Разработка ERP систем. Кому, зачем и сколько стоит
Введение
Последнее время очень активно развиваются технологии в бизнесе, открываются новые компании, которые на базе анализа данных, оптимизации и автоматизации процессов, работают иначе и могут зарабатывать больше. В такой конкурентной бизнес-среде организации, которые уже давно на рынке, понимают, что у них нет другого выбора, кроме как заменить или усовершенствовать свои устаревшие корпоративные системы, если они хотят идти в ногу со своими конкурентами.
Устаревшие ERP-системы не могут интегрировать и анализировать большие объемы данных и, следовательно, не могут предоставлять анализ данных в реальном времени. Эти идеи особенно важны, когда речь идет об улучшении качества обслуживания клиентов и оптимизации операций цепочки поставок.
Всем привет, меня зовут Антон Репьев, я — основатель и руководитель аутсорсинговой компании A2SEVEN. Мы занимаемся разработкой веб и мобильных приложений на заказ для бизнеса и стартапов. Работаем с клиентами по всему миру более 12 лет и за это время разработали десятки ERP и CRM по требованиям клиента, автоматизировали бизнес-процессы, строили аналитические платформы, личные кабинеты и дашборды.
В этой статье хочу поделиться личным опытом и рассказать, кому и зачем нужны ERP системы, сколько может стоить разработка таких систем, а, если собираетесь внедрять или создавать систему под свои бизнес-процессы, расскажу, как подготовиться, на что стоит обратить внимание и что потребуется для разработки.
Готовые решения для управления бизнесом или собственная разработка
ERP (Enterprise Resource Planning) – это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом.
Сегодня существует большое количество готовых ERP решений, которые по своим возможностям и функциональной сложности условно можно разделить на 3 группы для разных типов и размеров компаний.
К первой группе можно отнести системы, предназначенные для крупных предприятий с оборотом более $750 миллионов. Обычно такие компании имеют большую и сложную структуру и операционные процессы. Такие системы заточены на масштабируемость и различные отрасли. Например: SAP S/4HANA, Oracle ERP Cloud, Infor CloudSuite.
Во вторую группу входят системы, которые заточены для малого и среднего бизнеса с оборотом от $250 до $750 миллионов. Организации таких размеров могут охватывать несколько отраслей и несколько бизнес-единиц. Например: Microsoft Dynamics 365 Finance, IFS, Sage X3, Epicor E10, DELMIAworks.
Ну и третья группа ERP систем решает задачи для малого бизнеса с годовым оборотом до $250 миллионов. Эти организации обычно представляют только одну отрасль и имеют единую структуру для управления. Например: NetSuite, abas, IQMS, Plex Systems, Microsoft Dynamics 365 Business Central, SYSPRO, Acumatica, Rootstock.
Среди крупнейших поставщиков ERP-систем на российском рынке первое место занимает фирма 1С, доля которой на этом рынке составляет около 45%. Второе место в рейтинге отводится Microsoft с долей 14,5%. На третьем месте расположилась Корпорация «Галактика» с долей рынка 12%.
Различные аналитические источники говорят, что в 2020 динамика роста рынка ERP систем немного замедлилась, это связано с общим падением рынка из-за пандемии, и у компаний сместился акцент с оптимизации бизнес-процессов на сокращение затрат. Ввиду достаточно высоких цен на внедрение программных решений, это стало причиной переноса сроков и, как следствие, значительного сокращения проектов по внедрению.
Но бизнес продолжает развиваться и бороться за свое место под солнцем. Поэтому спрос на внедрение и разработку собственных ERP-решений остался стабильным, а с уходом с Российского рынка западных конкурентов компании вынуждены заниматься импортозамещением, искать и разрабатывать аналоги.
Несмотря на то, что на рынке существует большое количество готовых ERP-решений, все равно часто разрабатываются собственные решения, потому что серебряной пули не существует и невозможно коробочными решениями покрыть все задачи и проблемы бизнеса. Иногда готовые решения имеют ограничения и модернизация может оказаться дороже, чем делать с нуля, а иногда бизнесу не нужен огромный «монстр», чтобы автоматизировать пару отделов.
Чаще всего люди решаются создать собственную ERP-систему для автоматизации производства, бизнес-процессов, продаж, когда текущие решения, например, на базе Google Sheets, Excel или зоопарка разобщенных систем уже не справляются, а на поддержку и сбор информации тратится большое количество времени и присутствует человеческий фактор ошибки.
На что стоит обратить внимание перед началом разработки
Мы довольно часто с нуля разрабатываем системы по автоматизации бизнес-процессов, управлению персоналом, финансами и цепочками поставок. На базе полученного опыта хочу подсветить основные ошибки, которые часто на старте допускают владельцы, чтобы вы не наступили на эти грабли, когда соберетесь разрабатывать и внедрять собственную ERP-платформу.
У вас должны быть проработаны или внедрены процессы и стандарты, вы или ответственное лицо должны их четко знать.
Однажды у нас был клиент, который решил создать автоматизированную систему по управлению своим торговым центром, хотел не только автоматически выставлять счета и получать оплаты, но и продавать услуги и товары своих арендодателей через сайт ТЦ. У каждого арендодателя был собственный аккаунт, где он мог оплачивать аренду, смотреть статистику, а также добавлять свои товары для продажи онлайн через приложение ТЦ. Идея казалась отличной, но после запуска начались проблемы из-за процессов, а, точнее говоря, из-за их отсутствия, товары на сайте были неактуальны, потому что люди забывали их обновлять, все товары на сайте выглядели ужасно, и было сложно найти нужный, так как не было стандартов и единой системы оформления.
Нужно рассказать о всех нюансах вашего бизнеса и быть максимально вовлеченным на этапе аналитики. В идеале выделить ответственных и заинтересованных лиц со своей стороны и показать, как работает ваша компания изнутри.
Другими словами, нужно провести исполнителей по различным сценариям, например:
- Клиента. Продемонстрировать, как компания взаимодействует с клиентами сегодня, рассказать, что хотите улучшить, какие проблемы существуют.
- Сотрудника. Показать, что происходит за кулисами вашего бизнеса: кто, что, как и когда делает, за что отвечает, где и каким образом хранятся данные.
- Партнера. Продемонстрировать, как банки, ритейлеры, подрядчики и другие партнеры взаимодействуют с экосистемой вашей компании.
Недавно мы делали систему для Австралийской компании, которая занимается обслуживанием самолетов. Подготовить самолет к вылету — это очень трудоемкий и ответственный этап, связанный с рисками человеческой ошибки, человек тупо может что-то забыть или упустить. Нужно было создать систему, которая позволяет связывать детали самолета и необходимое оборудование для ее ремонта с инструкцией к ней, а также автоматически формировать чек-листы, чтобы минимизировать фактор человеческой ошибки.
Мы не эксперты в обслуживании самолетов и не знаем все процессы, но зато эксперты в разработке, мы знаем, какие какие инструменты и решения лучше использовать для поставленных задач. На начальном этапе нам просто скинули кучу документации и сказали: «Разбирайтесь, там все есть». Когда мы начали разбираться, а потом выяснять у клиента детали, оказалось, что многие вещи у них уже были не актуальны, а какие-то в принципе никогда не использовались в реальной жизни. Было очень тяжело и долго выуживать нужную нам информацию, так как клиент был часто занят и мог несколько дней не отвечать на наши вопросы.
А ведь можно было бы сократить время и стоимость, если бы нас ввели в курс дела и приставили бы ответственное лицо, которое всегда было бы на связи.
Основные этапы и стоимость разработки ERP-системы
Итак, вы решились на разработку. У вас есть четкие процессы и стандарты, вы готовы активно участвовать и передавать знания о ваших процессах, как минимум на начальных этапах. Что же вас ждет дальше, какие этапы вам предстоит пройти?
Не ждите, что вам сделают все и сразу, лучше разбейте все на этапы, сфокусируйтесь на главном и важном и создайте MVP и внедрите его в ограниченном масштабе, во время тестирования соберите как можно больше информации для дальнейшей доработки.
Этап: Сбор информации и аналитика
На этом этапе идет плотная работа с аналитиками и разработчиками исполнителей, это может происходить удалённо, но при возможности, происходит выезд специалистов к вам на предприятие для сбора требований и изучения процессов, затем выделяются важные и главные моменты, пишется техническое задание. Для небольшого проекта этот этап обычно занимает 3-4 недели, в более сложных проектах может идти несколько месяцев.
Чаще всего этим занимается небольшая команда из аналитика, архитектора или технического специалиста и проектного менеджера.
Стоимость этого этапа будет вычисляться от отработанных человеко-часов команды, но по опыту и средней зарплате специалистов по рынку этот этап будет стоить от 300 тысяч рублей.
Почему этот этап важен, вы можете прочитать в тут.
Этап: Проектирование и дизайн
На основании собранных данных и технического задания формируется визуализация и представление, как все будет работать и взаимодействовать, выбираются инструменты, строится архитектура.
Чаще всего будет задействована следующая команда: архитектор или технический специалист, UX/UI дизайнер, менеджер проекта. Проектирование может занимать так же от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от размера проекта и условий. Стоимость определяется от потраченных человеко-часов специалистов.
Этап: Разработка
Обычно это самый длинный этап, он разбивается на части, которые называются майлстоуны или вехи, каждая веха разбивается на небольшие этапы, обычно это 2 недели – спринты. В конце каждого спринта проводится демонстрация результата и ретроспектива, на которой выясняются потенциальные проблемы, пересматривают приоритеты и при необходимости вносятся правки в ТЗ, от чего-то отказываются, что-то добавляют, меняют инструменты или сервисы.
Так как этап итерационный, может занимать как несколько месяцев, так и несколько лет, то оценить без точного ТЗ невозможно, но скорее всего, это точно займет не меньше пары-тройки месяцев фултайм работы команды: несколько разработчиков, тестировщиков и проектного менеджера и будет стоить несколько миллионов рублей.
Этап: Внедрение и поддержка
Заключительный, но не менее важный этап цикла разработки. На этом шаге происходит вынос кода в релиз, настройка процессов, заполнение системы данными и обучение персонала.
Оценить этот этап можно только индивидуально, цена будет зависеть от объема выполняемых задач внедрения и потраченных человеко-часов.
Даже после того, как все запущено и персонал обучен, периодически возникает необходимость вносить правки в текущие процессы, добавлять новый функционал, а также бывают и сбои в работе, так как это сложные системы, которые могут зависеть от большого количества сторонних сервисов и данных.
Эти работы чаще всего реализуются в рамках поддержки. Выделяется команда на фиксированное время в месяц, при необходимости команда и время поддержки может расширяться.
Вывод
Если вы хотите идти в ногу со временем и иметь удобную систему для управления бизнесом, не спешите! Сначала подготовьте все для ее успешной реализации, проработайте и стандартизируйте процессы, назначьте ответственных и будьте готовы передать знания о ваших процессах.
Если у вас небольшой бизнес и довольно стандартные процессы, то в первую очередь посмотрите готовые решения, так как разработка с нуля может обойтись в копеечку.
Ну а если есть возможности внедрить ERP, но готовое решение по тем или иным причинам внедрить не получается, и у вас есть страх, что разработка собственного решения займет много времени, можете обратиться к нам за консультацией или помощью.
Мы будем рады помочь всем, ведь нам не все равно, что мы делаем и какой будет результат!