Богиня Остара: светлый образ весны

Богиня Остара: светлый образ весны

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто она – богиня Остара
  • Какие противоречия кроются в образе богини Остары
  • Что символизирует появление богини Остары весной
  • Что делают в праздник богини Остары

Богиня Остара (Эостара, Эостре) – божество весны и сельского хозяйства, почитаемое древними германцами. Помимо плодородия и смены сезонов, она также символизирует перерождение, начало чего-либо нового. Этой богине поклонялись в день весеннего равноденствия, зажигая огни на закате, что должно было стать защитой урожаю будущего года.

Кто такая богиня Остара

Богиня Остара: светлый образ весны

Упоминания богини весны Остары встречаются в большом количестве, но, увы, не сохранилось ни одного источника, содержащего развернутую информацию о ней. Ряд экспертов даже считает, что такой богини на самом деле не было в германском пантеоне, она была выдумана гораздо позже монахом Бедой Достопочтенным.

Не в пользу этой версии говорит то, что Беда был величайшим противником языческих верований и традиций. Едва ли он стал бы выдумывать новых божеств и вписывать их в свои труды. Есть и другое объяснение происхождения богини Остары: это ипостась Фрейи, Идунн или Вальбурги.

Некоторые современные язычники, исследующие древние традиции и прибегающие к личному гнозису, считают Остару принадлежащей к божественному роду ванов либо имеющей отношение к нему. Существует и огромное количество других предположений о том, откуда произошла эта богиня и к какой касте божеств она относилась, но однозначного объяснения пока не сложилось, и происхождение ее остается загадкой для историков и культурологов.

В чем же заключается предназначение и сила богини Остары? Эта тайна раскрывается перед нами каждую весну с первым порывом теплого ветра, прилетевшими с юга птицами, почками на деревьях и зелеными травинками, пробивающимися из земли. Остара – не просто абстрактный дух, а воплощение самой земли, возвращающейся к жизни после длительного зимнего сна.

Нельзя не упомянуть о том, что отголосок имени богини Остары остался в названии одного из главных христианских праздников – Пасхи (Easter). Дело в том, что до христианизации Европы и Руси это название носил праздник весеннего равноденствия, но затем слово изменило свой смысл. Кроме того, можно заметить в древнегерманском слове «Эостара» имя другой богини – Эос, олицетворявшей зарю в Древней Греции. Обе они соответствуют одному и тому же протоиндоевропейскому прототипу.

Богиня Остара: светлый образ весны

Остара ассоциировалась у древних германцев с молодой девушкой, еще не ставшей матерью, но уже достаточно созревшей для того, чтобы забеременеть и родить здоровых детей. Она носит венки из весенних цветов и молодых веточек. Перед взором духовидцев богиня часто представала танцующей, веселой и чарующе улыбающейся, хотя могла вдруг нахмуриться или резко опечалиться (в этом случае голубое весеннее небо покрывалось серыми тучами).

Противоречивая богиня Остара

О богине Остаре, по большому счету, известно не так много. Это исключительно англосаксонское божество, не встречающееся в скандинавских текстах, да и в древнеанглийских присутствующее лишь мимоходом (Беда Достопочтенный упоминает его в «De Temporum Rationale»). Из-за скудости сведений о ней некоторые исследователи даже придерживаются точки зрения, что Остара – не богиня вовсе, а всего лишь название праздника равноденствия (Эостре): ее имя складывается из слов «сияние» и «восток».

Выше уже говорилось о сходстве теонимов «Эостре» и «Эос». Чрезвычайно трудно найти топонимы, однозначно связанные с культом этой богини (слово «восток» распространено само по себе). Однако имя Остары присутствует в немецком названии Пасхи, поэтому есть основания предполагать, что в Германии она все-таки почиталась как богиня.

Богиня Остара: светлый образ весны

Поэтому пасхальные обычаи – едва ли не единственный источник сведений о богине Остаре (или нескольких богинях, которым поклонялись в это время). В «Немецкой мифологии» Якоба Гримма утверждается, что она (Эостра) воплощала «растущий свет весны», что представляется вполне разумным, если посмотреть на дату празднования Пасхи.

В день Остары принято было собирать освященную воду (из источников и ручьев, а также росу) – ей приписывались чудодейственные свойства и способность возвращать молодость. В сельской местности в этот день можно было встретить красивых девушек во всем белом, резвящихся в лугах и полях. Гримм приводит и другое распространенное верование: Остерроде, дева в белом, шествует к ручью, неся в руках огромную связку ключей, утром пасхального дня.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

На праздник богини Остары выпекали особые булочки, имеющие форму крестов. Хотя, впрочем, это могло прийти уже из более поздней, христианской традиции. Но выпечка активно использовалась и в большинстве языческих обрядов, а крест мог символизировать как руну Гебо, так и солнечное колесо.

Неизменный пасхальный атрибут – яйца – уходит корнями в глубокую древность, как на континенте, так и на Британских островах. Яйца ассоциируются с началом новой жизни. Присутствует в обрядах, связанных с богиней Остарой, и заяц – живой символ плодовитости. Важное место в различных пасхальных обрядах занимают костры и бдения.

Из этой информации можно сделать вывод, что Остара могла быть богиней чистоты (и освящала воду в природных водоемах), красоты и молодости (представала в образе юной девы), начала новой жизни. Квельдульф Гундарссон считает ее местным вариантом Идунн, одной из скандинавских богинь. Между ними много схожих черт (кроме яблок, являющихся в языческой традиции атрибутом осенних празднеств в честь урожая, а не пасхального дня). Из-за яблок версия об идентичности этих богинь становится маловероятной. Однако и Идунн, и Остара могли воплощать один из образов богини юности и зарождения новой жизни.

Однако в некоторых частях Скандинавии Пасха тоже является временем ведьм, аналогично Вальпургиевой Ночи, которая выполняет эту роль в более южных странах. Так, в южной Швеции верили, что ведьмы в праздник Остары слетаются на гору Blåkulla (а это уже очень близко к шабашу ведьм на горе Брокен в Германии на Вальпургиеву Ночь).

Вероятно, шведы праздновали Вальпургиеву Ночь на Пасху (которая не называлась у них ни Пасхой, ни днем богини Остары), а Остаре поклонялись в другую дату – на праздник «Disting». Так что когда-то чествование Остары и Хольды совпадало: день был посвящен светлой Остаре, а предшествующая ему ночь – мрачной Хольде и ее ведьмам. Хольда символизировала зиму, нападавшую на природу и людей в последний раз перед тем, как уступить место Остаре, приходящей со своими сияющими девами на рассвете и обозначающей начало весны.

Это могло быть отголоском гораздо более древних представлений о битве богини смерти (Хольды) и богини возрождения (Остары). В «Немецкой мифологии» Якоба Гримма есть упоминания о театральных представлениях «ôsterspil», изображавших сражение сил Зимы и Лета. Как правило, это был танец двенадцати мужчин с мечами. В ряде областей Германии приход весны праздновался иначе – люди уничтожали чучело, изображавшее зиму (били или сжигали его на костре).

В более позднее время мотив сражения Хольды и Остары совсем исчез из пасхальных обрядов. Однако мотив перехода главенства от Хольды (богини Йоля, покровительницы домашней работы и женских рукоделий) Остаре (богине весны, сева и начала сельскохозяйственных работ) фактически оставался в быту и практике крестьян. День богини Остары, Пасха, – это момент перехода от работы в помещении к началу посевного сезона, и двойственная символика этого праздника, когда-то включавшего в себя и Вальпургиеву Ночь, оставалась актуальной.

Что символизирует приход богини Остары

Богиня Остара: светлый образ весны

Наступление весны означает, что богиня Остара оказалась в объятиях молодого солнечного бога. В результате этой встречи к зимнему солнцестоянию рождается дитя. В древности Новый год отмечали в праздник Остары. Она олицетворяла начало начал. Весенние изменения в окружающей природе объясняли влиянием этой богини.

Остара – богиня утренней зари, радости, плодородия и жизненной силы. Она пробуждает землю, благословляя ее даром плодородия. Это подобно взрыву энергии после долгого зимнего застоя и спячки.

Молодая богиня, прекрасная лицом, проявляет себя довольно неоднозначно. С одной стороны, она являет собой женское плодородное начало и лунные силы, отвечает за обновление, воскресение к новой жизни, будит все живое и помогает ему развиваться и расти. С другой стороны, богиня Остара является непримиримой воительницей, которая борется со всем отжившим, ненастоящим, бесперспективным. Обе эти стороны ее натуры – и созидательная, и разрушительная – работают на единый замысел.

Богиню Остару символизирует лунный заяц (кролик) – знак растущей луны и постоянного циклического воспроизводства жизни на планете. В одном из мифологических сюжетов богиня, гуляя в лугах, обнаруживает раненую птицу, которую можно спасти только одним способом – превратив в зайца. Она так и поступает, но превращение совершается не полностью: этот заяц продолжает откладывать яйца. С этих пор заяц каждый год благодарит свою спасительницу, одаривая ее украшенными яйцами в день наступления весны.

Богиня Остара: светлый образ весны

День Остары, или праздник весеннего равноденствия, отмечают шумно и радостно. Ведь невозможно не радоваться солнечному теплу, избавлению от зимних морозов и льда, весеннему ветру и появлению первых травинок! Люди стремились к этому дню навести порядок в своих жилищах, а в день праздника разжигали костры и пускали с холмов подожженные колеса, чтобы пламя согрело и очистило землю, уничтожило зло. Также было популярно умывание водой, набранной в особых источниках.

Богиня Остара и ее праздник

Богиня Остара: светлый образ весны

В древности богиню весны Остару почитали в качестве:

Хозяйки семян

В марте начинается подготовка к посевному сезону. Крестьяне именно в этот период проращивают семена и готовят рассаду. Согласно верованиям древних кельтов и германцев, богиня Остара собственноручно наделяла жизненной силой каждое зернышко, прикасаясь к нему.

А вот тех, чей дом Остара не посетила, ожидал неурожай. Чтобы этого избежать, люди всячески приветствовали и задабривали богиню. Чтобы приманить ее в свое жилище, затевали генеральную уборку, пряча и уничтожая все, что ассоциировалось с зимой, и по-весеннему украшая дом.

Покровительница начинаний

Весна – это начало чего-то нового. Кроме наступления нового сезона и подготовки к посевам, богиня Остара могла помочь людям и в их личных делах, особенно тем, кто затевает что-то новое и осмеливается поменять свою жизнь. Поэтому людям, которые планируют переезд, смену работы, освоение новой профессии или открывают собственное дело, Остара покровительствует.

Энергия Остары наполняет не только живую природу, но и души людей. Тому, кто живет в ладу с миром и годовым природным циклом, в период весеннего равноденствия богиня дарует новые возможности для личностного роста, достижения намеченных целей, раскрытия своих талантов и улучшения качества жизни.

Весеннее равноденствие – это символ перемен и развития, пробуждения к новому. И природа, и человек выходят из зимней спячки, вступая в новый период жизни. И если цепляться за отжившее, оставаться на месте и не стремиться к саморазвитию, то легко окажешься вытесненным из привычной среды и потеряешь все то, что имеешь.

Праздник богини Остары – это прекрасное время для открытий, свершений и дерзких замыслов. Он отделяет зиму от весны, обозначая момент, когда собственное будущее находится в руках каждого человека, который осмелится им управлять.

Все, что касается ритуалов различных праздников, вы можете найти в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Богиня Остара: светлый образ весны
263263 показа
1.4K1.4K открытий
Начать дискуссию