Угадайте, зачем в корпусе столько круглых отверстий?

Думаете это пазы для вёсел, как на венецианских галерах? Или бойницы для орудий, как у военных кораблей?
Думаете это пазы для вёсел, как на венецианских галерах? Или бойницы для орудий, как у военных кораблей?

На самом деле это отверстия для подачи воздуха в гибкое ограждение судна, или по другому – в воздушную подушку будущего катера-амфибии.

Давайте поближе познакомимся с транспортными средствами на воздушной подушке. Поможет нам в этом разработчик ­– руководитель специализированной фирмы по производству катеров «Магия Технологии» Игорь Харитонов.

Игорь, расскажите о таких экзотических транспортных средствах, как суда на воздушной подушке (СВП).

– Не соглашусь, что это редкость – в США серийно производят разнообразные модели для туристов, для служб спасения, для рыбаков и т.д. У нас тоже есть – для МЧС на северных реках. Без них, например, Якутску не обойтись при круглогодичной доставке пассажиров из аэропорта, если нет моста через Лену.

· У всех СВП много недостатков. Стоят они дорого, при этом прожорливы по топливу, очень шумят и запросто могут «сесть на пузо» при наезде на препятствие (на большой камень или пенёк).

· С другой стороны, там, где ни авто не проедет, ни лодка не пройдёт, то есть для езды по мелководью и когда по пути чередуются разные типы поверхности – лучшего транспорта не найти. Благодаря мультифункциональности такие катера пришлись по душе и военным, и спасателям и просто любителям активного отдыха – для рыбалки, охоты и прогулок по дикой природе.

Игорь Харитонов, главный конструктор
Игорь Харитонов, главный конструктор

– Говорят, вы в своих концептах нашли оригинальные решения как избавиться сразу от всех недостатков, сохраняя все достоинства СВП. Поделитесь с нами!

– Прежде всего мы избавились от дороговизны. Наши модели выглядят как Роллс-Ройс, но сделаны из прочной стеклоткани, то есть весят намного меньше, а значит потребляют меньше топлива. Плюс, мы тщательно отобрали правильные двигатели китайского производства, они хороши, но по цене не кусаются.

Акустическую проблему решили разработкой новых винтов, которые сами гасят звук. Помогли знания по системам аэродинамики, в итоге наш винт шумит не громче автомобиля.

Особенности движения судов на воздушной подушке таковы, что встречающиеся на пути подтопленные деревья и острые кромки льда действительно могут порвать гибкое ограждение и посадить машину на днище. Чтобы этого не случилось, мы разработали особую конструкцию гибкого ограждения из отдельных секций, что позволяет удерживает воздух под днищем даже после прорыва, то есть всегда можно продолжать движение и доехать до места назначения, а затем быстро произвести ремонт. Это всё увеличивает срок службы подушки, что в конечном счете снижает стоимость эксплуатации.

Коллеги из Астрахани испытывают аналогичный катер на воздушной подушке

– Игорь, расскажите подробнее о ваших концептах судов на воздушной подушке.

– Нами разработаны две разные модели:

· Первый вариант – это легкий, маневренный, экономичный катер на воздушной подушке для двоих. Из серии «сел и поехал на рыбалку». Длина 3,5 метра, вес ок. 120 кг, мощность мотора 30 л.с. Как у вас в заголовке – джип-амфибия, открытый, без крыши, но с тентом. Пройдет по любому болоту, а по цене дешевле, чем квадроцикл и лодка с мотором вместе взятые.

· Второй проект – круизный катер на воздушной подушке, он как комфортный лимузин с крышей и дополнительной звуко-защитой, рассчитанный на 5 человек. Его длина 5 метров, ширина 2 метра, он без проблем развивает скорость по любой поверхности около 150 км.час. С системой управления справится даже ребёнок – электронная гидравлика, позволяющая чувствовать себя абсолютно безопасно. Для такого судна было бы достаточно мотора в 120 л.с. но установленный с запасом мощности двигатель в 200 л.с. позволяет преодолевать препятствия и на земле подъемы даже в 30 градусов.

Обе эти модели прекрасно себя чувствуют в условиях отсутствия транспортной инфраструктуры и круглогодично, их можно использовать в том числе и на переправах между берегами рек, в качестве такси высокой проходимости для сообщения с удаленными населенными пунктами. Кроме того, подобная техника традиционно пользуется спросом у для сотрудников Службы природопользования, Рыбнадзора, МЧС, Минобороны и ВМФ— например, для патрулирования пограничных территорий, включающих в себя зоны с открытой водой и пересеченной местности.

Вкратце о принципах работы

СВП - судно, приподнимающееся над поверхностью воды нагнетаемым под днище воздухом. Конструкция предложена в 1716-м году шведским ученым Э. Сведенборгом.

Воздушная подушка позволяет судну приподнимать его над поверхностью воды или земли. Чем выше - тем меньше обладатель такого средства может задумываться о поверхности под ним.

Схема судна на воздушной подушке
Схема судна на воздушной подушке

При запуске работы СВП, силовая установка с винтами интенсивно нагнетают воздух под днище аппарата, создавая при этом под аппаратом область давления выше атмосферного. Единственный выход для нагнетаемого воздуха — поднять целиком весь аппарат и пройти под гибким ограждением.

Судно начинает приподниматься над землей, при этом гибкое ограждение помогает сформировать плотную подушку, чтобы воздух не распускался из-под днища. Судно начинает парить над поверхностью, поэтому при движении ему не нужно бороться с трением. За счет этого судно с легкостью передвигается по любым типам местности, но лучше всего, всё же по воде. Движение и торможение регулируются направлением потоков воздуха.

22
Начать дискуссию