Знаете ли вы, что истоки расширенной реальности (XR) — спектра иммерсивных технологий, включающих виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR) — уходят корнями в 1800-е годы?
ㅤ
В 1838 году учёный сэр Чарльз Уитстон изложил концепцию «стереопсиса» или «бинокулярного зрения», при котором мозг объединяет два изображения (по одному от каждого глаза) в одно трёхмерное изображение. Это привело к разработке первых стереоскопов — устройств, которые брали пару изображений и превращали их в трехмерное изображение с иллюзией глубины. Стереоскопические дисплеи используются в современных системах виртуальной реальности, чтобы придать цифровым изображениям ощущение глубины, тем самым усиливая ощущение погружения.
ㅤ
Начало 1900-х годов
ㅤ
Теперь мы перенесемся немного вперед, в 1935 год, когда американский писатель-фантаст Стэнли Вейнбаум опубликовал «Очки Пигмалиона», в которых главный герой исследует вымышленный мир с помощью очков. Это было первое предсказание виртуальной реальности, какой мы ее знаем сегодня.
ㅤ
1950-е — 1970-е годы
ㅤ
В 50-е, 60-е и 70-е годы мы начали видеть первые примеры технологий VR и AR в действии:
ㅤ
✔ В 1956 году оператор Мортон Хейлиг создал Sensorama, первую машину виртуальной реальности. Эта кинокабина сочетала в себе 3D, цветное видео (с использованием стереоскопической технологии) со звуком, запахами и вибрирующим стулом, чтобы погрузить зрителя в фильм. В 1960 году Хейлиг запатентовал первый головной дисплей, сочетающий стереоскопическое 3D-изображение со стереозвуком.
ㅤ
✔ Основываясь на идее Хейлига, инженеры Philco создали в 1961 году гарнитуру Headsight. Разработанная для использования в военных целях, это была первая гарнитура виртуальной реальности с технологией отслеживания движения.
ㅤ
✔ Также в 1960-х годах учёный-компьютерщик Иван Сазерленд представил статью, в которой изложил свою концепцию «Абсолютного дисплея» — виртуального мира, настолько реалистичного, что пользователь не сможет отличить его от реальности. Многие считают, что это основа современной виртуальной реальности.
ㅤ
✔ А в 1968 году первую AR-гарнитуру создал профессор Гарварда Иван Сазерленд. Названная «Дамоклов меч», гарнитура отображала компьютерную графику, которая улучшала восприятие мира пользователем – ранний предшественник сегодняшнего опыта дополненной реальности.
ㅤ
✔ В 1970-е годы Массачусетский технологический институт создал Aspen Movie Map — компьютерную экскурсию по улицам Аспена, созданную с использованием фотографий, сделанных проезжающим по городу автомобилем. Этот опыт, возможно, был первым, показывающим, как VR может полностью переносить пользователей в другое место.
ㅤ
С 1980-х по 2000 год
ㅤ
В 1980-х годах появились новые технологии, улучшающие возможности виртуальной реальности. Первая компания по продаже VR-очков и перчаток, VPL Research Inc, была основана в 1985 году – и именно один из основателей VPL, Джарон Ланье, придумал термин «виртуальная реальность» в 1987 году. Термин «дополненная реальность» был придуман в 1990 году исследователем Boeing Томом Коделлом. Затем в начале 1990-х годов появились аркадные автоматы виртуальной реальности, такие как симулятор движения SEGA VR-1. А к середине 90-х доступные VR-гарнитуры стали доступны для домашнего использования.
ㅤ
А как насчет АR? В 1998 году Sportsvision транслировал первую игру НФЛ в прямом эфире с желтым маркером ярда (желтая линия, наложенная поверх прямой трансляции с камеры). Это изменило правила игры, и идея наложения графики на изображение реального мира быстро распространилась на другие спортивные трансляции.
ㅤ
ㅤ