От чего зависят затраты на разработку и внедрение дизайна?

Любой дизайн начинается с идеи, которая призвана удовлетворить какую-нибудь потребность. И тут одна из наипервейших мыслей у заказчика: во сколько это все может обойтись, хотя бы приблизительно (и желательно так близко к реальности, как только можно)? Тем более, что без подобного анализа будет крайне неразумно приступать к уже к непосредственной реализации проекта. Другими словами, необходимо Технико-Экономическое Обоснование (ТЭО) будущего дизайн-проекта, а именно: достаточно тщательный поиск и детализированный анализ всех факторов, которые повлияют не только на стоимость разработки и последующего производственного внедрения будущего промышленного дизайна, но и общую себестоимость готового изделия. Так давайте более подробно разберем что ж такое ТЭО и что на него влияет.

Часто будущее дизайн-проекта как раз и зависит от уровня затрат на его реализацию и себестоимость конечного изделия. В случае приемлемого результата – зеленый свет и дело пошло, а в ином случае: либо красный свет, либо «урезание» проекта и/или свойств будущего изделия до приемлемого уровня финансовых затрат. Это многим может показаться очевидным, однако на практике, к сожалению, далеко не все об этом задумываются сразу (а некоторые коллеги вообще презрительно относятся к финансовой части проекта) . А ведь речь идет о промышленном дизайне, который должен быть финансово оправдан. Так как же не только предсказать все затраты на проект, но и не выйти за ранее определённые финансовые рамки при реализации проекта или даже получить возможность сэкономить?

Виды Технико-Экономическое Обоснования и способы работы с ними

Бывает два вида Технико-Экономическое Обоснования (далее по тексту — ТЭО) : фиксированное ТЭО и вариативное ТЭО. Их различие заключается в возможности или невозможности внесения правок в ТЭО проекта по мере разработки изделия с дизайном. Все зависит от конкретной ситуации, в которой оказывается проектная группа при планировании внедрения нового дизайна в производство.

Фиксированное ТЭО

Может оказаться так, что на будущее изделие будут выделены крайне ограниченные ресурсы: требующие либо вообще отказаться от дополнительных затрат на переоснащение производства на выпуск изделия с новым дизайном, либо на это выделяется крайне ограниченный бюджет, не позволяющий каких-либо существенных изменений во внешнем виде обновленного изделия по сравнению с выпускающимися сейчас (например, в производстве напитков, форма и материал бутылок и этикетки должны остаться без изменений и разрешается сменить лишь изображение, которое печатается на этикетке) . В этом случае проект заведомо подразумевает строго фиксированное ТЭО, в котором четко прописаны все производственные параметры будущего изделия и соответствующие затраты на их производственную поддержку.

Такое бывает, когда дизайн-проект связан с изделием, на производство которого компания-заказчик не может позволить себе дополнительные расходы. Например, когда на подобное изделие пока не возлагается особых ожиданий и необходимо сначала ограничится так называемым «минимальным набором внедрения», а потом уже, в случае легкого выполнения финансовых ожиданий, возложенных изделие с новым дизайном, можно будет подумать о более «продвинутой» его версии. А может быть наоборот: планируется обновление дизайна для изделия, которое уже выпускается и реализуется в значительных объемах, и какое-либо даже несущественное увеличение стоимости его производства самым негативным образом скажется на годовых финансовых показателях.

При фиксированном ТЭО дизайн разрабатывается с постоянной оглядкой на него. Невыход за рамки фиксированного ТЭО будет являться одним из важнейших пунктов брифа для разработчика дизайна. Команда проекта, при этом, должна ревностно следить за соблюдением ТЭО-проекта на всех стадиях его реализации. Фиксированное ТЭО обычно «спускается сверху» и не может быть изменено, поскольку оно диктуется прежде всего финансово-коммерческой политикой компании и конкретным видением ее руководства относительно будущего изделия с новым дизайном. Как правило, фиксированное ТЭО сопровождает разработку различных дополнительных версий регулярной продукции компании.

Вариативное ТЭО

Применяется в случаях, когда на проект потенциально может быть выделен дополнительный бюджет. Либо значительный: позволяющий существенные изменения в процессе производства изделия с дизайном; либо не очень существенный: дающий возможность лишь некоторых изменений. Часто в начале проекта даже сложно понять – насколько существенных затрат потребует производство изделия с новым дизайнам. Да что говорить, порой у самих заказчиков изначально нет четкого видения относительно требуемой степени новизны изделия с их будущим дизайном. Далеко не всегда заранее можно представить себе всю полноту тех изменений, которые потребует новый дизайн в процессе своей разработки.

Соответственно заранее сложно представить себе и окончательное ТЭО такого проекта. Тем более подробное. Можно, конечно, пойти по самому простому и, соответственно, дорогому пути – выбрать самое потенциально максимально возможное решение, составить ТЭО и сделать навороченное изделие, деньги потратить и время. Причем скорее всего большую часть впустую, поскольку в процессе разработки изделия с новым дизайном становиться понятно, что в подобной «навороченности» смысла на самом деле нет, но средства были уже выделены, время потрачено – не отказываться же от всего этого (согласитесь, достаточно нередкая ситуация) . А хотелось бы более рационально расходовать ресурсы… Тогда можно выделить «вроде как оптимальные и сбалансированные ресурсы» на проект, выбрать соответствующие им параметры внедрения и производства будущего изделия с новым дизайном, разработать соответствующее ТЭО и спокойно разрабатывать дизайн… Но в том то и дело, что у каждой стороны, участвующей в проекте, эти «оптимальные и сбалансированные ресурсы» будут свои и совсем не такими как у коллег (у маркетинга – свои, у производства – другие, у закупок – иные, а у финансистов вообще может быть чем дешевле – тем оптимальнее». Каждая сторона будет «тянуть одеяло» на свою сторону и: либо проект не выйдет за стадию формирования предварительного бюджета и, в итоге, руководство потеряет к нему интерес и направить ресурсы на что-то более эффективное; либо параметры будущего изделия не будут сбалансированными (поскольку не будут соблюдены интересы всех ответственных сторон) и приведут к техническим или экономическим проблемам во внедрении будущего изделия или его жизненном цикле.

Так как же быть? Применить один из видов вариативного ТЭО.

Параллельное ТЭО

В случае параллельного ТЭО выбирается несколько решений, возможных с технико-экономической точки зрения. Например, с различными материалами (подешевле и подороже) или с различной степенью новизны (полностью новое изделие, идентичное какому-либо из уже выпускаемых и какое-нибудь промежуточное решение…) . Главное заблаговременно определить те важные параметры, производственных решений будущего изделия, по которым будет производиться отбор вариантов для составления этих нескольких параллельных ТЭО.

Затем по соответствии с этими ТЭО проходит разработка такого же количества версий дизайнов. Сколько параллельных ТЭО в проекте, столько и версий дизайнов разрабатывается: каждой версии дизайнов – «свое» ТЭО, которое для этой версии дизайна можно будет смело рассматривать как фиксированное. И, так же как в случае фиксированного ТЭО, каждый дизайн разрабатывается с постоянной оглядкой на это «собственное» ТЭО. А команда проекта, при этом, также должна ревностно следить за соблюдением ТЭО на всех стадиях подготовки данной версии дизайна до которых данный этот дизайн дойдет. А связано это как раз с тем, что по мере разработки различных версий дизайнов, заказчик сможет выбрать наиболее оптимальную: как с экономической точки зрения, так и с точки зрения исполнения своих ожиданий. При этом становится ясно, какой из вариантов дизайна далее пойдет «в жизнь», а работа над прочими приостанавливается. При этом, получается ценный опыт творческой и экономической проработки различных производственных исполнений будущего изделия, что, несомненно, пригодится в будущем, когда вновь возникнет необходимость в смене дизайна данного или похожего изделия.

Но есть и второй вариант действий.

Последовательно изменяющееся ТЭО

В этом случае изначально определяется некое промежуточное производственное решение будущего изделия с дизайном: не самое дешевое, но и на самое дорогое. Сделать это не очень сложно. Как мы знаем, в основе разработки дизайна лежит решение конкретной бизнес-задачи. На начальной стадии проекта, когда самого дизайна еще нет, это решение выглядит туманным и неопределенным (ведь поиск правильного решения и его реализация – и есть смысл дизайн-проекта) . У команды заказчика, к этому моменту, уже должно быть некое видение минимально необходимого набора свойств и параметров будущего изделия с новым дизайном. Однозначно это не может быть самое дешевое решение, иначе, итак, сразу уже было бы все ясно.

Вот на основании такого видения и следует подготавливать соответствующее ТЭО и согласовывать его со всеми заинтересованными инстанциями. При этом обязательно следует иметь ввиду, что данное ТЭО не окончательное и впоследствии может быть изменено при выполнении определенных условий.

Затем по такому ТЭО начинается разработка соответствующего дизайна, в процессе которого начинает формироваться внешний вид будущего изделия. И вот как раз в процессе разработки дизайна и становится понятно: удовлетворяют ли заложенные в ТЭО параметры ожидания заказчика или нет. Например, не очень подходит изначально предполагаемый материал, либо надо изменить базовый форм-фактор изделия (чего изначально не предполагалось) , либо в процессе разработки дизайна появилась новая потрясающая идея, выходящая за рамки ТЭО, но однозначно необходимая к реализации. Причины могут быть самые разные. Возникает необходимость изменения первоначального ТЭО, поскольку оно является своеобразным «технико-экономическим кодексом» всего проекта, который нельзя нарушать. Чтоб это сделать необходимы четкие и существенные аргументы, поскольку если изменение ТЭО повлечет удорожание разработки, внедрения или производства изделия (перечислены по мере возрастания весомости) , то подобные решения, как правило, согласовываются с менеджментом компании.

И вот появляется «измененное ТЭО», которое отныне и будет «библией» проекта по разработке и внедрению дизайна. И снова, все должны следить, чтоб не выйти за его рамки. Но при этом, при разработке дизайна появилась его более совершенная версия, появление которой заранее было крайне трудно предвидеть. При этом эта более совершенная версия однозначно не будет являться чрезмерной, поскольку очень часто, такое оптимальное решение вырабатывается только в процессе практической отработки дизайна. В этом и есть главное преимущество последовательно изменяющегося ТЭО – постепенно подстраиваться под наилучшее из оптимальных решений для будущего дизайна, без работы над потенциально тупиковыми версиями дизайна (и соответствующих на это затрат) .

Из чего складывается ТЭО

Полный список учетных статей расходов зависит от особенностей не только конкретного изделия, но и условий его производства, а также с взаимодействия между вовлеченными в проект сторонами. В рамках данной статьи мы приводим обобщенный список наиболее типичных, влияющих на ТЭО факторов. Здесь уместно сделать некоторое отступление и упрощенно напомнить, что затраты на внедрение (не на разработку) формируются из затрат на:

1. разработку дизайна (которые достаточно часто, в определённых случаях, могут оказаться значительно выше прочих затрат по проекту) ;

2. внесение изменений в производственный процесс (дооснащение необходимым оборудованием или отдельными элементами) ;

3. производство изделия (количество и особенность материалов и сырья, закупаемые на стороне элементы будущего изделия, скорость производства) ;

4. переходы с производственного цикла изделия с новым дизайном, на другие изделия и обратно (как правило, почти все производственные мощности чередуют выпуск изделий различной номенклатуры) .

Все эти особенности необходимо всегда учитывать при финансовом планировании внедрения дизайна. Также необходимо проанализировать возможно весьма вероятные дополнительные затраты, связанные с логистикой изделий с новым дизайном.

Давайте теперь рассмотрим все эти факторы подробнее.

При разработке дизайна

Не всегда очевидно, как расходы на разработку могут влиять на общее Технико-Экономическое Обоснование (ТЭО) проекта, однако во многих случаях подробности разработки дизайна оказывают достаточно существенное влияние. Особенно в случаях, когда бюджеты разработки дизайна соизмеримы, либо больше бюджетов на последующее производственное внедрение изделия с новым дизайном. Например, новое оформление стандартного молочного пакета: сам молочный продукт не изменяется, спецификация и материалы упаковки также остаются без изменений: тот же самый пакет, а вот рисунок, что печатается на пакете – меняется кардинально и на его разработку могут быть потрачены очень большие средства (зависит от масштаба задачи и торговой марки изделия) . Но мы, в своем обзоре факторов не будем учитывать различия между ценами различных разработчиков дизайна, а рассмотрим факторы, напрямую влияющие на смету у любого разработчика дизайна.

Общее количество дизайнов

Разумеется, важно общее количество дизайнов, подлежащее разработке. Будет ли это только одно изделие с разрабатываемым дизайном или целая линейка. Будет ли использоваться только один новый дизайн или потребитель сразу увидит целую серию различных у одного изделия. Разумеется, чем более разнообразные результаты требуется получить – тем более весомый бюджет потребуется для ее выполнения соответствующей работы.

Порядок их разработки (последовательный или параллельный)

Если предполагается несколько вариантов дизайна, то планируемые расходы будут существенно зависеть от порядка разработки этих вариантов. При последовательном порядке, требующем, разумеется, большего количества времени, разработчик дизайна будет работать в более спокойном режиме, что как правило позволяет удешевить при этом стоимость разработки одного дизайна. Конечно в случае, если оплата труда разработчика не повременная.

При параллельной подготовке нескольких версий дизайнов, разработчику приходится работать в более оперативном режиме. За это, как правило, начисляется наценка, поскольку разработчику в этом случае приходится привлекать дополнительные ресурсы.

Количество предполагаемых правок

Если заказчик уделил достаточное внимание подготовке бирфа и провел эффективное брифование (обратите внимание, что «Бриф и «Брифование» — это разные понятия), то есть все шансы уложиться в стандартное количество дополнительных правок к дизайну, которые разработчик закладывает в стоимость своей работы. Но в случае дополнительных правок, разработчик дизайна потребует соответствующем образом оплатить эту заранее не предусмотренную сторонами работу. Насколько сильно из-за этого может вырасти бюджет разработки дизайна – сложно сказать: все зависит от подробностей конкретного случая. Важно одно: если заказчик изначально не уверен в своих желаниях относительно будущего дизайна и вероятен риск дополнительных правок – то следует заранее оговорить этот вопрос с предполагаемым разработчиком дизайна и предусмотреть соответствующие расходы. В любом случае все только выиграют от этого: либо просто эти средства не будут потрачены, либо не придётся в самый разгар проекта выходить из бюджета.

Сопровождающие дизайн-материалы (презентации, цветопробы, пилотные образцы)

Необходимо сразу предусмотреть то, в каком виде разработчик дизайна должен предоставлять материалы по дизайну на всех стадиях работы с ним. Какие-то особенные презентации (с подготовкой 3D-видеороликов демонстрирующих будущие изделия с дизайном, например, или создание виртуальной версии той среды в которой потребитель будет взаимодействовать с изделием с новым дизайном) , специальные цветопробы (имитирующие нанесение дизайна на различные материалы) или изготовление пилотных образцов – все это потребует дополнительных расходов, подчас весьма существенных. Заказчику необходимо заблаговременно проанализировать свои подобные потребности и при их необходимости обязательно включить их подготовку в бюджет.

При внедрении и производстве дизайна

Само внедрении дизайна в производственный цикл и последующие его производства могут потребовать существенных затрат, особенно в случае необходимости изготовления абсолютно нового изделия с разработанным специально для него дизайном. При этом следует отдельно разделять расходы на внедрение дизайна в производство и само фактическое производство промышленных партий изделий с дизайном.

Технологическая подготовка поставщиком дизайна к производству

Поставщики продукции с дизайном могут назначить отдельную стоимость за подготовку дизайна к производству на своих мощностях. Другими словами, за доработку дизайна, полученного от его разработчика, до степени полной пригодности данного дизайна к конкретному производству. Выставит ли поставщик за это отдельную смету и ее содержание зависит от нескольких факторов. От предполагаемого объема последующего пр-ва: чем больше заказываемый объем, тем меньше вероятность и сумма подобных издержек для заказчика. От текущей загруженности специалистов поставщика подобной работой: в случае выраженной сезонности в конкретной индустрии, поставщик «в сезон» может взимать дополнительную плату (поскольку его соответствующие ресурсы как правило перегружены в это время) , а «в не сезон», поставщик, наоборот, может не обременять своих заказчиков подобными издержками (поскольку в это время у поставщика «недогруз работой» соответствующих подразделений) . От срочности – если подготовка поставщиком дизайна к производству должна быть произведена в ускоренные сроки. И конечно, это может зависеть от отношений между поставщиком и конкретным заказчиком – для важных и любимых клиентов, поставщики делают как-правило соответствующие уступки.

Используемые материалы

Материалы, из которых будет производиться изделие с будущим дизайном, часто играют решающую роль в его себестоимости. Неразумный или неоптимальный выбор материалов может в несколько раз увеличить себестоимость, не обеспечив при этом какого-то существенного выигрыша. При этом цена материала складывается из нескольких факторов.

Цена, по которой поставщик закупает данный материал. Разные виды одного материала могут отличаться в разы по стоимости (например, фанера разной толщины и обработки, разные виды бумаги и т. п.) .

Уникальность материала. Если предполагается использование какого-либо инновационного материала, то расходы на него будут соответствующие. Главное, как говориться, чтобы цель оправдывала средства. И наоборот, применение широко распространенных материалов позволяет существенно сэкономить на производстве.

Доступность материалов на рынке в данный момент. Если материал необходимо, например, везти из-за границы, а локальных запасов нет, то сразу возникает необходимость дополнительных издержек. Кроме того, могут существенно увеличиться сроки. Но самое главное в том, что в этом случае существует определенным минимальный объем изготовления, при котором целесообразно заказывать доставку таких материалов. В противном случае придется также оплатить поставщику и неиспользованные материалы…

Отходы неиспользованных материалов. Они остаются всегда. И их стоимость включается в стоимость производства. Можно сократить эти издержки подобрав совместно с поставщиком изначально такие параметры будущего изделия, при которых отходы будут минимально возможными. Но это далеко не всего возможно и зависит от индивидуальных особенностей конкретного проекта.

Технологии производства

Одно и тоже изделие можно изготовить с применением различных технологий. Здесь важен вопрос оптимальности. Часто стоимость изготовления может различаться от того, на каких производственных мощностях, имеющихся у поставщика, будет выполнено производство. Оборудование у одного и того же поставщика на двух соседних производственных линиях может быть более новым на одной линии и более старым на соседней. Соответственно и разные стоимости изготовления. Причем подчас поставщик специально просчитывает производство под ту линию, производить на которой ему в данный момент выгоднее (надо окупить более новую линию или загрузить заказами менее загруженную…) . А, например, в случае полиграфической печати, существует несколько видов такой печати (и соответствующих видов печатных машин) и один и тот же дизайн можно печатать каждым из них – себестоимость одного оттиска (отпечатка) у разных видов печати существенно различается и необходимо выбирать наиболее оптимальный, исходя из особенностей дизайна, а также объемов и периодичности планируемых заказов.

Необходимость дооборудования производственных линий или необходимость перевода производственной линии на другой форм-фактор выпускаемого изделия. В первом случае необходимо закупать какие-либо дополнительные производственные компоненты для обеспечения возможности качественного и эффективного производства будущего изделия, либо перезаказывать соответствующее производство у третьей стороны (уже имеющей необходимое оборудование) . Во втором, перенастраивать производство с выпуска более массового типа (соответственно более выгодного производителю) изделия, на менее массовый.

Важно помнить, что все эти факторы диктуются особенностями будущего изделия с дизайном и их следует учитывать еще на этапах начала разработки будущего дизайна.

География производства

Где будет производиться изделие с новым дизайном. Будет ли это полностью локализованное производство, либо частично локализовано, а часть элементов будет поступать из других стран. А может быть будущее изделие будет полностью импортным. Все это безусловно влияет на стоимость, а в случае частичного или полного импорта дополнительными факторами будут являться курсы валют и таможенные пошлины.

Даже в случае локального производства, значительную роль играет место самого производства и его удаленность от места доставки партии изделий с новым дизайном. Тут следует учитывать возможность производства поставщиком в наиболее оптимальной с точки зрения экономической географии производственной площадке. Поначалу подобный выбор может показаться очевидным (чем ближе, тем лучше) , однако не так все просто: запросто может оказаться, что в требуемое «производственное временное окно» эта площадка будет недоступна (занята другими заказами, либо остановлена на профилактическое обслуживание) . Чем ранее бронируется «окно» на производственной площадке – тем оптимальнее соответствующие издержки.

География поставок

Особенности логистики могут преподнести неожиданные сюрпризы. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Изначально может казаться логичным, что доставка произведенного поставщиком изделия с новым дизайном, например, из Санкт-Петербурга в Екатеринбург должна быть дешевле, чем в Новосибирск. Однако в действительности это может быть совсем не так: у поставщика в Новосибирске есть крупный логистический центр с отлаженным каналом поставок и вся продукция изначально приходит туда, а уже потом из Новосибирска отправляется в Екатеринбург. Соответственно доставка из Новосибирска в Екатеринбург потребует дополнительных расходов времени и средств. И в этом случае весьма возможно, что стоимость и сроки доставки в Екатеринбург и, например, в Красноярск будут одинаковыми, а доставка в Новосибирск будет дешевле и быстрее.

Следует заранее выяснить особенности логистики партий готовой продукции у конкретного поставщика и соответствующие на это издержки еще на этапе формирования ТЭО проекта.

Сроки первого производства

Срок первого производства должен быть посильным для поставщика. Если заказчик в процессе подготовки дизайна затягивает сроки, то потребное время на работу поставщика по подготовке дизайна к производству, согласованию и на само производство может сократиться критически. В этой ситуации, поставщику: либо придется работать в ускоренном режиме, что повлечет дополнительные издержки для заказчика, либо придется переносить производственный запуск и срывать сроки поставки. Таким образом: либо выход из бюджета, либо срыв сроков.

Если велика вероятность подобного сценария, необходимо заранее оговорить с его с поставщиком и, в случае возможности, ускоренного запуска – отразить его подробности в ТЭО.

Продолжительность производственной жизни изделия

Производителю крайне важно понимать общие его перспективы производства изделия с разрабатываемым дизайном, поскольку от этого зависит его долговременная заинтересованность в этом дизайне. Соответственно, чем более заинтересован будет производитель, тем более выгодную для заказчика цену о назначит за его производство. У производителя есть определенные факторы продолжительности производственной жизни будущего изделия, которые непосредственно влияют для заказчика на стоимость данного производства.

Общий предполагаемый объем выпуска изделия с дизайном – на основании данного прогноза поставщик составит общее представление о роли данной продукции в жизненном цикле своего предприятия. Разумеется, чем более весомая будет эта роль (чем больше суммарный предполагаемый объем пр-ва) , тем привлекательнее изделие для производителя и тем ниже цена для заказчика.

Будет ли заказываться производство изделия крупными партиями, либо множеством мелких. Чем крупнее объем единичного производства изделия с дизайном, тем меньше издержек несет производитель. Издержки эти связаны с переходом его производственных мощностей с выпуска одной продукции на другую (чем меньше таких переходов – тем лучше) , а также с отгрузкой и хранением партий произведенной продукции. Всем сторонам выгоднее производить изделие сразу большими партиями, и не мелкими – поскольку это существенно позволяет сэкономить на производстве и доставке.

Будет ли производство однократным, либо будет его несколько циклов повторений – также напрямую влияет на себестоимость. Если вся предполагаемая продукция будет произведена однократно, только в один единственный производственный цикл, то это в зависимости от подробностей может быть более или менее выгодно поставщику. Менее выгодно – если потом подобная продукция в принципе более не буден никогда производится. А более выгодна, если поставщик сможет, при неоднократном производстве, комбинировать производство нескольких заказов в один производственный цикл, а потом: либо последовательно отгружать продукцию заказчику, либо всю сразу – все зависит от условий договорённости между сторонами.

Объемы производства и их периодичность

Вечное правило: чем больше объем производства – тем меньше себестоимость единичного изделия, конечно никто не отменял. Однако практическое применение этого принципа имеет ряд важных особенностей. А именно: какими именно партиями будет производиться изделие и с какой периодичностью.

Дело в том, что у каждого производственного оборудования есть наиболее экономически выгодное для него количество единовременно произведенной продукции. Это зависит от технических параметров оборудования и экономически-организационных аспектов: заказа сырья и материалов, производства на конкретном оборудовании и доставки готовой продукции к заказчику.

Например, в случае печати бумажной этикетки, такими параметрами будет являться:

1. минимальная партия бумаги, которую может себе позволить заказать производитель этикетки,

2. экономически оптимальный тираж конкретной печатной машины

3. какое количество готовой этикетки будет эффективным для загрузки конкретного транспортного средства при его доставке заказчику.

Первое — это бумага: поставщики бумаги продают ее достаточно «не мелкими партиями», и производитель этикетки вынужден всегда заказывать ее соответствующее минимальное количество – если на один тираж этикетки уйдет гораздо меньшее ее количество (что не редкость) , то встает вопрос: что делать с остатками? Их придется либо утилизировать за счет заказчика, либо, в идеале, она пойдет на другой тираж (хорошо бы для того же самого заказчика) . Либо поставщику придется потом продавать излишки на вторичном рынке, что тоже не всегда выгодно. Таким образом: от того насколько удается «выбрать» заказанную партию бумаги и будет зависеть значительная доля себестоимости этикетки.

Второе – это экономически оптимальный для конкретной печатной машины тираж. Он зависит от особенностей типа и размера печатной машины. А они бывают самые разные и соответственно будет различаться и себестоимость печати. Например: производительность машины – сколько листов и метров рулонной бумаги в печатает машина в единицу времени; сколько этикеток можно разместить на одном листе и в рулоне, оптимальное количество этикеток на листе (для одних тиражей и дизайнов более оптимальным будут машины с меньшей площадью листа или шириной рулона, а для других с большей – все зависит от конкретных особенностей) ; оптимальное время непрерывной работы машины (когда она работает без необходимости остановки на регулировки или смены клише из-за износа, тиражестойкость клише (сколько оттисков можно сделать с клише, прежде чес его придется заменить) или наоборот, сколько тиражей нужно сделать, что экономически оправдать изготовление печатных форм. И так далее. Чем ближе объем единоразового производства будет близок к оптимальным значениям этих параметров – тем меньше будет себестоимость этикетки.

Третье – это сколько этикетки будет доставлено. Поскольку в автомобиль или контейнер имеет свой объем, и чем сильнее он будет заполнен, тем меньше себестоимость доставки одной этикетки. Этикетка – изделие маленькое и значительное их количество помещается в относительно небольшие коробки. И достаточно невыгодно посылать их небольшими партиями (по несколько коробок) .

Соответственно, чем больше единоразовая партия, чем ближе объем этой единоразовой партии к оптимальным экономическим параметрам оборудования – тем меньше ее себестоимость.

Теперь о повторном производстве.

Поставщик должен четко себе представлять общий годовой объем поставок и сроки поставки отдельных партий. Это позволит ему как раз производить продукцию с дизайном наиболее выгодными с точки зрения ее себестоимости партиями и отгружать по мере необходимости – будучи уверенным в том, что вся произведенная продукция будет востребована заказчиком. Это позволит поставщику дать за свою продукцию наиболее выгодную для заказчика цену.

Следует воздерживаться от заказа большого количества продукции мелкими партиями. Это, во-первых, не выгодно экономически по указанным выше причинам, а во-вторых, следует учитывать, что время производственного запуска изделия (когда производственное оборудование настраивается на выпуск качественного конкретного изделия и вся произведенная в это время продукция утилизируется) при мелкосерийном производстве может быть соизмерима с временем производства самой партии продукции. Таким образом, подобные объемы производства не выгодны поставщикам, и они будут соответствующие свои издержки включать в стоимость готовой продукции, что негативно скажется на ее себестоимости.

Кроме того, невыгодно делать срочные заказы, которые не предусмотрены заранее согласованным производственным планом поставщика, поскольку такие заказы негативно сказываются на его общем производственном расписании и графике отгрузок. Что разумеется ведет к убыткам для поставщика и тот будет вынужден: либо отказать в производстве и поставке срочных заказов, либо ввести надбавку за срочность, которая не только покроет его соответствующие издержки, но и отобьёт дальнейшее желание заказчика размещать срочные непредвиденные заказы. Производство не терпит суеты, категорически.

Тестовое производство

Часто возникает необходимость тестового, ограниченного или даже единичного производства будущего изделия с дизайном, чтоб заказчик мог увидеть и оценить финальный вид и функционал будущего изделия и решить: стоит ли его массового производить, либо необходимо внести ряд доработок. Давайте рассмотрим влияние тестового производства на ТЭО проекта. Влияние это может быть очень существенное, поскольку подобное тестовое производство может быть существенно более затратным, по сравнению с затратами на производство одного изделия при крупносерийном производстве. Все зависит от того, как будет произведено тестовое изделие: на общей производственной линии или в специальный опытно-производственной базе поставщика.

В случае тестового производства на общей производственной линии его себестоимость будет равна себестоимости производства минимальной серийной партии продукции. Поскольку производитель будет вынужден освободить свои производственные мощности для выполнения подобного тестового производства и понести соответствующие убытки, связанные с тем, что он не досчитается соответствующей своей прибыли за произведенную для кого-либо продукцию за время, потраченное на тестовое производство. Соответственно несколько циклов подобного тестового производства будут складываться из стоимости каждого из них, и их суммарная стоимость может оказаться очень весомой в общих затратах на подготовку и внедрение дизайна. Немного дешевле, подобное тестовое производство может быть если его сроки совпадают со сроками плановых остановок поставщиком своих производственных линий для профилактического обслуживания. В этом случае есть возможность провести тестовой производство в промежуток между остановкой линии и началом профилактических работ, либо в промежуток после их завершения, но еще до полноценного запуска линии в дальнейший производственный цикл. Но, разумеется, все должно быть заранее оговорено сторонами.

В случае наличия специальной опытно-производственной базы поставщика стоимость тестового производства в разы ниже, но не у каждого поставщика имеется такая база. Как правило, такой инфраструктурой располагают крупные поставщики и те поставщики, у которых любое вмешательство в отлаженный производственный процесс ведет к существенным издержкам. Обустраивать и содержать подобную опытно-производственной базу недешево, и она присутствует только тогда, когда на предоставляемые ей возможности существует четкий и непрерывный спрос. Условия тестового производства, в подобных условиях, для заказчика будут зависеть от номенклатуры необходимых тестовых изделий и сроков. Чем больше вариантов предполагается для тестового производства, тем больше их суммарная стоимость, так как при опытном производстве у всех образцов как правило одинаковая себестоимость. Что касается сроков, то как правило у поставщиков с подобной опытно-производственной базой всегда есть уже готовая очередь заказов на нее, которая по времени может растягиваться до нескольких месяцев (особенно перед «сезонами» на том или ином рынке) . Что в свою очередь может существенно сказаться для заказчика на его общем сроке подготовки и внедрения дизайна. А любые подвижки в сторону ускорения могут привести к существенным дополнительным издержкам.

Таким образом, в случае необходимости тестового производства, необходимо заранее четко определить его номенклатуру и сроки, заблаговременно согласовать с производителем условия и стоимость и отразить в общем ТЭО-проекта, поскольку подобное производство тестовых изделий с дизайном может существенно отразиться она стоимости и срока проекта. Также следует учесть, что в случае производства изделий со сложным с точки зрения технологии дизайном – поставщик может принудительно настоять на его тестовом производстве для технологической отработки будущего дизайна. Разумеется, если подобный сценарий был не предусмотрен заранее, то подобный «сюрприз» может крайне негативно сказаться на планах и затратах заказчика.

Иные факторы

В зависимости от особенностей конкретного проекта или изделия, могут быть иные особенности, существенно влияющие на общее ТЭО проекта. Например, это может быть количество разных дизайнов, возможных к печати на одном комплекте печатных форм, либо необходимость применения ручного труда на каком-либо этапу сборки или сортировки изделий с разрабатываемым дизайном, либо что-нибудь еще. Всегда необходимо заранее, на этапе формирования ТЭО, провести полный анализ возможных факторов, не очевидных на первый взгляд, но возможно существенно на него влияющих. Для этого, необходимо подключить к проекту соответствующих специалистов и экспертов всех заинтересованных сторон, с тем, чтоб они дали свои официальные заключения о степени сложности и затратности будущего проекта и гарантировали отсутствие непредвиденных осложнений из-за каких-либо упущенных важных моментов.

В заключение, пожалуйста обратите внимание, что грамотно подготовленное Технико-Экономическое Обоснование проекта по разработке и внедрению будущего дизайна; включающее в себя наиболее оптимальные параметры будущего изделия и учитывающее весь комплекс мер по грамотной разработке дизайна, его производственной отработке и внедрению, эффективного производства и логистике изделий с будущим дизайном – позволит вам гарантировать получение не только экономически выгодного изделия с дизайном, но объективно рассчитывать на благоприятный результат разработки дизайна и его массового производства. А, следовательно, создаст все предпосылки к получению максимально планируемой вами отдачи от изделия с этим новым дизайном. ТЭО – это один из важнейших инструментов реализации проекта, выявление и понимание всех его особенностей, а также грамотная и эффективная работа с ним является залогом общего успеха всего проекта.

55 показов
756756 открытий
Начать дискуссию