Как нужно открывать прибыльную фотостудию

В предыдущих статьях я рассказывал как я открывал студию, и каких ошибок стоит избегать. В этой статье я расскажу, как, на мой взгляд, правильно подойти к открытию студии. Представленная ниже информация основывается на личном опыте создания своей студии и на многочисленных историях от владельцев других студий, с которыми мне довелось пообщаться.

Цель

Фотостудия Маяк
Фотостудия Маяк

Открывайте студию, только если ставите перед собой целью создание работающего бизнеса, который будет приносить вам прибыль. Это не значит, что вы должны превратиться в корпоративного робота и не видеть за цифрами реальной работы. Увлекательные и творческие моменты всё равно будут сопровождать вашу деятельность, но всегда помните, ради чего вы всё это делаете. Если же вы делаете это не ради бизнеса, а, например, чтобы развиваться с творческой стороны, иметь место для своих съёмок, то вы не на верном пути. У меня и у большинства известных мне владельцев студии это не получилось, вы очень сильно будете погружены в работу студии, что отдалит вас от творческого процесса съёмок.

Целевая аудитория

Есть естественное и обманчивое желание создавать универсальную студию, которая подойдёт всем, кто держал в руках фотоаппарат. Целясь во всех, вы не попадёте чётко ни по кому. Вам нужно определить ваш ключевой целевой сегмент. Это не значит, что другим клиентам вход в вашу студию будет закрыт, однако, это значит, что именно для целевого сегмента вы сделаете всё возможное, чтобы они поселились со своими съёмками в вашей студии. Обладая большим количеством залов, у вас будет возможность подстроить каждый зал под потребности того или иного сегмента.

Вот, например, несколько потенциальных сегментов и их ключевые особенности: Продакшны - как правило это большие команды профессионалов, которые снимают рекламу. Они приезжают большой толпой, как правило, с большим количеством собственных вещей и оборудования, часто с видеосветом. Они не очень чувствительны к цене - могут заехать на полдня, а порой и на несколько дней. Все участники очень опытные и готовы к любым ситуациям, когда они приедут у вас будет ощущение, что они хозяева вашей студии, будет бардак, однако, они не будут особо тревожить вашего администратора по пустякам. Для этого сегмента нужны большие помещения 100 и более кв.м., им нужен оперативный доступ к залу, так что в приоритете будут помещения на первом этаже с парковкой, в том числе для грузовых автомобилей прямо у входа в студию. Обязательно нужны хорошие кондиционеры и большие выделенные мощности электроэнергии под зал. Большим преимуществом будет потолочная ферма. Примеры залов под продакшны можно подсмотреть у студии Option.

Каталожка - если говорить грубо, это магазины вещей от мала до велика, снимают свою продукцию для размещения на онлайн-площадках. Они озадачены коммерческой эффективностью работы и будут платить минимальные деньги, чтобы получить удовлетворительный результат. Это значит, они выберут самую недорогую и близкую к себе студию, которая им будет подходить. Для этого сегмента идеальны залы с циклорамой от 50 кв.м., обязательное наличие 3-4 нормально функционирующих источников света, базовые насадки, отпариватели, зеркала в рост, не меньше двух рейлов для одежды, стол для фотографа и обязательно кондиционер. Примеры хороших залов для каталожки есть в Kap’s.

Частные - частные коммерческие и творческие съёмки это всё ещё самый большой и разнообразный сегмент. Тут и портретные съёмки, семейные, модельные портфолио и тесты, бизнес-портреты, косплей. Тут кроется самый большой ваш челлендж, в том чтобы найти своё уникальное воплощение, и количество залов тут играют для вас огромную роль, поскольку каждый может привлечь ту или иную аудиторию. Тут как пример взгляните на студию Prostranstvo, которые собрали у себя в трёх студиях десятки залов под совершенно любые цели.

Бизнес-план

Примите как данность, что составляя бизнес план, а точнее бюджет расходов, вы никогда не сможете предусмотреть все расходы, они обязательно будут больше, чем вы планировали, особенно, если это ваш первый бизнес-план. Итоговая сумма в вашей табличке расходов должна быть не больше 70-80% от доступной вам суммы, или наоборот, если вы привлекаете финансирование под рассчитанную сумму, всегда ориентируйтесь на 120-130% от рассчитанной суммы.

Считая затраты на оборудование и ремонт, всегда берите среднюю цену и всё округляйте в бОльшую сторону. Вы будете счастливы каждый раз, когда вам удастся сэкономить даже 1000 рублей относительно ваших расчётов, в противном случае вы будете огорчаться каждый раз когда заплатите на 1000 рублей больше чем планировали.

Считайте всё в «белую», считайте налоги на прибыль, налоги и отчисления на заработную плату сотрудников, планируйте кассу, чеки и эквайринг. От себя я рекомендую не только считать всё как надо, но и действовать соответственно. Если вы пойдёте по «серой тропе», и в какой-то момент, люди в форме принудительно вернут вас на белую дорожку, это не должно уничтожить вашу прибыльность.

Обязательно заложите в план бюджет на маркетинг. Даже самой прекрасной студии, сарафанное радио о которой будет звучать круглосуточно за каждым углом, нужна будет маркетинговая поддержка. И имейте в виду, что расходы на маркетинг носят не разовый характер во время вашего открытия, это постоянная статья ваших расходов.

Ниже для ориентира представлен график сезонности. В нем отражена выручка в процентах от максимума по месяцам. Можете взять её за основу для ваших прогнозов.

Помещение

Выбирайте помещения с потолками не ниже 3,5 метров и площадью от 200-250 кв.м. Традиционно такие помещения находятся на бывших промышленных территориях, если смотреть по Яндекс.Картам, то эти зоны отмечены серым фоном. Это один из маленьких лайфхаков, если не нашли подходящих предложений на Циане, то можно проехать по серым зонам на карте в поисках большой красной надписи «Аренда», кстати можно попробовать начать это делать через Яндекс.Панорамы. Мы своё помещение нашли именно позвонив напрямую арендодателю, поскольку у него не дошли руки до публикации объявления.

В идеале вам нужно помещение в радиусе 15 минут ходьбы от метро и с возможностью парковки автомобиля в непосредственной близости от входа. Платные парковки в наше время уже ни для кого не сюрприз, главное, чтобы сами места были и желательно поближе.

Само студийное помещение хорошо бы, чтобы было на первом этаже, если не на первом, то нужен лифт, если нет лифта, то нужна широкая лестница. Открывая студии на 4 этаже без лифта и с маленькой лестничной площадкой, вы автоматически существенно ограничиваете свои возможности.

Самое благоприятное время для поиска помещения это весна и лето. Это связано с сезонностью работы студии, также немаловажным фактором является долгий световой день, который позволит отсмотреть больше помещений и выполнять больше работы.

Старайтесь выжимать максимальные арендные каникулы. Попробуйте заключить долгосрочный договор аренды. Да, это редкость и не все арендодатели на это пойдут, но попробовать стоит. Это ваша защита от внезапного значительного повышения арендной ставки.

И обязательно делайте выбор помещения среди нескольких подходящих вариантов, не берите первое понравившееся. Соблазн взять первое всегда велик, но сохраняйте холодный разум и имейте несколько вариантов перед тем, как сделать окончательный выбор.

Ремонт

Площадь одного зала должна быть не меньше 40 кв.м и не больше 80 кв.м., при условии, что вы не целитесь в сегмент продакшнов. Для съёмки в полный рост нужно, чтобы длина зала была не меньше семи метров. Количество залов я рекомендую делать не меньше трёх - один большой и два маленьких. Таким образом, получаем минимальную площадь 200-250 кв.м., из которых около 160 - это рабочие залы и 40-90 - общие и служебные помещения.

Обратитесь к профессиональным дизайнерам. Толковый дизайнер удивит вас своим видением по планировке помещения. Не упускайте из вида необходимость в помещении для хранения ваших вещей, фонов, насадок, их будет предостаточно, и места они занимают немало. Также очень важно создать пространство вне залов, где можно скоротать время в ожидании своей съёмки или посидеть после неё. Обязательно предусмотрите место для отдельных гримёрных столов, в настоящий момент это не роскошь, а необходимость.

Помните, что фотостудия это мастерская, где люди работают, а не отдыхают и наслаждаются видом. Делать ремонт в студии не то же самое, что делать его в квартире или, например, в кафе. Все строительные элементы должны быть практичными и износоустойчивыми. В общей зоне это правило действует на 100%, а в рабочих залах к выбору декора подходите со смекалкой. Вместо приобретения какого-нибудь дорогущего итальянского мрамора, пригласите хорошего мастера по фактурной штукатурке, вы удивитесь, сколько всего могут соорудить эти специалисты, таким образом, вы можете симулировать практически любые материалы, тем самым вы сэкономите значительные средства, а на фотографии никто этого не заметит.

Озадачьтесь осмотром всех инженерных коммуникаций, досконально проверьте всё и при необходимости проведите ремонт и обслуживание. Любое состояние водопровода, канализации, отопления, электрики и кровли, кроме хорошего, требует ремонта. Не рискуйте оставаться наедине с канализацией в «удовлетворительном» состоянии, хлебнёте говна в прямом и переносном смысле.

Имейте наготове команду рабочих, и ваши заготовки по материалам, чтобы не терять драгоценное время ваших арендных каникул после подписания договора. В лучшем случае на заезд рабочих потребуется пара дней, в худшем - одна-две недели, потратьте это время на демонтаж, вывоз мусора и закупку материалов, мастера этих профессий у вас должны быть под рукой с возможностью начала работы «сегодня».

Чистовая отделка и интерьер

В общие зоны покупайте самую простую мебель, например, IKEA (если она доступна), столешницы и полки можно собрать самостоятельно, очень в этом помогает использование досок из клеенного бруса. Выглядит более чем достойно, при этом по стоимости очень демократично, и значительно более надёжно и долговечно нежели мебель из ДСП.

Для напольного покрытия есть два лучших решения это доски и наливной пол. Наливной пол это либо эпоксидный наливной пол, либо микроцемент.

В залы нужно ставить интересную мебель, лучше всего подойдет дизайнерская мебель, бывшая в употреблении. Покупать новую космически дорого, ваш вариант это покупка старой мебели и реставрация при необходимости, или есть вариант с выполнением на заказ местными умельцами, но для этого скорее всего сам дизайн вам предстоит придумать самостоятельно.

Если вы задумали ставить в зал циклораму, я рекомендую обратиться к профессиональным производителям, благо они есть на рынке и у них уже накоплен огромный опыт. Например, наш давний партнер самостоятельно производит сборную циклораму с идеально выверенными радиусами и стыками, такая циклорама прослужит долгие годы и идеально сохранит форму. Подробно о циклорамах я писал в другой статье.

И самое важное, у вашей студии должна быть изюминка, то, что будет бросаться в глаза, запоминаться и вызывать желание увидеть это вживую и поснимать. Например, в своё время очень хорошо зашёл интерьер гардеробной у фотостудии Base, очень приглянулась чумовая луна в студии Podium, зелёный диван в Lo/st, имитация прачечной в студии Pink, натуральные камни в студии Внимание.

Если на этапе разделения помещения на залы вам помогал дизайнер, то для оформления самих залов вам понадобится другой специалист - сет-дизайнер, название похожее, но смысл совершенно другой: для создания интерьера студии нужны иные навыки, нежели для создания интерьера квартиры.

Оборудование

Покупайте головы из расчета 3*зал + 1. Мой персональный рейтинг приборов:

Profoto - дорого, но удобно и надёжно. Самый лучший и безопасный байонет из всех производителей, остальные больше подвержены поломкам при использовании неопытными клиентами;

Hensel - не так дорого, но надёжно. Если покупать Hense expert 500 старого поколения, то нужно иметь в виду, что они медленные на перезарядку, у новых моделей такой проблемы нет. Довольно неприхотливые и выносливые приборы в алюминиевом корпусе;

Elinchrome - хорошие приборы, но редко встречающиеся у нас. По характеристикам и цене - хорошие, и у них есть очень крутая штука - складные софты, это мега-удобно и есть переходники под любые байонеты.

Мой совет покупайте насадки либо от производителя техники, либо качественные аналоги, дешёвые альтернативы справляются нормально со своей работой, но они недолговечны, быстро изнашиваются, рвутся в месте крепления спиц, и сами спицы гнутся, из-за чего весь софт теряет форму.

Заведите реестр оборудования с самого начала с серийными номерами и записывайте туда поломки. Как только какой-то из приборов начнёт частить с поломками, продавайте его и покупайте новый. Так вы сможете поддерживать хорошее состояние вашей техники. И сможете продать голову, пока она ещё в нормальном состоянии и не сильно потеряла в цене.

Маркетинг

Вводите метрики с самого начала - считайте количество бронирований, количество часов, считайте всё, что можно, и работайте над улучшением каждой метрики сфокусировано.

Подойдите гибко к ценовой политике, сейчас есть масса инструментов, чтобы ставить сложные цены - не 1000 рублей будни и 1200 выходные, а разные цены в разные дни и разные часы, такая функция есть, например, у уголка, это CRM система для студий, которая в принципе вам значительно упростит работу с бронированиями.

Если после прочтения этой статьи у вас остались вопросы, или вы хотите, чтобы компетентная команда помогла вам с открытием фотостудии, вы можете обратиться ко мне, и мы поможем комплексно построить прибыльную фотостудию.

Другие статьи по теме:

66
Начать дискуссию