{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать штрих-код на товар

Добрый день! Меня зовут Валерий Антонов. Я российский предприниматель, основатель сообщества «Бизнес всем». Сегодня хочу рассказать, как правильно сделать штрих-код на свою продукцию, чтобы он устроил торговые сети и не было мучительно больно за ошибочно потраченные деньги.

В сегодняшней статье ищите ответы на самые популярные вопросы в области штрих-кодирования: можно ли формировать штрих-коды самостоятельно, нужно ли их регистрировать, к кому обращаться и как не попасться на удочку мошенников.

Для тех, кто не любит читать длинные тексты предлагаю посмотреть видео, дублирующее информацию этой статьи.

Что такое штрих-код для продукции и зачем он нужен

Штриховой код — это изображение, содержащее закодированную информацию о продукте, которое необходимо для автоматизации систем учета. В большинстве случаев для этого используют коды стандарта EAN.

EAN, European Article Number (европейский номер товара) — самый популярный стандарт кодирования, созданный сначала в Европе, а затем распространившийся по всему миру.

Коды стандарта EAN используются:

  • в онлайн и офлайн магазинах;
  • на складах;
  • в почтовых службах;
  • на маркетплейсах.
Самые популярные штрих коды EAN-13 и EAN-8

Код представляет из себя прямоугольное поле с чередующимися черными и белыми полосами. Внизу располагаются цифры, которые дублируют информацию из комбинации этих полос. Если в случае повреждения кода сканер не сможет его прочитать, то благодаря этим цифрам сотрудник склада или кассир смогут вручную внести информацию в систему.

В настоящее время самые популярные EAN коды в России это:

  • EAN-13 (состоит из 13 цифр) — используется в большинстве случаев;
  • EAN-8 (состоит из 8 цифр) — используется в том случае, когда маленький размер упаковки не позволяет нанести полноценный код из 13 символов.

Какую информацию несет в себе штрих-код

Штрих-код EAN-13 состоит из нескольких отдельных секторов:

Первые 3 цифры для префикса – означают код национальной организации, в реестре какого государства находится производитель. Каждая страна имеет один или несколько своих кодов. Так, например, для России предусмотрены коды — 460-469 и 793-799, для Китая — 680-689 и 690-699, для Беларуси — 481.

Обратите внимание, что при формировании этих цифр имеется в виду не страна производства, а местонахождение регистрирующего органа. Иными словами, если компания-производитель находится в России, регистрирует продукцию в России, а выпускает её в Китае, то префикс будет российский, а не китайский.

Секторы кода EAN-13

4-7 цифры — это код производителя.

8-12 цифры — это номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных производителя. Не содержит данных о характеристиках товара (цвете, размере и т. д.) .

13 цифра — контрольная. Необходима для запуска считывания сканером и проверки на подлинность кода.

Знак «>» — нужен для определения «свободной зоны». Применяется опционально, его наличие или отсутствие не влияет на работоспособность штрих-кода.

В чем разница между префиксами 460-469 и 793-799 для России

На территории России можно использовать префиксы двух диапазонов. Это связано с территорией использования кодов. Для обращения только внутри России можно использовать 460-469 и 793-799, а если продукция будет продаваться за границей, допускается только 460-469.

Разница в префиксах для российских товаров

Можно ли самостоятельно сформировать EAN-13

Да, можно. Но только для использования внутри одного предприятия. В этом случае нужно использовать проверенное средство для генерации штрих-кодов, чтобы избежать ошибок, а после генерации в обязательном порядке протестировать готовый код на сканере. Для генерации кодов собственными силами нужно, чтобы штрих-код начинался с цифры 2.

Если Вы планируете продавать товары в магазинах или маркетплейсах, необходимо регистрировать штрих-код в системе автоматической идентификации. Вы оплачиваете не штрих-код, а его регистрацию.

Почему регистрируют коды

В мире, где существуют миллионы разных товаров, есть большая вероятность того, что сформированный самостоятельно код уже может быть кем-то занят. Если произойдет ситуация, что на складе торговой организации лежат два разных товара от разных производителей, но с одинаковым кодом, то возникнет сложность с учетом и персонал будет вынужден вручную разбирать эти товары. Отсюда уникальность штрих-кода является обязательным условием всех предприятий в сфере торговли, которые используют автоматизированную систему учета.

Добиться уникальности стало возможно благодаря специальным базам, которые выдают только свободные штрих-коды и закрепляют на них права за компаниями-производителями. Именно за регистрацию в базе и платит производитель, чтобы быть уверенным, что его код никем не занят.

Какие бывают системы и базы штрихкодирования

В России выделяют три основные системы штрихкодирования:

  • ISBN (ISSN) (книжная продукция, журналы и периодические издания) . Коды этих систем представляют из себя международные стандартные книжные номера, которые используются в издательском деле. Именно эти коды применяют в своем учете книжные магазины и библиотеки. Отличие между ними в том, что ISBN назначается для отдельной книги, а ISSN для серии книг. Зарегистрировать коды этих систем можно в «Национальном агентстве ISBN» в составе «Российской книжной палаты».
  • GS1 (все товары) . Международная организация с административными центрами в Бельгии и США. Выдает стандартные коды EAN-13 на один год. Оформление занимает 1 рабочий день после оплаты, есть вступительный взнос и ежегодные членские платежи. В России представлена только одним партнером «Юнискан/ГС1 РУС».
  • DiSAI (все товары) . Российская организация. Создана в 2007 году. Выдает стандартные коды EAN-13 на бессрочной основе. Оформление занимает 1 день без предоплаты, без вступительных взносов и без ежегодных членских платежей. Представлена несколькими регистраторами с обязательной аккредитацией.
Сравнение систем

Так как с «ISBN» и «GS1» все понятно — у них в системе один представитель, то с «DiSAI» стоит уточнить, что при обращении к их партнеру-регистратору рекомендуем запросить аккредитацию партнера или проверить его нахождение в списке аккредитованных регистраторов на сайте ассоциации «DiSAI».

Все вышеописанные системы обмениваются между собой данными, чтобы выдавать уникальные штрих-коды без повторов. Но на рынке встречаются предложения выдачи кодов другими компаниями, не входящими в официальные системы, которые продают «воздух» — коды, не зарегистрированные в базах. На первый взгляд эти коды выглядят рабочими и даже могут быть приняты для оборота в сетевых магазинах. Однако, есть шанс получить код, который уже занят официальной системой или будет занят в будущем. В этом случае купленный неофициально код станет нерабочим, т. к. магазин или маркетплейс не будет разбираться в ситуации, а возьмет продукт с тем кодом, у которого есть официальная регистрация.

Поэтому советую быть внимательным и не обращаться к тем, кто предлагает приобрести штрих-код вне официальных систем. А также стоит обратить внимание, если компания-регистратор просит у вас ежегодные отчисления — это признак неофициальных регистраторов, т.к. среди официалов ежегодные взносы есть только в «GS1».

На какой срок регистрируются коды

Из-за наличия ежегодных отчислений в системе «GS1» регистрация штрих-кодов действует 1 год — до следующего платежа. В системах «ISBN» и «DiSAI» штриховые коды действуют бессрочно до тех пор, пока существует ваша компания. При ликвидации или продаже вашей компании в будущем можно будет перерегистрировать коды на новую компанию за небольшую плату.

Срок регистрации

Поскольку штрих-коды продаются пакетами, состоящими из фиксированного количества кодов (5, 10, 100, 500 и т. д. штук в пакете) , обычно приобретают кодов больше, чем нужно, чтобы оставшиеся коды оставались в резерве до появления новых товаров. Например, если у вас сейчас производится 20 товаров, то можно приобрести пакет из 50 кодов. В этом случае 30 кодов останутся свободными (50-20=30). На них вы потом сможете самостоятельно вносить информацию о новых товарах, когда они у вас появятся.

Пример приобретения пакета штрих-кодов

Для тех предпринимателей, кто хочет получить штрих-коды на свою продукцию в системе DiSAI быстро и с минимальными затратами, предлагаю обратиться к нам в «МаксиКод» — аккредитованному московскому регистратору.

Наши специалисты с удовольствием проконсультируют Вас, помогут заполнить необходимые документы и проведут процедуру максимально быстро, с заключением договора. У нас отсутствует предоплата, платеж осуществляется в самом конце процедуры после всех проверок работоспособности и уникальности Ваших кодов с выдачей свидетельства от ассоциации DiSAI.

Надеюсь, что смог развеять туман над темой присвоения штрих-кодов для продукции и ответил на интересующие вопросы.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Кулабухов Олег

Добрый день, хотел предложить сотрудничество. Обладаю, полагаю, самой крупной базой штрихкодов в России. https://barcodes.olegon.ru/Для связи можете использовать телефон +79639943455 или телеграм @olegon

Ответить
Развернуть ветку
Io Eau

А если в сканеры шк и другое торговое оборудование внести блокировку работы с российскими шк - то можно таким образом сделать большие сложности для серого ввоза такого оборудования на территорию рф

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Т.

Спасибо, что осветили эту тему, да еще и
так структурированно, с картинками, отдельный респект за видео, так правда легче воспринимается информация)
А то все статьи зачастую написаны про штрихкодирование на складах и маркетплейсах, про выход на рынок в торговые сети мало информации, наверно, потому что этим занимаются уже профессионалы, они и так все знают 🤷🏻‍♀️

К сожалению, все еще осталось немало вопросов:
1. Получается, сначала код товара создается в БД продавца (8-12 цифры в EAN13) и только потом регистрируется через GS1, DiSAI? Или как это работает?
2. Если у тебя партия абсолютно одинаковых товаров, скажем ручек, нужно делать уникальный штрихкод прям на каждую единицу товара или на партию, коробку с ручками?
*Взяла в руки коробку с ручками - у коробки один штрихкод, у всех ручек другой (одинаковый) штрихкод*
3. Насколько отличается и сколько составляет стоимость штрихкодирования у GS1 и DiSAI - тоже интересная тема

На случай, если захотите запилить еще одну информативную статью, даже не обязательно на vc.ru. Может, в своем блоге на сайте 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Т.

Кстати, еще интересно
4. Если коды в DiSAI бессрочные, можно ли их продать
5. Если для выкупленного штрихкода изменился товар, нужно ли уведомлять об этом DiSAI? А штрихкод вообще привязан к товару или к компании?

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Антонов
Автор

Дарья, отвечаю на Ваши вопросы:
1. Код в базе данных продавца создавать не надо. GS1, DiSAI сами Вам его создадут из диапазона свободных уникальных кодов.
2. Код создается один на всю партию. В Вашем примере с ручками - тот код, что на ручках - это один код на всю партию. А на упаковке - это по желанию изготавливается групповой код, который помещается на упаковку, где внутри много одинаковых товаров. Получается, что эти ручки можно продавать и поштучно (код на ручках) и сразу упаковкой (код на коробке).
3. Стоимость, конечно, отличается. В GS1 дешевле оформлять коды для крупного бизнеса, когда номенклатура насчитывает несколько десятков тысяч товаров. В DiSAI выгоднее оформлять для малого и среднего бизнеса.
4. Просто так коды передавать нельзя, необходимо об этом уведомить регистратора DiSAI, чтобы он в базе изменил правообладателя штрих-кодов.
5. Штрих-код привязан к товару и компании. Менять товар, к которому он привязан нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
ventelator.ru

"Штрих-код привязан к товару... Менять товар, к которому он привязан нельзя.", получается необходимо заранее знать на какой товар прилепишь штрихкод? В видео рекомендовано, покупать с запасом штрикоды, под возможное расширение ассортимента. Как это совместить? Заранее неизвестно какой товар планируешь продавать... то есть примерно конечно известно, но не понятно, как это реализовать. Каждый раз уведомлять о новом товаре?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда