Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Меньше полугода потребовалось нам для разработки идеи приложения бизнес-муравейника и ее успешного воплощения в жизнь. Рассказываю, как это было.

Первый шаг к успешной разработке

В марте этого года мне позвонил бывший руководитель и поделился вдохновляющим замыслом. Идея и ключевые мысли были собраны на нескольких листах бумаги, включая главное — фишку проекта, егоуникальное ценностное предложение. За 5 минут разговора ему удалось не только вселить в меня веру вжизнеспособность затеи, но и заинтересовать настолько, чтобы я захотел стать частью этого процесса и добиться результата, которым можно гордиться.

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

После нашего разговора я подробнее изучил вопрос и поделился с автором своими комментариями. Это позволило нам обоим убедиться, что проект нас действительно зажигает! После серии обсуждений, к середине марта процесс создания нового продукта был запущен. Дальше я расскажу вам о том, как мы выстраивали работу по проекту, подбирали команду, определялись с оборудованием и софтом и договаривались об условиях работы, удобных для каждого участника.

Подбираем команду под проект

Пожалуй, это самый ответственный момент. Ведь именно от людей, их компетенций и настроя будет зависеть то, как будет создаваться, меняться и развиваться продукт. За долгое время работы в проектах разного уровня в роли PO/CPO мне уже удалось собрать команду профи, которым небезразличен продукт, его развитие и собственный вклад в общее дело. Это всегда люди, которые работают не в рамках формального офисного графика, а там и тогда, когда это нужно продукту, нужно команде, нужно мне.

Я начал с двух 2 ключевых позиций: тимлид нашей будущей команды и архитектор приложений.

· Задача тимлида — не только грамотно сформировать команду, но, как и в любом стартапе, подхватить ещё одну или несколько функций. В нашем случае – бэкенд-тестирование и его автоматизация.

· Задача архитектора — сформировать карту необходимых микросервисов, связать их между собой и дополнительно, с учётом функционала solution-архитектора, эти сервисы написать.

Мы также приняли решение, что наш продукт будет мультиплатформенным, что было необходимо учесть при разработке. При этом начать проверку гипотез мы решили с iOS, и нам потребовалось найти подходящего разработчика.

· Задача iOS-разработчика — возглавить разработку проекта.

Благодаря фортуне и связям внутри уже сложившейся команды, вскоре к нам присоединился Senior iOS-разработчик с опытом работы в стартапах.

Команда для старта была почти собрана, вакантными оставались две важные роли, без которых отправляться дальше мы не могли – продуктовый дизайнер и DevOps-инженер. Буквально за пару днеймы нашли подходящих ребят из текущих и бывших проектов и приступили к работе. Мы знали, что для реализации проекта такого состава будет недостаточно. Но для старта проектирования – в самый раз!

Таким образом, мы приступили к проекту со следующей командой: стейкхолдер, я – CPO /co-founder, тимлид, solution-архитектор, продуктовый дизайнер, iOS-разработчик и DevOps-инженер.

Приобретаем необходимый для проекта софт

Итак, команда собрана, стартуем! Однако для эффективного управления проектом и оперативной коммуникации с участниками требуются подходящие инструменты.

· Для общей синхронизации работ, обмена мыслями и других активностей мы выбрали Miro. Приобрели лицензию и начали складывать туда все артефакты, которые накопились к моменту запуска проекта. Там же, на канбан-доске мы стали отслеживать ход выполнения задач.

· Для формирования дизайн-системы и подготовки прототипов экранов мы приобрели лицензию на Figma на одного редактора и неограниченное количество читателей. Было очевидно, что команда будет расширяться и нам потребуется переходить на полноценный трекер задач. Но для начала нам было особенно важно создать набор минимально необходимых инструментов в appstoreconnect.apple.com и developer.apple.com, которые позволяют разработчику iOS интегрировать Xcode через Apple сертификаты в аккаунт, а владельцу управлять настройками приложений. Поэтому мы зарегистрировали аккаунт, оплатили и приступили к разработке.

· Для анализа активности и привлечения пользователей мы решили использовать классический инструмент, AppMetrica. В нем мы подготовили необходимые воронки и постепенно добавляли новые события.

· Для разбора инцидентов и поиска потенциальных проблем нами была развернута система логирования с использованием наиболее привычного для нас инструмента – Kibana. Поскольку сервисов предполагалось много, мы сразу настроили его таким образом, чтобы можно было смотреть логи по каждому сервису за нужный период времени. Ведь зачастую логистановятся единственной возможностью определить точное место возникновения ошибки и отследить последующие проблемы.

· Было решено проводить встречи в Zoom, уже ставшем частью повседневной коммуникации для каждого. Плюс, по качеству связи он на порядок обогнал своих конкурентов. Мы приобрели лицензию и создали постоянную комнату, в которой собирались, когда нужно было синхронизироваться.

Для себя мы выработали правило: раз в неделю обязательно встречаться вместе в Zoom, проверять статус выполнения задач, синхронизироваться с другими участниками, решать общие и командные вопросы. Важно определить конкретный день/время таких синхронизаций, чтобы каждый участник команды постарался максимально продвинуться по своему направлению к этому времени и, что особенно важно в условиях парт-тайм занятости, планировал свою работу так, чтобы уложиться в срок.

На момент запуска проекта мы использовали: Miro, Figma, Developer.apple.com, AppMetrica, Kibana, Zoom.

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм
Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Арендуем оборудование для проекта

Появилась определенность со структурой основных сервисов: стало понятно, что входит в MVP, а что поедет в следующих итерациях. Локальная разработка первого микрача стартовала, и нужно было начинать подготовку инфраструктуры для тестового окружения. На этом этапе мы решили взять в аренду несколько серверов под следующие задачи: база данных, сервисы, vpn.

На один из них мы установили gitlab и nexus, а второй подготовили для установки тестовых версий микросервисов и базы данных. Спустя несколько дней мы решили спрятать всё за VPN. Для этих целей мы также арендовали третий сервер.

Для старта мы остановились на этом. Было принято решение для начала ограничиться тестовым окружением, развернув продовое по мере приближения к к проду.

Запускаем процесс разработки

Прежде чем сесть за написание первых строчек кода, мы с командой договорились о двух основных вещах – микросервисной архитектуре и MVP. Наша первая договоренность нашла отражение в схеме архитектуры, которую мы совместно утвердили. А MVP собрали в виде USM, поскольку только это было у нас на тот момент.

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Процесс разработки велся в Miro, где мы максимально совмещали все активности. Пока проектировался и обрисовывался дизайн первых экранов, шла разработка каркаса и архитектуры приложения на основании черновых макетов.

Для первых экранов создавались первые сервисы на бэкенде. Параллельно по компонентам формировалась дизайн-система, что позволяло быстрее переиспользовать элементы при сборке новых экранов. Бэкенд шёл немного впереди, а дизайн и разработка мобилки почти шаг в шаг. На этом этапе было невозможно выстроить цикл таким образом, чтобы все процессы шли последовательно, и в этом былсвой драйв.

Итак, первый сервис близился к завершению, на iOS мы заканчивали работы по созданию экранов регистрации и авторизации пользователей, настала пора усиливать команду. Параллельно мы разрабатывали админку, чтобы модерировать пользователей и их контент в бэк-офисе.

Проводим усиление команды

На этом этапе мы приступили к разделению типов активностей и усилению как бэк-разработки, так и iOS. Это неизбежно влечёт за собой укрепление команды тестирования, особенно на iOS. Тут мы решили привлечь дополнительные ресурсы на бэкенд, чтобы вести параллельную разработку микросервисов и нашего основного сервиса – транспорта для фронтов.

И снова мы вернулись к тому, как важно иметь надежных, проверенных и сильных участников команды, которые помогут в развитии проекта. Благодаря им мы буквально за несколько дней усилили команду на бэке, на iOS и в тестировании, начав ускорять процесс создания приложения.

Два важных момента! Первое - сплочённая команда. Даже после многих лет на разных проектах и в разных компаниях, все равно остаётся та нить, которая связывает людей, их компетенции и стремление быть в продукте, жить продуктом. Это крайне важно, ведь времени на погружение в таких проектах совсем мало, а когда все с полуслова понимают, с чем и как предстоит работать, то шансы на успешное завершение проекта в более короткий срок значительно выше. Мы знаем, что ресурсов и бюджета долго проверять гипотезы в стартапе нет.

Второе — это найм разработчика iOS с рынка. В нашем случае, среди знакомых ребят не нашлось нужной компетенции в моменте. Неделю искали через HH: открыли вакансию, отсматривали резюмешки и проводили интервью с несколькими кандидатами. Один из соискателей нам отлично подошёл. Он был активным, хотел учиться, что-то уже умел. Мы взяли его в команду с перспективой вырастить, и не прогадали! Научился он быстро, ведь ментор уровня senior+ с хорошей харизмой это залог успеха :) Ксожалению, через пару месяцев наши пути с ним разошлись, как часто бывает с привлеченными с рынка кандидатами. Но к этому мы были готовы изначально.

Ещё один интересный момент. Наша команда разбросана не только по городам и весям нашей прекрасной страны, но и за ее пределами. Поэтому особенно важно правильно управлять процессом и создавать комфортные условия для каждого члена команды. В целом, управление распределенной продуктовой командой - отдельный и важный навык, приобрести который можно только в процессе получения релевантного опыта.

Также нам требовался модератор пользовательского контента, которого мы оперативно нашли. После укомплектования команды мы неизбежно вернулись к вопросу трекинга задач. На общем еженедельном созвоне мы решили использовать Youtrack. Причин этого выбора было как минимум две: участникикоманды уже имели опыт работы с этим инструментом, а Youtrack предлагал бесплатную версию на 10 пользователей. Установив инструмент на наш арендованный сервер, мы перенесли в него задачи из Miro и начали активно выстраивать комфортный процесс Delivery в Youtrack с учетом особенностей работы парт-тайм команды.

Команда полностью укомплектована, теперь только вперед!

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Выпускаем MVP в AppStore

Два месяца активной работы в парт-тайм режиме, бесконечный процесс генерации фич, декомпозиция, запил бэка и фронта. И вот мы приблизились к заветному дню выпуска первой версии в AppStore!

Важно отметить, что когда сотрудники AppStore проводят первое ревью версии нового приложения, ониобращают внимание абсолютно на все, но особенно - на политику работы приложения с данными пользователя. Мы решили сэкономить время для выпуска первой боевой версии в прод, и запустили на ревью бэта-версию, в которой можно было ознакомиться с функционалом приложения. После 2-3 днейревью к нам приехали первые замечания. Они оказались не сильно критичными, и мы поправили их буквально за день, отправив повторно. Со второго раза прошли и ревью в аппле.

Крутая фишка: можно отдать на ревью и не публиковать эту версию в AppStore. Ты проходишь ревью, после чего сам принимаешь решение о публикации текущей версии или отправки ее на доработку. Через несколько минут после прохождения ревью версия появляется в AppStore.

В нашем случае, день публикации первой версии выпадал на мой уикенд в Питере. Это возвращает к размышлениям о распределенной команде, удаленной работе и отсутствию привязки к офису или конкретному местоположению. Сегодня особенно актуально работать в тот момент, когда это нужно, независимо от локации. И вернуться к старому формату уже просто невозможно. Но ещё много компаний в России, особенно крупных, не могут полноценно перестроиться, теряя крутых сотрудников.

Итак, мы вышли в AppStore. Нужно двигаться вперёд, чтобы каждое изменение, каждая версия приложения удерживала текущих пользователей и привлекала новых.

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Делаем upgrade продукта

Доработка продукта всегда трепетная история. Много кастдева, распухание бэклога, постоянна переприоритизация. Ты работаешь над тем, чтобы сделать продукт максимально удобным для пользователей, чтобы они хотели его использовать для покрытия ключевой потребности.

Проведя серию «глубинок», мы выявили основные точки роста приложения, собрали первую и очень ценную обратную связь. Результаты структурировали в понятный бэклог задач и приоритизировали их внутри команды.

Как мы создали и запустили цифровое бизнес-сообщество за пять месяцев распределенной работы в режиме парт-тайм

Для оперативной работы с данными пользователя еще на старте проекта мы определили ключевые метрики продукта, которые будем прокачивать и пристально наблюдать за их динамикой на временной шкале. Тут нам очень пригодилось наличие бесплатного инструмента для работы с базами данных DBeaver и знание SQL для написания выборок данных. Чтобы следить за показателями мы выбрали Google Docs, в котором построили таблицы и графики, обновляя данные на регулярной основе.

Что дальше?

У нашей команды большие планы, а у запущенного нами бизнес-муравейника большое будущее! А это значит, что версия BizAnthill в продакшне - только первая точка, старт масштабного процесса создания пользовательской ценности в бизнес-сообществе.

Очевидно, что сегодня наш бизнес переживает непростое время. Перед предпринимателями стоит задача оперативного реагирования на изменения, затрагивающие их деятельность. Для принятия срочных решений требуется быстрая обратная связь от экспертов в различных областях. Чтобы найти ответ, используя множество ресурсов, требуется много времени, либо ответа и вовсе не существует. В популярных телеграмм-каналах вопросы быстро теряются на фоне общего потока информации. Поэтому мы активно формируем экспертное сообщество для решения бизнес-проблем. Удобный рейтинг экспертов, личные вопросы эксперту, а в будущем и к гильдии экспертов определенной области, позволят в короткий срок задать острый вопрос и получить оперативный ответ или необходимый документ непосредственно в ответном сообщении. Всегда можно просмотреть полученные ответы позже: push-уведомление о полученном ответе будет хорошим инструментом для напоминания. «Кладовка», в которую можно поместить важные вопросы, навсегда сохранит фокус на ключевых обсуждениях и,благодаря умной системе уведомлений, не позволит пропустить активности, которые в них происходят. Наше сообщество поможет с принятием правильных решений и выбором направления для развития и оптимизации бизнеса. А нашими экспертами будут профессионалы, которые уже построили свойбизнес, и готовы помочь в этом вам!

Присоединяйтесь!

1212 показов
228228 открытий
1 комментарий

Поддержу, пожалуй

Ответить