Трансформация школьного образования как идея для стартапа

Мир переехал в онлайн, а в провинциальных школах по прежнему пишут мелом вместо маркеров. Есть мнение, что это не навсегда. Рано или поздно ученики классических школ перейдут на удаленку, создадут новый рынок и обеспечат экспоненциальный рост онлайн-образования. По-моему, это хороший повод для стартапа.

В статье я собрал информацию по теме, оценил потенциальный рынок и описал конкурентов. От читателей жду обсуждения перспектив, разумных и неразумных предположений, адекватной и неадекватной критики. В общем говорите что думаете, а там разберемся.

Откуда ноги растут

Ничего не предвещало беды, я спокойно листал ленту инстаграма. Вдруг в мое личное пространство вторглось видео одного харизматичного человека. Обычно Сергей говорит про недвижимость, но неожиданно он выступил на тему детского онлайн-образования. Не знаю предысторию этого решения, однако снимаю шляпу за отличный эфир. Советую внимательно посмотреть запись и после этого двинуться дальше.

Если вы пропустили видео, то вот резюме:

  • Онлайн-образование продвинулось на новый качественный уровень. Это не Zoom-конференция, как думают люди. Это комплексный продукт, который сочетает образовательную программу, обратную связь, интерактивное взаимодействие и систему контроля.
  • Хорошая онлайн-школа даст школьнику больше знаний, чем физическое посещение занятий. Технологии онлайн-школы не позволяют ученику отвлекаться от обучения, перескакивать темы или прогуливать уроки. Учитель контролирует процесс и результат занятий. Родители видят историю прогресса. Если школьник что-то не понял, то он возвращается к нужному уроку и проходит его заново (включая тесты и контрольные задания). Перейти на следующий уровень, не пройдя предыдущий, ученик не может физически.
  • Онлайн-образование лучше традиционного. Классические школы исчезнут через пять лет. Пока вы спали, мир изменился — признайте это уже наконец.

Не уверен, что школы вымрут так быстро, но остальным тезисам импонирую. За последний век среднее образование не изменилось. Постепенно оно деградирует. Если технологии изменят тренд и повысят качество образования, то будет здорово.

С коммерческой точки зрения это окно возможностей. Коронавирус ускорил цифровизацию мира, и под раздачу попал не только бизнес. Традиционные неповоротливые сферы будут меняться. Отсюда очевидная идея стартапа — открыть частную общеобразовательную онлайн-школу и прокатиться на тектоническом изменении рынка.

Обращаю внимание, что ставка идет на последнюю часть предложения. Мы рассчитываем на изменение парадигмы образования, которое случится с нами или без нас, а не на создание уникального и никому не нужного продукта.

Объем рынка

Хороший признак успешного стартапа — большой размер рынка, на котором он функционирует. Школьное образование проходит этот критерий:

  • В 2021 году в школы пошли 17 миллионов учеников.
  • Предположим, что 1% прогрессивных родителей готовы перевести детей на онлайн-образование. Получится 170,000 учеников.
  • Предположим, что за образование они готовы платить от 2,000 до 5,000 рублей в месяц или от 18,000 до 45,000 рублей в год.

Перемножив школьников на деньги, мы получим от 3 до 8 триллионов рублей потенциальной выручки. Это хороший размер для российского рынка, особенно с учетом консервативного расчета. Если допустить более оптимистичный сценарий, то мы попадем в хороший рынок даже по международным масштабам.

Конкуренты

Лидеров рынка школьного онлайн-образования удачно собрал Тинькофф-Журнал (плюс я добавил мастодонта Учи.ру). Кстати, советую прочитать статью и комментарии — там есть интересная информация с точки зрения пользователей. А мы пока отойдем от конкурентных преимуществ онлайн-школ и посмотрим, сколько денег они зарабатывают:

Трансформация школьного образования как идея для стартапа

Больше половины рынка занимает Учи.ру, который вырос на 70% с 2019 года. Компания успешна благодаря административному ресурсу — качество сервиса слабое (тестировал на младшей сестре-четверокласснице), но общеобразовательные школы перевели на него директивно.

Остальные участники любопытнее — зарабатывают меньше, но растут хорошо. Семь школ из десяти прибыльные, что редкость для компаний, которые функционируют в новой рыночной нише.

Глобально про рынок и конкурентов:

  • Конкуренты зарабатывают, а значит рынок существует
  • Конкуренты растут, а значит рынок растет
  • Конкурентов мало, если учесть потенциальный объем рынка

Подробнее я проанализировал конкурентов здесь. Кликайте, если интересно.

Преимущества, недостатки, риски

Про преимущества, недостатки и риски я говорю не в разрезе онлайн-образования как концепции, а разрезе онлайн-образования как идеи для бизнеса. Спорные моменты надеюсь обсудить в комментариях.

Преимущества вижу такие:

  • Школьное образование — это большой и обязательный рынок. Если бизнес-курсы или английский для взрослых можно пропустить, то школу закончить придется. Это отличная новость, потому что продать обязательный продукт проще, чем продать необязательные полезные навыки.
  • Довольный клиент будет платить одиннадцать лет. Да, я взял по максимуму, но даже половина срока — все равно долго. Сойдется любая юнит-экономика.
  • Треть россиян тратят на ребенка треть семейного бюджета. Еще 20% — половину. Мы снова попадаем в большой и приоритетный для потребителей рынок.

Недостатки тоже присутствуют:

  • Сделать качественную общеобразовательную программу, построить процесс обучения и проконтролировать учеников онлайн — задачка со звездочкой. Требует организационных навыков. К тому же ряд задач реально проще сделать вживую (да, большинство детей списывает).
  • Мнение, что оффлайн лучше онлайна сидит у родителей в печенках. Рынок пройдет семь кругов ада, перед тем как станет массовым.
  • Реальность такова, что школьный онлайн — это глобальный эксперимент. Такое образование будет либо хуже, либо лучше обычного. Объективные результаты мы увидим через десять-пятнадцать лет, когда первая партия онлайн-школьников пойдет в институт или на работу.
  • Основные конкуренты зашли на рынок в прошлом десятилетии. Они привлекли инвестиции, набили шишки, отладили бизнес-процессы. Запустив еще одну онлайн-школу, придется догонять.

Если совсем глобально, то существует два риска:

  • Традиционное образование победит, переезд в онлайн не состоится. Онлайн-школы остануться нишевым рынком. Проиграют все.
  • Рынок школьного образования трансформируется, но новых пользователей получат старые игроки. Они заработают, мы прогорим.

В остальном это понятный, масштабируемый и потенциально крупный бизнес. Он держится на сильной реализации, а не на гениальной идее.

Интересные кейсы

Собрал факты и кейсы про школьный онлайн, которые мне приглянулись. Посмотрите. Думаю, вам понравится:

  • Одесский учитель физики Павел Андреевич Виктор из любви к детям запустил бесплатную онлайн-школу задолго до то того, как это стало мейнстримом. На его YouTube подписаны 910 тысяч человек, а видео-лекции содержат полный курс физики для старшеклассников. Если вы думаете, что онлайн хуже оффлайна, то сравните лекцию Павла Андреевича с обычным школьным уроком.
  • Интервью основателя Нетологии Максима Спиридонова. Максим рассказывает про влияние COVID на цифровизацию и темпы роста рынка онлайн-образования. В том числе он делится инсайтом про синхронное и асинхронное образование, а также рассказывает про проект Фоксфорд, который нацелен на школьников.
  • Статья в РБК Тренды, которая подошла к онлайну с разных сторон и расписала плюсы и минусы домашнего обучения. Там же есть дополнительные причины перехода и размышления насчет социализации.
  • Еще одна статья в РБК Тренды. Авторы рассмотрели edtech рынок России целиком.

Вопросы к обсуждению

Давайте обсудим школьный edtech с разных сторон:

  • Вы довольны традиционным школьным образованием?
  • Вы готовы отправить детей учиться онлайн?
  • Вы верите в трансформацию рынка школьного образования?
  • Вы готовы запустить проект в этой области или инвестировать в него?

Не стесняйтесь отвечать частично или развернуто. Лучше с аргументами. Поднятие новой темы или постановка нового вопроса тоже приветствуются. Если перед ответом вы сделаете краткое интро, то будет вообще здорово. На этом все. Спасибо!

***

В телеграм-канале @fedotovjournal я пишу про все, что связано с инвестициями. От венчура до фондового рынка. Подписывайтесь, если материал вам понравился, и вы не хотите пропустить новый.

396396 показов
1.8K1.8K открытий
45 комментариев

Имея за спиной более 6 лет педагогического опыта и пару лет работы в edtech-e, выскажу мнение, что полная трансформация школы во что-то онлайновое невозможно.
В первую очередь, потому что родителям до 9 класса плевать на учебу детей. Они используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом. Если не верите, обратите внимание на распорядок школьного дня - учеба начинается примерно в то же время, что у родителей работа - в районе 8-9 утра, что очень удобно. И это неправильно, т.к. дети не высыпаются. С точки зрения нейробиологии, обучение проходит гораздо быстрее и полнее, если человек высыпается. Едем дальше. Во сколько занятия заканчиваются? Правильно, когда у родителей обеденный перерыв. А для тех, кому неудобно в это время дитятко забрать со школы, есть ГПД. И еще я бы обратил ваше внимание на жутко затянутое прохождение материала. Сравните программу условного 6-7-8-9 классов. Там темы одни и те же год от года. Ну и так далее. Таких нюансов - гора.
Во вторую очередь, проблема в развитии детского мозга. До 14 лет дети ну вообще не умеют в самостоятельность и построение логических цепочек а-ля "надо ходить в школу и там хорошо учиться, чтобы сдать экзамены и поступить в нужный вуз, чтобы дальше оказаться в правильном кругу людей и не профукать кучу лет жизни". Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов, великолепная возможность списывать (и соответственно скрывать реальный уровень знаний) и тд. Добавим еще нюанс с тем, что детский мозг не умеет учиться вопреки. То есть как только им становится скучно/грустно/etc, учеба заканчивается - материал тупо перестает усваиваться.
То есть получается, что до 9 класса онлайн-образование в общем случае не применимо, что сильно сокращает количество пользователей.
Продолжим. В 9 классе да, онлайн работает. Но лишь по причине предстоящей анальной кары в виде ОГЭ. Но и тут нужно учитывать нюанс, что предметов на ОГЭ сдают мало - 2 обязательных (русский и математика) и 2 "необязательных" (по выбору). На все остальные предметы забивают еще сильнее и теперь уже все - и дети, и родители, и учителя. Что тоже негативно сказывается на количестве пользователей. Да и более того. Родители знают, как их детей учат в школе. Поэтому, как правило, заказывают репетиторов. Что еще хуже скажется на сервисе. (мне кажется уже стала понятна его бесполезность, но продолжим).
10 класс. ОГЭ прошло, ЕГЭ далеко. По личному опыту замечу, что это самый трешовый год, когда в голове у детей все что угодно, но не мозг. Гормоны бурлят, сдерживающих факторов нет. Учеба не в приоритете. Значит опять сервисом нормально пользоваться никто не будет.
Остается 11 класс. И тут ситуация как в 9 классе, но еще жестче, потому что есть очень конкретная мотивация.
И получается, сервисом будут пользоваться очень мало людей - ответственные ученики/ученики ответственных родителей, ученики 9 и 11 классов, которые почему-то учатся онлайн, а не тет-а-тет с репетитором, что сильно эффективнее. Такой себе пул пользователей:)
И можете заметить, что приведенные в анализе сервисы занимаются как раз либо доп.образованием, либо делают курсы по подготовке к экзаменам/ВПРам и тд. И рынок подобных штук уже переполнен. Нужно какую-то более узкую и специальную нишу искать. Просто так залететь вряд ли получится.

p.s. простите, что отнял много времени и спасибо, что прочли

Ответить

Несколько моментов от родителя (частный детский сад -> общеобразовательная школа -> онлайн школа -> частная школа).

"используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом" - отчасти верно, но скорее нужна и дневная занятость и образование. Нельзя просто оставить ребенка один на один с экраном, ему сложно держать фокус самостоятельно, часто нужна помощь и пояснения учителя. Чего не хватает, так это командных уроков, чтобы помимо обычного социального взаимодействия была практика достижения общей цели и умения понимать других и договариваться.

"учеба начинается в районе 8-9 утра" - у нас школа начинается в 10, дети довольны. Не надо ложится слишком рано, не надо специально будить утром.

"Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов" ... при этом задания в игровой форме (формат uchi.ru) заходят замечательно :) На этом формате можно построить домашнее задание. Также можно добавить игровых механик, типа прокачки и развития персонажей за прохождение уровней, при этом появляется дополнительный фактор внешней оценки и длительной цели. Об этом много говорят, но нигде не видел качественной реализации.

"жутко затянутое прохождение материала", "великолепная возможность списывать" - это давняя проблема школьного образования, изначальной его целью было выучить до среднего уровня большое количество безграмотных детей, но при этом страдают те кто слабее (тяжело успевать за классом) или сильнее (скучные уроки). Нельзя загонять всех под одну гребенку. Решается на удивление просто: у каждого ученика свой прогресс (и соответственно задания) по каждому предмету, каждый движется со своей скоростью, есть промежуточное тестирование которое позволяет перейти на следующий уровень. Есть каталог изучаемых тем, которые можно проходить/перепроходить в разном порядке.

ОГЭ, ЕГЭ в этом плане кастрированный вариант подобных тестов, ребенок не привык к такому тестированию, для него это стресс. В таком формате тестирование не позволяет понять реальное покрытие знаний и не дает шансов на ошибку и возможности ее исправления.

Чего реально не хватает, так это качественной образовательной программы (контента). Не просто набор тем, а дерево знаний. Не просто книги с картинками, а современные красочные интерактивные программы. Не просто тесты набранные на скорую руку, а полноценное покрытие изученного материала. Не просто оценки, а разбор и понятное объяснение ошибок.

P.S. В текущей школе нет оценок, ~10 учеников на 1 учителя, можно закончить один из предметов за несколько лет (один из учеников закончил курс математики в 9+ лет). Мне бы такую школу в мое время :)

Ответить

Вижу тезиз и антитезис. Предлагаю синтез. Дети сидят в школе с педагогами, но весь учебный процесс в системе. Педагог не методист, а скорее надзиратель и мотиватор. Родительский комитет согласовывает понятную ему учебную программу.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарии целом хороший только слишком обобщающий. как человек которому из-за переездов часто приходилось догонять в школьную программу и учиться самостоятельно хочу сказать что перешёл бы на онлайн-образование значительно раньше 9 класса.
с другой стороны для общества и государства было бы значительно эффективнее учить всех детей в интернатах как у Стругацких

Ответить

Прочел до конца дважды и принял информацию к рассуждению. Спасибо!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить