Евгений Бахаев: «В работе не должно быть повторяющихся проблем»

Евгений Бахаев: «В работе не должно быть повторяющихся проблем»

Иркутский Стив Джобс – так в шутку называет себя Евгений Бахаев, открывавший своё дело в гараже. Сегодня у него уже несколько направлений бизнеса: сеть розничных магазинов «Печной Мир», «Кирпичный Мир» —торговля облицовочным и строительным кирпичом; «ТеплоМир» — отопление частных и промышленных зданий, производство печных дверей, «Байкальские бани», «Школа ремесел» и «Брикс техника» — аренда спецтехники. О том, как выстроить систему, чтобы она работала без постоянного контроля собственника, предприниматель рассказал в интервью «Форсайт-медиа».

Справка

  • Евгений Бахаев, генеральный директор группы компаний «Авангардпечи»
  • Родился в посёлке Качуг Иркутской области 8 декабря 1984 года
  • Окончил Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности биолог-охотовед в 2008 году
  • Женат, двое детей
  • Увлекается охотой, рыбалкой
  • Резидент бизнес-сообщества «Эквиум», г. Новосибирск

Про «Печной мир»

– У вас так много направлений бизнеса, что все и не перечислить. Какое из них было первым?

– Всё начиналось с «Печного мира». Поступив в академию и переехав в город, я сразу начал сам себя обеспечивать, поскольку вырос в посёлке в небогатой семье. Параллельно с учебой я подрабатывал в разных местах. Мой родной брат Максим сразу после школы по моей рекомендации устроился подсобником к печнику и вскоре начал работать самостоятельно. В процессе своей деятельности он столкнулся с проблемой, что очень трудно искать товар, тратить время на поездки по разным рынкам и складам. Поделился идеей открыть магазин, в котором всё необходимое для печей будет собрано в одном месте. На тот момент нам эта идея показалась крутой, но нереальной в исполнении из-за отсутствия финансов, и мы отложили её на дальнюю полку.

– Кем вы работали на тот момент?

– Торговым представителям, что дало мне бесценный опыт продаж и переговоров. Параллельно несколько раз пробовал открывать бизнес с разными партнёрами: массажный салон, автосервис. Но всё заканчивалось тем, что по итогу я зарабатывал больше опыта и приключений на свою голову, чем денег. Со временем параллельно с СТО начал заниматься восстановлением и продажей машин. Всё шло неплохо, пока не нарвался на мошенника и не отдал ему приличную сумму денег, в том числе, чужих. Остался без машины, потерял работу, залез в кредиты, автосервис был вынужден закрыть. Вот тогда мы с братом и вспомнили про «Печной мир». Стартовый капитал отсутствовал, мы собирали с миру по нитке, так как банки кредиты уже не давали, параллельно смотрели места, где можно открыть магазин. Нашли хороший участок в частном секторе с домом, который приспособили под склад, и гаражом, его мы переоборудовали под магазин.

– В итоге там открыли свой первый магазин?

– Сначала мы позиционировали себя как магазин на колёсах. Я тогда водил грузовик, ездил по клиентам, сам же занимался продажами, звонками, рекламой, а брат определял матрицу товара и искал поставщиков, клал печи и ещё какое-то время работал в другой конторе. Мы сами были и грузчиками, и кладовщиками. Потихоньку торговля набирала обороты, но мы всё ещё встречались с клиентами в гараже, в котором когда-то жили кони и лежал навоз. Это надо было менять. Приняли решение облагородить его, вычистили, сделали ремонт. Постепенно на территории стали появляться контейнеры, которые мы оборудовали под склады. Оформили юридическое лицо, внедрили систему 1С, начали работать официально. Мы были безумно счастливы, когда первый раз получили чистой прибылью один миллион рублей. Бизнес стал расширяться, мы открыли филиалы в Улан-Удэ, Красноярске и Москве.

Про обучение печников

– Как менялся рынок за эти годы?

– В некотором роде мы меняли его сами. В какой-то момент столкнулись с тем, что большинство людей при заказе печки совершенно не мыслит в сторону эстетики. А ведь можно делать красиво: выбрать более дорогой кирпич, поставить большую красивую дверку. Решили так: раз спроса нет, мы сформируем его сами. Я, как менеджер, стал разговаривать об этом с клиентами, предлагать варианты, показывать интересные образцы. Появились первые заказы, люди делились друг с другом отзывами, рекомендовали нас. Помню свой восторг, когда клиент пришёл и попросил красивое литьё, сказал, что хочет печь не как у всех. Мы поняли: интерес к этому наконец-то появился. Но тогда же столкнулись с новой проблемой: спрос рос, а исполнителей (печников) не хватало.

– Пришлось нанимать новых?

– Нет, мы пошли дальше: решили открыть свою школу печного дела.

– Кто в ней преподавал?

– Мы собрали лучших практикующих мастеров и устроили их педагогами. Со временем получили лицензию на обучение, теперь по окончании курсов выдаём диплом. В будущем планируем преподавать не только печное дело, но и другие разные ремёсла, в том числе онлайн.

– Такая школа оказалась востребована?

– Очень. Мы открыли филиалы школы в Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Москве. С полной уверенностью могу сказать, что в моём родном городе более 50% печников – наши выпускники. К нам приезжают из Алтайского края, из Белоруссии и множества других городов и посёлков. У нас очень обширная география, мы получаем отзывы и благодарность со всех уголков России.

– Вернёмся к красивым печкам. Кованые дверцы вы делаете сами?

– Со временем стали производить сами, потому что столкнулись с тем, что многие клиенты ставят, к примеру, камин с открытым огнём, а потом решают поставить дверцу, но не могут найти её под свой размер и запрос. Но возникла ещё одна непростая задача, которую надо было решать. Печной бизнес очень сезонный. Большинство объектов можно строить только летом. И мы почти полгода сидим практически без работы, из-за чего возникают сложности с деньгами. Этот вопрос надо было как-то решать. Мы завезли большой ассортимент готовых железных и чугунных печек, котлов и стали торговать ими, развивали сеть магазинов. Также открыли несколько новых направлений. Первое – «Кирпичный мир», торговля облицовочным строительным кирпичом. Второе – «Тепломир», торговля отопительным оборудованием: твёрдотопливные котлы, тёплый пол. Начали заниматься монтажом отопления промышленных зданий. В будущем планируем во всех городах-миллионерах открывать филиалы, также есть идея собственного завода по производству печей.

Про работу во время пандемии

Евгений Бахаев, студийная фотосессия, г. Иркутск, 2022 год.
Евгений Бахаев, студийная фотосессия, г. Иркутск, 2022 год.

– Как пережили ковидные времена?

– Мы на тот момент и так просели немного по продажам из-за зимы, и тут начинается пандемия. Денег немного, нам ещё банки отказали в кредите, появляется большая задержка по заработной плате, задолженность перед поставщиками. Период был очень тяжёлый, помню, я сидел, буквально схватившись за голову, и думал о том, что никто кроме меня это решение не примет: компанию придётся закрывать. Жил с этой мыслью, наверное, неделю, но всё же решил, что надо выкарабкаться. Пришлось внести изменение в кадровый состав. Многие сотрудники попали под сокращение. Расставались буквально со слезами. Я обещал, что, когда всё выровняется, я возьму их обратно. В итоге со многими так и получилось. Тех, кто остался, я просил войти в положение, подождать, нам всем сейчас надо просто выжить. В итоге кто-то работал из дома, у многих убрали оклады, остались только проценты с продаж. И процесс пошёл. Я привлёк бизнес-аналитиков, они помогли мне составить план, благодаря которому я проработал многие моменты и в итоге мы, как ни странно, в ковидный год получили прибыли больше, чем в предыдущие.

– Удалось ли полностью восстановиться после локдауна?

– В целом мы продолжали работать, вернулись многие сотрудники, шла прибыль, но с деньгами были некоторые трудности, а у нас были масштабные планы. Мы собирались брать крупный кредит в Сбербанке, но из-за событий февраля 2022 всё отменилось. Пришлось искать финансы в других местах. Знакомые предложили мне поработать на стройке, но нужна была своя спецтехника. Я начал интересоваться этой темой, приобрёл три экскаватора и стал сдавать их в аренду. Это было настолько прибыльное дело, что я решил купить ещё несколько единиц, но выяснилось, что в стране гигантский дефицит спецтехники, так как большое её количество было задействовано на цели СВО. С трудом я нашёл один экскаватор в Иркутске, но хозяин продавал его только в комплекте с грейдером и двумя самосвалами. Пришлось брать, но и эти машины в итоге пригодились и обеспечили нас работой. Так появилось новое направление бизнеса — «Брикс техника» (аренда).

22
Начать дискуссию