{"id":13570,"url":"\/distributions\/13570\/click?bit=1&hash=f1bacf5c4cbd7b3a89944cb6a24ea229537917b3fe32459e3adc3e5edc200946","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Алексей

Мой топ-10 типичных ошибок фрилансеров

Я работаю программистом на фрилансе 20 лет, тут я собрал мой личный топ типичных ошибок, и решил опубликовать здесь.

Многие начинающие фрилансеры совершают эти ошибки. Даже многие из "продолжающих" - совершают те же ошибки.

Кстати, если лень читать - можете послушать и посмотреть более расслабленный вариант - в виде подкаста, который я тщательно наговорил на диктофон и выложил на все платформы, вот тут монолог:

топ-10

1. Занижение стоимости работы.

По неопытности фрилансер может занизить цену за свою работу и потом жестоко расплачиваться. Так как Вы только начинаете, то пока обладаете недостаточной квалификацией и неизменно будете совершать ошибки. В том числе это будут ошибки в коммуникации с заказчиком. Он может нервничать, проявлять недовольство и при этом терпеть, так как Ваши услуги обошлись ему дёшево. В итоге Вы будете завалены работой, за которую мало заплатят и в довесок к этому будете испытываете психологическое давление.

Надо понимать, что небольшое снижение цены ниже средней по рынку - допустимо. Ведь начинающему нужно нарабатывать опыт, портфолио, понять, как устроена биржа, как искать заказы, как взаимодействовать с заказчиком, как работают бизнес-процессы на фрилансе. Я не имею ввиду жесткий демпинг, не нужно понижать цену в 2 раза. По моему мнению за непрофессионализм можно снизить цену на 20-30 процентов. Это будет дисконт за отсутствие предпринимательского опыта и отсутствие soft skills. Скидка за то, что заказчику будет слегка некомфортно с Вами работать, как с неопытным.

Но если Вы себя уж сильно не любите, давайте заказчику 50% скидки, кто же Вам запретит? Но я бы не стал так делать.

Начинающий, кстати, может дать такую скидку, именно по причине незнания рынка и непонимания настоящих цен.

2. Неумение составить коммерческое предложение для заказчика.

На биржах фриланса есть система "откликов". Т.е. заказчик размещает тендер, заказ, объявление. Ему нужно, чтобы кто-то выполнил заказ. А фрилансеры "откликаются". Это выражение "отклик" скорее сленговое. Оно возникло на биржах фриланса как синоним коммерческого предложения. Видимо, потому, что фрилансер "откликнулся". Это неправильное название порождает непонимание фрилансерами всей серьезности мероприятия. Начинающий, видя фразу "оставьте отклик", думает будто это что-то несерьезное и ему надо просто написать что-то вроде "эй, я готов". После такого отклика фрилансеры еще удивляются, что к ним формируется несерьезное отношение и у них нет заказов.

Отклик должен быть достаточно полноценным коммерческим предложением, насколько это возможно. Не просто "я готов выполнить ваш заказ", как пишут многие. Некоторые еще и робота-секретаря подключают, который рассылает отклики по шаблону, что есть ужасная ошибка.

Заказчик хочет знать, что его проект понятен и важен, что Вы, по крайней мере, прочитали заказ и готовы предложить какое-то решение. Алгоритм ответа профессионального специалиста должен быть такой:

· бегло пробежаться по описанию проекта, понять о чем он

· написать, что Вы ознакомились с проектом (кратко рассказать что именно в нём поняли)

· написать про Ваш опыт в этой сфере (если он есть), упомянуть каким образом уже выполняли подобный заказ, сколько он занял времени, с какими сложностями Вы столкнулись

· описать как примерно предполагаете выполнить работу сейчас. Заказчик должен понять, что с Вами можно иметь дело. При этом, решение, конечно, предоставлять не нужно. Напишите 2-3 фразы, по которым заказчик поймет, что Вы специалист в этом вопросе.

Обычно сразу хотят знать цену. Если мне проект казался потенциально сложным и я не мог точно определить стоимость, писал всегда минимальную цену, чтобы было от чего отталкиваться.

Ведь отклик вообще без цены выглядит несерьезно. Также, надо написать, что если порядок цен устраивает, то Вы должны вникнуть в проект более подробно и скорее всего стоимость работы увеличится, но ниже точно не станет. Вилку цен лучше не называть - она зачастую производит гнетущее впечатление на заказчика. Лучше говорить что-то вроде "3 дня и от 10 тысяч". С опытом вы станете называть цены более точно.

Я считаю, что нет смысла называть вилку, если она небольшая. Вы же хотите работать по высшей цене, а заказчик мечтает о нижней. Это дает ему ложные надежды. А когда Вы назвали минимум и заказчик готов обсуждать, он уже вовлекся в процесс, начал узнавать и знакомиться с Вами. Когда один человек потратил свое время на другого - возникает взаимозависимость. Если заказчик уже вовлекся в обсуждение проекта - ему уже проще продолжить сотрудничество именно с Вами, так как с другими придется начинать всё заново.

Вы оба уже вовлечены в процесс, в диалог, уже хотите начать скорее делать дела совместно. Указывайте в отклике свои контактные данные, даже если они есть в профиле. Ведь если у заказчика будет два отклика - один с контактами, другой - без, ему конечно, проще будет обратиться к тому, у кого уже есть контактные данные и их не надо искать где-то там в профиле. А если у вас и в профиле нет контактных данных, или нужно сделать запрос, чтобы как-то получить их, или еще какие-то сложности с доступом к контактам - то всё пропало для Вас. Пишите несколько контактов в Вашем коммерческом предложении - пару адресов электронной почты, плюс пару телефонов, мессенджеров и т.п.

Потому что всякое бывает - телефон разрядился, потерялся, заблокировали и т.п., а заказчик хотел выбрать именно Вас, но не достучался и заказ уходит вашему конкуренту.

3. Несоблюдение сроков. Или слишком ранний старт выполнения задачи.

Например, заказ находится на стадии согласования, или еще не полностью готово техническое задание, а Вы заранее бросились что-то делать. Кажется, что Вы уже это проходили и где-то выполняли подобный проект, а потому необходимо быстрее начать! Но потом выясняется, что заказчик имел ввиду «что-то немного чуть-чуть другое». И вот это «немного другое» - оно весь проект переворачивает вверх дном и то, что уже начато, можно смело выбросить, как совершенно неподходящее.

Или еще хуже - начнете показывать свою заготовку и утверждать, будто это именно то, что нужно, при этом не разобравшись в заказе. На что Вам справедливо заметят: "Вот там была вот такая фраза, надо именно так в точности, а у вас не так". На что Вы приведете пример документации, где есть сноска, что так, как хочет заказчик, сделать нельзя.

А заказчик ответит, что раз это невозможно, то зачем тогда выдавался аванс и зачем Вы начали делать не то, что требуется?

4. Неумение планировать работу.

Каждый фрилансер работает сам по себе. Он и начальник. и исполнитель, и подчиненный. Заказчик обычно не хочет контролировать фрилансера, так как подразумевается, что фрилансер автономен и все сделает самостоятельно. Но при этом самая частая жалоба на бирже - фрилансер потерялся. И не просто сам не появляется, а не реагирует даже на попытки до него дозвониться. Это нарушение планов по заказу.

Да, возможно фрилансер когда-то и сделает проект, может даже и в оговоренные сроки, но создается нервозность в общении. Заказчик любит ответственных фрилансеров, которые доступны для контакта. Хотя бы не сразу, но в течение 2-3 часов чтобы откликался. И заказчик обычно просто так не беспокоит, если звонит, пишет – значит, это важно, может появилось какое-то дополнение к задаче. Что если специалист не вышел на связь и пусть даже всё доделал, но без учета этих новых дополнений? Результатом становится неправильно выполненная задача. И это последствие неверного планирования своих бизнес-процессов.

Важно правильно выстроить процесс: как Вы берете заказ, в какое время выполняете, когда находитесь на связи, как передаете выполненную работу, принимаете оплату, выставляете счета. Это может влиять на последующее количество заказов, на Ваш профессиональный имидж, на сарафанное радио и, как следствие, на формирование среднего чека.

5. Неумение распоряжаться авансами.

Начинающие фрилансеры часто считают аванс своими деньгами, и сразу начинают его тратить. Но на самом деле аванс - это не деньги фрилансера, а деньги заказчика до тех пор, пока заказчик не примет работу и не подпишет акт. Прием аванса - это хорошая практика, чтобы мотивировать заказчика и для того, чтобы заказчик не обманул фрилансера.

Я первое время брал 33% аванс до начала работ, потом еще 33% при выдаче в тестовую эксплуатацию и оставшиеся 34% по окончании тестирования. Но чаще всего берут 50% аванс до и 50% доплату после окончания работы.

Полученный аванс я никогда не считал своими деньгами и держал его в шкафу до момента подписания акта о выполненной работе. Трата полученного аванса до подписания акта приводит к большим проблемам, потому что иногда аванс приходится возвращать. Относитесь к выданному авансу как к страховому депозиту, но не к Вашим личным деньгам.

6. Привязываться только к одному заказчику.

Для фрилансера иметь только одного клиента - рискованное мероприятие. Кто такой фрилансер для заказчика? Это человек, которые привлечен для выполнения какой-то задачи, или нескольких задач. Главное в этом - возможность прервать сотрудничество в любой момент без выплаты золотых парашютов или компенсаций.

Со штатным сотрудником так не получится - нужно выплачивать пособие, ждать 2 недели, и не всегда возможно увольнение по закону. А фрилансер - это предприниматель, с ним разорвать договор можно в любой момент. В этом и состоит риск - если фрилансер привязался к одному заказчику и надеется, что ему пожизненно обеспечены заказы от этого клиента и ничего страшного не случится - это уже большая ошибка.

Даже если с этим единственным заказчиком всё в порядке и сотрудничеству не видно конца, стоит подумать, чтобы найти еще одного. Поделить между ними рабочее время, например, 50 на 50. Или 60 на 60 - можно работать сверхурочно. Нужно себя страховать. В этом случае, даже если один из клиентов резко расторгнет договор, останется второй, и какая-то сумма будет поступать до тех пор, пока Вы снова не найдете еще одного или нескольких клиентов.

7. Фрилансер берет слишком много заказов или берет все заказы подряд.

Часто фрилансер совершает ошибку - называет нереальные сроки. Хватает новый проект, начинает его выполнять, чтобы показать клиенту, что работа началась. При этом на некоторое время бросает старый проект, срывает по нему сроки. Проблема налицо - слишком большое количество заказов и слишком жесткие сроки, что приводит к низкому качеству выполнения заказов. Это сильно нагружает организм и приведет к проблемам со здоровьем - инфаркты, инсульты и даже потеря трудоспособности. Если загрузка по проектам уже 100% - нужно уметь отказываться от лишних задач. Если Вам сложно отказать - сходите к психологу, поработайте над этим, научитесь говорить "нет".

8. Фрилансер обманывает заказчика.

Например, фрилансер берет проект, но не знает сможет ли его выполнить. Коммерческое предложение в этом случае начинается с обмана.

Также, бывают ситуации, когда в процессе работы возникают вопросы, трудности, неясности, которые требуют согласования, или фрилансер понимает, что эта задача ему не под силу и надо отменить ее, но не может прямо сказать об этом заказчику. Начинается обман, манипуляция, поиск причин, чтобы не возвращать аванс, обещания вернуть аванс позже в надежде не возвращать вообще и т.п. некрасивое поведение в сторону заказчика.

Бывают реальные проблемы, технические, личные и фрилансер понимает, что он когда-то их решит, например, через неделю, но не говорит об этом заказчику - пытается скрыться на время, чтобы не поняли, что сроки увеличиваются. Фрилансер думает, что вот сейчас я исчезну, но потом появлюсь со сделанной работой на месяц позже и всё будет ок. Но это плохая практика - заказчик далее не будет работать с ним и не будет рекомендовать другим или даже оставит негативный отзыв.

Если возникает проблема - лучше выйти на открытый разговор. Заказчик это человек и он понимает, что в жизни у каждого бывают проблемы. Честное обсуждение сложившейся ситуации является самым верным решением при сотрудничестве.

9. Отсутствие ведения бухгалтерского учета.

Во-первых, нужно иметь либо юридическое лицо, либо встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, либо стать самозанятым, чтобы иметь возможность принимать платежи законно.

Если совсем не хочется или не получается заниматься такой организацией, попробуйте заключать договоры с заказчиками как "штатный" сотрудник - по краткосрочному трудовому договору.

Не забывайте про налоги - они обычно платятся через некоторое время после получения дохода, а не сразу. Фрилансер, как правило, сам ведет бухгалтерский учет, иметь личного бухгалтера не всегда выгодно. Он может забыть отложить необходимую сумму для уплаты налогов и потратить все полученные доходы. А при подходе времени уплаты может оказаться, что имеющихся средств недостаточно.

Или Вы можете ждать, что заказчик вот-вот рассчитается, но что-то идет не так, оплата задерживается и Вам опять оказывается нечем платить, возникает риск блокировки счета и начисления пени.

Ставится под угрозу деловая репутация. Подушка безопасности должна быть у каждого человека, а у фрилансера тем более.

10. Отсутствие обучения.

Здесь всё просто - фрилансер должен учиться постоянно, постоянно повышать свою квалификацию. Не обязательно учиться основной профессии - надо осваивать смежные сферы. Например, полезно подтянуть бухучет, предпринимательские навыки, искусство ведения переговоров и т.п. Выделяйте себе специальное время, допустим 1 час в день, для учебы.

Следите за новостями в Вашей сфере и совершенствуйте навыки общения с людьми.

В моем телеграм-канале самое интересное:

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Kate Kras

многие ведутся на красивую картинку: ты с ноутом на пляже под пальмой

а по факту, особенно на первых этапах, когда нет пула постоянных заказчиков и не выработан ритм:

11. не уделяет время на качественный отдых:
когда делает работу - загоняется чтобы успеть, параллельно ищет проекты на будущее
если не делает работу - загоняется что нет работы, параллельно ищет проекты

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

да, фрилансер под пальмой - это тоже, что единорог - обоих не существует в природе :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lonx

Дядь, да ты герой 20 лет фрилансить)) Я вот наоборот долго фрилансить не могу! Как не крути даже во фрилансе есть потолок и всего 24 часа в сутках. Например: на фрилансе максимум удавалось заработать в районе 300к работая 24/7 без выходных, в найме те же деньги но уже с более щадящим графиком.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

Хочу медаль "20 лет на фрилансе" :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Грозный

300к чего? Рублей? 300к в год или месяц? Потому что 300к долларов в год на фрилансе - это достойный результат. А вот 300к рублей на фрилансе в месяц - довольно средний. И, действительно, проще тогда работать по найму наверное. И стабильнее и плюшки всякие, типа отпусков и 13 зарплат (если работать хорошо и место хорошее).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

можно и так, кому как нравится

Ответить
Развернуть ветку
Иван Грозный

Отличная статья. Все по полочкам и без соплей. От себя могу добавить (по личному опыту) - фрилансеру иногда требуются очень серьезные усилия для самоорганизации. Особенно, если работать дома а не в каком-нибудь коворкинге.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

согласен, я до сих пор прокрастинирую иногда

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кошкин

По поводу ценообразования. Вы пишете, что говорите "от.... (минимальная цена). Потом её разумеется повышаете. На мой взгляд это не совсем правильно.
Во первых у клиента сразу откладывается в голове эта цифра и если потом она возрастает в 2-3 раза, то по моему опыту, клиенты смотрят на это негативно.
Во вторых, это мешает расти ценам на услуги вцелом по отрасли. В откликах все пишут всегда заниженные цены со словом ОТ..., и исполнители, которые пишут более-менее реальные цены оказываются за бортом, их просто не выбирают.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

всё так.
Тут можно демпинговать, пока не появятся первые постоянные клиенты, потом называйте нормальную рыночную цену. По своему опыту - на такую цену находятся клиенты, которые адекватны, платежеспособны, и устали от криворуких спецов. Вообще, клиенты находятся на ЛЮБОЙ прайс, надо просто уметь продавать :) Но если заломили топ-прайс - будьте готовы выполнять разные странные хотелки клиента - кто заплатил, тот и заказывает музыку.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зарецкий

Супер, очень интересная статья, спасибо за информацию

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

рад что помог, потому что устал писать, 15000 знаков :)

Ответить
Развернуть ветку
gigacelitel

Полезная информация для любого вида деятельности. В закладки, есть смысл иногда перечитать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

кстати да, но мне кажется, больше подходит для ИП, самозанятых и т.п. Там где более 1 человека - уже не подходит

Ответить
Развернуть ветку
Волкова Виктория

мне как начинающему фрилансеру очень полезна была данная статья,спасибо автору

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

до этого я в основном в своем тг-канале @freelancer1s писал, но тут много символов, не помещается, решил в более удобном формате сделать

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Чумаков

Всё так, каждый пункт этой статьи оплачен нервами.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей
Автор

ахах это точно

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null