«Как не обо*раться при запуске IT-стартапа»

Ещё до пандемии я загорелся идеей сделать онлайн-сервис, где домашние повара смогут предлагать свои блюда знакомым и всем, кто усталот роллов и пиццы.

Плюс, мне не давал покоя пример моей бабушки – она очень вкусно готовит, но, как и большинство бабушек, с ее талантом печь классные пироги и варить лучшие в моей жизни супы, она сидит на пенсии без возможности зарабатывать.

И я подумал, что было бы здорово, если бы она и все домохозяйки (и домохозяева) смогли продавать то, что они выращивают в огороде и готовят для близких. С этой мыслью в первый день карантина я написал на своей стене пост, что мы запускаем группу ВКонтакте, в которой люди, которые любят готовить и остались без работы, смогут предложить свою продукцию тем, кто хочет вкусно и сбалансированно питаться, но готовить, при этом, не хочет.

Спрос появился. Но тогда все свое время я тратил на основной бизнес, сеть TESLA BURGER, которой нужно было как-то выживать. Только спустя год я взялся создать тестовую версию сайта и нашел готовое решение, которое позволило запустить маркетплейс с домашней едой и десертами. Тут я столкнулся с первой проблемой. В последующем их было много, но здесь я расскажу про 10 главных:

1. Создать и протестировать MVP - минимальный жизнеспособный продукт.

Если первым MVP была группа ВК, которая дала мне понять, что идея сервиса заходит людям, то на этапе тестирования первого сайта мы допустили ошибку, когда, не получив заказы, начали сразу делать сложную разработку сервиса. За основную цель мы взяли количество зарегистрированных изготовителей, а нужно было – количество выполненных заказов. Промахнувшись с целью, мы тратили все усилия не туда. Отсюда же возникла вторая сложность.

2. Собрать аудиторию.

Вот ты предлагаешь зарегистрироваться 100 людям, а из них только 70 откроет сообщение. Из этих 70 только 40 скажет о том, что им это интересно, и только 20 дойдет в итоге до регистрации. Далеко не все были готовы загружать свои данные, фотографии, публиковать меню – это долго и муторно. Тут стало ясно, что на начальном этапе большую часть работы нужно делать за людей. И мы начали регистрировать их сами.

3. Ошиблись с проверкой гипотезы.

Упростив процедуру регистрации и собрав таким образом на сервисе 130 изготовителей, мы приняли решение, что гипотеза проверена и сервис нужен людям. Но он был нужен тем, кто хочет больше зарабатывать, а вот привести на сервис нужное количество покупателей мы не смогли и посчитали, что нам для этого нужен крутой сайт:) Так мы перешли к разработке платформы, в которую вложили больше 5 млн. руб. и почти год потратили на запуск.

4. Тратить большие деньги на начальном этапе.

Я выбрал наиболее дорогую компанию разработчиков из тех, что рассматривал. Мечтая развивать сервис на международном уровне я посчитал, что надо сразу делать разработку качественно. Мне пришлось брать деньги из основного бизнеса и привлекать внешние инвестиции, хотя можно было выстраивать работу первое время через созданный MVP и обойтись без инвесторов и больших вложений.

5. Балансировать между IT-разработкой и маркетинговым развитием.

Когда сервис был готов, мы поняли, что потеряли время, которое могли потратить на рекламу и сбор аудитории. В итоге, в какой-то момент мы оказались с качественной платформой, о которой практически никто не знал. Предполагаемый отложенный спрос отсутствовал.

6. Желание выделиться и боязнь копировать.

Идея «Повара на связи» звучит уникально, но это не значит, что обязательно нужно изобретать велосипед при ее реализации. Если ты видишь рабочие решения у схожих по своей идее стартапов, надо их заимствовать. Велосипед можно изобретать там, где нет готовых решений.Так, отказавшись от идеи копировать, мы делали небольшие, но серьезные ошибки – например, сделали процесс заказа через чат, а не через корзину. Люди иногда просто не понимали, что нужно переписываться чтобы оформить заказ) Нам приходилось все переделывать по несколько раз.

7. Полагаться на обратную связь тех, кто не пользовался твоим продуктом.

Нужно общаться с реальными клиентами. Частая ошибка предпринимателя - слушать «экспертов» или знакомых, и на основе их отзывов «пилить» продукт, вместо того чтобы делать первые продажи и собирать максимум обратной связи от первых клиентов.

8. Создавать «космический корабль» вместо того, чтобы заниматься продажами.

Перфекционизм может быть губительным, особенно если ты боишься заниматься продвижением, пока продукт не доведен до идеала. Важна золотая середина, но идеальная стратегия – это сделать сначала продажи, а только потом заниматься развитием продукта и всем остальным.

9. Откладывать формирование команды и собирать команду «по-быстрому».

Один из первых пунктов, на который нужно тратить деньги — это поиск ключевых сотрудников. Возможно, в команде вас будет 3 человека, но кто-то кроме тебя обязательно должен быть. Потому что замыкать все на себе — это ошибочное решение, ровно, как и брать в команду тех, в ком есть сомнения.

10. Выходить сразу на разные рынки и в несколько «вертикалей», не имея большой команды и ресурсов.

Сначала мы начали искать изготовителей по всей России, вместо того чтобы фокусироваться на одном городе. Вместе с этим мы стали приглашать поваров, кондитеров и фермеров, думая что много разного ассортимента - это круто. Это круто, когда ты научился продавать одну-две категории, и начал расширяться.А когда ты начинаешь в условиях ограниченных ресурсов, фокус безумно важен, и надо целиться в то, во что ты больше всего веришь. А верить нужно в то, что больше всего нужно людям, и сможет реально решить какую-то боль или проблему.

Если бы я знал все это раньше, то сэкономил бы пару лет и миллионов) Но не смотря на все ошибки было достаточно правильных решений, поэтому «Повар на связи» продолжает работу, и я уверен, скоро найдет свою бизнес модель.

11
3 комментария

Комментарий недоступен

Как у вас с санитарными правилами изготовления еды ? Это же до первой жалобы, от того кого от чего то пронесет. Или что с СанПиН поменялось в РФ ? Не понимаю легальность производства еды на продажу на дому

Очевидно,об этом расскажут в следующей части.
"Если вы обосрались от нашего стартапа"