Создание отдела Customer Success Management
Почему мы ходим в рестораны, потому что получаем атмосферу, сервис, качество!
Здравствуйте, коллеги
Расскажу о том как я выстроил процесс #Success_Management с нуля в одной из телеком компании.
Так сказать заглянем под «капот» данного процесса.
1) Создание документации (регламенты и стандарты работы)
- ITILv3, часть из открытых Best Practice по Гайдам иностранных компаний
- ISO 9001:2008 (стандарты качества)
- COPC Family of Standards — американский стандарт. Отражает интересы бизнеса.
С руководством было заключено устное соглашение — Работаем не по KPI (хотя он тоже был, как точка безубыточности для бизнеса, как говорится любой коммерческий отдел живет по плану, который надо выполнять), а OKR.
Сильные OKR содержат, так называемые, парные ключевые результаты 👯♀, то есть в них одновременно присутствуют key results, как по количеству, так и по качеству.
Именно наличие парных ключевых результатов защищает от эпичных провалов, когда в погоне за метриками страдает качество 🧨.
2) Инструменты для хранения и обработки созданной информации:
Необходимо было выбрать систему удовлетворяющую специфики отдела:
- Командная работа (канбан, инструмент для таймменеджмента)
- Замер метрик качественного анализа (метрик лояльности)
- CRM (мы еще и отдел продаж + аккаунтинг)
- Внутренняя Wiki для быстрого доступа к информации
- Интеграция с общей корпаратиной CRM и Servicedesk системой.
Ресерч систем выявил следующих производителей: Birix24, Terrasoft (Creatio), мегаплан, Trello (c надстройкой Confluence).
Мой выбор пал на два из них.
Выделю 2 лучших для процесса CSM:
🏆 Teraform. Имеет персонализированный модуль под CSM. Минус очень дорогая.
🥈 Bitrix24. Дает возможность гибкой настройки возможности работать с командой, также оценил наличие аналога Wiki (там можно хранить описательную часть регламентов и FAQ) , а также есть модуль по определению NPS. Минус — сильно перегружена. Необходимо время на то, чтобы настроить ее под себя.
После того как с инструментами обозначились
3) Заносим метрики оценки эффективности отдела и создаем дашборд в Excel для онлайн трекинга изменений (насколько это возможно) .
Трекинг проводится по методу 360 и 30/60/90:
Количественные (исходные данные берутся у аналитиков ежемесячно) :
- MRR
- ARPPU
- Churn/Churn Rate
- LTV
- GRR
MRR — повторяющийся месячный доход (по сути выручка). Нам необходимо для следующих активностей: Финансовый прогноз и планирование и Измерение роста
ARPPU — cредний чек на одного платящего клиента. CSM работает преимущественно с C2 конверсией.
Churn — отток. Важнейшая метрика для CSM.
Здесь важен не только сам отток клиента, но и отток денег Churn Rate, т. к отток из Low Touch может быть и нормой и не оказывать сильного влияния на бизнес, а отток из High Touch ведет к потерям. В связи с этим важно замерять не только Churn (шт/%) , но и Churn Rate оказывающий влияние на прибыль компании. Тренд Churn Rate всегда должен быть положителен по отношению к затратам компании.
LTV — срок жизни клиента. Прямое влияние на деньги больше использует услуги больше несет прибыли, но также и влияет на качественные метрики типа NPS (об этом ниже).
GRR — коэффициент удержания клиента. На мой взгляд показатель факультативный, т.к больше показывает эффективность работы CSM. Может закладываться в расчёт KPI сотрудника.
Качественные метрики (метрики настроения) .
Анализ проводиться по JTBD интервью one-to-one с заказчиком. Также пробовал сделать опрос через скрипт в telegramm, но на второй месяц интерес у клиентов спал.
- NPS
- CSAT
- CSI
Все эти метрики указывают на то как клиенту комфортно пользоваться сервисом, на сколько он готов оплачивать новые услуги и показывают в целом уровень доверия и продления LTV и уменьшения Churn.
Кстати, о доверии, коллеги по PR меня поддержат, что доверие формирует не только отдел CSM и R&D, но и репутация и медийность компании, на сколько люди работающие в ней успешны сами и несут этот в клиента.
4) Сегментируем базу по стандартам CSM.
Метрика сегментации — средний чек платящего клиента (ARPPU)
- Low Touch. Работа с данным сегментом отправляется
в FAQ, ведущая на сайт компании.
- Middle Touch. Специалист CSM привлекается в
тех случаях, когда надо работать на опережение,
например информирование о новом продукте/фиче,
решение сложных или конфликтных ситуаций.
CSM решает задачи преимущественно на уровне
CustDev и взращивание клиента до уровня High.
- High Touch. Специалист полностью погружен в
работу с клиентом типа one-to-one.
5) Создаем Mutuel Success Plan для презентации стейкхолдерам компании.
Основа, которой — карта здоровья клиента и Road Map по новым услугам/фичам получаемым от R&D.
6) Поднятие значимости отдела в рамках корпарации.
Взаимодействие с ключевыми стейкхолдерами отделов (выставлены по приоритизации к отделу CSM):
- Support (самый важный)
- R&D
- Маркетинг
- Sales/CSM (один отдел). Когда начинал и маркетинг, тоже был «одной семьей»
- PR
- Юр. отдел/СБ
7) Подключение к единому Voice of Tone компании.
8) Подключение к общим нотациям/доскам — Product Owner и PM для составление бэклога, а также предложений по его приоритезации.
- Синхронизация (R&D (трелло, notions, Slack) , CSM (telegramm, whatsAPP, Skype for Business, Bitrix24). Для этого CSM дублировал информацию.
- Подключение к sprint
9) Написание Success Story с компаниями-клиентами. Цель: повысить NPS => LTV => Churn↘ => ARPPU сегмента растет ✈ => CSM план выполняет. 🔥
Отдел создавался в рамках одного-двух человек на старте с дальнейшим масштабированием, как по горизонтали, так и по вертикали.