Восток и Запад: рынки e-commerce
Мы часто слышим, что «Восток – дело тонкое» и несмотря на территориальную приближенность, трудно сказать к какому миру мы ближе. Западному или восточному. Безусловно, в нашем менталитете, идеалах и правовом устройстве есть что-то от обоих сторон. Даже при условии глобализации, порой, когда эти два полюса соприкасаются, не заметить их фундаментальные различия невозможно. Мы решили рассмотреть рынок e-commerce чуть подробнее и выявить основные черты каждой стороны.
Говорить будем на примере США и Китая, которые занимают огромную долю непродовольственного рынка и при этом обладают всеми характерными особенностями.
На 2023 год электронные продажи составляют более 20% всех продаж вообще. При этом ежегодный прирост денежного оборота в сфере e-commerce составляет 11,2%.
Аналитическая американская компания Insider Intelligence приводит следующие цифры: на Китай приходится 52% электронного рынка, тогда как на США – 19%. Доходы от электронного китайского рынка оцениваются более чем в 2,50 триллионов долларов. В США же показатели не настолько внушительны – около 900 миллиардов долларов за 2021 год было заработано на продаже товаров через интернет.
Глобальная компания, занимающаяся анализом рынка ритейла, Digital Commerce 360 предоставила такие данные о 2021: только на 100 крупнейших онлайн-ресурсах было потрачено 3,23 триллиона долларов.
Среди самых влиятельных китайских ресурсов можно выделить:
- Alibaba Group (AliExpress – дочерний портал) - 73,8 миллиардов долларов значится на их счете;
- JD com – 132,5 миллионов визитов в месяц;
- Vipshop – общая выручка за последний квартал – 4 миллиона долларов.
В Америке же самыми большими игроками на рынке являются:
- Amazon- занимает почти половину рынка электронных продаж;
- eBay - 183 миллиона покупателей по всему миру;
- Walmart – более 570 миллиардов долларов чистой выручки.
Тренды, которые сейчас захватили китайский непродовольственный рынок:
- Курс на оздоровление (спортивные товары, специализированные гаджеты);
- Развитие локальных брендов;
- При этом популярностью пользуются и импортные продукты;
- Продажи через социальные сети;
- Заинтересованность покупателей в происхождении ингредиентов, методах производства.
Из американских тенденций в развитии e-commerce можно назвать:
- Большое внимание уделяется оптимизации конверсии;
- Необходимость в разработке PWA (мобильной версии сайта);
- Динамическое ценообразование (программы просчитывают оптимальную цену на продукт);
- Внимание к окружающей среде и воздействию производства на нее;
- Внедрение дополненной реальности.
С российским рынком у обоих стран есть существенные различия:
- Например, в США все покупки осуществляются исключительно по 100%-ой предоплате. Тогда как у нас есть возможность сначала примерить товар, посмотреть его со всех сторон, а уже потом принимать решение о покупке;
- Функция примерки также редко доступна покупателям в США;
- Однако при этом для американцев «платная доставка» является несуществующим понятием;
- В Китае логистика несколько проще, чем в России. Между производителем и покупателем часто нет дополнительных звеньев, за счет чего ресурсы значительно экономят на доставке.
При этом стоит сказать, что у России безусловно есть свой путь развития. И то, насколько он успешен, мы можем понять по цифрам. Например, по данным аналитической компании Data Insight за 2022 год российскими интернет-пользователями было сделано более 2,8 миллиардов заказов на сумму 5,7 триллионов рублей.