Распутать сеть

Как заменить всю сетевую инфраструктуру крупного предприятия в нынешних условиях, не прерывая его работы?

Время от времени нам приходится реализовывать нестандартные проекты, выходящие за рамки привычной эксплуатации собственных дата-центров и облачной платформы. Рассказываем, как нам удалось провести замену сетевой инфраструктуры на заводе, который не останавливал работу во время проекта.

Запутанное дело

К нам обратился крупный промышленный комплекс с запросом на помощь в модернизации сетевой инфраструктуры на одном из своих предприятий. В ТЗ была запланирована замена старого оборудования на новое, в том числе на уровне самого ядра корпоративной сети предприятия.

Вызов состоял в том, что предыдущая подобная модернизация прошла около 10 лет назад. В этой связи решить задачу апгрейда сети только программными инструментами или за счет встраивания в сеть современных решений было невозможно.

Работы по проекту были разделены на два основных направления: апгрейд серверного парка и модернизация сетевого оборудования. Мы отвечали за вторую часть. Основное требование со стороны заказчика – минимизация простоев производства во время выполнения работ. Где-то простои не допускались вовсе.

Наш проект по замене оборудования, линий коммуникаций и настройке готового решения в чем-то напоминал операцию на открытом сердце: объект работал в режиме 24х7х365, без каких-либо плановых простоев.

Постепенно и аккуратно

Основной лейтмотив архитектуры проекта: продвижение от наиболее удаленных узлов сети к ядру. Работа была начата с элементов, которые никак не могли повлиять на работу производственных линий: например, с узла сети в отделе продаж.

Помимо замены узлов и линий коммуникаций (проводов и кабелей) требовалось правильно сконфигурировать все сетевые компоненты для обеспечения максимально корректной работы всего решения. Конфигурации проверялись также в рамках работ в максимальной удаленности от ядра. Так у нас возникало право на ошибку.

С началом работ мы прежде всего определили зоны, активность в которых никак не влияет на критические участки предприятия (цеха, погрузочно-разгрузочный блок, склады и т. д.). Что касается работ, потенциально затрагивающих непрерывность производства, то с заказчиком было согласовано допустимое время простоя для каждого узла сети: от 1 до 15 минут.

Обойтись без отключения отдельных узлов сети было невозможно: кабель нужно переключать со старого оборудования на новое. В процессе этого переключения часто было необходимо распутать «бороду» проводов, сформированную за годы.

Все работы были разделены на шесть этапов:

1) Аудит текущего состояния сети. Включает в себя подготовку и планирование работ, оценку готовности команд на стороне клиента и подрядчика, выполняющего монтаж.

2) Выбор формата проведения работ с глубоким анализом и детальным планированием. На этом проекте мы выбрали формат чек-листа с точным указанием порядка и последовательности действий.

3) Проведение работ в узлах, далеких от ядра сети с минимальным (нулевым) влиянием на производство. На этом этапе также проводилась оценка и корректировка времени простоя для последующих этапов работы.

4) Работы в узлах, непосредственно влияющих на производство. Оценка и корректировка времени простоя для финального этапа работ.

5) Работы в серверной по переключению оставшегося оборудования. Запуск новой маршрутизации на новом ядре.

6) Последовательное переключение ядра системы со старых сетевых конфигураций на новые. Обеспечение плавного перехода всего комплекса системы (VLAN, маршрутизация и пр.).

На данном этапе подключаются все пользователи, все сервисы переводятся на новое оборудование. Проверяется правильность подключения, статус активности сервисов и приложений в привязке к работе сетевой составляющей.

К делу

В теории и на бумаге все это выглядело логично, последовательно и выполнимо. На практике же проект оказался крайне непростым из-за сложных условий.

Прежде всего, таковыми можно назвать огромное количество узлов и участков сети, с запутанной топологией и классификацией коммуникаций по их назначению. Хаотичные «бороды» проводов и кабелей нужно было доставать из шкафов и тщательно «причесывать», определяя маршрут и целевое назначение каждого провода.

Например, типичная «борода» выглядела так:

Распутать сеть

Или так:

Распутать сеть

Или даже так:

Распутать сеть

Каждая такая задача требовала описания процесса, буквально «Берем провод Х из порта 1 старого оборудования, втыкаем его в порт 18 нового оборудования».

Это только звучит просто, на самом же деле, когда у вас 48 полностью забитых портов и нет опции простоя критических узлов, единственный выход – работать по блокам. Чем больше можно вытащить проводов из старого оборудования за один раз, тем быстрее можно их «причесать» и переключить на новое сетевое «железо».

На подготовительном этапе была проведена разбивка сети по блокам – каждый из них относился к определенному VLAN. Каждый порт (или их подмножество) на старом оборудовании – это какой-то из VLAN в новой топологии сети. Их сгруппировали так: в первых портах коммутатора разместились пользовательские сети, в середине – производственные, а в последних – точки доступа и аплинки.

Разбивка позволила за один прием вытаскивать из старого оборудования и причесывать не 1 провод, а 10-15, что ускорило рабочий процесс в несколько раз. Кстати, вот как выглядят провода в шкафах после причесывания:

Распутать сеть

Или, например, так:

Распутать сеть

Согласитесь, приятно посмотреть. А также гораздо легче осуществлять поддержку сети после наведения порядка на этом уровне.

Аналитическая пауза

По завершении второго этапа последовала аналитическая пауза: разбирали ошибки и оценивали общую динамику реализации проекта.

Сразу же удалось выявить мелкие недочеты в работе из-за неточностей в предоставленных заказчиком схемах сети. Например, неверно указанный коннектор на сетевой схеме приводил к неправильно закупленному под него патч-корду с необходимостью замены, тратой времени и т.д.

Такие вынужденные простои были недопустимы: максимальный простой на участке сети был утвержден в диапазоне «до 5 минут» и при работах в серверной у нас не оставалось права даже на небольшой сбой в процессе. Любое возможное отклонение от графика должно было согласовываться с заказчиком.

Именно предварительное планирование, разбивка проекта на блоки и пауза, взятая для анализа первых этапов, позволили уложиться в запланированное время простоя на всех участках, а в большинстве случаев и вовсе обойтись без него.

Вызовы и ошибки

Но были и сложности. Пандемия сделала невозможным присутствие на площадке во время проведения работ всех необходимых специалистов. На месте работали только сотрудники монтажной организации, а контроль осуществлялся через Zoom.

Хотя дистанционный формат казался непривычным в начале проекта, удалось довольно быстро приспособиться к новым условиям и выйти на финальный этап работ.

При запуске временной конфигурации настроек сети для параллельной работы двух сетевых ядер – старого и нового – оказалось, что не была удалена одна лишняя строчка из файла конфигурации нового ядра. Плавного перехода не произошло.

Какое-то время ушло на поиск проблемы. Выяснилось, что основной трафик передавался корректно, а управляющий трафик не достигал узла через новое ядро. Только благодаря четкому разделению проекта на этапы удалось быстро установить проблемный участок сети, четко диагностировать проблему и устранить ее.

Технические итоги

Прежде всего, было создано новое ядро новой сети предприятия, для чего мы построили физические/логические кольца. Сделано это было таким образом, чтобы у каждого коммутатора в сети появилось «второе плечо».

В старой сети многие коммутаторы подсоединялись к ядру по одной трассе, одним плечом (аплинком). Если он рвался, коммутатор становился недоступен. А если через один аплинк подключалось несколько коммутаторов, то авария выводила из строя целый отдел или производственную линию на предприятии.

В новой сети даже довольно серьезной сетевой инцидент ни при каком сценарии уже не мог «положить» всю сеть или значимый ее участок.

Было обновлено 90% всего сетевого оборудования, выведены из эксплуатации медиаконвертеры (преобразователи среды распространения сигнала), а также упразднена необходимость в выделенных силовых линиях для запитки оборудования за счет подключения к PoE-коммутаторам, где электропитание осуществляется по Ethernet-проводам.

Также были промаркированы все оптические соединения в серверной и шкафах на местах на ключевых узлах связи. Это позволило подготовить топологическую схему оборудования и подключений в сети, отражающее ее фактическое состояние на сегодня.

Схема сети<br />
Схема сети

Самый главный итог в техническом отношении: достаточно масштабные инфраструктурные работы были проведены быстро, не создавая никаких помех в работе предприятия и практически незаметно для его персонала.

Качество работы подтвердил и клиент, заказавший у нас аналогичную услугу по модернизации сети на его остальных площадках в России.

1212 показов
900900 открытий
22 репоста
21 комментарий

"В теории и на бумаге все это выглядело логично, последовательно и выполнимо. На практике же проект оказался крайне непростым из-за сложных условий." - вот это просто в граните высечено:-) про любой крупный ИТ проект можно так сказать. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Молодцы!

Ответить

В материале много говорится о том, как самоотверженно монтажники переключали провода по заранее проработанной схеме. И ни слова о характеристиках нового и старого сетевого оборудования. Ок, провода в шкафах выглядят красивее, чем было. Но не эстетика ведь была главной целью проекта? Какой эффект этот проект принес заказчику в рублях, человекочасах?

Ответить

Целью проекта была замена старого оборудования находящегося в EOL статусе. Основной эффект - снижение риска выхода из строя оборудования, который бы привёл к простою конвейера и т.п.

Ответить

Фотографии впечатляют 😅 Наивно думала, что это только на домашнем рабочем месте можно позволить себе такую паутину, а не на сложной инфраструктуре)

Ответить

АХАХАХААХА
ХАХАХХАХАХХА
АХАХАХАХАААА
(заплакал)

Ответить

Так дома, такого обычно и не бывает (исключение если хозяин неряха). А вот на предприятиях - легко. Особенно из-за текучки админов и неумных указаний начальства.

Ответить

Интересная статья!
Возник такой вопрос: была ли у заказчика централизованная система мониторинга сетевого оборудования? Как он управляет сетью сейчас?

Ответить