реклама шла в ноябре и декабре 2022 года, в основном все выкупали у нас тестовый пакет, поэтому потрачены маленькие бюджеты, но динамика все равно отлично прослеживается).

Ниша\бюджет т.р.\цена лида\

- Ремонт и отделка помещений \150 \1300

- Школа вокала 20\2500

- Студия стриминга 80\1800 Шаурма 20\2300

- Школа программирования 20\1800

- Студия эпиляции 20\1200

- Центр охраны труда 20\850

- Ландшафтный дизайн 20\1000

- Школа балета 20\3000

- Производство фитопанно 20\600

На какие цифры ориентироваться

1. Стоимость привлечения партнера - 100 -150 тысяч рублей на старте, пока вы не научитесь круто продавать и не сформируете долгосрочную воронку продаж

2. Прогревы аудитории и маркетинговые активности теперь нужны обязательно, календарь должен быть расписан минимум на 2 месяца для нового лида. Сюда входит: прогревающие авторассылки, автовебинары, живые вебинары, много личного бренда и текущей деятельности в соц.сетях. Мы под это дело даже сделали внутри компании целый гайд.

Все это делается ДО запуска трафика. Работа с лидом крайне важно, ведь он КРАЙНЕ дорог.

3. Минимальный порог входа во франчайзинг - 200 тысяч рублей. Это минимальная сумма, которую стоит заложить на рекламу, если у вас нет большой подписной базы, из которой кто-то может купить потому что доверяем лично вам или вашему бренду.

4. Найм отдельного человека, который следит за конверсиями воронки продаж и зарплата которого зависит от этих показателей. Так как лид очень дорогой, то и работать с ним нужно не как раньше, продавай в лоб "да\нет", а качественно.

5. Пересмотр бизнес-модели управляющей компании, где фонд маркетинга составляет не менее 30% от выручки.

Есть ли смысл в это ввязываться

Если вы насмотрелись историй в интернете и рассказов друзей о том, как они запустили франшизу и купили себе Porsche через полгода — точно нет. Раньше так можно было, сейчас ситуация изменилась.

Если вы хотите решить франчайзингом долгосрочную задачу, не гонясь за прибылью в моменте — смысл точно есть. Действительно хороших франшиз на рынке мало, если вы сделаете хорошее предложение - вас купят, потому что нет альтернатив.

Выше я привел много скриншотов и статистики по заявкам — спрос упал в 3 раза, но он не нулевой и даже 4 тысяч запросов в неделю вам хватит с головой, это больше, чем вы можете переварить. При этом, если простроить фин.план на 2 года, стоимость привлечения партнера вообще не важна и она находится на уровне погрешности расчетов относительно прибыли, которую дают роялти и доп.продажи партнерам.

По моей оценке, сейчас этот рынок на полном дне. Ниже падать +- некуда и скоро будет отскок.

Весной, традиционно, хорошие продажи, поэтому есть смысл за зиму подготовиться и запуститься.

Дорогие читатели, коллеги. Пожалуйста, напишите в комментариях обратную связь и по содержанию\оформлению, буду благодарен.

Статья скорее "установочная", крупные были не поместились и мне бы хотелось в отдельных 4-5 статьях раскрыть такие темы как:

- воронка продаж франшизы;

- ключевые этапы запуска франшизы и первых продаж;

- экономика управляющей компании и фондирование;

- отдел запуска партнеров;

- отдел маркетинга и отдел продаж франшизы;

Если тематика франчайзинга интересна, то в январе выложу еще 2-3 статьи.

Немного саморекламы

В Telegram выкладываю интересные будничные заметки

В YouTube фундаментальные ролики и базу франчайзинга

Еще есть бесплатный материал "Дорожная карта запуска франшизы", это 3 емких ролика суммарно на 15 минут, где с картинками и всеми делами мы рассказываем все самое важное по старту франшизы!

Благодарю за прочтение статьи! С наступающим вас, всех благ!

0
4 комментария
Eugene Rfrfzhfpybwf

Привет. Какие направления бизнеса остались на плаву?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Ходанович

Здравствуйте! Я не автор, но могу с точностью сказать, что франшизы по детскому образованию остались на плаву. В любой ситуации семьи в последнюю очередь экономят на образовании детей. Кроме того, если мы возьмём ситуацию с частными детскими садами, то с прошлого года их стало можно оплачивать материнским капиталом. А учитывая, что особенно в крупных городах есть проблема с местами в государственных детских садах, многие вынуждены идти в частный. Поэтому франшизы частных детских садов востребованы.

Ответить
Развернуть ветку
FranchCamp

Официальная статистика говорит о том, что франшиз на российском рынке более 3000 в 2023 году. Сколько из них живых - это другой вопрос.

За статью спасибо! маркетинг сейчас очень подвижный, интересно было посмотреть ваши цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Обухова

Франшиза 1С:БухОбслуживание. 1080 партнеров без субподрядчика в продажах. Ежемесячно двузначное число новых партнеров. Партнеров тоже учим продавать.

Автор, определитесь, либо вы помогаете франшизам-стартапам. И тогда у них нет приличных отзывов и глубокого контента для вебинаров. Либо состоявшимся франчайзерам. Но тогда они не упрощают лидогенерацию, а уже используют свой десяток каналов продаж.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда