Обзор лучших CRM-систем для малого бизнеса
Я никогда не устану повторять про важность коммуникаций в бизнесе. Скорость, качество, аналитика и логика коммуникации — получить это можно, используя современные CRM. Системы CRM захватывают лиды через сайт и социальные сети, объединяют все диалоги в одном месте и сразу ведут клиентов по воронке продаж. Идеальная схема для оптимизации рабочих ресурсов, которая так нужна любому, в том числе, и малому бизнесу.
Вы управляете тем, что контролируете. Прозрачные отчеты по работе сотрудников и подробная аналитика продаж содержатся в каждой CRM. Здесь легко сегментировать лиды, контролировать ход сделок и выпускать закрывающие документы по шаблонам. В целом, система CRM позволяет автоматизировать бизнес-процессы и уверенно управлять компанией, даже при шторме на рынке.
Рассмотрим здесь четыре недорогие и технологичные CRM-системы, которые помогут малому бизнесу стать сильнее: Пачка, YClients, Envybox и Umnico. Разберем плюсы и минусы каждой и сравним цены, хотя иногда тарифы индивидуально подбираются для каждого клиента.
Пачка
Небольшая, современная CRM, которая агрегирует в одном окне заявки из всех мессенджеров, а также диалоги сотрудников. Пачка помогает малому бизнесу вести клиентов и управлять рабочими процессами. А также позиционирует себя как планировщик повседневных дел для занятых людей, который позволяет ничего не забывать.
Слоган на сайте предлагает обрабатывать с помощью Пачки абстрактное «любое» количество заявок в день. Не совсем понятно, много это или мало. Да и для ведения личных дел покупать целую CRM, кажется, чересчур — достаточно ограничиться простым планировщиком.
При этом функционал сервиса для коммуникации с клиентами и совместной работы сотрудников довольно широкий. В одном поле объединены не только диалоги, но и комментарии из соцсетей. Видны авторы сообщений, можно назначать ответственных, писать дополнительные заметки к каждому обращению и ставить эмодзи-реакции.
Также прокачаны возможности аналитики — она есть и по сотрудникам, и по продажам. Легко узнать количество обращений за период, источники заявок, проконтролировать количество ответов сотрудников и успешность их диалогов. Клиенты проходят этапы воронки продаж, а CRM хранит всю историю взаимодействий, ведет базу клиентов и собирает сделки и подробности по ним в одном месте.
В Пачке можно работать из браузера, не скачивая программу на компьютер. Есть мобильное приложение, доступны интеграции по открытому API.Тестовый период пользования сервисом длится 7 дней. Далее цена — от 1990 ₽ в месяц, что может быть непозволительно для ряда малых развивающихся бизнесов.
YClients
Старожил среди CRM для малого бизнеса — YClients на рынке более 11 лет, и они гораздо крупнее той же Пачки. Это как плюс, так и минус. Небольшие CRM умеют гибко трансформироваться, подстраиваясь под индивидуальные интересы клиентов. Крупным системам это не нужно.
Из функционала стоит отметить расширенные интеграции с IP-телефонией. При входящем звонке информация о клиенте автоматически отображается в журнале системы. Позвонить клиенту из системы можно в один клик. Номер не привязан к офису, так что звонки легко принимать где угодно.
На сайт можно подключить виджет с онлайн-записью. Запись занимает несколько секунд: нужно указать только дату, время и услугу. Это удобнее и заметнее для пользователей, чем отдельная форма на странице.
Единое рабочее пространство называется «электронный журнал» и оформлено в виде календаря с карточками. В клиентской базе хранится полная история посещений, статус и предпочтения клиентов. Благодаря этому легко сегментировать базу, чтобы отправлять специальные предложения группам клиентов. Вместе с телефонией доступны другие средства уведомлений: смс, сообщения в мессенджерах, пуши, email-рассылки. Есть шаблоны для смс и дизайн для email. Стоимость одного смс-сообщения — от 2,3 ₽.
YClients адаптирована для складского и финансового учета. В CRM удобно контролировать количество товаров и материалов на складах в реальном времени, чтобы рассчитывать закупки или продажи. Вести учет финансовых потоков и зарплат. Система предоставляет отчеты и аналитику по клиентам и сотрудникам.
Цены здесь демократичные, но только если оформлять подписку на несколько лет вперед. Стоимость при тарифе на 3 месяца составит 3800 ₽ — по 1200 ₽ в месяц.
Envybox
Развеселый и немного «цыганский» сервис. Чего стоит только Youtube-канал от основателя с мотивирующими видео, например, есть видео «как побороть лень».
Основной упор сделан на виджеты для сайта — всплывающие окна, действующие по нескольким сценариям для привлечения и удержания посетителя и повышения конверсии сайта. CRM позиционируется как уникальная — сами сделали 7 лет назад и доработали до полноценного сервиса.
Отсюда уникальные фишки CRM-системы, которая, как обещают, будет выполнять 95% работы менеджера. После установки, видимо, 95% штата менеджеров придется уволить, если следовать идеям оптимизации бизнеса.
Итак, первая «уникальная фишка» — управление сделкой с помощью кнопок, внутри которых могут быть дополнительные кнопки. Все их можно создать самому, адаптируя под бизнес-процессы компании. Остальные фичи крутятся вокруг времени. Время в карточке CRM отображается согласно часовому поясу клиента. Менеджер точно знает задачи на каждый час и не опаздывает в коммуникации с клиентом. Система сама контролирует постановку задач в рамках рабочего времени и рабочих дней. На этом «уникальность» фишек заканчивается.
В остальном CRM предоставляет типичные возможности: печать документов по шаблону, простые и понятные отчеты, хранение информации о коммуникации с клиентом в одном пространстве.
Отдельно отмечу множество — более 40 — интеграций, которые щедро предоставляет система: с почтовыми сервисами, телефонией, бухгалтерией, сервисами статистики.
Тестовый период длится 7 дней. Стоимость плавающая — зависит от размера и задач бизнеса, а также срока абонентского обслуживания. При стандартном функционале цена не должна превышать 1000 ₽ в месяц. Однако за внедрение и интеграцию CRM придется платить.
Сервис для умных, исходя из названия. Единая CRM для всех соцсетей и мессенджеров, объединяющая сразу более 20 каналов коммуникации:
- классические мессенджеры: WhatsApp, Telegram, Discord и другие;
- соцсети: Vk, Fb, Ig — причем и сообщения, и комменты;
- олдскул: смс и почта;
- бизнес: чат на сайте, Авито, Яндекс.Диалоги, боты.
Все заявки принимаются и обрабатываются в одном окне. Поддержка клиентов в привычной для них среде помогает и удачно продавать товары, и быстро решать вопросы пользователей. Понятный интерфейс CRM Umnico для мессенджеров и соцсетей позволяет структурировать и контролировать диалоги с безграничным числом клиентов без увеличения штата.
В CRM Umnico удобная воронка продаж. Лиды сразу захватываются на сайте или в соцсетях и полностью проходят путь по воронке. Благодаря объединению каналов коммуникации, система помогает грамотно сегментировать аудиторию и персонализировать предложение для разных групп клиентов. Это повышает конверсию и снижает расходы на неэффективную рассылку. По-моему, это мечта любого маркетолога или собственника бизнеса — оптимизировать рекламный бюджет.
Здесь же есть все стандартные функции CRM: удобная база клиентов с подробными карточками, наглядная воронка продаж, аналитика продаж и контроль сотрудников, масса интересных интеграций для оптимизации работы бизнеса. Плюс максимальное ускорение коммуникаций, так как все основные каналы уже зашиты в систему. Как мне стало известно, скоро в CRM Umnico добавят функционал рассылки триггерных сообщений. Через подходящие площадки и в нужный момент триггеры будут пушить пользователей совершить целевое действие. Рост конверсии не заставит себя ждать.
Аналитика предоставляет все важные показатели. А работу службы поддержки, которая делает пользователей счастливее благодаря своевременному ответу, можно отслеживать, просматривая подробные отчеты.
CRM легко настроить самому за 5 минут — без интеграторов и разработчиков. Тарифы гибкие и формируются самостоятельно — платишь только за нужные опции, стоимость начинается от 490 ₽ в месяц. Есть бесплатный пробный период, чтобы оценить весь функционал сервиса.
CRM необходима любому бизнесу, который работает напрямую с клиентами. Размер предприятия тут не имеет значения, хотя для малых компаний даже важнее быть быстрее конкурентов и использовать передовые технологии. Оптимизируйте и автоматизируйте бизнес с помощью возможностей CRM, благо есть из чего выбрать.