{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Dima Netesov

Оценка рынка - метод TAM-SAM-SOM

Оценка рынка — это когда мы пытаемся понять, сколько всего денег крутится в интересующей нас сфере (именно денег, а не клиентов).

Ищем информацию: в поисковиках (обзор рынка), Росстат, по запросам Yandex Wordstat/Google Trends, отчеты (ВЦИОМ, ФОМ, Левада). В оценке рынка используем кейс с интернет-рекламой. В конце статьи приведу полный пример того, как я оценил рынок для продукта геотаргетинга.

TAM (Total Addressable Market) – общий объём целевого рынка.

Дает понять, сколько клиентов на целевом рынке нуждаются в продуктах/услугах той же категории товаров, что продаете вы. Именно нуждаются, не обязательно купят или могут себе позволить.

Пример: оборот российского рынка интернет-рекламы в 2021 году составил 220 млрд рублей, 70% нужна контекстная реклама, данные из АКАР. TAM составит 154 млрд.

SAM (Served/Serviceable Available Market) – доступный объём рынка.

Это доля от TAM, сегмент или объем рынка, в рамках которого потребитель готов купить продукт/услугу. Вы и ваши конкуренты. Кто из потребителей и в каком объеме готов купить наш продукт? Кто есть на рынке, сколько компаний, как распределен рынок?

Пример: исходя из данных Google за последние 2-3 года у большинства компаний очень резко увеличилась доля пользователей, которые находят компанию не через Google Поиск, а через Google Карты. Предположим что 30% компаний, которые используют интернет-продвижение, воспользуются гео-сервисами для продвижения. SAM составит 66 млрд. рублей.

SOM (Serviceable & Obtainable Market) – реально достижимый объём рынка.

Это объем рынка, который компания намерена и способна занять, сколько реально может заработать. Кто конкретно и в каком объеме может купить нашу продукцию?

Пример: предположим, что CR в продажу нашего сервиса в среднем 2%, значит SОM составит 1млрд. 320 млн. рублей.

ВАЖНО! Чтобы оценить рынок у вас уже должен быть анализ продукта, аудитории и конкурентов. На основе этих данных вы и будете оценивать рынок.

Как и обещал, вот полная оценка ранка геотаргетинга в моем исполнении.

Анализ Пользователей Яндекс Карты: 50 млн. активной аудитории, 25-35 лет, пол м/ж, 25% все аудитории это Москва + область, средний и высокий достаток, активные пользователи на веб и моб (одинаково). Самые популярные запросы: питание, магазины, ретейл, АЗС. Идут в карты уже с сформированной потребностью.

Сервисом пользуются компании, которые физически представлены на «земле», кому требуется реклама, которые недавно открылись, занимаются комплексным продвижением. также сервис используют и обычные люди, чтобы найти какое-то место или заказать такси с Карт.

По отчетам в России на 2021 год 1/4 всего бюджета уходит на интернет-рекламу, в среднем рынок рекламы в год прирастает на 18%.

ТАМ: оборот российского рынка интернет-рекламы в 2021 году составил 220 млрд рублей (без НДС), данные из АКАР.

SAM: исходя из данных Google за последние два-три года у большинства компаний очень резко увеличилась доля пользователей, которые находят компанию не через Google Поиск, а через Google Карты. Если раньше она обычно не превышала 20-30%, то теперь доля, приходящаяся на Google карты обычно выше 50%. Предположим, что 30% компаний, которые используют интернет-продвижение, воспользуются геосервисами для продвижения. SAM составит 66 млрд. рублей.

SOM: предположим, что CR в продажу нашего сервиса в среднем 2%, значит SОM составит 1млрд. 320 млн. рублей.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null