{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Жизненный путь

Жизнь и смерть

История страха смерти

Страх перед смертью – обычное явление для каждого человека. Он присущ нам, нашей природе. Образование этого вездесущего тремора, появляющегося даже перед предметами, отдалённо напоминающими нам о нашей смертности, о конечности нашей жизни, которая может испариться как мираж в любой момент и не оставить после себя ничего от прежних нас, можно объяснить более рациональным языком.

Этот страх воплощает в себе с другой стороны стремление к жизни, однако является нам как тёмная сторона последнего. Но появился он вместе с развитой нервной системой, которая, находясь внутри особи, воздействовала на его тело согласно инстинктам, главным из которых конечно же является инстинкт самосохранения. Все эти приблуды появились с эволюцией жизни как фактор, продлевающий существование индивида, носящего его в себе и, следовательно, повышающего вероятность этого индивида к размножению, ну а далее всё дело рук чистой биологии и в частности генетики. Первые движения организмов против смерти - это даже стрекательные клетки у медуз (одних из древнейших организмов на Земле, а так же прародителей нервной системы), которые реагировали на потенциальную добычу, заставляя щупальце выпускать яд и тем самым обеспечивать медузу едой, а значит и выживанием.

Это есть выраженное в действии стремление к жизни, но всё же страхом перед смертью это не назвать. Причём я не начал слишком рано, рассматривая каких-нибудь амёб, поскольку они не совершали именно движений к жизни, всё их существование сводилось к поглощению органических частиц, которые, дрейфуя в жидкости, сами попадали в тело амёбы, а вот движения инфузорий их жгутиками уже выражает стремление к выживанию. Это кажется не слишком весомым выводом, но я бы на месте критика подумал бы о том, что бы он сказал, когда например огородил бы парочку инфузорий от питательной среды и наблюдал бы за их плаваньем в оставленном им пространстве в отчаянных и бесплодных поисках пищи, необходимой для их существования.

Эти простейшие существа тем не менее прикладывают чёткие и активные действия к тому, чтобы выжить. Что, если на самом деле и они способны чувствовать страх перед смертью, только теми органами, которые мы пока не обнаружили? По крайней мере существа, появившиеся после медуз, полностью способны на это. Те, которые уплывали от хищника, прятались в кораллах, а потом в первобытных лесах, убегали от резких звуков, взлетали в небо и вздымали свои иголки. Этот бессмертный инстинкт стал во главе всей жизни и вёл её к сохранению себя. Все организмы стали с животным диким желанием стремиться к выживанию любым путём. Звери бились за пищу, за безопасную территорию, создавали всё новые биологические приспособления для избежания опасности и обеспечения выживания своему телу.

Смерть для человека

Но само собой у человека этот, как и многие другие природные аспекты, выразились через призму цивилизации в самые вычурные формы. Мы освоили земледелие и животноводство, чтобы не умереть от голода в тяжёлые времена, научились шить одежду, чтобы не окоченеть, мы создали государство, чтобы обеспечить безопасность и наиболее возможное выживание как можно большему числу других таких же людей как мы. Безмерное желание жить пропитывает нас изнутри и мы всем своим нутром пытаемся ухватиться за каждый возможный шанс на жизнь и её утверждение.

Никто из живых людей никогда не видел истинной смерти, мы не имеем понятия о том, что ждёт нас после смерти. А если сказать вернее, мы знаем, но не можем это уместить в своём скудном представлении саму смерть. Ведь вся наша фантазия, как бы ни были широки её границы, всё ещё базируется на нашем опыте и на самом деле не может принципиально вырваться из его рамок. Свобода фантазии в реальности мнимая и ограниченная, она только со стороны представляется свободным полётом разума. Мы видим всевозможные проявления фантазии в искусстве и культуре, и каждый раз проявления этих направлений поражают и удивляют: несовместимые образы, игра цветов и оттенков. Создаётся ощущение, что широкий взгляд человеческой фантазии может прозреть сквозь самые недоступные обычному глазу места Вселенной.

Но смерть всё расставляет на свои места и становится ясно – фантазия имеет фундаментальной основой наш эмпирический опыт и ничего дальше него она не видит. Ведь никто и никогда не воскресал после умирания и не мог передать и выразить опыт полноценной смерти. И поэтому мы просто не можем представить себе, что будет с нами после смерти. Клиническая смерть не в счёт, это лишь состояние, содержащее слово «смерть», при котором выражаются всего несколько параметров, характерных для истинной смерти (в том числе остановка сердцебиения и угнетение деятельности головного мозга). Хотя человечество, к своей чести, не оставляет пусть и тщетных, но всё же искренних попыток познать смерть.

Религиозный взгляд на смерть

Чего стоят только религиозные трактовки жизни после смерти. Две крупнейшие мировые конфессии в один голос диктуют рай и ад. Эдакие волшебные миры, где в первом вас ждёт вечное блаженство, а во втором не менее вечные страдания. Вот только все эти люди даже сами не понимают, что значит их «вечность» и не могут представить её себе, ведь человек никогда не сталкивается с истинной бесконечностью (в частности – вечностью) в своей вполне конечной жизни. С нашей точки зрения рай и ад вообще выглядят скорее как занимательные сказки, потому что каждый их аспект не выдерживает критики. Как возможно вечное блаженство, если человеку рано или поздно всё надоедает, даже сама жизнь? С другой стороны, как возможны вечные страдания, если человек привыкает ко всему, даже к неутолимой боли?

Конечно, любой верующий человек, обладающий мало-мальской способностью к ведению дискуссии начнёт возмущённо уверять вас, что вы просто не можете воспринять то, что с вами будет после смерти и это вне вашего понимания, оно подвластно лишь Богу. И данные слова могут вызывать только снисходительную улыбку, поскольку именно эту отмазку, опирающуюся на неполноту эмпирического опыта можно ровно так же обернуть и против них самих, хотя бы предыдущим тезисом о вечности. Они так же, как и остальные говорят о том, чего не понимают и в контексте их непонимания все их доводы теряют остатки здравого смысла.

Буддизм напополам с индуизмом предлагают перерождение, реинкарнацию. Причём, иногда не в теле человека, а в том объекте, которого ты заслужил своей предыдущей жизнью: это может быть хоть муравей, хоть цветок, хоть облако. Красиво, но всё также тщетны их попытки описать трансцендентные явления, то есть неподвластные осмыслению для человека.

В этих моделях яснее всего выражаются цели любой конфессии – направить на путь в жизни, мотивируя его положением после смерти. Христианство заявляет праведную жизнь, полную лишений и запретов сейчас, предлагая за это «вечное» благо потом, в загробной жизни. Учение Будды Гаутамы в свою очередь подталкивает жить в отречении эту жизнь, чтобы получить достойную реинкарнацию, и в конце цикла перерождений - нирвану (после которой человек уже вырывается из этого цикла и обретает «вечный» покой). И это вполне наглядные и неприкрытые манипуляции, но ведь много людей верят в эти догмы и ждут блаженства и счастья после смерти. А ответить на этот кажущийся парадокс очень просто – поверить в отсутствие существования после смерти куда сложнее.

Конечно, проще убедить себя в том, что за все твои заслуги сейчас тебя ждёт щедрая награда, да и вообще после этой сложной и запутанной жизни в материальном мире ты попадёшь в страну чудес с кисельными берегами. А вот «ничто» представить сложно как морально, так и практически. Очень неприятно осознавать, что после смерти не будет вообще ничего, ни света ни тьмы, ни страданий и блага, не будет покоя, не будет вообще ничего. И это «ничего» просто нельзя поместить в своё сознание, которому банально недоступно существо истинной пустоты. Мы просто не понимаем, что такое настоящее ничего. С этим согласен и Шопенгауэр, писавший, что не существует абсолютного ничего, для нас есть лишь относительное ничего.

И это неописуемое, где-то в глубине души тревожащее нас «ничего» и составляет тот объект, к которому относится страх, объединяющий всех людей, живущих и когда-либо живших на Земле. Да, тот самый страх перед непознанным, который шрамом преследует человечество на всём пути его развития. Ведь мы подсознательно и неотвратимо боимся всего, что не понимаем, что недоступно нашему сознанию. Боязнь темноты, океанских глубин (талассофобия), загадочных просторов космоса и прочего – всё это яркие выражения этого нашего сокровенного страха и трепета перед неизвестностью.

Смерть и жизнь

Однако реальность такова, что каждый рано или поздно сталкивается со смертью, как бы он не старался отодвинуть её на подальше. Наше тело, бренная оболочка для души не вечна (и сейчас мы это поняли особенно отчётливо, ведь вечность для человека недостижима ни в чём). Вся квинтэссенция жизни с её радостями и горестями, победами и поражениями сводится всё равно к смерти. Нам отведён в этом мире конечный, а значит безмерно краткий отрезок времени. Сейчас в мире живут восемь миллиардов людей, представителей рода человеческого. У каждого из них есть какие-то мечты, цели и планы. Лишь немногие из них думают о смерти, ведь нам инстинктивно хочется отстраниться от смерти как от чего-то, что можно избежать, если об этом не говорить, как табу. В обществе ведь не принято вести беседы о смерти, если вы попробуете поставить эту тему в разговор, то не сможете избежать косых взглядов в вашу сторону, всем им кажется, будто своими словами вы привлекаете и приближаете смерть. Все любят больше уделять внимание сегодняшнему дню и преходящим делам, в общем бытовой суетности.

Но чего на самом деле стоят все эти беседы перед лицом смерти? Это же обсуждение того, что умрёт вместе с человеком и не оставит после себя и мокрого места. Это эфемерные воздушные слова и мнения, которые улетучиваются на следующий день, если не в следующий час. Люди по сути отдают время болтовне, единственная ценность которой состоит в отвлечении субъекта от конечности жизни. В свою очередь время как раз является в контексте нашей короткой и мимолётной походки по канату жизни драгоценной жемчужиной человека. Время именно позволяет нам постигать всё: от боли до наслаждения, и все наши дни, прожитые в скуке, растрачивают эту ценность. И что же делают люди под лампой времени - тратят его свет на слова, бессмысленные слова, растягивание суетливого момента. То же самое, собственно, составляет стояние в очередях, которое, конечно, выглядит более достойно уже потому, что является вынужденным.

А трата времени на вот разговоры о преходящих вещах выражают собой даже некую надменность к жизни, как будто человек отказывается признавать необходимость, с которой наступает её конец, когда подводится черта под всеми событиями в бытии человеческом. В момент смерти каждому будет дано понять, чего на самом деле стоил ему тот или иной поступок и из чего на самом деле была сложена его история. И стоит признать, что смерть имеет для нас такое же объективное значение, как и рождение.

Рождение и смерть

Рождение вносит человека в мир и непосредственно даёт ему один и единственный шанс на прожитие жизни, оно запускает развитие организма, который в итоге и станет главным лицом в спектакле своего бытия, который и будет проходить сквозь все испытания. И именно его решения запечатлятся в этой истории. Рождение мы восхваляем сильнее всего, ведь оно как перводвигатель выступает в роли зачинателя, и конечно момент рождения был особенно вознесён в соответствии со своим оправданным значением в культуре людей. Рождение всегда вызывает эмоции счастья даже сквозь боль у роженицы, оно воплощает в себе утверждение жизни как таковой, и ребёнок будто отражает в своём теле весь тот тернистый жизненный путь, который ему ещё предстоит пройти.

Но смерть, как уже было сказано, равноценна рождению. Если последнее жизнь создаёт, то первое её забирает – процесс такой же важный. И что самое важное тут: рождение и смерть не существуют друг без друга, а это значит, что смерть для индивида создаётся вместе с его явлением в этом мире. Сама жизнь не может существовать без смерти так же, как и без рождения. Когда и как она наступит – это вопрос судьбы, но сам факт её неотвратимого наступления отпечатывается на наших телах уже с рождения.

Кратко о судьбе

А судьба – это пророчество, существование которого, мягко говоря, неоднозначно. Согласно пониманию мира наукой, судьбы нет. Ведь квантовые эффекты демонстрируют нам совершенную непредсказуемость и главный постулат современной физики, которая на самом основном, фундаментальном уровне представляет собой квантовые поля и энергии называется принципом неопределённости. Мир атомов, частиц и неведомых разуму явлений и таинственных объектов это и есть реальность, ведь любое событие в нём существует и в реальности и каждый предмет в нашем мире, по существу, есть кучка атомов. Он является наиболее ясно выражающим объективную реальность, поскольку что-угодно из нашего макромира можно объяснить и рассмотреть, разобрав на атомы, а вот воистину поражающие воображение эффекты в квантовом мире нельзя понять, исследуя нашу известную макровселенную.

И весь мир, вплоть до сверхскоплений галактик есть лишь многократно повторённый квантовый мир. И он, этот мир, показывает нам полную неопределённость во Вселенной, неоднозначность и случайность есть неотъемлемое свойство нашего мира, один из его критериев. И пока есть в нём абсолютно случайные вещи, как схлопывание волновой функции, или флуктуации вакуума, представленные рождением пар частиц, проживающих свою недолгую жизнь до взаимной аннигиляции, пока у нас есть эти принципиальные и естественные случайности, то ни о какой судьбе не может быть и речи. Нельзя знать даже точное состояние мира в следующую миллисекунду, чего уж говорить о целой жизни. Будущее Вселенной не определено, нет таких событий, которые даже через какой-нибудь относительно небольшой период, например 10 лет (для Вселенной декада – это ничтожно малый отрезок времени), наступят обязательно.

До смерти

В связи с отсутствием судьбы, мы не можем точно знать, где и когда умрём. И тем каждый момент, прожитый в этом мире, становится ценней. И тем важнее не потратить выделенный срок на какую-нибудь чушь. Следующая мысль часто приходит перед сном: каждый человек старается прожить жизнь так, чтобы умереть не тем, кем родился. Мы пытаемся изменить себя, видоизменяем тело, и само собой стараемся поменяться внутренне. Кто-то бегает за регалиями и медальками. Но всё, что может дать любое такое достижение укладывается в две составляющие.

Первая из них – это опыт, о котором я уже много чего сказал, и возможно не везде достаточно честно оценивал его роль в жизни человека. Опыт есть единственно возможный объективный смысл жизни – не больше и не меньше. Опыт – это всё, что остаётся перманентно у индивида после любой достигнутой им цели, опыт это остаток всей прошедшей жизни, а воспоминания принадлежат к опыту как его составная часть. Так вот, эмпирический опыт, отражающий всё прошедшее с человеком, определённо добавляет веса любому стремлению, в том числе, стремлению к общественно-поощряемым достижениям.

Вторая составляющая – субъективное ощущение счастья от тех самых поощрений, дарованных окружением, довольным стараниями субъекта. То же самое ощущение имеет и глубоко внутренние личностные корни, то есть победитель начинает больше любить самого себя, так как для него возрастает его собственная ценность, говоря простым языком, повышается самооценка личности.

То есть сами по себе эти достижения не возвышают нас перед лицом неминуемой смерти, и мы будем лежать в той же земле, что и короли и сильные мира сего. Зато для индивида имеет значение путь, проходимый им в стойком желании получить эти медальки и грамоты. Лишь путь в конце концов будет отличать труп человека от миллионов других трупов. Поэтому, например, в китайской философии существует направление даосизма, где Дао (путь) выступает центральной фигурой. У человека в конце его жизни самым ценным становится именно пройденный им путь, и после смерти, как бы кому ни было от этого прискорбно, от нас останется только память о нашем пути, заключённая в влиянии на мир, в потомках, вещах и содержащихся в них воспоминаниях.

Никола Тесла умер в 1943 году, и что теперь существует в мире, относящееся к этому великому изобретателю? Да почти вся электрическая индустрия, книги о нём, различные приборы и физические эффекты, открытые им в его лаборатории. Его тело погибло, но путь, который он прошёл, оставил нестираемый след, отражённый в цивилизации. И путь таким способом выражает в себе самую личность, поскольку лишь на его протяжении она и раскрывается. Все поступки человека могут составить не просто представление о нём со стороны, но и самую его суть апостериорно.

Самосовершенствование

В контексте смерти как мерила жизни на пороге к «ничто» выступает важным аспектом саморазвитие, ведь оно заключает в себе изменение человека, порождающее разницу между индивидом рождённым и индивидом умершим. Жизнь даёт шанс человеку стать чем-то большим, чем он есть, даёт шанс стать лучше и совершеннее. Но тут хорошо бы определиться, что для нас будет совершенством и почему какие-то действия ведут к нему, а какие-то отдаляют. Надо понимать, что мы можем только лишь выражать свою сущность в реальный материальный мир для какой бы то ни было оценки нашего содержания. И это выражение никогда не может полностью передать как раз настоящего нашего наполнения во всех его деталях, потому что при этом оно вынужденно вступать в узкие формы слов и действий, к тому же шанс выразить себя ещё и не так часто представляется, как нам хотелось бы. Итого, у нас есть ограниченные возможности выразить своё нутро этому миру и в конце концов понять через это выражение собственно себя.

А значит мы объективно становимся совершенней, когда наши слова и действия, да и другие формы выражения начинают всё более быть похожими на наше истинное нутро. Сюда не получится приплести какой-либо саморазрушительный образ жизни как честное выражение своего животного инстинкта, стремящегося к приближению индивида к состоянию комфорта и счастья. Потому что это лишь часть нашего внутреннего «Я», это по сути Эго в авторском понимании. Нет, необходимо брать себя в целостном единстве, содержащем волю и сознание в том числе, и ваше выражение в мире становится совершеннее с саморазвитием.

На первый взгляд кажется радикальной точка зрения, в которой совершенство является не обособленным идеалом человека, прекрасно физически развитого, находящегося на абсолютно непостижимом уровне интеллекта и умственного прогресса, лишенного личной трагедии, как бы нашедшего духовный баланс и достигшего гармонии с собой и с миром в качестве завершения идеализированного образа.

Однако совершенным я считаю человека, который абсолютно полностью во всех чертах и красках смог отобразить своё неповторимое внутреннее существо вовне и именно этим отождествлением внешней и внутренней ипостасей себя смог прийти к гармонии. Сохраняя неприкосновенность идеала, замечу, что практически достигнуть его невозможно, мы можем лишь приближаться к этому совершенному состоянию. Незачем пытаться становиться Доктором Манхэттеном, идеал в нашей системе не находится в рамках каких-либо субъективных ценностей, он упрощен и обобщён до совершенствования в этой полноте выражения во внешний мир. Как я упоминал ранее, сознание само по себе имеет смысл только в воздействии на реальность в материальном мире.

Путь и его конец

В итоге стало ясно, что проведение свободного часа за скучной болтовней о пустых вещах и делах никак не двигает нас по дао, жизненному пути, потому оно и не достойно ни секунды потраченного времени. Каждый шаг по нашему пути воплощается в решении и поступке, через них мы движемся вперёд и думаем только о том, как бы не упасть на следующем шагу. Пока мы в пути, у нас есть шанс стать чем-то большим, чем мы были в начале пути. Шанс создать великое или его же разрушить. Что-то нас корнями и пнями тормозит на этом пути, а что-то ветром ускоряет, но ничто не способно навсегда остановить нас или развернуть назад - наш путь должен продолжаться и нужно идти дальше. Иногда мы оглядываемся назад, обозревая всё прошлое в попытках понять, куда шагать сейчас, словно заблудший путник. Жизнь может мотать кругами, сбивать и заставлять сворачивать на непроторенные тропы, но тем и наш путь становится более осмысленным.

Каждый поворот ведёт по новой дороге, а старая для нас пропадает, ведь вернуться назад по дороге и пойти по ней уже невозможно. Но в конце каждого из всех путей нас ждёт смерть, и к ней как могло показаться путь и ведёт. Но на самом деле он не ведёт никуда, мы сами прокладываем его, и наш путь обязательно должен закончиться, а закончиться он может только смертью. Так что смерть не есть нечто страшное, ведь она неминуема. И мы поняли, что ничем она не плоха, это сестра рождения, появляющаяся вместе с ней как конец пути, начало которого даёт рождение. И в конце мы приходим к «ничто», бескрайней пустоте. И это не значит, что в жизни нет толка, раз она ведёт к ничему, но цель всегда находится в самом пути, а не в его конечном пункте, всё смысловое наполнение содержится в нём, и свободные от судьбы мы можем пройти его как нам захочется, в этом на протяжении жизни мы выражаем в каждом шаге самих себя, так что весь этот Дао в целом и будет самым точным описанием нашего внутреннего «Я».

«Конец – это лишь часть пути» ©Тони Старк

буду рад видеть отзывы и критику в комментариях

0
1 комментарий
Сергей Марковский

По поводу того, что наукой доказано что нет судьбы, ориентируясь на квантовую физику и ее случайность. Разве мы не оставляем вероятность, что эта «случайность» это невозможность пока для нас уследить в этом причинно следственные связи, и если частица оказалось в одном месте, а не в другом, или повела себя определенным образом, вместо других вариантов, то этому сопутствовали конкретно определенные условия, что опять же доказывает концепцию судьбы как цепочку причинного следственных событий с единственно возможным исходом каждого события вытекающего из предыдущего?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда