Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Метод шести шляп основан на использовании шести разных "режимов" мышления. Вы по очереди "надеваете" каждую из шляп и отвечая на вопросы, смотрите на "проблему" с разных сторон, после чего принимаете решение.

Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Соответственно вопросы для этой шляпы будут такого характера: Какая информация /факты у меня есть и как они относятся к делу? Где найти недостоющую информацию?

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Вопросы для этой шляпы будут следующими: Что я чувствую? Какие у меня догадки?

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности. Вопросы: Что может пойти не так? Какие недовольства могут быть у клиентов?

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Вопросы: Почему это надо сделать? Какие есть преимущества / возможности?

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами. По идее зелёная шляпа отвечает за креативность, поэтому вопросы должны найти другие способы решения проблемы, задавая вопросы такого типа: Как ещё можно решить эту задачу? Есть ли альтернативы?

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет и координирует всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

В начале управляющий задаёт себе вопросы: Что мне надо сделать? Какие цели есть? Что надо учесть?

А в конце подводя итоги надо задать себе вопрос: Что я забыл? Устраивает ли меня результат?

11 показ
5353 открытия
Начать дискуссию