Психика кажется похожей на компьютер: есть мозг с его нейронными связями, а есть информация и навыки, которые базируются на этих связях. И если так, появляется соблазн «инсталлировать» в мозг побольше всякой полезной информации и навыков, чтобы стать суперкомпьютером.
Как человеку, не имеющему психологического образования и не обладающему специальными знаниями, отличить манипуляцию от здоровой коммуникации?
Как вы думаете, есть ли универсальные ответы на критические замечания и трудные вопросы от клиента? Так, чтобы можно было их зазубрить и использовать со всеми? Лично я не думаю, что они существуют. Это связано с субъективными барьерами коммуникаций, о которых я хочу вам напомнить.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «презентация»? Наверняка вы дадите ответы, так или иначе связанные с визуализацией: слаиды, экран, проектор, PowerPoint, анимация, схемы, диаграммы.
Прежде чем принимать решение, нужно понимать, какую цель мы преследуем, чего именно хотим достичь. В действительности, даже если вы просто осознаете, зачем вы совершаете те или иные действия, это уже делает их более эффективными и помогает не совершать лишних усилий. Хуже всего — делать что-то, не задумываясь о причинах собственных действий.
В классической риторике подготовка публичного выступления подчинена четким законам и проходит четыре стадии.
Около 90% участников моих тренингов признают, что они часто испытывают трудности в решении конфликтов с клиентами. «Да, мы понимаем, что нужно держать себя в руках, да, мы понимаем, каковы технологии управления конфликтными ситуациями. Но как реагировать, когда раздраженные клиенты разговаривают на повышенных тонах, а иногда даже кричат и оскорбляю…
Можно ли руководителю манипулировать сотрудниками? И вообще, является ли управление манипуляцией в принципе? Это стало вечной загадкой… И, как полагается, мнения людей разделились на два лагеря. Как всегда, дьявол кроется в деталях, потому что ответ на вопрос зависит от самой дефиниции, от понятия, в которое мы вкладываем термин «манипуляция». Суще…
Всем знакомо чувство дискомфорта, когда незнакомый человек подходит слишком близко и хочется сделать шаг назад, чтобы восстановить «безопасное» расстояние?
Уловки, связанные с предметом обсуждения, разнообразны. Иногда манипулятор сужает или расширяет тематическое поле тезиса в зависимости от того, чтo ему выгодно для победы в переговорной ситуации. Чаще всего хитрый полемист старается расширять тезис оппонента, чтобы его было легко опровергать, а свои тезис — наоборот, сузить, чтобы его было проще за…
Вот уже много сотен лет существуют и не меняются главные законы аргументации. Их знание и повторение о-бя-за-тель-но для тех, кто хочет красиво и грамотно убеждать других в своей правоте. Поэтому предлагаю вспомнить основные требования к аргументам.