Voice of the Customer: зачем он диджитал-продуктам и технологическим стартапам

На примере стартапа «Манго Иншуринг».

«Манго Иншуринг» — insurtech-стартап. Мы страховали детей, квартиры, питомцев, на лето запускали страхование от самокатов, для самозанятых таксистов придумали страхование на случай болезни или травмы. У нас была цель — создать такой сервис, который скажет человеку: «Не тревожься, я рядом, я поддержу тебя эмоционально и помогу финансово».

Но была одна загвоздка.

В России к страховым доверие подорвано — люди часто сталкиваются с плохим опытом и обманутыми ожиданиями. Мы хотели это изменить с помощью технологий, современного подхода к продукту и отношения к действующим и потенциальным клиентам. Тут нам и пришёл на помощь VOC.

Что такое Voice of Customer

Voice of the Customer, или голос клиента, — метод, который позволяет собрать, исследовать и понять ожидания пользователей. Подход предполагает работу со всеми доступными источниками и каналами сбора клиентского фидбека, чтобы обратная связь поступала своевременно (и не только по запросу), а результаты были точнее. Компаниям, в которых распространена практика проведения пользовательских исследований, VOC помогает расширить возможности по сбору обратной связи, используя по максимуму доступные точки взаимодействия с клиентом.

Tech-стартапы и компании с диджитал-продуктами внедряют VOC по двум причинам:

1. Сократить дистанцию между пользователями и командами, которые эти продукты создают, развивают, продвигают и обслуживают.

2. Нащупать product-market-fit и двигаться вперёд, когда продукт новый и примеров или аналогов на рынке нет.

VOC охватывает всё, что пользователи пишут о продукте или бренде, и помогает сблизить ожидания клиентов с реальным опытом взаимодействия

Почему мы решили внедрить VOC в «Манго Иншуринг»

Проблем было немного, но все они влияли на команду, продукт, отзывы и опыт клиентов.

📉 Продуктовые команды не могли договориться о том, какие гипотезы важнее и почему.

📉 Служба поддержки приходила с вопросами, ответы на которые не знали разработчики, маркетологи и продуктовые менеджеры. Причём часто у разных клиентов были одни и те же вопросы.

📉 На лендингах мы уверенно рассказывали о продукте и его конкурентных преимуществах, но на деле получали негативные отзывы и отток клиентов.

Типичный отзыв о нашей компании в то время
Типичный отзыв о нашей компании в то время

📉 Следили за упоминаниями нашей компании, но не улучшали продукты, не «слышали» клиентов.

Мы собирали мнения о нашем бренде и продуктах с помощью платформы мониторинга и аналитики диджитал-медиа «YouScan». Это помогало лучше понимать, как воспринимают бренд, предложение, продукт и с какими проблемами сталкиваются действующие и потенциальные клиенты. Но мы не делали для клиентов главного — не учитывали их мнения и развивали продукт так, как виделось нам

Когда ещё необходим VOC:

  • вы постоянно изменяете продукт или его составляющие, но результатов для бизнеса это не приносит;
  • вы вкладываете деньги в продвижение и рассказываете о своих преимуществах, но количество плохих отзывов растёт, а новых клиентов нет;
  • приоритизация продуктовых и маркетинговых гипотез решается на камень-ножницы-бумага или потому, что «так сказал ____» (подставить имя :);
  • в диджитал-мире о вас говорят, что вам важен лишь заработок, а не клиенты;
  • вы знаете о проблемных точках во взаимодействии пользователей с продуктом, но не понимаете, с чего начать.

Как мы убеждали стейкхолдеров в необходимости VOC

Нам нужны были главные ресурсы компании: деньги и люди. Просто так их никто бы не дал — надо было защитить идею.

Шаг 0. Заручились поддержкой коллег. Важно, чтобы была группа поддержки — одному сложнее.

Шаг 1. Указали на проблемы. Проблемы я описала выше.

Шаг 2. Обосновали, зачем нам VOC. Плюсов у подхода действительно много, и они как раз закрывали наши проблемы.

Что помогает сделать VOC:

  • определить ключевые преимущества продукта и развивать именно их;
  • принимать стратегические решения с учётом мнения клиентов и быть готовыми к их реакции;
  • определить с помощью фидбека клиентов, что нужно изменить в продукте или процессах;
  • создать ядро лояльных клиентов, которые готовы не только пользоваться продуктом, но и экономить вам деньги на бренд-активности, рекомендуя продукт и привлекая новых клиентов с помощью сарафанного радио и реферальной программы;
  • повлиять на ключевые для продукта и компании метрики. Например, количество активных клиентов, выручку, уровень удержания;
  • скорректировать систему генерации и приоритизации продуктовых и маркетинговых гипотез;
  • скорректировать маркетинговую и коммуникационную стратегию так, чтобы наши активности находили у клиентов отлкик;
  • сплотить команду вокруг реальных вызовов и возможностей, а не гипотетических.

Основная ценность подхода — возможность сблизить ожидания и цели продукта и компании с ожиданиями и целями клиентов

Шаг 3. Предоставили доказательства, что VOC работает. Тут отлично подошло исследование Bain & Company «Как добиться реального роста за счёт клиентов» . Оно подтверждает, что компании намного выше оценивают свой продукт, чем их клиенты. Цитата из исследования: «80 % компаний считают, что клиенты в восторге от продукта. Мы опросили клиентов, и они сказали, что только 8 % компаний действительно их устраивают» 🤷🏼‍♀

Ещё можно показать примеры внедрения VOC в других компаниях из вашей ниши: как внедряли, зачем, сколько времени, денег, людей понадобилось и чего добились. В России в нашей нише нет примеров полностью подходящих под наш кейс и потребности, так что мы этого не делали, — нам хватило исследования.

Шаг 4. Распределили роли и зоны ответственности, оценили ресурсы и разложили процесс на этапы. Сразу установили правило — переходим на следующий этап, только если достигли промежуточных целей на этом этапе. Так эксперимент становится управляемым.

Шаг 5. Протестировали процесс от начала и до конца на одном формате. Мы тестировали на онлайн-интервью с клиентами. Это позволило увидеть первые результаты, соотнести их с поставленными целями и оценить затрачиваемые ресурсы.

В «Манго» приветствовали эксперименты по решению проблем и поиску точек роста, так что этап защиты прошёл скромно, и мы почти сразу перешли к планированию. Но это исключение из правил, и обычно этот этап всё же более формализован.

Кто участвовал в введении нового подхода

Все, хотя сначала команда разделилась: одни поддерживали идею, другие уверяли — нельзя уравнивать мнение клиентов с экспертизой сотрудников, например, продуктовых менеджеров. Справедливо, но мы всё-таки решили попробовать и в разной степени подключали к процессу практически всех: продуктовых менеджеров, копирайтеров, ребят из службы поддержки, дизайнеров и маркетологов. На каждом этапе мы привлекали разных людей — это помогало понять, что у нас получилось, что ещё стоит доработать, а ребята видели успешные кейсы и брали подход на вооружение.

Со временем все в команде оценили новый подход и стали приходить с запросами на сбор обратной связи и формулировать на её основе рабочие гипотезы. Так, практически в каждой команде были ребята, который отвечали за какой-то элемент VOC, и позволяли голосу клиента звучать громче, а продукту и компании получать от этого пользу.

Если бы мы были крупной компанией, всё выглядело бы иначе — там есть возможность выделить больше ресурсов и собрать команду с отдельными целями, метриками, задачами и ритуалами. Например, вы можете получать от вашего Customer Voice Manager/Customer Happiness Manager письмо с ежемесячным апдейтом по нескольким пунктам:

  • текущий уровень удовлетворённости клиентов (NPS, CES, CSAT);
  • существенные изменения в оценках и их анализ;
  • клиентские тренды, появившиеся в этом месяце;
  • результаты проведённых исследований и опросов;
  • цитаты клиентов;
  • текущие цели и прогресс по ним;
  • планы по улучшению и ответственные.

Увы, у нас такой возможности не было.

Какие ставили цели и метрики по ним

Целей было всего три:

🎯 Устранить разрыв между ожиданиями от взаимодействия с продуктом и реальностью.

Метрики: снижение оттока клиентов и рост рейтинга на площадках-отзовиках и в сторах.

🎯 Снизить количество запросов в службу поддержки с одинаковыми проблемами и ускорить реакцию продуктовых, маркетинговых команд и разработки.

Метрики: снижение доли типовых обращений в поддержку.

🎯 Запустить простой и понятный процесс приоритезации гипотез.

Метрики: сокращение срока приоритизации гипотез и наращивание confidence тестируемых гипотез.

Позднее появились дополнительные цели и метрики, которые мы достигали с помощью VOC. Например, добавилась цель снизить отток клиентов по страхованию для домашних животных, у которых не происходило страхового случая. Спойлер: мы её выполнили.

Как выглядел весь процесс

Внедрять VOC мы начали с продукта «Страхование домашних животных», потому что был отток клиентов и не было перспективных гипотез по улучшению продукта.

Шаг 1. Сформулировали проблемы, определили форматы и точки сбора обратной связи:

  • онлайн-интервью с клиентами;
  • опросы в соцсетях;
  • опросы в почтовых рассылках или пуш-уведомлениях;
  • опросы на сайте и в мобильном приложении в момент взаимодействия с продуктом;
  • формы обратной связи, встроенные в письмо;
  • комментарии о продукте на площадках-отзовиках и в сторах;
  • диджитал-чат.

Мы решили начать с онлайн-интервью с клиентами — у нас были ресурсы и процессы. Следом мы запустили опросы в почтовых рассылках, внедрили работу с комментариями в сторах, социальных сетях, отзовиках и измерили NPS.

Шаг 2. Провели интервью. Мы выделили главный сегмент: те, кто был с нами более трёх месяцев и не обращался за выплатой. Такие клиенты уже достаточно хорошо знакомы с продуктом и могут дать конкретную обратную связь.

Для проведения интервью и анализа данных могут подойти различные фреймворки. Например, JTBD и CJM или их сочетание. Мы использовали оба.

Синий текст — ожидания людей от опыта наличия домашнего питомца. Буллиты — их цитаты. От этого мы отталкивались, когда генерировали гипотезы
Синий текст — ожидания людей от опыта наличия домашнего питомца. Буллиты — их цитаты. От этого мы отталкивались, когда генерировали гипотезы

Ещё мы хотели понять, чем хозяева домашних животных пользуются, как заботятся о питомцах и что хотят видеть в нашем продукте.

Карта с конкретными запросами хозяев домашних животных
Карта с конкретными запросами хозяев домашних животных

Шаг 3. Стали работать с комментариями в социальных сетях, в Apple Store и Google Play (и вам советуем). Мы уже работали с сайтами-отзовиками, но, кроме специфичной для страхования темы выплат, нам было важно определить ожидания, потребности и разочарования от самого продукта. Так мы быстрее поняли, что нужно доработать.

Шаг 4. Запустили опросы в рассылке и встроили в письма форму обратной связи.

<p>Опрос в письме</p>

Опрос в письме

Форма для получения обратной связи в письме
Форма для получения обратной связи в письме

Мы замеряли реакции на письма — 87 % были положительные. Самое главное — мы получали ценные комментарии, замечания и предложения.

Шаг 4. Измерили NPS. Эта метрик показывает, как клиенты относятся к компании. Мы сделали email-рассылку с опросом и получили 500 ответов. Это помогло увидеть, где мы предвосхищаем ожидания клиентов и где ещё стоит поработать.

Voice of the Customer: зачем он диджитал-продуктам и технологическим стартапам
Voice of the Customer: зачем он диджитал-продуктам и технологическим стартапам

Собирая обратную связь из разных каналов, мы обратили внимание на специфические слова и выражения клиентов:

  • пёсоматери;
  • ветеринарка;
  • она у меня — переживательный пирожок;
  • всю жизнь хотела собаку, но родители твёрдо убедили — я не буду с ней гулять, она мне надоест, я не буду о ней заботиться. Мне очень долго казалось, что мне нельзя собаку, а потом оказалось, что вообще-то можно;
  • если он заболеет, деньги — это последнее, о чём я буду думать;
  • когда вырастешь, сама заведёшь.

Словарь научил и вдохновил нас говорить с клиентами на одном языке во всех коммуникациях: от социальных сетей до сайта. Тогда же заменили все неэффективные коммуникации на лендингах и в рекламе, и расходы на привлечение сократились на 17 %.

Шаг 5. Показали результаты, инсайты и идеи команде с надеждой, что вот сейчас всё заработает… но не увидели никаких изменений :(

Шаг 6. Перешли от клиентских инсайтов к формулированию гипотез и проверке. Мы внедрили в работу креативные сессии: на основе полученных данных участники обменивались мыслями и формировали гипотезы о том, как мы можем помочь клиентам и приблизиться к их ожиданиям. Это помогло раскачать процесс, и перевести полученные данные в плоскость гипотез и экспериментов.

Шаг 7. Стали внедрять изменения в продукт и процессы. Новвоведения, которые появились благодаря протестированным гипотезам:

  • добавили скидки от партнёров: ветклиники, магазины для животных, груминг, сервисы выгула и передержки;
  • включили в подписку набор обучающих видео о здоровье, воспитании и гигиене питомцев;
  • запустили календарь прививок.

Что изменилось после внедрения VOC

✅ Устранили разрыв между ожиданиями от взаимодействия с продуктом и реальностью.

Отток клиентов снизился на 35 %. Это подтверждает — людям с нами спокойно и комфортно, наш продукт приносит им пользу.

✅ Снизили в два раза количество запросов в службу поддержки с одинаковыми проблемам и ускорили реакцию продуктовых, маркетинговых команд и разработки.

Ребята из службы поддержки активнее вовлекались и делились возникающими клиентскими проблемами. На ежемесячных апдейтах или планинге продуктовых команд озвучивали проблемы клиентов, и другие команды сразу брали это в работу.

✅ Запустили простой и понятный процесс приоритезации гипотез.

Мы ускорили процесс генерации и приоритизации гипотез с недели до одного дня и начали работать по методологии ICE — по ней мы давали больший вес и уверенность в результате тем идеям, которые подтверждались фидбеком клиентов и клиентскими исследованиями.

<p>Тестировали идеи с confidence от 1 минимум. Скрин из рабочего пространства команды</p>

Тестировали идеи с confidence от 1 минимум. Скрин из рабочего пространства команды

В процессе возник новый вызов: перейти на автоматический режими или остановиться на ручном. Мы выбрали второй вариант. Если вам необходимо перейти в автоматический режим, существуют специальные VOC решения и платформы. Например, NICE Satmetrix, Medallia, Foresee.

Сколько времени ушло на отлаживание всех процессов и внедрение VOC

В целом на всё про всё ушло полгода. Мы двигались поэтапно, на ходу отлаживали и решали возникающие вопросы. При этом каждый из форматов начинал работать на пользу уже после внедрения, а все последующие расширяли возможности и усиливали эффект предыдущих. Иногда после внедрения нового элемента мы обнаруживали дополнительные преимущества. Например, мы собирали обратную связь, а вместе с ней — словарь, который использовали во всех коммуникациях, и который помог нам стать ближе к клиентам.

Советы диджитал-компаниям, которые только внедряют VOC

После доработок в продукте или процессах, расскажите о проделанной работе в социальных сетях, e-mail рассылках, на сайте и в других точках соприкосновения. Так люди увидят, что вы их слышите и готовы ради них становиться лучше.

Voice of the Customer: зачем он диджитал-продуктам и технологическим стартапам

История 👇🏻

Как-то раз мы собрали обратную связь о нашем приложении из разных точек взаимодействия с клиентами и получили много плохих отзывов.

<p>Из 8 отзывов — 5 про приложение</p>

Из 8 отзывов — 5 про приложение

Мы обновили приложение и отослали письмо клиентам рассказали об изменениях, причинах изменений, поблагодарили за комментарии и обратную связь и вставили мини-опрос. В ответ на письмо мы собрали много положительных отзывов и заодно узнали о паре мелких багов :)

Письмо отправили одновременно с релизом приложения
Письмо отправили одновременно с релизом приложения
Фидбек на обновленное приложение
Фидбек на обновленное приложение

На этом всё :)

66
6 комментариев

Как круто и детально все описано! Клевый опыт!

3
Ответить

Спасибо за обратную связь, Антон!

Ответить

Спасибо большое! Хотелось бы тоже как-нибудь получить от клиентов что-то наподобие фидбека на последнее обновление)
Я, когда внедрял NPS у себя, правда думал что ниже 70-80 уже плохо, стремимся поэтому все время к этим цифрам командой

1
Ответить

У нас в Манго была подписная модель, 70 процентов - это достаточно высокий уровень для подписных сервисов. А сколько у вас был, Никита?

Ответить

В эпоху книжек и статей от «теоретиков маркетологов» которые учат «ЧТО надо делать» статья даёт ответ на вопрос «КАК это сделать». Единственное, что мне не хватило это реальных цифр по бюджету, данного кейса, чтобы оценить возможность внедрения VOC в нашей компании.
Спасибо! 👍🏻👍🏻👍🏻

1
Ответить

Супер! Диана, молодец!!

1
Ответить