Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

Всем привет! Меня зовут Алиса Калуженина, я экономист до мозга костей, бывший счастливый сотрудник «Газпромнефти», а ныне – владелица трёх баров в Москве и бизнес-консультант. Я помогаю малому бизнесу управлять деятельностью компании и финансами, используя инструменты и алгоритмы, которые обычно доступны только крупным корпорациям. Хочу рассказать о своём опыте и пригласить на консультацию тех владельцев мелкого бизнеса, которые хотят систематизировать свои внутренние регламенты, персонал, операционные процессы для дальнейшего роста.

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

Только я один умный вещь сразу скажу! И очень хочу, чтобы меня услышали. Я никаких волшебных фокусов не предлагаю и бассейна с золотыми рыбками вам не притащу! Я умею систематизировать деятельность компаний, умею разрабатывать организационные структуры, прописывать регламенты, строить системы управления персоналом и финансами. Выстраивать контроль и отчётность. Умею делать переусложнённые процессы – понятными и поддерживающими друг друга.

То есть, если у вас уже есть крепкий бизнес, которому хорошо бы развиваться или укрепиться, если вам нужна «помогайка», если вам не хватает системности для будущего роста – вот тогда у нас с вами может случиться очень продуктивное сотрудничество. Тут я сразу отмечу, что у меня сейчас девять постоянных клиентов из малого бизнеса, и в 2022 году они все расширяют производство, несмотря ни на какие кризисы.

Но – если у вашего бизнеса просто «всё плохо» и плохо было всегда, если у вас «какая-то не такая» бизнес-модель, сплошные убытки «и вообще» – нужно менять бизнес-модель. Я вам вряд ли чем-то помогу. Не нужно ожидать, что я вам вытащу из шляпы решение вида «Как из умирающего лебедя сделать прекрасного сокола». Не вытащу. И сразу это говорю, чтобы не создавать ложных ожиданий и не выглядеть продавцом мыльных пузырей.

Итак. Вначале кратко расскажу, кто я такая, откуда у меня знания/навыки в области экономики и менеджмента, как я развивала собственный малый бизнес и почему начала консультировать других.

Я родом из небольшого города Волжского (Волгоградская область) с населением около 300 тысяч человек. В Волжском я выросла, закончила экономический вуз и немедленно рванула в Москву – всю сознательную жизнь я мечтала работать в «Газпромнефти»: это одна из крутейших компаний страны в части менеджмента. Компания очень технично масштабируется-адаптируется под задачи, регионы, условия среды, технический прогресс и потребности рынка, сохраняя при этом чёткий точечный и глобальный контроль над всеми аспектами своей работы. Менеджмент на грани фантастики, а менеджмент – моя вторая страсть вдобавок к экономике. Я всю жизнь мечтала чем-то управлять, и ещё я хотела собственный бизнес.

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям
<p><i>Путь обыкновенного ребёнка из неполной семьи от города Волжского до работы экономистом в «Газпромнефти» не так сложен… Если ребёнок с детства знает, что экономика и менеджмент – его стрррасть!</i></p>

Путь обыкновенного ребёнка из неполной семьи от города Волжского до работы экономистом в «Газпромнефти» не так сложен… Если ребёнок с детства знает, что экономика и менеджмент – его стрррасть!

И я получила работу в «Газпромнефти» – экономистом, по специальности. Начала стремительно расти и как экономист, и как управленец, заработанные деньги старательно копила-инвестировала. К 27 годам у меня образовался стартовый капитал в 3 млн рублей и настал момент применить свой опыт менеджмента в собственном бизнесе. Я была совершенно уверена, что инструменты, которые использует крупная корпорация, прекрасно лягут на реалии малого бизнеса, и у меня горели глаза.

И я решила открыть бар… Да, звучит, наверное, странно. Просто в Москве у меня были добрые друзья-кальянщики, которые мечтали открыть собственный бар, с движухой, прикольными тусовочными мероприятиями и орущими скейтерами. Друзья-кальянщики не имели денег и не умели строить бизнес-процессы – зато они знали, как тусоваться. А у меня были деньги, экономическое образование и умения менеджера. Так что мы просто соединили в бизнес-экстазе деньги, навыки управления бизнесом и понимание тусовки.

За 3,5 млн рублей мы открыли бар в Москве (бар «Перспектива»). Устраивали концерты, квартирники и косплей-вечеринки, жгли конкурсами. У нас были вечеринки с тату-салонами, песни-пляски с панками, разговоры с китами…

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям
Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

Организационно-движушной частью, меню и тусовками занимались мои друзья. Я оставалась в тени в своих деловых костюмах, налаживала документооборот, работу с персоналом, систему делегирования обязанностей, занималась контрактами, контролем работы команды и подрядчиков, планированием. Выстраивала бизнес-процессы, занималась постановкой задач. Налаживала коммуникации, распределяла функции, анализировала отчётность, общалась с поставщиками.

Затраты на открытие бара окупились за 10 месяцев.

Переведя немного дух и убедившись, что «Перспектива» чувствует себя отлично, мы открыли в том же районе бар с совершенно иным позиционированием. Это была «Рюмочная 154» – относительно тихая, уютно-андеграундная. В этот проект мы вложили 5 миллионов, окупилась она за 13 месяцев.

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям
Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

В обоих проектах мне действительно ой как пригодились навыки менеджмента. Причём пригодились ещё на этапе подготовки. Например, я технично организовала жёсткий контроль стройки и ремонта помещений – я умею это делать, умею правильно выбирать подрядчиков, чётко ставить задачи, выстраивать систему контроля так, чтобы не жить на объекте круглосуточно, но ничего не упускать. Это именно те навыки управления, которые я получила за время работы в «Газпромнефти».

И это один из двух столпов успешного ведения нашего бизнеса: организовать подрядчиков, партнёров и сотрудников так, чтобы они всегда и чётко выдерживали бюджет, сроки и качество выполнения поставленных задач.

Второй столп успеха в нашем случае ­– это, конечно, способность моих друзей-партнёров устраивать шикарные тусовки с ювелирным попаданием в целевую аудиторию, вызывать у неё бешеный перманентный восторг.

Но… на непопадании в аудиторию мы прогорели с третьим проектом, да. В декабре 2020, решив, что народ уже вполне очухался после пандемий и локдаунов, мы с партнёрами открыли третий бар: красивый, дорогой, коктейльный. Называется он «Мечта», расположен на Маросейке, открытие обошлось в 10 миллионов. Но… не оправдалась затея. Не смогли мы попасть в аудиторию, не «нащупали» её даже после нескольких ребрендов, хотя старались. Меняли карту, меняли еду, антураж, прошлись от бара эстетских коктейлей до простой коктейльной карты и модных сэндвичей с дорогой колбаской – но нет, не выстрелил проект. То есть с моей частью, с экономикой проекта и менеджментом, всё по-прежнему в порядке, а вот тот столп, которым занимаются мои партнёры – не выстоял. Чего-то не поняли мы в том, как хотят тусоваться люди, которые приходят в «Мечту». Но – что поделать, бывает. Будем продавать этот бар – возможно, у новых собственников получится нащупать нерв аудитории на Маросейке, тот самый нерв, которого не сумели поймать мои друзья и партнёры, ответственные за тусовочно-менюшную часть наших проектов.

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям
Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

Однако главное, что я усвоила из опыта открытия трёх баров в Москве:

  • Мои навыки менеджмента, полученные в «Газпромнефти», можно и нужно использовать для развития малого бизнеса. Алгоритмы прекрасно масштабируются на организацию любого размера, инструменты одинаково хорошо работают хоть в «Газпромнефти», хоть в баре на 50 посадочных мест.
  • Я хочу нести в массы эти знания, помогать малому бизнесу, нести радость просвещения в темах менеджмента и финансов.
  • Но обычным представителям малого бизнеса эти алгоритмы и инструменты недоступны в принципе. Потому что знания дорогих консалтеров находятся далеко за порогом платёжеспособности малого бизнеса. Ему доступны либо откровенные мошенники, либо некомпетентные продавцы «алмазных истин» типа «Задачи нужно делегировать» (но продавцы алмазных истин никогда-никогда не помогут вживую выстроить это самое делегирование). Может быть, есть какие-то ещё консалтеры-консультанты, эффективные и доступные малому бизнесу – но я таких не нашла и решила, что мне на этом рынке особенно не с кем сливаться в экстазе. То есть некуда пойти работать, негде найти действительно профессиональную команду, замороченную на тех же идеях (их или нет, или я про них ничего не смогла узнать).

Потому я решила – окей, буду заниматься просвещением малого бизнеса сама. Весной 2021 года я завела канал на ютубе и рассказываю там про финансы, менеджмент, управлением людьми, регламенты, инструкции, организационную структуру и управление финансами компании.

<p><i>Сейчас на ютуб-канале около сотни видео по темам бизнес-планирования, финансов, экономики и отчётности, менеджмента, продаж и так далее.</i></p>

Сейчас на ютуб-канале около сотни видео по темам бизнес-планирования, финансов, экономики и отчётности, менеджмента, продаж и так далее.

Подписчиков у меня немного, меньше тысячи, но клиенты понемногу начали приходить именно с ютуб-канала. Хотя изначально я планировала только рассказывать об инструментах, а не учить применять их, но некоторым подписчикам нужен именно постоянный консультант, именно сопровождение бизнеса с решением конкретных задач.

Сейчас я на постоянной основе консультирую девять организаций – от действительно мелкого до почти среднего бизнеса с оборотами в десятки/сотни миллионов рублей в год. В числе самых давних:

1. Строительная компания из небольшого кузбасского города, занимаются малоэтажным строительством (домики-дачи-бани). Компании три года. В 2021-ом я помогла эффективнее распределить обязанности, доработать систему продаж, нанять руководителя отдела продаж. К концу 2021 года оборот компании вырос вдвое: с 20 миллионов в год до 40 миллионов. Мы подготовили базу для роста оборота до 90 миллионов в 2022 году – но случился кризис, который серьёзно отразился на рынке малоэтажного строительства. Так что пока просто поддерживаем процессы и отслеживаем пульс рынка.

2. Импортёр климатического оборудования из крупного административного центра на западе России. Оборот 500 миллионов в 2021 году, сейчас разрабатываем планирование под оборот 900 миллионов. Пишем организационную структуру, распределяем обязанности и сферы ответственности для производственников, отдела продаж и отдела финансов. Бизнес-процессы, когда-то собранные буквально на коленке для компании из пяти человек, перестали умещаться в масштабы компании со 100+ сотрудниками, потому директор просто не вылезал из операционки. Мы её строили в течение всего 2021 года. Сейчас уже появился исполнительный директор, и собственник не тратит на операционные процессы 8-10 часов ежедневно, а снова занимается стратегическими задачами. И мы с ним нашли направление роста для производства, сейчас работаем над наймом и адаптацией сотрудников к новым задачам.

3. Региональный производитель мебели. В январе-2022, когда мы начали работу, на предприятии было 110 сотрудников. Потом пришёл кризис – и мы увидели в нём не ужас-ужас, а повод для роста и расширения. Сейчас прорабатываем организационную структуру, попутно меняя структуру самой компании под импортозамещение. В ассортименте 20 тысяч единиц номенклатуры, и из них 55% прежде требовали импортных материалов и комплектующих. Сейчас эти номенклатурные единицы полностью будут производить в России. Под эту задачу мы организовали крупный найм – сейчас в компании работает 180 человек. Также появились руководители направлений: коммерческий директор, производственный, директор по развитию. Им собственник делегирует задачи, а сам занимается стратегическим планированием.

Как выглядят описанные выше процессы глазами клиента?

Обычно я сразу же прошу выделить мне отдельного сотрудника – Специального Человека, который будет помогать в создании новой оргструктуры. Я начинаю погружение в бизнес клиента: анализирую процессы, описываю организационную структуру, выстраиваю операционку. Складываю в эту структуру людей, прописываю для них регламенты, инструкции, системы мотиваций и контроля. Вместе с собственником определяем направления и способы развития бизнеса. Ищем и адаптируем новый персонал, если нужно, шлифуем регламенты-инструкции. Учимся анализировать деньги, составлять отчётность, заменять тотальный контроль системным точечным аудитом...

И в будущем, когда процессы будут выстроены, а пути роста – проложены, я начну медленно самоустраняться. И тогда тот самый человек, который был мне специально выделен на старте, который прошёл со мной весь описанный выше путь, видел, как разрабатываются и внедряются регламенты, как обрабатывается и систематизируется отчётность – этот человек благополучно подхватит вожжи и дальше поведёт процессы сам. По заветам Алисы Калужениной, так сказать.

Если вам нужна консультация или вы хотите знать больше

За подробностями, чек-листами, новыми взглядами на операционные процессы и финансы – приглашаю всех заинтересовавшихся на мой Рутуб-канал. Я начала его развивать недавно, но планирую сделать основной площадкой для концентрации полезного контента и постепенно полностью переместиться с Ютуба на Рутуб.

Как я помогаю малому бизнесу расти, используя инструменты менеджмента, которые обычно доступны лишь крупным корпорациям

На Рутубе буду рассказывать о тех инструментах, которые помогают увидеть бизнес как единый организм, понять связь между всеми его процессами, структурами, деталями. Будем говорить про персонал и распределение полномочий. Рассмотрим механизмы проработки и внедрения регламентов. Уделим внимание организационной структуре компании, управлению задачами команды, анализу финансов, отчётности и многому другому. Контент на Рутубе будет полностью посвящён моей любимой теме: как приложить к малому бизнесу инструменты и подходы, в основном доступные лишь крупным корпорациям.

А если вам интересен взгляд экономиста на бизнес-экономику-политику – приглашаю в мой телеграм-канал «Алиса Экономикс». В телеге я пишу о насущном и текущем – например, почему создание российского маркерного сорта нефти – это эпохальное событие. Или как я сейчас работаю с финансовыми моделями и персоналом пары медицинских стартапов. И как обвал фондовых рынков влияет на людей, которые даже толком не знают, что оно такое – этот фондовый рынок. И как стоит относиться к своим сбережениям, чтобы не ехать черепицей во времена великих перемен… Ну и так далее.

Хотела подробно разобрать в этой статье какую-нибудь интересную и универсальную тему – например, правила общения начальника с подчинённым. Но моя история получилась длиннее, чем я изначально рассчитывала… так что тему общения с подчинёнными приберегу для следующей статьи. Будет интересно прочитать об этом?

А пока – приглашаю в комментарии! Рассказывайте, чего, на ваш взгляд, не хватает отечественному малому бизнесу: каких навыков, умений, инструментов?

4040
58 комментариев

Сколько помогаев для бизнеса в стране появилось за последние годы.... В любой существующий бизнес готовы зайти и показать как надо делать, а вот свой бизнес создать не готовы. Хотя, казалось бы, с такими-то глубокими знаниями.... А не готовы потому что в своём бизнесе нужно рисковать, вкладываться, создавать с 0 команду, работать бесплатно долгое время, окупать вложения, выигрывать у конкурентов, меняться в соответствии с изменениями рынка и ещё много чего. А тут пришёл, определил несколько шаблонных проблем, провёл ля-ля встречи-совещания с собственником, предложил шаблонные решения, забрал деньги и отбыл в закат. Чем больше народу на этой карусели, тем веселее. Ни вложений, ни рисков, ни ответственности. Если не работает, то при желании владельца бизнеса, можно с новым бюджетом зайти на второй круг. Если снова ничего не работает, то всегда можно сказать, что это вы виноваты т.к. не готовы к изменениям, а у других всё замечательно. Шутка ли, когда у других не ужас-ужас, а повод для роста и расширения ☝🏻Всего-то, подумаешь, страна пошла по одному месту, инфляция 40%, скоро 10 лет как в постоянном вялотекущем кризисе....но, дорогой владелец МСБ, за твои бабки, превратим твой ужас-ужас в точки роста, ага 🤭

Бывшие сотрудники корпораций ничем не могут помочь малому бизнесу. Они его не понимают, и им всё кажется мелким и несущественным: бюджеты, объёмы, проблемы. Максимум за ваши деньги могут рассказать как надо в идеале и как было на предыдущем месте работы. Как пример непонимния, это то, что в статье говорится только о проблемах внутренней структуры и, якобы, роста нет именно из-за этого. Типа того, что построй внутри как надо и всё будет. А меж тем выстраивать обычно не на что. Потому что основная проблема МСБ это сбыт и конкурентноспособность, но об этом сказано 0 раз.

24

В точку! Позиционирование автор выбрал верно, но реализация - уффф. Много болтовни, мало дела (посмотрел несколько роликов).

У меня целое видео есть про то, что "дорогой предприниматель, изобрети сначала продукт и бизнес-модель, а потом думай про какую-то систематизацию". В этом тексте тоже раз пять эта мысль выписана, потому что это главное на мой взгляд.

Я хочу нести в массы эти знания, помогать малому бизнесу, нести радость просвещения в темах менеджмента и финансов.

Как много газпрёма в тексте.

Очень интересно, какие сакральные знания позволяют запустить проекты стоимостью 3+5м и просрать проект за 10м? Может быть дело в том, что этих самых знаниев - тупо НЕТ???

16

бывший счастливый сотрудник «Газпромнефти»пригласить на консультацию тех владельцев мелкого бизнесаУ — Уважение к клиентам!

6

Перечитайте, пожалуйста, внимательно эту часть)

6

Отечественному малому бизнесу не хватает смелости и навыков сходу определять и обходить стороной разного рода трекеров, консультантов и прочих бизнес-спецназовцев.

13