{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что заставляет нас тратить больше денег

Наш мозг — враг нашему кошельку. Почему мы соглашаемся на дополнительные расходы при покупке билетов или стремимся купить товар, который “купили уже 500 000 человек”? Дело в несовершенствах нашего мозга, которые играют на руку маркетологам.

Но бороться с ошибками мышления можно, если знать о них. Раскрываем 6 популярных когнитивных искажения, которые заставляют нас тратить больше.

Эффект привязки

Привязка — цена, которую покупатель принимает за точку отсчета. Ее устанавливают продавцы.

Представьте, что одну и ту же картину продают в двух разных магазинах по цене 600 рублей. Но в одном указали, что это цена с учетом скидки 40%, а обычная цена картины — 1000 рублей. В другом же магазине картина всегда стоит 600 рублей. Какая картина покажется вам более привлекательной? Конечно же та, что продается со скидкой.

Еще один пример эффекта привязки — завышенная цена. Например, в кофейне устанавливают цену на чизкейк 500 рублей, а на булочку — 300 рублей. И булочка, и чизкейк дороже рыночной цены в несколько раз. Но, глядя на дорогой чизкейк, посетители кофейни, решают, что купить булочку выгоднее. Тем самым продажи булочек возрастают, что приносит прибыль владельцу.

Как бороться: прежде, чем совершить дорогую покупку, сравните цены в разных магазинах. Критично относитесь к акциям и скидкам — возможно, они не так выгодны, как кажутся.

Эффект толпы

Человек — существо социальное. Допустим, какой-то товар становится популярным и все начинают его покупать. Вам скорее всего тоже захочется приобрести этот товар, даже если он заведомо не нужен.

Еще пример: вам нужна новая швабра. Конечно, гораздо проще выбрать среди самых покупаемых, чем несколько часов сравнивать сотни моделей. Поэтому магазины часто пишут в рекламе “Этот товар купили уже 500 000 человек”, но это не всегда правдивая информация.

Как бороться: Помните, что у каждого человека могут быть свои мотивы рекомендовать товар. Например, ему сделали скидку за положительный отзыв.

Эффект владения

Человек оценивает вещи, которые принадлежат ему, дороже, чем те, которые принадлежат кому-то еще. С эффектом владения связано еще одно когнитивное искажение — страх потери. Вряд ли вам захочется отказываться от товара или сервиса, который делает жизнь удобнее. Здесь большую роль играет связь товара с личностью человека. Вспомните, как консультанты в магазинах говорят, как вам идет та или иная вещь, как она вас стройнит и делает моложе — мало кто захочет расставаться с такой вещью.

Еще один пример — музыкальный сервис. Алгоритм сервиса подстраивается под музыкальные вкусы каждого. Пользователю не хочется терять индивидуальные рекомендации после тестового периода, поэтому он покупает подписку.

Также работают и скидочные купоны. Покупатель не хочет упустить предоставленную ценность и стремится воспользоваться предложением.

Как бороться: Критически оценивайте предложения продавца — действительно ли они принесут пользу или лишь заставят купить ненужные товары.

Эффект невозвратных издержек

Этот эффект стимулирует нежелание потерять уже потраченное время и ресурсы. Представьте: вы создали в голове образ идеальных джинс, 5 часов носились по магазинам в поисках, но не нашли даже близко ничего подобного. И что, неужели после этого вы уйдете домой с пустыми руками? Вряд ли, скорее всего вы купите себе хотя бы новую рубашку, чтобы поход магазин не казался таким неудачным.

Как бороться: Приобретая новую вещь, оценивайте будущие издержки на нее. Например, можно ли стирать вещь в стиральной машине или придется носить ее в химчистку.

Выбор, сделанный за вас

При покупке билета на самолет или поезд часто предлагают оформить страховку. Или у нового сервиса, сразу подключается автоматическое списание полной стоимости тарифа, после окончания пробного периода.

Отказаться от дополнительных страховок и подписок легко — нужно всего лишь убрать галочку напротив ненужной опции при оплате или подключении. Но люди либо не замечают этого, либо ленятся. Итог — очередная необязательная статья расходов в вашем бюджете.

Как бороться: Не отвлекайтесь во время оплаты покупок и перед завершением оплаты проверьте рядом с какими опциями стоят галочки.

Было полезно? Ставьте лайк и делитесь статьей с друзьями

Читайте также:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда