Как с нуля создать сильную команду разработки под крылом крупнейшей в России сети детских магазинов «Детский мир»

О команде

Команда инженеров разработки онлайн-сервисов «Детского мира» («ДМ-Тех») — объединение талантливых людей технического профиля, цель которых — создание и поддержка программного обеспечения для всех платформ компании «Детский мир». Это DevOps-инженеры, архитекторы, тестировщики, дизайнеры, аналитики и разработчики. Команде чуть больше 6 лет, но за это время создан с нуля и запущен один из крупнейших интернет-магазинов Рунета — detmir.ru, разработана платформа маркетплейса и группы сопутствующих сервисов.

Трудовые будни инженеров "ДМ-Теха" ("Детский мир")<br />
Трудовые будни инженеров "ДМ-Теха" ("Детский мир")

Пишем на ANSI C и Haskell, но больше симпатизируем Java и Node.js. Не стоим на месте и постоянно учимся новому — иначе в постоянно меняющемся диджитальном мире не выжить. Держим собственные сервера, запускаем на них Kubernetes, организуем распределенные хранилища, развиваем уже существующие и пишем новые инструменты для мониторинга сервисов и инфраструктуры. Подробнее об этом — по ссылке на наш технологический радар.

Инженеры «Детского мира» сильно влияют на развитие цифровых продуктов компании благодаря полной прозрачности в общении с продакт-менеджерами и бизнес-заказчиками. Это дает возможность быстро создавать максимально эффективные решения. Несмотря на небольшие показатели по количеству разработчиков команде удается на равных конкурировать с большими командами Яндекса, Сбера, Озона и других технологических компаний в сфере электронной коммерции.

Быстро перестав быть «командой одного продукта», мы запустили ряд масштабных онлайн-сервисов в нескольких странах, достигли количества в один миллион уникальных пользователей ежедневной аудитории(DAU) на мобильных платформах, приложения ворвались в 20-тку наиболее скачиваемых в Apple Store и Google Play магазинах за 18 месяцев. По итогам 2020 года компания оказалась по количеству оформленных заказов через онлайн каналы в топ-4 в России — и не собирается на этом останавливаться.

Количество инженеров в командах разработки онлайн-сервисов по годам<br />
Количество инженеров в командах разработки онлайн-сервисов по годам

История развития

2015

Чтобы понять, как мы оказались там, где сейчас, вернемся назад — в 2015 год. «Детский мир», первый магазин которого основан в 1947 году, развивал оффлайн направление через постоянный рост сети розничных магазинов. В конце года детских супермаркетов уже было 400, нагрузка на сотрудников росла, требуя гибких и масштабируемых решений по автоматизации бизнес-процессов. К этому моменту большой проект обновления информационных систем был завершен, компания пришла от разрозненного ландшафта разнообразных систем к единому информационному пространству на базе продуктов SAP.

  • SAP ERP — центральная учетная система, включающая управление ассортиментом, ценообразование, финансы и логистику
  • SAP EWM — управление складскими системами
  • SAP BW — система сбора и хранения данных и аналитической отчетности

В это время интернет-магазин уже работал, но выполнял скорее декоративную функцию. Доля онлайна в структуре выручки «Детского мира» в 2014 году составляла 1%. E-commerce в России только развивался, и в общественном сознании бренд «Детского мира» плотно ассоциировался с сетью одноименных магазинов, и даже не с магазином на Лубянке.

Тогда топ-менеджеры «Детского мира» и задумались о возможных путях развития онлайн направления. Количество заказов в интернет-магазине едва дотягивало до тысячи заказов в день, и, на первый взгляд, для покрытия такого объема хватало стандартных E-commerce решений, разработанных на PHP. Но у большинства подобных вариантов имелись существенные минусы — отсутствие возможностей по масштабированию и совместимости с существующими информационными системами “Детского мира”. Для развития омниканальности требовалось масштабное платформенное решение, которое могло бы удовлетворить большинство требований бизнеса и реализовать полную интеграцию с новыми бэкофисными системами на базе продуктов SAP.

Было принято решение дальше развивать интернет-магазин на базе коробочного E-commerce решения — “SAP-Hybris”.

На первом этапе потребовалась адаптация коробки под текущие бизнес-процессы компании для реализации стратегии многоканальных продаж. Сначала этой работой занимались команды сторонних подрядчиков. У этого подхода имелись недостатки, главный из которых — показатели time to market, фичи делались довольно долго и с не самой лучшей обратной связью. В конце концов компания отказалась от их услуг и стала искать экспертов по SAP-Hybris на рынке, с намерением взять в штат.

Количество заказов, оформленных через онлайн-каналы<br />
Количество заказов, оформленных через онлайн-каналы

2016

Постепенно к маю 2016 года сформировалась компактная, но полнофункциональная команда in-house разработки, которая подхватила задачу по дальнейшей кастомизации коробочного решения SAP. На первых этапах существования команда ориентировалась на опыт развития E-commerce проектов аналогичных коллективов из Яндекса, Мэйла и других продуктовых компаний топ уровня. Преимуществом было то, что команда работала только над одним продуктом — развитием основного интернет-магазина. Отсутствие бюрократии, возможность оперативного общения с бизнесом, компактность и высокая квалификация инженеров способствовали резвому старту и обеспечили отличный задел на будущее.

На первом этапе собранная команда провела рефакторинг кодовой базы подрядчиков, переписала критичные компоненты сайта, такие как корзина и листинг, и подготовила инфраструктуру для полноценного развертывания сайта на новой E-commerce платформе.

2017

Инженеры “Детского мира”, выполнив программу минимум и запустив в марте MVP на базе SAP Hybris, приступили к проектированию новой системы, исходя из целей бизнеса по развитию онлайн сегмента на ближайшие годы.

Продолжилось совершенствование стратегии, ориентированной на развитие омниканальных продаж. Процесс выравнивания цен в интернет-магазине и розничной сети, запущенный годом ранее, завершился. Единые цены, единый ассортимент и возможность получить заказ в розничном магазине создали синергический эффект. Высокая узнаваемость бренда и качественная поисковая оптимизация сайта позволили получать большие объемы органического трафика (SEO).

В целях увеличения конверсии команда провела редизайн корзины сайта (check out). Новые версии корзины и листинга были оптимизированы также и для мобильных устройств.

Большой митинг с участием инженеров, продактов, дизайнеров и бизнес-заказчиков<br />
Большой митинг с участием инженеров, продактов, дизайнеров и бизнес-заказчиков

Одним из ключевых драйверов роста товарооборота в этом году стало продвижение и расширение услуги самовывоза (In-Store Pickup) . С того момента стала возможным выдача всего ассортимента онлайна на кассе покупателю.

В этом году к компании присоединился Микаэл Гелецян — и в компании стартовала история становления сильной команды продактов и дизайнеров.

Было принято решение распилить коробочное решение на отдельные сервисы, отделив на первое время самые нагруженные. Делать это решили силами собственных разработчиков, с использованием современных и быстрых фреймворков и программных библиотек на Java, NodeJS, React.

2018

Команда утвердила первый вариант микросервисной архитектуры и запланировала запуск еще одной ключевой части сайта в новом дизайне — листинг товаров. Под этот проект была расширена команда frontend разработчиков, выделена часть API, которая делалась на Node.js, начата разработка фронтенда на React. Этот процесс органично повлек за собой появление в команде мануальных и авто QA-специалистов, которые отвечали за качество разрабатываемых сервисов. Тут началась и моя собственная карьера в компании.

Я пришел в «Детский мир» из Сбербанка, где отвечал за создание архитектуры highload-решений для крупнейшего банка страны на базе сайта и приложения “Сбербанк-Онлайн”. Имея разнообразный опыт в бизнес-управлении, в проектировании высоконагруженных приложений и в управлении командами разработки, передо мной в новой компании стояла задача в короткие сроки провалидировать архитектуру, наладить процессы командной работы и выстроить эффективную коммуникацию между инженерами и бизнесом.

Нагрузка в то время росла стремительно. Состав инженеров к этому момент увеличился вдвое — до 25 человек, а доля онлайн-выручки компании — до 8%. Порог в 50-60 тысяч заказов в день был преодолен очень быстро, и впервые столкнулись с активной черной пятницей. Одним из ключевых драйверов роста выручки в 2018 году стало продвижение и расширение услуги «самовывоза» (In-Store Pickup) . Теперь заказ, собранный с полки магазина, может быть выдан на кассе покупателю в течение 60 минут с момента оформления заказа.

Интернет-магазин detmir.ru укрепил позицию игрока № 1 с долей 15% в онлайн-продажах детских товаров в России.

В целях увеличения конверсии и количества заказов с мобильного трафика в конце 2018 года инженеры "Детского мира" стартовали процесс внедрения на сайт интернет-магазина detmir.ru нового дизайна. Это происходило при постоянном мониторинге показателей бизнес-метрик старого и нового дизайнов в режиме «АБ» тестов и продуктовых экспериментов. Это положило начало длительному и плодотворному сотрудничеству между командой продактов "Детского мира» и компанией expf.ru, которое продолжается и по сей день.

Основу целевой архитектуры мы заложили еще тогда, она позволила впоследствии безболезненно пройти и через период пандемии COVID-2019, когда резко изменились покупательские привычки, и возросла роль онлайн-каналов продаж товаров.

Блок "Доставка" одной из ранних версий корзины сайта detmir.ru<br />
Блок "Доставка" одной из ранних версий корзины сайта detmir.ru

2019

В этом году наш интернет-магазин получает полное право называться хайлоадом, пробив планку в 100 тысяч заказов в день. Мы кардинально поменяли дизайн сайта, повысив значительно конверсию.

В 2019 году «Детский мир» запустил экспресс-доставку в 19 городах России. Заказы собираются в ближайшем к покупателю магазине и доставляются в течение нескольких часов после оформления. Этот сервис стал востребованным как в Москве, так и в других городах. Дополнительно к экспресс-доставке в 30 крупнейших городах был запущен сервис доставки на следующий день. В этом случае заказы собираются и консолидируются в крупном магазине города, после чего маршрутизируются партнером-курьерской компанией.

Как с нуля создать сильную команду  разработки под крылом крупнейшей в России сети детских магазинов «Детский мир»

Команда одерживает серьезные победы в борьбе за производительность, повышается отказоустойчивость основных сервисов. Закладывается база для создания новых приложений по смежным направлениям. Продолжается работа над внедрением лучших инженерных практик, особенно фокусируясь на сфере улучшения качества доставки программного обеспечения. Начинается наша международная экспансия с открытия интернет-магазина в Казахстане.

В декабре 2019 года «Детский мир» запускает мобильное приложение с полноценным интернет-магазином, решение было реализовано сторонним подрядчиком. На конец 2019 года приложение скачано более 850 000 раз, а доля онлайн-продаж через приложение достигла 10% но настоящая история мобильной разработки начнется в следующем году

Количество продуктов, разрабатываемых командами инженеров ДМ-Теха онлайн-направления, по годам<br />
Количество продуктов, разрабатываемых командами инженеров ДМ-Теха онлайн-направления, по годам

2020

В «Детском мире” появляется собственная команда разработчиков iOS и Android и тестирования мобильных приложений. Новые аппы за считанные месяцы попадают в TOP-10 самых популярных в сегменте "Покупки".

В первые месяцы COVID-19 доля онлайна в выручке компании вырастает до 40% — каждый день совершаются рекордные продажи через онлайн-сервисы. Запускается веб-портал поставщиков на нашей собственной платформе маркетплейса, и к лету начинается подключение поставщиков для продажи товаров на наших площадках. Ассортимент для продажи в онлайн-каналах расширятся на десятки тысяч новых единиц в месяц. Мы запускаем собственные онлайн сервисы для новой розничной сети магазинов “Зоозавр”(сайт zoozavr.ru и приложения) — где продаются товары для домашних животных.

Также стартует новый личный кабинет покупателя на наших сервисах в улучшенном дизайне, где клиентам предоставляются инструменты для работы с заказами, картой лояльности, любимыми магазинами, товарами и адресами, формируя персонализированный профиль покупателя. Доля пользователей, совершающих заказы с авторизованной зоны, резко вырастает с 20 до 80%, сайт и приложения становятся удобным помощником в будущих покупках, знающим, какие товары интересны клиенту и куда это требуется доставить в первую очередь. Закладывается начало длинного пути к полноценной персонализации онлайн сервисов.

Авторизованная зона сайта detmir.ru<br />
Авторизованная зона сайта detmir.ru

Доля онлайн-сегмента в выручке сети «Детский мир» достигает 30% за четвертый квартал 2020 года. В конце года компания устанавливает сразу несколько рекордов в онлайн каналах: в пиковый день распродажи «Черная пятница» в ноябре доля онлайна в общих продажах компании вырастает до 52%, а по итогам последней недели декабря продается товаров на рекордную сумму более 1,5 млрд руб.

К нам присоединяется новый технический директор Николай Ермаков и мы стартуем новый этап цифровой трансформации в компании.

Кроссфункциональные команды в "Детском мире"<br />
Кроссфункциональные команды в "Детском мире"

2021

У нас уже свыше 60 инженеров, количество проектов превышает десятки. Хайлоад стал для инженеров не событием, а буднями — среднее количество заказов переваливает за 150 тысяч в день. Появляются новые распределительные центры в стране. Онлайн-бизнес расширяется на Беларусь, а новые инициативы появляются каждый месяц.

Запущены новый поиск, товарные рекомендации, новая главная страница и акции и упрощенное оформление повторного заказа — этот функционал в совокупности позволил увеличить средний доход на пользователя (ARPU) на 7% согласно проведенным сплит-тестам.

Также запущены упрощающие жизнь клиентам возможности:

  • чат с поддержкой
  • улучшенный раздел «Мои заказы»
  • сканер штрих-кодов
  • удобный вход через социальные сети
  • покупка в кредит и оплата подарочными картами и сертификатами

Команда мобильной разработки запускает новые продукты:

  • «Детский мир Казахстан»
  • «Детмир Беларусь»
  • «Зоозавр»

В декабре 2021 приложение «Детский мир Россия» было опубликовано в Huawei AppGallery

Создается юнит разработчиков для работы с большими данными для развития направления персонализации в части предоставления лучших персональных предложений для покупателей и визуализации операционных метрик оффлайн и онлайн бизнеса.

Формируются новые бизнес-вертикали, одно из них — «цифровые сервисы и услуги для всей семьи», в рамках которого создана команда цифровых сервисов, на базе которых в мобильных приложениях и на сайте будут покрыты следующие направления:

  • услуги (няни, уборка, мелкии ремонт)
  • дистанционное образование и репетиторы
  • телемедицина
  • полезные игры
  • цифровые помощники (рисовалка, вишлист, звуки для сна)
  • медиа для родителей

Внедряются общие стандарты и практики по управлению карьерным ростом инженеров. Большая команда требует соответствующего уровня организации работы с людьми -критически важной становится задача мотивации и удерживания инженеров уровня a-players, открывая новые перспективы роста внутри компании. Мы находимся в состоянии высокой конкуренции — и не только с российскими, но и международными it-компаниями, при этом удерживая низкий уровень текучести кадров. Инженеры, приходя на позицию junior или middle, вырастают до экспертов, архитекторов и руководителей функциональных подразделений.

Карьерная лестница инженеров в подразделениях онлайн-разработки "ДМ-Тех"("Детский мир")<br />
Карьерная лестница инженеров в подразделениях онлайн-разработки "ДМ-Тех"("Детский мир")

Настоящее время

Мы в этом году выросли еще на десятки человек — в командах разработки онлайн-сервисов теперь более 120 инженеров.

Запущена "Корзина 3.0" — в которой ускорены основные операции и улучшен клиентский опыт, дан старт разработке нового внутреннего продукта PIM (система управления продуктовой информацией) , а также нового мобильного приложения для сотрудников, которое поможет нашей рознице автоматизировать основные бизнес-процессы.

Стартовал проект полного ухода от легаси систем в онлайн сервисах — создание собственной e-commerce платформы и начат процесс devops трансформации, запущен проект единой системы авторизации и аутентификации DetmirID.

Как с нуля создать сильную команду  разработки под крылом крупнейшей в России сети детских магазинов «Детский мир»

Как мы работаем и куда движемся

Начав движение в лучших традициях стартапов, а именно — с непаханного поля возможностей, но без единого процесса, наша команда прошла все стадии взросления большого технологического проекта — от коммитов в мастер до автоматизированного контроля качества релиза, непрерывного цикла доставки и интеллектуального мониторинга ключевых метрик в реальном времени. Гибкие методологии разработки помогают как инженерам, так и менеджерам вместе с заказчиками, взаимодействовать продуктивнее. Плоская система управления и поощрение горизонтальных связей не позволяют образоваться лишней бюрократии и делает возможными внедрение позитивных инициатив с любого уровня — от топ-менеджера до junior-разработчика.

У нас в распоряжении более 1.000.000 строк кода, 50+ репозитариев активных проектов, мы обрабатываем свыше 10.000 запросов в секунду и при этом выпускаем по 2-3 релиза каждую неделю.

Оффлайн и онлайн направления «Детского мира» сильно взаимосвязаны, формируя омниканальную платформу. Клиент оформляет заказ на сайте, делает check-out, потом приезжает в розничный магазин (это делает 80% наших покупателей) , продолжая, таким образом, свой пользовательский опыт в оффлайне. И наша цель — обеспечить высокий уровень сервиса на всех стадиях, начиная с навигации на сайте и заканчивая обслуживанием на кассах.

Наши инженеры понимают цену неуспешных релизов (час простоя сайта и приложений приводит к нескольким десяткам миллионов рублей недополученной прибыли) , поэтому технический и бизнес мониторинг — важнейшие составлящие разработки в «Детском мире». Собираются технические метрики с компонентов и сервисов, настроен алертинг на наиболее критичные из них. Благодаря этому оперативно получаем обратную связь после раскатки новых релизов.

Мониторинг технических метрик<br />
Мониторинг технических метрик

Управленческий стиль строится по модели Leadership team — сильная группа лидеров, которые решают задачи по улучшению и оптимизации процессов, проектированию архитектурных решений для инициатив и проектов. Для обратной связи используются опросы инженеров, которые выявляют узкие места в работе. Work-life balance — один из ключевых принципов работы нашей команды. С момента старта пандемии команда перешла преимущественно на удаленный формат работы, при этом не потеряв в эффективности.

Мы применяем практики бережливого управления, стараемся ограничить незавершенное производство (WIP) и постоянно стремимся к уменьшению бюрократии через упрощенное утверждение изменений.

Использование <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgetnave.com%2F&postId=472790" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">аналитических инструментов</a> для анализа эффективности поставки ПО в командах<br />
Использование аналитических инструментов для анализа эффективности поставки ПО в командах

Внедряются devops-практики, улучшаются CI/CD процессы в кроссфункциональных юнитах — мы сфокусированы на повышении эффективности доставки ПО. Вкладываем усилия в построение идеальной пирамиды тестирования с большим покрытием функционала юнит, компонентными, интеграционными и api тестами, не забывая и про нагрузочные тесты.

Как с нуля создать сильную команду  разработки под крылом крупнейшей в России сети детских магазинов «Детский мир»

Наша конечная цель — превратить “Детский мир” в высокотехнологичную компанию, отказаться от сторонних решений на основных направлениях бизнеса компании.

Мы всегда в поисках сильных инженеров, которые помогут решать реальные проблемы бизнеса в условиях высокой конкуренции в динамически меняющемся мире.

Актуальные вакансии можно посмотреть тут.

Про нас еще можно почитать вот здесь.

Об авторе

Дмитрий Бахтин.

Директор по разработке в компании ПАО «Детский мир» (ООО “ДМ Тех”) . Более 20 лет опыта в разработке надежного и современного программного обеспечения. Приверженец гибких технологий и методологии бережливых стартапов при разработке новых продуктов.

1616
2 комментария

Не детский технологический мир😎

3
Ответить

Простите,но я не удержался((

1
Ответить